Русская правда как свод древнерусского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Русская Правда – правовой кодекс Руси, принадлежащий к числу классических памятников отечественной истории, к которому на протяжении нескольких веков обращалось множество ученых. Все авторы общих трудов по древнерусской истории так или иначе высказывали мнения об этом уникальном кодексе права Киевской Руси. Также многие исследователи посвящали годы, а то и десятки лет приведению в порядок всей системы знаний о Русской Правде. Представить себе структуру Древнерусского государства и общества невозможно без обращения к Русской Правде. Русская правда дает представление о развитии государственного аппарата, гражданского и уголовного права и судопроизводства.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Источники Русской Правды 3
3. Права и обязанности представителей различных сословий по Русской Правде 10
4. Частное право по Русской Правде 14
5. Уголовные правонарушения по Русской Правде 15
6. Судопроизводство по Русской Правде 17
7. Заключение 19
8. Список литературы 20

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

Учебная дисциплина – теория государства и права

РУССКАЯ ПРАВДА КАК СВОД ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

(контрольная работа)

Выполнила: студентка 1 курса 2 группы

заочного факультета

Данилова Л.Л.

Проверил:

Саратов – 2010

ПЛАН

1. Введение 3

2. Источники Русской  Правды 3

3. Права и обязанности  представителей различных сословий  по Русской Правде 10

4. Частное право  по Русской Правде 14

5. Уголовные правонарушения  по Русской Правде 15

6. Судопроизводство  по Русской Правде 17

7. Заключение 19

8. Список литературы 20

Введение

Русская Правда – правовой кодекс Руси, принадлежащий к числу классических памятников отечественной истории, к которому на протяжении нескольких веков обращалось множество ученых. Все авторы общих трудов по древнерусской истории так или иначе высказывали мнения об этом уникальном кодексе права Киевской Руси. Также многие исследователи посвящали годы, а то и десятки лет приведению в порядок всей системы знаний о Русской Правде. Представить себе структуру Древнерусского государства и общества невозможно без обращения к Русской Правде. Русская правда дает представление о развитии государственного аппарата, гражданского и уголовного права и судопроизводства.

Можно предполагать, что  древние юристы и книжники придавали  Русской Правде большое значение. Она принадлежит к числу наиболее выдающихся правовых памятников средневековья, отражая в своем тексте общие  пути становления и развития феодальных отношений Восточной и Западной Европы.

Итак, мы видим, что актуальность темы «Русская Правда» – как свод древнерусского права» не вызывает сомнений. Главная задача настоящей работы заключается в том, чтобы сделать  выводы о ценности этого памятника, как документа права. Мы обратимся, во-первых, к вопросу о собственно происхождении Русской Правды. Во-вторых, проанализируем ее содержание.

Источники Русской  Правды

На протяжении нескольких веков Русская Правда служила  основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или  послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника  Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного  Уложения 1649 г. Долгое применение Русской  Правды в судебных делах объясняет  появление таких видов пространной  редакции Русской Правды, которые  подвергались переделкам и дополнениям  еще в 14-16 вв.

Русская Правда сохранилась  в большом количестве (свыше 110) списков 13–18 вв. Все тексты Правды находятся  в составе каких-либо сборников  или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены  на три основных памятника: 1) Краткую, 2) Пространную и 3) Сокращенную Правду (их принято обозначать в литературе, как КП, ПП и СП соответственно). В начале следует рассмотреть Краткую Правду.

Списки первой, или Краткой, редакции немногочисленны, известно только два древних списка, относящихся  к половине 15 века. Краткая Русская  Правда находится в составе Новгородской 1 летописи младшего извода, где она помещена под 1016 г. Оба списка Краткой Правды (Академический и Археографический) по своему тексту чрезвычайно близки друг к другу и, по-видимому, произошли от общего источника или протографа. Сохранилось и несколько списков Краткой Правды, переписанных в 18 в., которые, впрочем, восходят к тексту, приготовленному к печати В.Н. Татищевым в 1738 г., и дают мало дополнительных сведений о древнем тексте Правды. В списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи. Однако вторая часть Правды выделена начальной буквой П, написанной красной киноварью1. И.А. Исаев в своём учебнике разделяет Краткую правду на Правду Ярослава (ст. 1-17), Правду Ярославичей (ст. 18-41), Покон вирный (ст. 42), Урок мостников (ст. 43)2.

Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника  деления на статьи нет), сохранившиеся  в двух списках 15 в. в составе Новгородской летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил. Текст ее был составлен не ранее 1016 года. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Характерными особенностями первой части (ст. 1-17) Русской Правды являются: действие обычая кровной мести и отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего.

Вторая часть Краткой  Правды представляет собой, особый памятник, который принято называть Правдой  Ярославичей. Правда Ярославичей представляет собой устав княжеского домена (комплекса  земель, населенных людьми принадлежавшими  главе государства), устанавливающий  пени за убийство княжеских людей  или нанесение вреда княжескому имуществу. Можно согласиться с  тем, что Правда Ярославичей была написана для защиты людей в княжеских  доменах, но возникла Правда Ярославичей  в особых условиях. В Правде Ярославичей  обнаруживаются черты, указывающие  на ожесточенную классовую борьбу, в условиях которой она была создана. Такова ссылка на постановление Изяслава о пене в 80 гривен за убийство старого  конюха при стаде, «его же оубиле Дорогобоудьци». Дорогобуж – город на Волыни, через которую шел Изяслав, возвращавшийся в Киев с польской военной помощью для подавления восстания киевлян. Можно полагать, что Правда Ярославичей возникла в непосредственной связи с восстаниями в Киевском государстве 1068-1071 гг. Она устанавливает особенно высокие ставки за убийства княжеских людей, участившиеся в то время вследствие волнений на Руси.

Покон вирный – закон, включенный в Краткую Правду (ст. 42), по которому население обязано содержать вирника, приехавшего собирать виру (своеобразный налог, но не дань) на определенной территории. Каждый вирник получал большие порции мяса, птицы, солода, сыра, рыбы или мог взять определённую сумму деньгами. В то же время подчёркивалось, что хлеб, муку, пшено можно брать только на еду и корм коню, а не на продажу. Это прямое указание на то, что вирник не получает княжеского жалования3.

Существует мнение, что  в Уроке мостников говорится о постройке и починке моста. Вероятнее, однако, что в нем мы имеем «урок», т.е. табель об оплате за починку городских мостовых. В древнерусских городах улицы покрывались деревянными мостовыми, несколько слоев, которых открыто в Новгороде. Далее мы рассмотрим так называемую Пространную Правду.

Списки Пространной Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше 100). Пространные списки в несколько  раз по тексту длиннее кратких  и заключают большое количество новых статей. Кроме того, текст Пространной Правды разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами. Впрочем, заголовки не покрывают содержания всех статей, следующих за ними. Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве, 1113 года. Она состояла из двух частей – Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная правда являлась сводом законов и представляла собой вторую кодификацию писаного русского права. Древнерусские юристы включали в ее состав законы, разные по времени и по происхождению.

Создание Пространной  Правды исследователи датировали по-разному  и с существенными различиями в толкованиях, от первой трети 12 в. (большинство исследователей) до начала 13 в. Скорее всего Пространная Правда была издана в киевское великое княжение Владимира Всеволодовича Мономаха (1113–1125) или Мстислава Владимировича Великого (1125–1132). Позднее, в период политического распада Киевской Руси на множество самостоятельных княжеств такая общерусская кодификация писаного права была невозможна. Выполнен был этот свод так удачно, что до конца 15 в. он использовался в качестве источника светского права4. Пространная Правда излагает самые различные жизненные ситуации, связанные с правонарушениями, с отношениями господства и подчинения, с долгом и наследованием, судебно-следственной процедурой и т.д.

