Русь и Орда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, малоплодородными почвами при отсутствии естественных границ. Но политическая раздробленность государства и междоусобицы среди князей во многом повлияли на дальнейший исторический ход судьбы Руси.

Содержание работы

1. Введение
2. Татаро-монгольское нашествие.
3. Последствия нашествия татаро-монгол.
4. Золотоордынское иго
5. Проблемы взаимодействия Орды и Руси
6. Три точки зрения в современной науке
7. Борьба русского народа за независимость
8. Куликовская битва
9. Заключение
10. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Русь и орда.docx

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Русская государственность (под сюзеренитетом Орды) сохранилась  в результате только в Северо-Восточной  Руси (Владимиро-Суздальская земля), в Новгородской, Муромской и Рязанской землях. Именно Северо-Восточная Русь примерно со второй половины XIV в. стала ядром формирования Русского государства. В это же время окончательно определилась судьба западных и южных земель.

Таким образом, в XIV в. перестала  существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные  княжества-земли, управляемые разными  ветвями княжеского рода Рюриковичей, внутри которых существовали более  мелкие вассальные княжества. Исчезновение этой политической структуры знаменовало  собой и исчезновение сложившейся  с образованием Киевского государства  в IX - Х вв. древнерусской народности - предка трех ныне существующих восточно-славянских народов. На территориях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси начинает складываться русская (великорусская) народность, на землях же, вошедших в состав Литвы и Польши, - украинская и белорусская народности. 
 В до монгольский период феодальные отношения на Руси развивались по схеме, свойственной всем европейским странам: от преобладания государственных форм феодализма на раннем этапе к постепенному усилению вотчинных форм, правда, более медленному, чем в Западной Европе. После нашествия этот процесс замедляется, происходит консервация государственных форм эксплуатации. Во многом это было связано с необходимостью изыскания средств для выплаты «выхода».  
 Очень тяжелыми были политические последствия нашествия. Политика ханов сводилась к разжиганию феодальных усобиц, чтобы не дать стране объединиться. Нашествие также оборвало прогрессивное явление, происходившее в до монгольской Руси, направленное на ликвидацию феодальной раздробленности и объединение страны. Сложившаяся на Руси территориально-политическая система была нарушена в XIII в. в результате нашествия орд монголо-татарских ханов.

В политике русских князей по отношению к завоевателям просматривается  две линии. Одна из них заключалась  в стремлении к немедленному освобождению путем вооруженной борьбы. Вторая, суть которой заключалась в поддержании  мирных отношений с ханами Золотой  Орды, в укреплении собственной власти и постепенном накоплении сил, строилась  с учетом опасности не только с  востока, но и северо-запада, откуда распространялась агрессия рыцарских  орденов. Эта линия наиболее отчетливо  нашла свое отражение в действиях  Александра Невского, разбившего в 1240 г. шведских рыцарей и в 1242 г. крестоносцев Ливонского ордена, но ездившего на поклон к золотоордынскому хану. Не имея в то время сил освободиться от зависимости, князья искали возможность  для выживания славян. По-разному  в этих условиях складывались судьбы земель, которые некогда составляли Киевскую Русь.

Монгольское завоевание ослабило связи между различными частями  государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с  другими странами. В связи с  разрушением городов начался  процесс отмирания вече – оплота городской демократии.

В период ига на Руси в  сложившихся феодальных отношениях развились традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения были заменены подданическими. Раздавая князьям ярлыки на княжение, золотоордынские ханы превращали их не в вассалов, а в подданных «служебников». Князья, в свою очередь, стремились распространить подобный тип отношений на местную знать, дворян, дружинников. Успеху этой политики способствовало то, что в ходе нашествия погибло большинство Рюриковичей, старших дружинников - носителей традиций киевского вассалитета.

В условиях ига исчезло  представление о необходимости  баланса прав и обязанностей. Обязанности  по отношению к монголо-татарам  исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с сословной  моралью Запада, где обязанности  были следствием определенных прав, предоставленных  человеку. В России ценность власти стала выше, чем ценность права. Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства.

В Орде русские князья усваивали  новые, неизвестные на Руси формы  политического общения («бить челом», т. е. лбом). Понятие абсолютной, деспотической  власти, с которой русские были знакомы до сих пор лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере власти ордынского хана.

Под влиянием специфически азиатских правовых норм и способов наказания у русских размывалось  традиционное, родоплеменное представление  о карающей власти общества («кровной мести») и ограниченности княжеского права наказывать людей (предпочтения «виры», штрафа). Карающей силой стало  не общество, а государство в лице налога. Именно в это время Русь узнала «китайские казни»: кнут («торговую  казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение  к человеку по сравнению с X в., временем Владимира Святославовича.

