Розвиток освіти в Московському педагогічному державному університеті

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:17, реферат

Описание работы

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших
учебных заведений России. Став в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным
заведением в России, созданным поддержать стремление женщин посвятить себя науке и
предоставить им возможность получения высшего образования, МПГУ в течение всего XX
столетия и в начале нового тысячелетия сохранял и продолжает сохранять и укреплять
лидирующие позиции в системе образования России

Файлы: 1 файл

Гребенюк.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

ДЕРЖАВНИЙ ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД

“ЗАПОРІЗЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИ УНІВЕРСИТЕТ”

МІНІСТЕРСТВА ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

 

 

 

 

 

 

 

«Розвиток освіти в Московському педагогічному державному університеті"

 

 

 

Виконав:

студент групи 8.43213

Ященко М.М.

Перевірив:

Гребенюк С.М.

 

 

Запоріжжя 2014

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших учебных заведений России. Став в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным заведением в России, созданным поддержать стремление женщин посвятить себя науке и предоставить им возможность получения высшего образования, МПГУ в течение всего XX столетия и в начале нового тысячелетия сохранял и продолжает сохранять и укреплять лидирующие позиции в системе образования России. МВЖК – 2-ой МГУ – МГПИ – МПГУ – таковы исторические вехи в становлении университета, которые определили развитие отечественной и мировой теории и практики образования, а также внесли весомый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Создателям вуза во второй трети XIX века удалось решить вопрос, предопределивший развитие не только образования, но и общества России в целом на все последующие годы. С созданием МВЖК женщины любого сословия в России смогли получить высшее образование на родине, тогда как ранее незначительная часть девушек из привилегированных слоев общества получала его в зарубежных университетах. Это событие стало выдающимся завоеванием демократической общественности России. За многие десятилетия своего существования университет прошел славный путь от Московских высших женских курсов, основанных в 1872 г. членом Государственного совета, профессором истории В.И. Герье, до крупнейшего, первого в отечественной истории педагогического вуза, который по праву входит в элиту российской высшей школы.

Вся история МПГУ – от Московских высших женских курсов до сегодняшнего дня – убедительно свидетельствует, что даже в самые сложные периоды жизни страны университет был и остается уникальным центром отечественного образования, науки и культуры. Традиции университета, основу его научных школ, высокое качество подготовки педагогических кадров для системы образовательных учреждений заложили корифеи отечественной науки, осуществлявшие преподавательскую и исследовательскую деятельность в стенах МПГУ. Каждый из исторических этапов развития университета отличался блестящим профессорско-преподавательским составом. Здесь читали лекции и вели практические занятия выдающиеся ученые, которые заложили прочные основы и традиции университетского преподавания, неотрывно связанные с научно-исследовательской деятельностью преподавателей и студентов.

Основателями ведущих научных школ по разным направлениям были выдающиеся деятели науки и культуры. На МВЖК курс астрономии читал профессор Московского университета Ф.А. Бредихин, возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию. За разработанную теорию кометных форм и теорию происхождения метеорных потоков он был удостоен почетного звания академика Петербургской Академии наук. Долгое время на курсах работал астроном П.К. Штернберг – специалист в области гравиметрии и фотографической астрономии, основатель астрономического института, названного впоследствии его именем. Физику преподавал курсисткам МВЖК профессор А.Г. Столетов – выдающийся русский физик и электротехник, один из организаторов физической науки в Москве. Лекции по общему землеведению читал еще один будущий академик – географ, антрополог, этнолог и археолог, основатель российской научной географической школы – Д.Н. Анучин. Прочный фундамент знаний по истории и литературоведению обеспечивали профессора В.И. Герье, С.Ф.Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, М.М. Богословский. Бессменным преподавателем истории России на МВЖК являлся В.О. Ключевский – звезда русской исторической науки, профессор Московской духовной академии, располагавшейся в Троице-Сергиевой лавре. Среди профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов МВЖК имена многих известны не только специалистам в области истории образования и науки. Достаточно вспомнить химиков: А.Н. Реформатского – специалиста в области синтеза спиртов и Н.Д. Зелинского – одного из крупнейших исследователей соединений углеводорода, разработавшего методологию изучения состава и способов преобразования нефти и изобретателя угольного противогаза, благодаря которому в годы первой и второй мировых войн были спасены сотни тысяч жизней русских солдат; математика и физика С.А. Чаплыгина – академика АН СССР, одного из основоположников современной гидроаэродинамики; академика АН СССР, кристаллографа и минеролога В.И. Вернадского, читавшего курс минералогии и создавшего минералогический музей МВЖК; биологов М.А. Мензбира – автора классических исследований по географии животного мира, впервые систематизировавшего орнитологическую фауну России, и Н.К.Кольцова – одного из основателей генетики в России; физиолога М.Н. Шатерникова – основоположника физиологии питания, знаменитого своими исследованиями процесса обмена веществ; философов Л.М. Лопатина, П.И. Новгородцева и С.Н. Трубецкого; историков М.К. Любавского, Ю.В. Готье, И.В. Цветаева – основателя Музея изящных искусств в Москве. Математик Б.К. Млодзеевский, занимавшийся проблемами дифференциальной и алгебраической геометрии и математического анализа, стал одним из наиболее активных организаторов работы физико-математического факультета МВЖК. В обсерватории МВЖК начал свою работу будущий академик А.А. Михайлов, создавший звездный атлас, который студенты используют на занятиях и сегодня.

