Русская Правда: Общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:24, доклад

Описание работы

Русская правда была первым дошедшим до нас русским писанным памятником обычного права. Известны ее различные списки.
До нас дошли несколько редакций этого памятника: наиболее известны - Краткая и Пространная. Краткая редакция составляет первоначальный подлинный пакет Правды (Правда Ярослава). В основу этой Правды были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям феодальных отношений. Пространная же редакция есть не что иное, как измененная и дополненная последующими князьями Правда Ярослава, получившая название Правды Ярославичей. Обе эти редакции носят общее название Суд Ярослава Владимировича.

Содержание работы

Введение стр. 3
Происхождение и источники стр. 4
Правовое положение населения стр. 6
Гражданское право
3.1. Право собственность
3.2. Обязательственное право
3.3. Семейно-наследственное право
Преступление и наказание стр. 21
Суд и процесс
Заключение
Список нормативного материала и использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая_Русская правда 2.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Алматинский филиал негосударственного образовательного

учреждения высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  Гуманитарный университет профсоюзов»


 

 

 

 

 

 

Студентка 1 курса 102 эд

Химич Катерина

 

Тема: «Русская Правда: Общая характеристика»

                                                       (доклад)

 

 

 

   

 

 

                                                                      Научный руководитель

                                                                 Вдовин В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

                                           Алматы, 2008

 

 

 

  

План

 

     Введение

стр.   3    

  1.   Происхождение и источники

стр.   4

  1.   Правовое положение населения

стр.   6

  1.   Гражданское право

3.1. Право собственность

3.2. Обязательственное  право

3.3. Семейно-наследственное право

стр. 11

стр. 11

стр. 14

стр. 17 

  1.   Преступление и наказание

стр. 21

  1.   Суд и процесс

стр. 27

  1.   Заключение

стр. 29

  1.   Список нормативного материала и использованной литературы

стр. 30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Русская правда была первым дошедшим до нас русским писанным памятником обычного права. Известны ее различные списки.

До нас  дошли несколько редакций этого  памятника: наиболее известны -  Краткая  и Пространная. Краткая редакция составляет первоначальный подлинный пакет Правды (Правда Ярослава). В основу этой Правды были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям феодальных отношений. Пространная же редакция есть не что иное, как измененная и дополненная последующими князьями Правда Ярослава, получившая название Правды Ярославичей. Обе эти редакции носят общее название Суд Ярослава Владимировича.

Последняя редакция Пространной Правды приходится на великое  княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.). В это время социально-экономическое развитие страны достигло высокого уровня, но государство уже стояло на пороге феодальной раздробленности.

Русская Правда широко распространилась во всех землях Древней Руси как основной источник права и стала основой юридических норм вплоть до 1497г., когда на смену ей пришел Судебник, изданный в Московском централизованном государстве.

В настоящее время без особого труда можно найти все тексты Русской Правды, так как они неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение и  источники 

Русская Правда – памятник законодательства XI-XII вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

Источники кодификации  – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания.

Есть мнение, что еще  до Русской правды существовал некий  Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с  Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет.

Согласно еще одной  гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или  «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.

Русская Правда дошла  до сегодняшнего дня в списках XV в. и одиннадцати списках XVIII-XIX вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев “дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите”. За этими словами в Новгородской летописи помещен текст Древнейшей Правды.

Правда Ярославичей  включает ст. ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке  указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого  при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов социально-хозяйственному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды.

Пространная Правда состоит из объединенных единым смыслом групп статей. В ней  представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась окончательно.

В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периода раздробленности.

 

 

 

 

 

2.   Правовое положение населения

В Русской Правде обозначается двоякое деление общества - политическое и экономическое. Политически, по отношению к князю, лица делятся на два сословия, на людей служилых и неслужилых, на княжих мужей и людей, или простых людей. Первые лично служили князю, составляли его дружину, высшее привилегированное и военно-правительственное сословие, посредством которого князья правили своими княжествами, обороняли их от врагов.

Жизнь княжа мужа оберегалась двойною вирою. Люди, свободное простонародье, платили князю дань и оброк, образуя податные общества, городские и сельские. К тому же простое население принимало участие в вооруженной защите в случае военных действий. На крестьян распространялись государственная юрисдикция и княжеский суд.

Кроме этих двух сословий существовало третье, низшее сословие - холопы. По Русской Правде, холопы - не сословие и даже не лица, а вещи, как и рабочий скот, проще говоря – рабы.