Промежуточное положение  Древней Руси между Западом и  Востоком постепенно сменяется ориентацией  на Восток. При посредничестве монголо-татар  русские усваивают ценности политической культуры Китая и арабского мира. Если правящие классы Запада в X-XIII вв. в результате крестовых походов  знакомились с культурой Востока  как победители, то Русь, имея печальный опыт поражения, испытывала сильное влияние Востока в условиях кризиса традиционных ценностей.

Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два  столетия, и переход к централизации  русского государства происходил со значительным опозданием по сравнению  с западноевропейскими странами. Борьба за обретение государственной  независимости, воссоздание российской государственности, укрепление национального  самосознания и общественная консолидация развивались на основе вне политической конфронтации с Ордой.

Куликовская битва имела  большое историческое значение в  борьбе русского народа против золотоордынского ига. Она нанесла сильный удар по могуществу Золотой Орды, ускорив  процесс её распада. Важным следствием битвы стало усиление авторитета Москвы и её роли в образовании  единого Русского государства.

Однако после взятия Москвы в 1382 году Русь была вынуждена вновь  признать власть монголо-татарских  ханов и выплачивать дань. Попытка  главы Золотой Орды Едигея полностью восстановить власть над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось.

В истории Руси начался  новый этап, который ознаменовал  возвышение Московского княжеского дома и установление основ будущего самодержавия.

Возвышение Москвы привело  к последующему объединению вокруг нее русских земель, осознающих свою культурную и религиозную общность, но главное связанных общими внешнеполитическими  интересами и в первую очередь  стремлением обрести независимость. Образование русского централизованного  государства имело значительные особенности по сравнению с аналогичным  и совпавшим по времени процессом  в ряде стран Западной Европы.

Если в Западной Европе процесс централизации опирался на общность хозяйственных интересов  отдельных территорий, цементирующей  основой строительства государства были процветающие города и торговые связи, то на Руси социально-экономические предпосылки складывания централизованного государства были развиты слабо и не являлись определяющими. Процесс централизации, начавшийся в условиях невызревших социально-экономических предпосылок, еще больше усилил действие тенденций, порожденных монголо-татарским господством.

Объединив почти всю Северо-Восточную Русь, Иван III стал именоваться государем всея Руси. Политическое объединение русских земель вокруг Москвы создало условия для ликвидации монголо-татарского ига. Великий московский князь Иван III Васильевич в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Ахмата и так называемого «стояния на Угре» монголо-татарское иго было окончательно свергнуто.

«Татарское иго было, несомненно, тяжелым, но, помимо всех принесенных  им бедствий, косвенно оно оказало  Руси и большую услугу: из губившего  страну удельного раздробления привело  её к единству, вызванному необходимостью общими силами свергнуть это иго».

Расширение территории государства  сопровождалось концентрацией власти в руках государя (власть приобретала  самодержавный характер); формированием  централизованного государственного аппарата; созданием единого общерусского законодательства (Судебник 1497г.).

В этот период определились основные направления и стратегические цели внешней политики: на востоке  — наступление на ханства, образовавшиеся в результате распада Золотой  Орды; на западе и северо-западе —  борьба с Литвой и Ливонским орденом  и возвращение восточно-славянских земель, входивших в состав Киевской Руси.

Осуществление этой политики Иваном III, а затем его преемниками  на протяжении всего XVI столетия привели  к созданию огромного по масштабам  и многонационального по характеру  Российского государства. Политику Ивана III продолжил его сын Василий  III (1505-1533), в годы правления которого процесс объединения русских земель, не входящих в состав Великого княжества Литовского, завершился.

Складывание общерусской  государственности и рост международного престижа Руси привели к возникновению  официальных политических идей о  Русском государстве как законном преемнике крупнейших мировых империй - Римской и Византийской. 

 

Список  использованной литературы 
 
1. Вернадский Г.В. История России: Монголы и Русь. - Тверь: Леан, 2000.- 456 с. 
2. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.-Л., 1950.- 359 с. 
3. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М.: Мысль, 1993.- 367 с. 
4. Каргилов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь.- М.: Наука,1966.- 256 с. 
5. Карамзин М.М., История государства Российского.- М.: Вече,1991.- 678 с. 
6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.2.- М: Наука, 1959.- 567 с. 
7. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология и концепция древней Руси, Англии и Рима: Т.1. - М: Издат., 1996.- 267 с. 
8. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по Истории России.- М.: «Книга» 1990.- 456 с. 

 


Информация о работе Русь и Орда