В 20-30-е годы всемирную известность приобрели такие ученые физико-технического отделения педагогического факультета 2-го МГУ, как покоритель Арктики, автор трудов по высшей алгебре (теории групп), разработчик гипотезы образования тел Солнечной системы в результате конденсации осколочного газово-пылевого облака О.Ю. Шмидт; три будущих академика – один из основателей отечественной астрофизики, автор многочисленных трудов по физике звезд В.Г. Фесенков; основатель научной школы по спектроскопии и спектральному анализу, первооткрыватель селективного рассеивания света Г.С. Ландсберг; будущий лауреат Нобелевской премии и Государственных премий СССР, академик АН СССР, автор трудов по ядерной физике, теории излучения, теории твердого тела, по проблемам управляемости термоядерного синтеза И.Е. Тамм; один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятностей А.Я. Хинчин; лауреат Ленинской премии, академик АН СССР, математик, основатель научной школы по топологии, автор многочисленных трудов по теории множеств и теории функций П.С. Новиков; специалист по физической географии и геоморфологии Б.Ф. Добрынин; В.Ф. Каган, создавший школу дифференциальной геометрии.

Важные достижения в области наук о природе принадлежали профессорам и преподавателям естественного отделения педагогического факультета. Среди них можно выделить автора классических трудов по неорганической и органической химии профессора А.Н. Реформатского; выдающегося советского зоолога, основателя московской школы териологов, автора трудов по систематике млекопитающих, географии животных, одного из родоначальников отечественного экологического движения и экологической науки С.И. Огнева. В этом ряду следует назвать профессора С.С. Наметкина – академика АН СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, химика-органика, одного из разработчиков методов каталитической переработки нефти, автора трудов по теоретической химии углеводородов. Существенный вклад в развитие географической науки внесли профессора и преподаватели географического отделения. Н.Н. Баранский стал основоположником экономической географии в Советском Союзе.

В 1925 г. была открыта аспирантура.

В 1926 г. создан НИИ педагогики.

В здании главного корпуса 2-ого МГУ выступали общественные и политические деятели: М.И. Калинин, А.В.Луначарский, Н.А. Семашко, Н.В. Крыленко. Часто встречались со студентами герои гражданской войны М.Н.Тухачевский, Г.Г. Гай, Р.П. Эйдеман, И.О. Кутяков.

Большую помощь студентам оказывали артисты, писатели и поэты, принимая участие в концертах, сборы от которых поступали в студенческие кассы (В.И. Качалов, И.М. Москвин, Н.А. Нежданова, Н.А. Обухова, И.Е. Козловский, И.Эренбург).

Появившаяся в начале 50-х гг. драматическая студия под руководством заслуженного работника культуры, профессора Л.А. Довлатова за время своего существования подготовила и выпустила 50 спектаклей. Более 5000 студентов овладели в ней основами режиссерского и актерского мастерства.

В 50–60-е годы в МГПИ преподавали известные высококвалифицированные специалисты. Тематика научных исследований многих преподавателей была неразрывно связана с решением конкретных народнохозяйственных задач. Работы, выполненные сотрудниками кафедры теоретической физики под руководством заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Э.В. Шпольского, получили высокую оценку на VIII Всесоюзном совещании по молекулярной люминесценции. Открытие, сделанное в лаборатории, которой руководил этот ученый, расширило возможности спектроскопии сложных молекул и получило название «спектральный эффект Шпольского».

