Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:17, реферат
Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших
учебных заведений России. Став в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным
заведением в России, созданным поддержать стремление женщин посвятить себя науке и
предоставить им возможность получения высшего образования, МПГУ в течение всего XX
столетия и в начале нового тысячелетия сохранял и продолжает сохранять и укреплять
лидирующие позиции в системе образования России
Министерство образования определило роль МПГУ как ведущего вуза, осуществляющего созидательную деятельность в важнейших государственных и общественных структурах. Опираясь на свой уникальный опыт, кадровый и научный потенциал, университет принимает активное участие в разработке и корректировке концептуальных государственных документов, определяющих основные пути развития российского образования. МПГУ одним из первых в системе высшего профессионального образования приступил к разработке отраслевых программ развития образования, две из которых утверждены Министерством образования РФ: Программа развития непрерывного педагогического образования до 2010 г. и Программа модернизации педагогического образования России. На базе вуза ежегодно работает авторитетная и представительная комиссия по присуждению премий Президента (до 2005 г.) и премий Правительства РФ в области образования.
На протяжении последних лет МПГУ занимает первое место в официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ среди педагогических и лингвистических вузов. Многотысячный коллектив МПГУ гордится тем, что 1 сентября 2001г., первый День знаний нового века и тысячелетия, встречал вместе с Президентом РФ В.В. Путиным. Этот знаменательный факт стал признанием заслуг университета перед Отечеством в деле народного образования, высокой оценкой той роли, которую играет МПГУ в развитии отечественной средней и высшей школы и тех потенциальных возможностей, которые университет может реализовать в будущем. Тот факт, что руководитель страны впервые посетил педагогический вуз и сделал это сразу после заседания Государственного совета, обсудившего концепцию современной образовательной политики России, показывает особое внимание, которое уделяется сегодня подготовке педагогических кадров. Визит Президента РФ в МПГУ пришелся на первый год нового тысячелетия, состоялся на рубеже двух эпох. И это символично. Ведь именно в начале XXI века внимание правительства страны и прогрессивного человечества со всей серьезностью и остротой обращено к важнейшим проблемам образования в целом и педагогического образования в частности, когда укрепление и дальнейшее развитие исторически сложившейся отрасли, формирующей основу кадрового потенциала страны, становится первостепенной задачей государственной важности. Поэтому визит В.В.Путина в университет рассматривается коллективом сотрудников как свидетельство государственной поддержки всей системы отечественного образования. Как сказал Владимир Владимирович, выступая перед коллективом университета, «сегодня вуз пользуется большим авторитетом в мировом научно-образовательном сообществе, а специалисты, окончившие университет, обладают самыми современными знаниями и навыками».
За выдающийся вклад в подготовку высококвалифицированных педагогических кадров, развитие научных исследований университет награжден двумя орденами – Орденом Ленина и Орденом Трудового красного знамени, грамотами Президиума Верховного Совета СССР; коллектив университета был отмечен благодарностями двух Президентов РФ – Б.Н. Ельцина и В.В. Путина. МПГУ занял первое место и награжден премией Правительства Москвы за высокую эффективность взаимодействия с общеобразовательными учреждениями; Международный кинофорум «Золотой витязь» наградил вуз дипломом «Лучшее высшее учебное заведение России»; в 2005 г. и 2009 г. университет получил диплом лауреата конкурса в номинации «100 лучших вузов России» от независимого общественного совета конкурса «Золотая медаль «Европейское качество».
Развитая научно-образовательная структура университета и его высокий кадровый потенциал позволили вести активную экспериментальную деятельность в сфере образования, направленную на определение путей развития системы общего среднего и профессионального педагогического образования.
Еще в середине 80-х годов вуз первым в стране провел эксперимент по организации годичной педагогической практики и продолжает работу по апробации наиболее эффективных форм педагогической практики на базе экспериментальных площадок в аккредитованных школах. МПГУ активно участвует в работе по созданию стандартов школьного образования, подготовке и экспертизе школьных учебников, в том числе для профильного обучения. Только за последние годы инновационная деятельность ученых отмечена 4 премиями Президента РФ в области образования и 11 премиями Правительства РФ в области образования.
Совместно с общеобразовательными учреждениями Москвы и других регионов проводится разработка программ подготовки педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов для решения задачи предшкольного образования. Созданы уникальные программы для преподавания на разных ступенях школы редких иностранных языков.
