Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:24, доклад
Русская правда была первым дошедшим до нас русским писанным памятником обычного права. Известны ее различные списки.
До нас дошли несколько редакций этого памятника: наиболее известны - Краткая и Пространная. Краткая редакция составляет первоначальный подлинный пакет Правды (Правда Ярослава). В основу этой Правды были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям феодальных отношений. Пространная же редакция есть не что иное, как измененная и дополненная последующими князьями Правда Ярослава, получившая название Правды Ярославичей. Обе эти редакции носят общее название Суд Ярослава Владимировича.
Введение стр. 3
Происхождение и источники стр. 4
Правовое положение населения стр. 6
Гражданское право
3.1. Право собственность
3.2. Обязательственное право
3.3. Семейно-наследственное право
Преступление и наказание стр. 21
Суд и процесс
Заключение
Список нормативного материала и использованной литературы
Алматинский филиал негосударственного образовательного
учреждения высшего
«Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»
Студентка 1 курса 102 эд
Химич Катерина
Тема: «Русская Правда: Общая характеристика»
План
Введение |
стр. 3 |
|
стр. 4 |
|
стр. 6 |
3.1. Право собственность 3.2. Обязательственное право 3.3. Семейно-наследственное право |
стр. 11 стр. 11 стр. 14 стр. 17 |
|
стр. 21 |
|
стр. 27 |
|
стр. 29 |
|
стр. 30 |
Введение
Русская правда была первым дошедшим до нас русским писанным памятником обычного права. Известны ее различные списки.
До нас дошли несколько редакций этого памятника: наиболее известны - Краткая и Пространная. Краткая редакция составляет первоначальный подлинный пакет Правды (Правда Ярослава). В основу этой Правды были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям феодальных отношений. Пространная же редакция есть не что иное, как измененная и дополненная последующими князьями Правда Ярослава, получившая название Правды Ярославичей. Обе эти редакции носят общее название Суд Ярослава Владимировича.
Последняя редакция Пространной Правды приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.). В это время социально-экономическое развитие страны достигло высокого уровня, но государство уже стояло на пороге феодальной раздробленности.
Русская Правда
широко распространилась во всех землях
Древней Руси как основной источник
права и стала основой юридичес
В настоящее время без особого труда можно найти все тексты Русской Правды, так как они неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.
1. Происхождение и источники
Русская Правда – памятник законодательства XI-XII вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.
Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).
Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания.
Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет.
Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.
Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках XV в. и одиннадцати списках XVIII-XIX вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.
В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев “дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите”. За этими словами в Новгородской летописи помещен текст Древнейшей Правды.
Правда Ярославичей включает ст. ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).
Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов социально-хозяйственному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды.
Пространная Правда состоит из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась окончательно.
В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периода раздробленности.
2. Правовое положение населения
В Русской Правде обозначается двоякое деление общества - политическое и экономическое. Политически, по отношению к князю, лица делятся на два сословия, на людей служилых и неслужилых, на княжих мужей и людей, или простых людей. Первые лично служили князю, составляли его дружину, высшее привилегированное и военно-правительственное сословие, посредством которого князья правили своими княжествами, обороняли их от врагов.
Жизнь княжа мужа оберегалась двойною вирою. Люди, свободное простонародье, платили князю дань и оброк, образуя податные общества, городские и сельские. К тому же простое население принимало участие в вооруженной защите в случае военных действий. На крестьян распространялись государственная юрисдикция и княжеский суд.
Кроме этих двух сословий существовало третье, низшее сословие - холопы. По Русской Правде, холопы - не сословие и даже не лица, а вещи, как и рабочий скот, проще говоря – рабы.
Источником рабства был, прежде всего, плен. В холопство попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), зависимый закуп обращался в холопа в случае бегства от хозяина и кражи, в холопство обращался злостный банкрот1. Статья 110 Пространной Правды устанавливает еще три случая холопства: женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажа в рабство хотя бы за “наготу”.