Кафедра общей химии под руководством лауреата Государственной премии СССР, профессора С.А. Балезина оказывала помощь промышленным предприятиям в борьбе с коррозией металла. Впервые в нашей стране были изучены и внедрены в промышленность ингибиторы атмосферной коррозии, что дало народному хозяйству страны миллионы рублей экономии.

Большое практическое значение имела работа кафедры геологии. Заведующая кафедрой профессор В.А. Варсонофьева, один из авторов многотомного фундаментального труда «Геология СССР», принимала участие в работе Ленинградского геологического управления, которое вело разведку полезных ископаемых на Урале.

В МГПИ были созданы первые в стране методические кафедры, которые возглавили крупные ученые-педагоги, хорошо знающие специфику работы высшей и средней школы. Началась работа по созданию серии учебников и учебных пособий для школ и вузов, которая продолжается по настоящее время.

МГПИ славился не только своим профессорско-преподавательским составом. В 1950-1960 годы здесь учились выдающиеся люди, впоследствии сыгравшие большую роль в развитии отечественной литературы и искусства. Во многом именно они создали культуру «шестидесятничества», на которой выросло не одно поколение. Это писатели Ю.Коваль, М. Харитонов, В. Коржиков, С. Иванов, Л. Мезинов, В. Распутин; поэты Ю. Ряшенцев, И. Габай; драматурги М.Рощин, В. Пьецух; режиссеры П. Фоменко, Г. Бабушкин, В. Македонский, Э. Херсонский; журналисты М. Кусургашев, В.Дворцов, П. Асс; певец, народный артист России С. Яковенко. Из студенческой среды вышло целое созвездие бардов: Ю. Визбор, А. Якушева, Ю. Ким, Б. Вахнюк, С. Богдасарова, В. Олейников, В. Чернов, позднее – В. Егоров, В. Долина, А. Васин, В. Бережков, Д. Белухин, Ю. Шмалько. Не случайно в течение 1950-1970-х годов аббревиатуру МГПИ расшифровывали как «Московский государственный поющий институт». Авторская песня как массовое явление зародилась именно в МГПИ.

В 60-80-е годы широкое признание производственников получила действовавшая на базе химического факультета лаборатория химии красителей и теории цветности во главе с профессором В.А. Измаильским – одним из основателей отечественной анилинокрасочной промышленности. Здесь же, под руководством члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Э.Е. Нифантьева, велось изучение физиологически активных фосфорорганических соединений.

Многие годы в институте преподавали ученые, оставившие глубокий след в истории науки: И.И. Минц – доктор исторических наук, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, академик АН СССР, патриарх советской историографии; А.Ф. Лосев – лауреат Государственной премии СССР, филолог и философ с мировым именем, создавший своеобразный авторский сплав идей русской религиозной философии начала XX столетия с идеями Шеллинга, Гегеля, Гуссерля.

Славу университета составляют его выпускники. Талантливыми педагогами и крупными организаторами народного образования стали А.Г. Каспржак, В.А. Русов, Л.П. Кезина, Е.А. Ямбург, С.Р. Богуславский, А.В. Петровский.

Сегодня сильная научная составляющая педагогического образования востребована не только в педагогической среде, но и в других отраслях высшего образования и в науке в целом. Поэтому закономерно возвращение в 1990 г. головному педагогическому вузу страны статуса университета. МГПИ был преобразован в первый в России и мире педагогический университет.

В настоящее время в структуре МПГУ:

26 зданий в 5 округах г. Москвы;

5 филиалов в  городах: Брянск, Краснодар, Новосибирск, Ульяновск, Челябинск;

18 факультетов;

106 кафедр;

аспирантура по 17 отраслям наук и 73 научным специальностям;

32 диссертационных  совета по 14 отраслям наук и 68 научным специальностям;

межфакультетская творческая лаборатория;

подготовительные курсы;

факультет дополнительного педагогического образования;

Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов, в составе которого:

Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;

Факультет переподготовки специалистов по дефектологии;

Факультет профессиональной переподготовки;

Факультет переподготовки специалистов по практической психологии;

16 учебно-научных  центров;

Информация о работе Розвиток освіти в Московському педагогічному державному університеті