Русская Правда как первый свод законов на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

Первый правовой источник «Русская Правда» послужил базой для создания последующих правовых документов русского государства. Без знания начального периода становления государства и права существенно будет затруднено изучение последующих периодов развития отечественного государства и права.
Русская Правда важна еще и тем, что она создает основу юридических познаний, сразу давая возможность разобраться в основных институтах гражданского, уголовного, процессуального права.

Содержание работы

Введение 2
Основные редакции Русской Правды 3
Возникновение Русской Правды и ее источники 4
Преступление и наказание по Русской Правде 9
Краткая редакция Русской Правды 11
Пространная редакция Русской Правды 14
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Русская правда как первый свод законов на Руси.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Замена языческих  понятий о преступлении и наказании  новыми понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести.

 Так, например, по договору с греками 911 года  каждый мог безнаказанно умертвить  убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. Русская Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника.

 В литературе  возникает много споров о правовом  основании кровной мести. Являлась  ли она досудебной или же  послесудебной расправой? Прямого  ответа на этот вопрос Русская  Правда не даёт. Исторически кровная  месть сложилась как обязанность  рода потерпевшего расправиться с преступником. Но процесс феодализации Древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда внесли значительные изменения в применение обычая кровной мести. Какое-то время княжеский суд сосуществует с общинным, но постепенно, благодаря усилению феодальных отношений, княжеский суд занимает ведущее положение, оттесняя суд общинный на второй план.

 Таким образом,  становится возможным вмешательство  князя в обычай кровной мести,  у убийцы появляется возможность  выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к. , по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания - виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну.

 Также Русской  Правде известен институт дикой  или повальной виры (в размере  80 гривен), налагаемой за убийство княжеских служащих. Например, в ст.ст. 19, 22 и 23 Краткой Правды упоминается штраф в 80 гривен за убийство огнищанина, княжеского тиуна или конюха.

 Несомненно, древний обычай кровной мести  не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в ст. Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком.

 Лишь после  смерти Ярослава Мудрого, «снова  собравшись, сыновья его Изяслав,  Святослав, Всеволод и мужи  их Коснячко, Перенег, Никифор  отменили кровную месть за убийство, а постановили выкупаться деньгами».

Краткая редакция Русской Правды

 

Как известно, Русская  Правда имеет 3 редакции: Краткую, Пространную  и Сокращённую и множество  списков. Поэтому, чтобы избежать лишней путаницы, я сначала проанализирую нормы Краткой Правды, а затем перейду к Пространной редакции.

 Краткую редакцию  Русской Правды можно разделить  на две основные части: Правду  Ярослава и Правду Ярославичей.  Первая была составлена при  Ярославе Мудром, вторая же создавалась  уже после его смерти. Если в Правде Ярослава рассматриваются в основном такие преступления как побои, оскорбление, членовредительство, то Правда Ярославичей посвящена большей частью защите феодальной собственности и жизни княжеских людей. Кроме того, в последних статьях Краткой Правды определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей.

Месть в Русской  Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Так, например, по ст. Краткой Правды, в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется свидетель. «Если же на нём не будет никакого знака, то пусть придёт видок; если же не может, то на том конец». Таким образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, т.е. непосредственного свидетеля - очевидца происходящего. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, т.е. лицо, которое может ручаться в невиновности обвиняемого, защищать его доброе имя.

 Об оскорблении  гласят статьи Краткой Правды (удар мечом, не вынутым из  ножен и вырывание бороды и  усов). Обе эти статьи предусматривают  наказание за преступление в  размере 12 гривен.

Выделяются три  основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки , а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть. Но в отличие от других статей, по которым предусматривалась кровная месть как вид наказания, в случае причинения увечья мстить могли близкие потерпевшего, т.к. сам он был не в состоянии.

 Являясь правовым  памятником феодального государства  со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях  чётко разграничивает правовой  статус различных групп населения. 

Статья Краткой  Правды гласит: «Если убьют огнищанина за обиду, то платить за него 80 гривен убийце, а людям не надобно; а за подъездного княжего - 80 гривен». Скорее всего под словами «убийство за обиду» понимается убийство в ответ на действия жертвы (как предполагал А.И.Соболевский). Можно предположить, что речь идёт об убийстве княжеского слуги при исполнении им своих обязанностей.

 Следующей разновидностью умышленного  убийства по Русской Правде  было убийство в разбое. В Древней  Руси оно рассматривалось как  наитягчайшее преступление. В случае  убийства огнищанина обязанность  розыска преступника возлагалась  на вервь (общину), на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в размере 80 гривен.

 Довольно интересная норма  изложена в ст. Краткой Правды, посвящённой убийству огнищанина  или княжеского тиунца при  защите ими княжеского имущества («у клети, или у коня, или у стада, или при краже коровы»). Эта статья обязывает на месте расправиться с убийцей («убить в пса место»), что говорит об особо опасном характере данного преступления и ещё раз подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг.

Жизнь княжеского тиуна и старшего конюха оценивается в 80 гривен, жизнь  сельского старосты, пашенного, рабы-кормилицы  или её ребёнка - в 12 гривен, и ниже всех ценятся жизни рядовников, смердов  и холопов - всего по 5 гривен.

Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Так, ст. Краткой Правды устанавливает размеры штрафов за похищение или истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне смерда. Сразу же бросается в глаза различная сумма штрафа за кражу коня князя и смерда. По-моему, эта разница вызвана не различным использованием этих коней (т.е. княжеский конь - боевой, а крестьянский - рабочий), а просто закон ставит княжеское имущество под большую охрану по сравнению с имуществом смерда.