Источником  рабства был, прежде всего, плен. В холопство попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), зависимый закуп обращался в холопа в случае бегства от хозяина и кражи, в холопство обращался злостный банкрот1. Статья 110 Пространной Правды устанавливает еще три случая холопства: женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажа в рабство хотя бы за “наготу”.

Русская Правда считала  холопов собственностью хозяина, сами они не обладали собственностью. Поэтому за убийство чужого холопа взимались не вира и головничество, а только продажа в пользу князя и урок в пользу хозяина как за порчу чужой вещи, а убийство своего холопа государственным судом совсем не наказывалось. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева.

Но церковь уже проводила  иной взгляд на холопа как на человека и за убийство его наказывала церковной  карой. Княжеское законодательство начинало подчиняться этому взгляду. В самой Русской Правде заметна попытка изменить прежнее отношение закона к рабам. До смерти Ярослава чужой холоп, нанёсший удар свободному человеку, мог быть убит им. Ярославичи запретили это, предоставив потерпевшему либо побить холопа, либо взыскать пеню за "сором", разумеется, с его хозяина.

Таким образом, судя по бытовой практике, слагающейся из совокупности юридических и нравственных отношений, холоп является представителем особого класса в составе русского общества, отличавшимся от других тем, что он не платил податей и служил не князю, а частным лицам.

Следовательно, русское общество XI и XII вв. по отношению лиц к князю делилось на: свободных, служивших лично князю; на свободных, не служивших князю, а плативших ему дань миром; и на несвободных, служивших частным лицам.

Но рядом с этим политическим делением в Русской Правде прослеживается и другое деление - экономическое. Между государственными сословиями стали завязываться переходные слои. Так, в среде княжих мужей возникает класс частных привилегированных земельных собственников. В Русской Правде этот класс носит название бояр. Бояре Русской Правды не придворный чин, а класс привилегированных землевладельцев (феодалов).

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т.д.

Землевладельцы  осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную  организацию. Они были взаимно связаны  системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью.

Вассальные  и земельные отношения землевладельцев, их связь с великим князем регулировались специальными договорами.

В Русской  Правде раскрыты лишь некоторые аспекты  правового статуса этого сословия. Она устанавливает двойную виру (штраф за убийство) в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тортов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательства на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.

Среди людей, т. е. свободного неслужилого простонародья в сельском населении также образуются деление на классы. Один из них составляли сельские рабочие, селившиеся на землях частных собственников со ссудой от хозяев. Этот класс называется в Русской Правде наймитами или ролейными закупами. Другой класс составляли хлебопашцы, жившие на княжеской, т. е. государственной земле, не составлявшей ничьей частной собственности, в Русской Правде они называются смердами.

Таким образом, в составе русского общества образовались три новых класса, не совпадавшие с его политическим делением. Между ними было имущественное различие.

Ролейный закуп или  наймит - сельский рабочий, который  обрабатывал полученный им от хозяина  участок земли хозяйским инвентарём, брал у землевладельца в ссуду  семена, земледельческие орудия и рабочий скот.  Закуп - лицо полусвободное, приближавшееся к холопу, нечто вроде временно-обязанного крестьянина.

В Русской правде это полусвободное состояние крестьян обнаруживается такими признаками: 1) хозяин пользовался правом телесно наказывать своего закупа; 2) закуп - неполноправное лицо: на суде он мог быть свидетелем только в незначительных тяжбах и только в случае нужды, когда не было свидетелей из свободных лиц; 3) закуп сам не отвечал за некоторые преступления, например за кражу: за него платил пеню хозяин, который за то превращал его в полного своего холопа.

Что касается социального  положения смердов, то на их счет существуют различные точки зрения. Так, по одним источникам смерд - государственный крестьянин, обрабатывавший государственную землю своим инвентарём, владеющий домом, имуществом, лошадью. За кражу его коня закон устанавливает штраф 2 гривны. За “муку” смерда устанавливается штраф в 3 гривны. Но смерды, как и бояре - свободные лица.

Существует и другое мнение относительно социального положения смердов. Представители иного взгляда на смердов считают их зависимыми лицами рабского состояния, крепостными. В обоснование этой точки зрения приводится ряд статей Русской правды.2

 Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая штраф за убийство рабов, в одном прочтении гласит: “А в смерде и в холопе 5 гривен” (Академический список). Т.е. получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф.

Но в Археографическом списке читаем: “А в смерде в холопе 5 гривен”. Это означает, что у смерда есть холоп, которого убивают. Ситуация неразрешимая.

Русская Правда нигде конкретно не указывает  на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают  штрафы (продажу), характерные для  свободных граждан.

Информация о работе Русская Правда: Общая характеристика