Розвиток освіти в Московському педагогічному державному університеті

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:17, реферат

Описание работы

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших
учебных заведений России. Став в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным
заведением в России, созданным поддержать стремление женщин посвятить себя науке и
предоставить им возможность получения высшего образования, МПГУ в течение всего XX
столетия и в начале нового тысячелетия сохранял и продолжает сохранять и укреплять
лидирующие позиции в системе образования России

Файлы: 1 файл

Гребенюк.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

научно-образовательный центр «Нанотехнологии»;

научно-исследовательская лаборатория «Психология способностей»;

центр информационных педагогических технологий;

информационно-аналитический центр по проблемам преподавания безопасности жизнедеятельности;

НИИ комплексных проблем непрерывного педагогического образования;

НИИ дидактики высшего образования;

6 общежитий;

4 агробиологические  станции в Московской и Калужской  областях;

свыше 50 научных школ;

издательство «Прометей».

В МПГУ подготовлено свыше четверти миллиона педагогов и специалистов, более 30 тысяч научно-педагогических кадров высшей квалификации для образовательных, научных и культурных учреждений России и более чем 100 стран мира.

Кадры профессорско-преподавательского состава МПГУ на 70% укомплектованы выпускниками аспирантуры и докторантуры университета.

В вузе насчитывается более 30 тысяч обучающихся, работают свыше 3000 преподавателей, в числе которых более 400 докторов наук, профессоров, свыше 1250 кандидатов наук, доцентов.

Среди сотрудников университета: члены и члены-корреспонденты Российской академии наук и Российской академии образования, лауреаты премий Президента и Правительства РФ в области образования, заслуженные деятели науки РФ, заслуженные работники высшей школы РФ, заслуженные работники культуры РФ, заслуженные и народные артисты РФ.

В МПГУ учились представители около 70 педагогических династий из всех округов г. Москвы; общий педагогический стаж представителей некоторых династий составляет от 100 до 500 лет.

На всех этапах своего существования МВЖК – 2-й МГУ – МГПИ им. В.И. Ленина – МПГУ реализовывал стратегию университетской подготовки педагогов и других специалистов, в основе которой лежит принцип фундаментальности образования, обеспеченный интеграцией научной деятельности, учебно-воспитательного процесса и реальной практики образования, экономики, социальной сферы, культуры.

Магистральный путь реформирования современной системы отечественного образования пролегает через разработку новой концепции содержания образования. Над этой задачей трудятся и ученые педагогического университета. Для развития научных исследований и проектных разработок в этой области в структуре МПГУ создан НИИ дидактики и психологии высшей школы. Создание подобного НИИ – событие особого порядка, т. к. впервые за всю историю МПГУ в его структуре появилось крупное самостоятельное научно-исследовательское подразделение для разработки теоретических и прикладных проблем дидактики и психологии высшего образования. Тем самым сделан новый шаг на пути превращения МПГУ в общегосударственный центр психолого-педагогических, методических и методологических исследований развития высшей школы, российского образования в целом.

Научно-педагогический потенциал университета позволяет вести подготовку специалистов по самому широкому спектру специальностей и направлений. В соответствии с лицензией образовательная деятельность в университете ведется по программам высшего, послевузовского и дополнительного образования.

Университет стоял у истоков многоуровневого образования в России, одним из первых открыв в 1992 г. экспериментальную подготовку бакалавров и магистров образования.

В числе первых вузов страны МПГУ начал осуществлять элитную подготовку магистров, что позволило значительно углубить научно-исследовательскую и научно-педагогическую составляющие учебного процесса, заняться решением задачи по подготовке кадров для профильного обучения и высшей школы.

В числе первых 10 технических и классических университетов МПГУ включился в эксперимент по подготовке кадров по специальности Информационные технологии в образовании (ныне направление подготовки Информационные системы и технологии).

С благословения Почетного профессора МПГУ, Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на ряде факультетов и в аспирантуре открыта новая дополнительная образовательная программа – изучение русской православной культуры. Учебные курсы, посвященные русской православной культуре, опираются на глубокие православные традиции университета, представители которого всегда уделяли большое внимание проблемам духовности и культуры. Университету представляется крайне важным возврат к традициям и обращение к духовно-ценностным приоритетам русского православия.

МПГУ сегодня – крупный научный, образовательный и культурный центр федерального и международного значения. Сложившаяся система организации научно-исследовательской деятельности характеризует университет как крупный учебно-научный комплекс. На протяжении всей истории МПГУ славился своими преподавателями, среди которых было немало известных ученых, организовавших свои научные школы и воспитавших не одно поколение учеников. Несмотря на непростые условия, МПГУ удалось сохранить и продолжать развивать свои научные школы, многие из которых отметили 50-летие. В МПГУ зарегистрировано более 50 научных школ, основоположниками и продолжателями которых являются ведущие ученые вуза. В университете сложился квалифицированный научно-педагогический коллектив, объединяющий преподавателей с богатым практическим, научно-исследовательским и консультационным опытом работы в своих областях.