На базе МПГУ в 2009 г. разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат и магистратура), а также Примерные основные образовательные программы по всем профилям. По инициативе МПГУ в декабре 2009 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 1136, разрешившее подготовку бакалавров педагогического образования одновременно по двум профилям. Для его реализации университетом разработан Федеральный государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров с нормативным сроком обучения 5 лет, который был утвержден в 2011 году и в настоящее время реализовывается практически во всех вузах, где обучаются педагоги.
Исторический опыт МПГУ, его мощный научный и кадровый потенциал позволяют обеспечивать устойчивость и динамичное развитие университета, вести активную экспериментальную работу в сфере науки и образования, формулировать новые задачи на инновационных направлениях деятельности.
Подтверждением этого стала победа МПГУ в 2007 г. в конкурсе учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Инновационная образовательная программа МПГУ – «Подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения в педагогическом университете как фактор инновационного развития образовательной системы».
Цель инновационной образовательной программы – подготовить высококвалифицированные педагогические кадры нового поколения, востребованные системой образования и мотивированные к профессиональной деятельности в условиях ее реформирования.
Высокий кадровый потенциал МПГУ, его признанные научные школы, фундаментальные и опытно-конструкторские разработки востребованы как социальной сферой, так и реальным сектором экономики. Так, благодаря закупке уникального технологического оборудования для Учебно-научного радиофизического центра факультета физики и информационных технологий, МПГУ стал единственным педагогическим вузом, который имеет полностью замкнутый технологический цикл разработки и изготовления наноструктур. Результаты научных исследований, технические разработки внедряются в образовательный процесс, на их основе совершенствуются программы для вуза и школы.
Совместными усилиями ученых университета и фундаментальных научных и образовательных организаций страны разрабатываются и реализуются программы опережающего кадрового обеспечения процессов технологического перевооружения различных сфер производства и инновационного развития социальной сферы. В университете созданы инновационные ресурсные центры, что позволяет качественно изменить технологии учебного процесса и воспитательных мероприятий, а также активно проводить научные конференции и обучающие семинары в сетевом режиме.
На базе МПГУ начал свою работу научно-образовательный центр «Нанотехнологии», работы которого носят комплексный, междисциплинарный характер и включают в себя фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования структур, свойств и функций сложных биополимеров и наноматериалов физическими, химическими и биологическими методами.
Реализация инновационной образовательной программы стимулировала структурные изменения в вузе. Например, начала работу учебно-научная лаборатория «Технологии открытого образования и тьюторского сопровождения» при НИИ дидактики высшего образования, работает Учебно-научный центр цифровых образовательных ресурсов и информационных технологий, сформирована база для открытия отдела мониторинга качества образования, отдела оперативной полиграфии.
В ближайшее время в университете планируется формирование инновационных структур «школа – вуз – реальный сектор экономики – система образования». Знаньевая, науко- и технологическиемкая экономика, общество в целом не могут развиваться без внедрения современной инновационной модели образования и, прежде всего, подготовки нового поколения учителей.
МПГУ располагает значительным ресурсным потенциалом, открыт для совместной реализации федеральных и региональных образовательных и социально-экономических программ.
Инновации делают МПГУ по-настоящему современным и востребованным.
Во время своего визита в университет по итогам конкурса инновационных вузов 30 марта 2007 г. первый вице-премьер Правительства РФ Д.А. Медведев отметил, что богатейший опыт МПГУ вполне может послужить основой для инновационного развития общего и высшего образования: «МПГУ действительно является ведущим и первым профессиональным учебным заведением».
МПГУ сегодня – это крупнейший учебно-научный и культурный комплекс, обладающий мощнейшим потенциалом для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для российской и зарубежной систем образования и других отраслей. В условиях реформирования всей социальной сферы общественного строя России университет продолжает наращивать темпы своего развития. Представительство МПГУ в государственных и общественных организациях, научно-педагогических сообществах свидетельствует о реальном участии и значительном вкладе университета в процесс разработки принципов современной государственной политики в сфере образования и решения ключевых проблем системы образования России, уникальной отрасли, не имеющей аналогов в мире.
Сохранение лучших традиций высшего образования университетского типа и активное участие в реализации инновационных проектов позволили МПГУ войти в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Соответствующий указ был подписан 2 февраля 2009 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым.
Это эпохальное событие, золотыми буквами вписанное в новейшую историю вуза, стало не только признанием огромных заслуг МПГУ перед обществом, но и свидетельством той важнейшей роли, которую университет играет в современной отечественной системе высшего профессионального образования.
Информация о работе Розвиток освіти в Московському педагогічному державному університеті