 Целый ряд статей КП (ст. 31, 32, 35-37, 39, 40) рассматривают различные случаи кражи. В изучаемом мною памятнике права краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время.

 Следует заметить, что Русская  Правда предусматривает более  суровое наказание в случае  совершения преступления группой  лиц, т.е. уже известно понятие  соучастия. Независимо от количества  преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку.

 Интересно появление в Краткой  Правде термина «продажа» - установленный  законом штраф, взыскиваемый в  пользу князя в качестве государственного органа, т.е. идущий в казну. Помимо продажи устанавливается взыскание «за обиду» в пользу потерпевшего, которое можно сравнить с существующим в современном законодательстве возмещением причинённого вреда.

Говоря о различных группах  населения, упомянутых в Русской Правде, следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е., будучи лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния. За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его увод, т.е. похищение (12 гривен по ст. Краткой Правды), значительно превышал штраф за его убийство (5 гривен по ст. Краткой Правды).

Пространная редакция Русской Правды

 

 Несомненно, в Краткой редакции Русской Правды изложены основные нормы тогдашнего права, впоследствии вошедшие в т.н. Пространную Правду. Последняя редакция Пространной Правды приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113 -1125 годы) и его сына Мстислава Великого (1125 - 1132 годы). В это время социально-экономическое развитие страны достигло довольно высокого уровня, но Русь уже стояла на пороге феодальной раздробленности. Пространная Правда родилась в результате кодификации и тщательного редактирования отдельных законоположений и княжеских уставов. В основе Пространной Правды лежит свод законов Ярослава Мудрого - «Суд Ярославль Владимировича». Несомненно, Пространная Правда является уникальным памятником древнерусского права. Историками доказано, что в качестве источника Пространной редакции Русской Правды почти полностью выступает текст Краткой Правды. Следовательно, содержание Пространной Правды как источника права наиболее глубоко раскрывается при анализе её композиции и выявлении принципов использования в ней норм Краткой Правды. Составители Пространной Правды сохранили заголовки предшествующего юридического сборника - «Правда Росьская» и «Суд Ярославль Володимеричь». Последний заголовок «Суд Ярославль Володимеричь» является не только ссылкой на старину, но также и прямым указанием на использованный в качестве источника свод законов. А заголовок «Правда Росьская», составленный в 1015 - 1016 годах для Новгорода, приобретал несколько иное значение - он подчёркивал значение нового свода светского права как основного источника на всей территории Древнерусского государства. Законодатели, составлявшие Пространную Правду проделали огромную работу по кодификации и систематизации предшествующих законов, по их дополнению и частичному изменению, что свидетельствовало о дальнейшем как политическом, так и социально-экономическом развитии Древней Руси и о более активном воздействии государства на право.

 Преступление и наказание  по Пространной редакции Русской  Правды в сравнении с Краткой  редакцией

 Как и в ст. Краткой Правды, в ст. Пространной Правды говорится об убийстве свободного человека. В ней объединены нормы ст. 19 и 22 Краткой Правды. В этой статье ещё сохраняется институт кровной мести, но круг мстителей изменяется. Такая замена устраняет из текста Правды наиболее архаичный её элемент, восходящий к эпохе материнского рода. Также в этой статье говорится о 80-гривенной вире за убийство княжеского мужа и тиуна, что соответствует нормам ст., 22 и 23 Краткой Правды. Что касается кровной мести, то по-моему эта статья содержит норму по существу уже не действующую, т.к. кровная месть была отменена ещё до создания Пространной Правды. Следующая статья Пространной Правды, вовсе отменяет кровную месть, оставляя в силе все прочие юридические установления Ярослава Мудрого.

 Первый тематический раздел посвящён ответственности за убийство, совершённое на территории верви. В этом разделе мы сталкиваемся с институтом дикой (повальной) виры. Она налагалась на всю общину в том случае, если на территории общины был обнаружен труп, а вервь либо не хотела выдавать убийцу, либо не искала его. Вира поступала в княжескую казну, а родственникам погибшего выплачивалось «головничество», равное вире. Однако, следует заметить, что общество только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Из всего, сказанного выше о дикой вире, можно сделать вывод, что она выполняла ярко выраженную полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой.

 Также хочу заметить, что  в тексте Пространной Правды  намечаются мотивы преступлений. Так, Пространная Правда упоминает случай убийства «на пиру явно», а ст. Краткой Правды - убийство «на разбое без всякой ссоры». В первом случае подразумевается неумышленное, открыто совершённое убийство (а «на пиру» - значит ещё и в состоянии опьянения). Во втором случае - разбойное, корыстное, предумышленное убийство (хотя на практике умышленно можно убить и на пиру, а неумышленно в разбое).

 За такое убийство в разбое  по закону могла назначаться  высшая мера наказания - «поток  и разграбление». Такое же наказание применялось и за поджог и за конокрадство. Это наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьёй) «головой», т.е. в рабство.

 Покон вирный завершает комплекс  статей о взимании виры с  членов верви. Дополняет покон вирный статья Пространного Права, указывающая отчисления в пользу вирника от 80-гривенной виры. Кроме того, эта статья устанавливает размер платы «за голову», т.е. родственникам убитого.

Информация о работе Русская Правда как первый свод законов на Руси