Β течение долгого периода  практического использования Пространной  Правды в 12–15 вв. ее текст развивался. В. П. Любимов доказал, что списки Пространной Правды делятся на три группы: Синодально-Троицкую, Пушкинскую и Карамзинскую, которые подразделяются на виды. Синодально-Троицкая группа – самая ранняя, тогда как другие группы являются более поздними по происхождению и содержат дополнительные статьи5.

К третьей редакции Русской  Правды относятся два списка так  называемой Сокращенной Правды. Оба  они помещены в Кормчей особого  состава, сохранившейся в списках 17 в. “Кормчая, или Номоканон, представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов. Самое слово «кормчая» значит руководящая или направляющая. Слово «Номоканон» происходит от греческого «nomos» (закон) и «kanon» (правило). Кормчая была важнейшим юридическим пособием в древней Руси и сохранилась во множестве списков разного состава”6. Она, по сути, представляла собой сокращенный и переработанный свод правил, заимствованных главным образом из основного канонического кодекса Православной Церкви7.

Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся статьи большей частью короче и иногда напоминают как бы выдержки из Пространной. Некоторые исследователи на этом основании считают Сокращенную Правду простой выдержкой из какого-то списка Пространной. Однако такое заключение преждевременно, так как текст Сокращенной Правды не может быть целиком выведен из какого-либо списка Пространной. Так, помимо других особенностей текста, Сокращенная Правда имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во всех списках Пространной Правды. Поэтому есть все основания считать Сокращенную Правду третьей особой редакцией Русской Правды.

Древнейшим источником права  является обычай. Когда обычай санкционируется  государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут  существовать как в устной, так  и в письменной форме. Бесспорно  то, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть спонтанно, не имея под собой основы. Источниками кодификации явились  нормы обычного права и княжеская  судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст. 1 КП) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе  отменить, заменив денежным штрафом  – вирой. Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).8

Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский. В основном это были нормы уголовного права (убийство, телесные повреждения, различные виды кражи, поджог и т.д. До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с Византией в 911 и 944 годах и в Русской Правде. Например, в договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому». Закон Русский восходит к древней племенной эпохе восточных славян. В 10 веке он был сложным по составу источником права, применявшимся в судебной практике князей.

Большинство исследователей (И. А. Исаев, О. И. Чистяков и др.) сходятся на том, что Закон Русский был  устным источником права: до нас не дошло даже упоминания о каком-либо конкретном письменном законе до 10 в., а первые княжеские законы – «уставы» и «уроки» – использовались по памяти. Это был бессистемный свод или, что вероятнее, совокупность разбросанных по греческим сборникам норм, основанных на естественном праве, на древнерусских  обычаях и традициях и носивших, по большей части, уголовный характер. Альтернативную точку зрения представляет В. О. Ключевский, считавший Закон  Русский правом городовой Руси, сложившимся  в 9-11 вв. в славяно-варяжской среде  торговых городов9.

Ссылки договоров на закон  молодого Русского государства, используемый как источник права наряду с законами Византийской империи, стали темой  оживлённой дискуссии в исторической и юридической литературе. Так, например, сторонники норманской теории происхождения Древнерусского государства считали Закон Русский скандинавским правом. В.О. Ключевский считал, что Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника Русской Правды представляет собой не первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в 9 - 11 веках10. А.А. Зимин допускал складывание в конце 9 – начале 10 века раннефеодального права. Он считал, что при Олеге существовало ещё обычное право, а при Игоре появляются княжеские законы –«уставы», «поконы», которые вводили денежную кару за нарушение права собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную месть, заменяли её в отдельных случаях денежной компенсацией, начали использовать институты свидетелей - «видоков», свода, поединков, присяги. Эти нормы вошли позднее в Краткую Правду. Это доказывает, что Русская Правда – это не просто запись обычного права отдельного племени. Во второй половине 9 века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (10-11 вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.11 Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой.

Информация о работе Русская правда как свод древнерусского права