Еще в 1968 г. в числе 50 институтов МГПИ, единственный среди них педагогический, был отнесен к категории вузов, выполняющих важнейшие научно-исследовательские работы в СССР.

В 2004 г. университет стал первым и единственным педагогическим вузом России, аккредитованным как научная организация наряду с такими вузами, как МЭИ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ученые университета активно участвуют в разработке научных проблем по приоритетным для развития российской науки направлениям в тесном сотрудничестве с учреждениями РАН и отраслевыми научно-исследовательскими институтами. Такое взаимодействие осуществляется с 50 институтами и учреждениями РАН, РАМН и РАСХН и 16 институтами и учреждениями РАО. Активно функционируют структуры послевузовского и дополнительного образования, довузовской подготовки.

В целях реализации концепции непрерывного образования, обеспечения интеграции науки и учебно-воспитательного процесса при университете аккредитованы 24 образовательных учреждения общего среднего образования, осуществляются программы сотрудничества с 14 учреждениями среднего профессионального педагогического образования.

Факультеты МПГУ сотрудничают с 400 образовательными учреждениями Москвы, на базе которых профессорско-преподавательским составом проводится учебная, методическая, воспитательная, профориентационная, научно-исследовательская и экспериментальная работа. Приоритетным направлением в этом виде деятельности МПГУ является работа со школами, которые после нескольких лет плодотворного сотрудничества получают аккредитацию при МПГУ.

Об элитном уровне профессиональной подготовки в университете свидетельствуют достижения его выпускников, которые в течение последних 15 лет неизменно становились победителями и призерами конкурса профессионального мастерства «Учитель года». С 1995 по 2010 год более 20 выпускников МПГУ стали победителями конкурсов «Учитель года Москвы» и «Учитель года России», около 50 выпускников – номинантами конкурса высшего профессионального мастерства.

Интерес к МПГУ как крупнейшему научно-исследовательскому центру проявляют выдающиеся ученые современности. Университет посетил академик РАН Ю.В. Гуляев.

Ярким событием в жизни вуза стала состоявшаяся 17 мая 2002 г. встреча студентов, преподавателей и членов Ученого совета университета с лауреатом Нобелевской премии, вице-президентом РАН Ж.И. Алферовым.

30 марта 2006 г. в  Главном корпусе МПГУ состоялась  встреча Вице-президента РАН, академика  Н.П. Лаверова с представителями  научно-педагогической общественности  университета, авторами школьных и вузовских учебников – лауреатами премий Президента и Правительства Российской Федерации.

Подготовка аспирантов в МПГУ началась с 1930 г. и ведется в настоящее время по 17 отраслям наук и 73 специальностям под руководством крупных ученых – докторов наук, профессоров, среди которых действительные члены и члены-корреспонденты РАН, РАО, заслуженные деятели науки, лауреаты государственных премий. Ежегодно подготовку к научно-педагогической деятельности в МПГУ проходят более 1800 человек. Достижения ученых университета вносят существенный вклад в современную науку, теорию и практику, поднимают престиж отечественных научных школ.

В области академической политики МПГУ сохраняет свои позиции ведущего вуза отечественной системы образования, авторитет которого неизменно привлекает молодежь. В последние годы происходит постоянный рост популярности университета и престижа учебы в нем. В условиях достаточно острой конкуренции между высшими учебными заведениями Москвы в университете сохраняется тенденция увеличения числа абитуриентов, желающих получить профессию именно в стенах МПГУ. Конкурс абитуриентов в вузе составляет в среднем 3-4 человека на место, а на ряде факультетов - 15-22 человека. Почти каждый четвертый поступивший в МПГУ имеет аттестат с отличием.

Ежегодно вуз выпускает более 3000 специалистов с высшим образованием, 30% из которых получают диплом с отличием. Формированием учительского корпуса МПГУ оказывает свое воздействие на состояние образовательной системы страны, играя важную роль в направлении выпускников университета не только в столицу, но и в регионы как проводников новых педагогических и методических идей. Это требует постоянного поиска новых форм организации и содержания учебного процесса, периодического уточнения профиля выпускаемых специалистов, разработки индивидуальных учебных планов по направлениям подготовки, которые, с одной стороны, соответствовали бы государственному стандарту в области педагогического образования, а с другой, используя интеллектуальный и научно-педагогический потенциал профессоров и преподавателей головного педагогического вуза страны, создавали бы условия для более глубокой педагогической, специальной и гуманитарной подготовки специалистов столичного вуза.

