Русская правда как свод древнерусского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Русская Правда – правовой кодекс Руси, принадлежащий к числу классических памятников отечественной истории, к которому на протяжении нескольких веков обращалось множество ученых. Все авторы общих трудов по древнерусской истории так или иначе высказывали мнения об этом уникальном кодексе права Киевской Руси. Также многие исследователи посвящали годы, а то и десятки лет приведению в порядок всей системы знаний о Русской Правде. Представить себе структуру Древнерусского государства и общества невозможно без обращения к Русской Правде. Русская правда дает представление о развитии государственного аппарата, гражданского и уголовного права и судопроизводства.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Источники Русской Правды 3
3. Права и обязанности представителей различных сословий по Русской Правде 10
4. Частное право по Русской Правде 14
5. Уголовные правонарушения по Русской Правде 15
6. Судопроизводство по Русской Правде 17
7. Заключение 19
8. Список литературы 20

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

Вторая стадия процесса –  «свод» (ст. 35-39) – напоминала очную  ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трёх дней после заклича. Если после заклича пропавшая вещь обнаруживалась у лица, заявившего себя добросовестным приобретателем, начинался свод. Указывался человек, у которого приобреталась вещь, тот, в свою очередь, указывал на другого, и т.д. Кто не мог указать источник приобретения, считался татем (вором), должен был вернуть вещь (стоимость) и заплатить штраф. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На него возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи, и ему предоставлялось право далее самому продолжать свод.

Третья стадия судебного  процесса – «гонение следа» –представляло собой розыск преступника по следам. В случае убийства наличие следов преступника в какой-либо общине обязывало ее членов выплачивать “дикую виру” или разыскивать виновное лицо. При терявшихся следах на пустошах и дорогах поиски прекращались (ст. 77 ПП).

Строй процесса по Русской  Правде является бесспорно состязательным (или обвинительным), что характерно для эпохи раннего феодализма. Русская Правда описывала особые формы досудебного установления отношений между потерпевшим ( будущим истцом, обвинителем) и предполагаемым ответчиком (обвиняемым). Это так называемый «свод» и «гонение следа». Правда, существование в Киевской Руси судебного поединка отрицается многими исследователями. Их довод, кажущийся очень сильным, это отсутствие упоминания о поединке в Русской Правде. Но вместе с тем и указания арабских писателей, и договор с немцами, 1229 года (ст. ст. 15 и 16), и юридические поговорки («В поле две воли, кому бог поможет») подтверждают древность происхождения и прочность института судебного поединка.

О причинах отсутствия указаний на поединок в “Русской Правде”  можно только строить предположения. Нельзя отрицать возможности некоторого воздействия, так сказать, механического  порядка на текст “Правды” со стороны  церковников. Поединок, бесспорно имевший  место в жизни Киевской Руси 11-12 вв., должен был отразиться в современных  законах и в их первой кодификации  – в Русской Правде. Но затем  он мог исчезнуть со страниц этого  сборника или почти исчезнуть, как  наиболее противный духу христианства, под пером первых благочестивых  переписчиков памятника.

Заключение

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем  не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних  отношений. Она представляет собой  свод развитого феодального права, в котором нашли отражение  нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда является официальным  актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или  изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах). Русская Правда также  является памятником феодального права, всесторонне защищая интересы господствующего  класса и откровенно провозглашая бесправие  смердов и холопов.

Русская Правда во всех её редакциях  и списках является памятником громадного исторического значения. На протяжении нескольких веков она служила  основным руководством при судебном разбирательстве. Русская Правда настолько  хорошо удовлетворяла потребности  княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV века. Списки Пространной Правды активно  распространялись ещё в XV - XVI вв. И  только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Список литературы

  1. Георгиевский Э.В. К вопросу о Законе Русском и его уголовно-материальных установлениях // Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 4.
  2. Греков Б.Д. «Киевская Русь» IX – первая пол. X вв. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1949.
  3. Зимин А. А. Традиции Правды Русской в Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. - В кн.: Исследования по истории и историографии феодализма. М., 1982.
  4. Зимин. А.А. Правда Русская. М.: Древлехранилище, 1999.
  5. Исаев И.А. «История государства и права России».М.: Юристъ, 1996.
  6. Ключевский В.О. Русская история. Избранные лекции. – М.: Эскмо, 2008.
  7. Правда Русская, т. I. М.–Л., 1940.
  8. Смолий В. А., Степанов В. С. История Украины // Развитие Киева. Первое собрание законов. – Киев: Генеза, 2007.
  9. Тихомиров М.Н. «Пособие для изучения Русской Правды». М.: Издание Московского университета, 1953.
  10. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. - М.: юрид. лит., 1983.
  11. Цыпин В.А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной церкви, 1994.
  12. Чистяков О.И. «Отечественное законодательство XI – XX веков». Часть I. М.: Юристъ, 1999.

1 Тихомиров М.Н. Пособие  для изучения Русской Правды. М.: Издание Московского университета, 1953.

2 Исаев И.А. «История  государства и права России».М.: Юристъ, 1996.

3 Смолий В. А., Степанов В. С. История Украины // Развитие Киева. Первое собрание законов. – Киев: Генеза, 2007. – С. 52-53.

4 Зимин А. А. Традиции Правды Русской в Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. - В кн.: Исследования по истории и историографии феодализма. М., 1982, с. 189

5 Правда Русская, т. I. М.–Л., 1940, с. 34–54.

6Тихомиров М. Н. Пособие  для изучения Русской Правды. М.: Издание Московского университета, 1953.

7 Цыпин В.А. Церковное  право. Курс лекций. М.: Круглый  стол по религиозному образованию  в Русской Православной церкви, 1994.

8 Исаев. И.А. История  государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

9 Георгиевский Э. В.  К вопросу о Законе Русском  и его уголовно-материальных установлениях  // Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 4.

10 Ключевский В.О. Русская  история. Избранные лекции. –  М.: Эскмо, 2008.

11. Исаев И.А. История  государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

12 Зимин. А.А. Правда Русская. М.: Древлехранилище.1999, с. 363

13 Там же, с. 376

14 Б.Д. Греков. Киевская  Русь. М.: Государственное учебно-педагогическое  издательство министерства просвещения  РСФСР, 1949.

15 Хрестоматия по истории  государства и права СССР. Дооктябрьский  период. - М.: юрид. лит., 1983.

16 Хрестоматия по истории  государства и права СССР. Дооктябрьский  период. - М.: юрид. лит., 1983


Информация о работе Русская правда как свод древнерусского права