Русская Правда считала холопов собственностью хозяина, сами они не обладали собственностью. Поэтому за убийство чужого холопа взимались не вира и головничество, а только продажа в пользу князя и урок в пользу хозяина как за порчу чужой вещи, а убийство своего холопа государственным судом совсем не наказывалось. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева.
Но церковь уже проводила иной взгляд на холопа как на человека и за убийство его наказывала церковной карой. Княжеское законодательство начинало подчиняться этому взгляду. В самой Русской Правде заметна попытка изменить прежнее отношение закона к рабам. До смерти Ярослава чужой холоп, нанёсший удар свободному человеку, мог быть убит им. Ярославичи запретили это, предоставив потерпевшему либо побить холопа, либо взыскать пеню за "сором", разумеется, с его хозяина.
Таким образом, судя по бытовой практике, слагающейся из совокупности юридических и нравственных отношений, холоп является представителем особого класса в составе русского общества, отличавшимся от других тем, что он не платил податей и служил не князю, а частным лицам.
Следовательно, русское общество XI и XII вв. по отношению лиц к князю делилось на: свободных, служивших лично князю; на свободных, не служивших князю, а плативших ему дань миром; и на несвободных, служивших частным лицам.
Но рядом с этим политическим делением в Русской Правде прослеживается и другое деление - экономическое. Между государственными сословиями стали завязываться переходные слои. Так, в среде княжих мужей возникает класс частных привилегированных земельных собственников. В Русской Правде этот класс носит название бояр. Бояре Русской Правды не придворный чин, а класс привилегированных землевладельцев (феодалов).
Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т.д.
Землевладельцы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью.
Вассальные и земельные отношения землевладельцев, их связь с великим князем регулировались специальными договорами.
В Русской
Правде раскрыты лишь некоторые аспекты
правового статуса этого
Среди людей, т. е. свободного неслужилого простонародья в сельском населении также образуются деление на классы. Один из них составляли сельские рабочие, селившиеся на землях частных собственников со ссудой от хозяев. Этот класс называется в Русской Правде наймитами или ролейными закупами. Другой класс составляли хлебопашцы, жившие на княжеской, т. е. государственной земле, не составлявшей ничьей частной собственности, в Русской Правде они называются смердами.
Таким образом, в составе русского общества образовались три новых класса, не совпадавшие с его политическим делением. Между ними было имущественное различие.
Ролейный закуп или
наймит - сельский рабочий, который
обрабатывал полученный им от хозяина
участок земли хозяйским
В Русской правде это полусвободное состояние крестьян обнаруживается такими признаками: 1) хозяин пользовался правом телесно наказывать своего закупа; 2) закуп - неполноправное лицо: на суде он мог быть свидетелем только в незначительных тяжбах и только в случае нужды, когда не было свидетелей из свободных лиц; 3) закуп сам не отвечал за некоторые преступления, например за кражу: за него платил пеню хозяин, который за то превращал его в полного своего холопа.
Что касается социального положения смердов, то на их счет существуют различные точки зрения. Так, по одним источникам смерд - государственный крестьянин, обрабатывавший государственную землю своим инвентарём, владеющий домом, имуществом, лошадью. За кражу его коня закон устанавливает штраф 2 гривны. За “муку” смерда устанавливается штраф в 3 гривны. Но смерды, как и бояре - свободные лица.
Существует и другое мнение относительно социального положения смердов. Представители иного взгляда на смердов считают их зависимыми лицами рабского состояния, крепостными. В обоснование этой точки зрения приводится ряд статей Русской правды.2
Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая штраф за убийство рабов, в одном прочтении гласит: “А в смерде и в холопе 5 гривен” (Академический список). Т.е. получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф.
Но в Археографическом списке читаем: “А в смерде в холопе 5 гривен”. Это означает, что у смерда есть холоп, которого убивают. Ситуация неразрешимая.
Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы (продажу), характерные для свободных граждан.