В 1992 г. решением Ученого совета университета было учреждено звание «Почетный профессор МПГУ». Первыми этого звания удостоились доктор филологических наук, профессор Н.П. Михальская и профессор Е.А. Щегольков. В последующие годы это звание присваивалось уважаемым профессорам, много лет проработавшим в университете и подготовившим целую плеяду талантливых учеников, а также научным, общественным и политическим деятелям, оказавшим большую поддержку университету. В их число входят: председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронов; Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин; Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II; протоиерей отец Георгий (Студенов); архиепископ Верейский Евгений; лауреат Нобелевской премии в области физики, вице-президент РАН Ж.И. Алферов; губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев; ректор Кёльнского университета Тассило Кюппер; профессор Кёльнского университета Вольф Дитер Шмидт; ректор Юго-Западного университета им. Н. Рыльски в Благоевграде Кирилл Чимнев; ректор Краковского педагогического университета, председатель Совета ректоров педагогических высших учебных заведений Польши Михал Слива; действительный член РАО, почетный член географических обществ России, Болгарии, Чехии В.П. Максаковский; председатель Совета ветеранов войны и труда университета А.Е. Дмитриев; основатель научной школы коммуникативно-парадигматической лингвистики, член Союза писателей России М.Я. Блох и многие другие.

Диплом МПГУ ценится не только в России, но и за рубежом, что привлекает в вуз молодежь других стран. Приоритетными направлениями в международной деятельности МПГУ являются обучение иностранных граждан и международное научное сотрудничество. Университет известен и занимает достойное место в мировой образовательной системе. МПГУ активно работает с зарубежными университетами, образовательными организациями и исследовательскими центрами Германии, Австрии, Польши, Чехии, США, Бельгии, Великобритании, Швейцарии, Франции, Италии, Японии, Южной Кореи и др., а также с компаниями: IBM, Microsoft (США), VeriCold Technologies GmbH (Германия), id Quantique SA (Швейцария), Pirelli Labs (Италия), Thales TRT (Франция) и др. Совместно с иностранными вузами-партнерами МПГУ реализует ряд образовательных программ и научных проектов, в том числе «Темпус – Секстант», «Синфониа» и др.

За период с 1950 по 2006 гг. университет подготовил свыше 22 тысяч специалистов с высшим образованием, кандидатов и докторов наук для более чем 100 стран мира всех континентов.

МПГУ всегда был и остается вузом, в котором реализуются смелые научные идеи, отрабатываются современные подходы к структуре и содержанию образования. Ученые МПГУ стояли у истоков научного проектирования концепции обновления содержания общего среднего образования. Университет стал родоначальником эксперимента по единому экзамену в школе и вузе, засчитывая выпускной экзамен как вступительный ученикам аккредитованных школ. Центр тестирования, на базе которого проходил эксперимент, создавался и в течение 15 лет работал в МПГУ.

Признанием приоритетной роли МПГУ в объединении работы педагогических вузов, колледжей и училищ над решением задачи обеспечения отечественной общеобразовательной и профессиональной педагогической школы высококвалифицированными специалистами стало создание на базе МПГУ Всероссийского Совета по педагогическому образованию, обширное поле деятельности которого заключается в решении ключевых вопросов педагогического образования, ведении работы по совершенствованию нормативно-правовой базы педагогического образования, решении проблем повышения качества подготовки педагогических кадров, оказании помощи в изучении и распространении достижений мировой и российской педагогической школы. Для решения глобальных задач в состав Совета вошли ректоры ведущих педагогических вузов; директора школ и педагогических колледжей; представители русской православной церкви, СМИ; ведущие ученые-педагоги; руководители Министерства образования РФ. Председателем Совета назначен ректор МПГУ В.Л. Матросов.

Говоря о роли педагогического университета в определении стратегии развития высшего педагогического образования, важно отметить, что в последние годы достигнуто значительное объединение интеллектуальных сил работающих на школу вузов в деле реформирования и совершенствования педагогического образования. Значительную роль в этом сыграла деятельность Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования (ныне Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров), созданного на базе МПГУ и возглавляемого ректором МПГУ В.Л. Матросовым, которое решало вопросы разработки новых образовательно-профессиональных программ и учебных планов, совершенствования целого ряда основных вузовских и школьных курсов, внедрения нетрадиционных методов оценки уровня и качества подготовки студентов.

Информация о работе Розвиток освіти в Московському педагогічному державному університеті