Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:07, реферат
Первый правовой источник «Русская Правда» послужил базой для создания последующих правовых документов русского государства. Без знания начального периода становления государства и права существенно будет затруднено изучение последующих периодов развития отечественного государства и права.
Русская Правда важна еще и тем, что она создает основу юридических познаний, сразу давая возможность разобраться в основных институтах гражданского, уголовного, процессуального права.
Введение 2
Основные редакции Русской Правды 3
Возникновение Русской Правды и ее источники 4
Преступление и наказание по Русской Правде 9
Краткая редакция Русской Правды 11
Пространная редакция Русской Правды 14
Заключение 23
Список литературы 24
Первым древнерусским сводом законов
была «Русская Правда», действовавшая
с XI по XV вв. Повышенное внимание исследователей
к этому своду законов
Первый правовой источник «Русская
Правда» послужил базой для создания
последующих правовых документов русского
государства. Без знания начального
периода становления
Русская Правда важна еще и тем, что она создает основу юридических познаний, сразу давая возможность разобраться в основных институтах гражданского, уголовного, процессуального права. Необходимо уметь сравнивать очередные законы с Русской Правдой, тем самым прослеживая развитие законодательства и правовых институтов.
Кроме того, положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси. Долгий период использования Русской Правды свидетельствует о том, что был создан современный по содержанию сборник русского права. Именно поэтому тема работы является актуальной.
Теоретические аспекты Русской Правды как законодательного акта Древней Руси исследовались широким кругом отечественных историков. Большой вклад в исследование законодательных актов Древней Руси внесли В.Н. Грибовский, И.Н. Данилевский, Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, Б.А. Рыбаков, Н.С. Суворов, И.Я Фроянов, С.В. Юшков.
Предметом курсовой работы является законодательный акт древней Руси – Русская Правда.
Целью курсовой работы
На данный момент в нашей исторической литературе господствует убеждение, что частная юридическая жизнь древней Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде. Насколько мне позволяет знание изучаемого материала, я полностью согласна с этим утверждением, ибо в Русской Правде охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. В этом документе достаточно подробно говорится о существовавших в то время договорах: купли-продажи (людей, вещей, коней, а также самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определённой работы); в нём чётко регулируется правовое положение отдельных групп населения (зависимые и независимые), зафиксированы основные черты частного права. Но наиболее обширным и подробнее других изложенным разделом является раздел, посвящённый преступлению и наказанию, а также судебному процессу в Древней Руси.
До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая. Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона Вирного, Урока Мостников. Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции.
В нашей литературе по истории русского государства и права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.
Бесспорно, что, как и любой
другой правовой акт, Русская
Правда не могла возникнуть
на пустом месте, не имея
под собой основы в виде
источников права. Нам
Источниками кодификации
Ещё одним из источников
Русской Правды был Закон
Ссылки договоров на закон
молодого Русского государства,
В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит т.н. «Крещение Руси». Процесс перехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру.
В конце X - начале XI века вместе
с новой религией на языческую
Русь приходят новые
а) Номоканон Иоанна
б) Номоканон 14 титулов;
в) Эклога, изданная в 741 году
Византийским императором
г) Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином, называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов;
д) Закон Судный Людем,
созданный болгарским царём
Со временем эти церковно-
Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера. Такой суд должен был осуществляться на основе номоканона, привезённого из Византии и на основании церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси. Второй же функцией церковных судов было право суда над христианами (духовными и мирянами), по всем делам: церковным и нецерковным, гражданским и уголовным. Церковный суд по нецерковным гражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда.
Я бы выделила две причины необходимости создания такого свода законов:
1) Первыми церковными судьями
на Руси были греки и южные
славяне, не знакомые с
2) В русских юридических обычаях было много норм языческого обычного права, которые зачастую не соответствовали новой христианской морали, поэтому церковные суды стремились если не совсем устранить, то хотя бы попытаться смягчить некоторые обычаи, наиболее претившие нравственному и юридическому чувству христианских судей, воспитанных на византийском праве.
Именно эти причины
Я считаю, что создание писаного
свода законов непосредственно
связано с принятием
Также для большей
Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно имевших место в русском судопроизводстве XI - XII веков, утвердившихся ещё в «Законе Русском». Также замалчиваются и игнорируются многие другие явления, имевшие место быть, но противоречившие Церкви, либо действия, подпадавшие под юрисдикцию церковных судов, но на основании не Русской Правды, а церковных законоположений (например обида словом, оскорбление женщин и детей и др.).
Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковного права, суммируя вышеизложенные наблюдения, я пришла к выводу, что текст Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе составитель данного памятника права.
Современная наука уголовного права под термином «преступление» понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности. А что же понималось под этим термином в далёкий период создания Русской Правды?
С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового.
Информация о работе Русская Правда как первый свод законов на Руси