Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:24, доклад
Русская правда была первым дошедшим до нас русским писанным памятником обычного права. Известны ее различные списки.
До нас дошли несколько редакций этого памятника: наиболее известны - Краткая и Пространная. Краткая редакция составляет первоначальный подлинный пакет Правды (Правда Ярослава). В основу этой Правды были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям феодальных отношений. Пространная же редакция есть не что иное, как измененная и дополненная последующими князьями Правда Ярослава, получившая название Правды Ярославичей. Обе эти редакции носят общее название Суд Ярослава Владимировича.
Введение стр. 3
Происхождение и источники стр. 4
Правовое положение населения стр. 6
Гражданское право
3.1. Право собственность
3.2. Обязательственное право
3.3. Семейно-наследственное право
Преступление и наказание стр. 21
Суд и процесс
Заключение
Список нормативного материала и использованной литературы
Русская Правда всегда указывает при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.). В массе статей о свободных людях, именно свободные и подразумеваются, о смердах речь заходит лишь там, где их статус необходимо специально выделить.
Нужно заметить, что экономические классы, не совпадая с основными государственными сословиями, различались между собой правами. Класс бояр-землевладельцев пользовался той привилегией, что движимое и недвижимое имущество после боярина при отсутствии сыновей могло переходить к его дочерям. Смерд, работавший на княжеской земле со своим инвентарём, мог передавать дочерям только движимое имущество, остальное же, т. е. участок земли и двор, после смерда, не оставившего сыновей, наследовал князь.
Политические сословия создавались князем, княжеской властью, а экономические классы образовывались капиталом, имущественным неравенством людей, поэтому собственность имела огромное значение.
Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.
Что касается городского населения древней Руси, оно состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества и т.д. В науке вопрос о его правовом положении, в должной мере не решен из-за недостатка источников. Трудно определить, в какой степени население русских городов пользовалось городскими вольностями, аналогичными европейским, способствующим и в дальнейшем развитию капитализма в городах.
Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно “купеческое сто” действовало при какой-либо церкви. “Ивановское сто” в Новгороде было одной из первых купеческих организаций Европы.
3. Гражданское право
3.1. Право собственности
При сопоставлении некоторых статей Русской Правды видно, что имущество человека ценится не дешевле, а даже дороже самого человека, его здоровья, личной безопасности. Произведение труда для закона важнее живого орудия труда - рабочей силы человека.
В Русской Правде отразился быт торговый, охотничий и земледельческий. Одинаковая пеня в 12 гривен грозит и за похищение бобра из ловища, и за уничтожение полевой межи, за выбитие зуба, и за убийство чужого холопа. Одинаковой пеней в 3 гривны и одинаковым уроком в одну гривну наказываются и отсечение пальца, и удар по лицу или мечом не насмерть, и порча верёвки в перевесе (птичьем лове), и похищение охотничьего пса с места лова, и самоуправное "мучение" (лишение свободы) свободного крестьянина без приговора судьи. Поджог и конокрадство наказывается самой тяжкой карой, гораздо тяжелее, чем тяжкие увечья и даже убийство.
Тот же взгляд на лицо и имущество проводится и в другом ряду постановлений Русской Правды. Замечательно, что имущественная безопасность, целость капитала, неприкосновенность собственности обеспечивается в законе личностью человека.
Купец, торговавший в кредит и ставший несостоятельным по своей вине, мог быть продан кредиторами в рабство. Наемный сельский рабочий, получивший при найме от хозяина ссуду с обязательством за нее работать, терял личную свободу и превращался в полного холопа за попытку убежать от хозяина, не расплатившись.
Значит, безопасность капитала закон ценил дороже и обеспечивал заботливее личной свободы человека. Личность человека рассматривается как простая ценность и идет взамен имущества. Мало того: даже общественное значение лица определялось его имущественной состоятельностью.
В период Х-Х1 вв. согласно Русской Правде решающую роль играла индивидуальная (частная) собственность (конь, оружие, одежда и т.д.), но в развитых районах, где действовало княжеское законодательство, наряду с индивидуальной собственностью присутствовала и коллективная.
Собственник по Русской Правде имел право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты при посягательствах. Объектами права собственности выступает весьма обширный круг вещей - кони и скот, одежда и оружие, торговые товары, сельскохозяйственный инвентарь и многое другое.
В селах, погостах, деревнях была распространена коллективная собственность общины. Русскую общину составляли жители указанных селений или деревень, владеющие сообща принадлежащей селению землей. Каждый совершеннолетний поселянин мужского пола имел право на участок земли, равный другим участкам жителей его селений, где практиковался периодический передел земли. Только двор, состоящий из избы, холодных построек и огорода, составлял наследственную собственность семейства без права отчуждения лицам, не принадлежащим к общине.
Леса, сенокосы и выгоны находились в общем пользовании. Возделанная пахотная земля делилась на равные участки, и периодически перераспределялась между ними обыкновенно через 6, 9, 12 лет. Подати и повинности, лежавшие на общине, распределялись между дворами.
Все, что касается сроков и способов раздела пахотной земли между членами общины, решалось общим собранием домохозяев под руководством старосты.
Такая форма коллективной собственности объясняется и климатическими условиями, особенно в северных районах.
Помимо семейно-индивидуальных и общинных хозяйств существовал княжеский домен, который представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по собственному усмотрению.
Собственность феодалов возникала как частная и основанная на княжеских пожалованиях. В Х1 в. летописи - упоминают о селах княжеских дружинников, в XII в. таких свидетельств уже гораздо больше. Вотчины бояр были частной собственностью. Князья раздавали земли под условием службы (владения бенефициальго типа, временного или пожизненного). Княжеская раздача земель сопровождалась получением иммунитетов (независимых действий в этих владениях) - судебных, финансовых, управленческих.
В Русской Правде нет сведений о землевладении феодалов, но в Пространной Правде упоминаются лица, жившие на этих землях: тиун боярский (ст. 1), боярские холопы (ст. 46), боярский рядович (ст. 14).
Субъектами права собственности могли быть только люди свободные. Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно обстоятельно. Собственность ее содержание, и различные виды владения не имели специальных обобщающих терминов, однако на практике законодатель различал право собственности и право владения.
Собственник имел право на возврат своего имущества (коня, оружия, одежды, холопа), из чужого незаконного владения. На основе строго установленной процедуры за причиненную “обиду” назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства при необходимости перед “сводом из 12 человек” (ст. ст. 13, 14,-15, 16 Краткой Правды; ст. ст. 34, 35 Пространной Правды).
Общий принцип защиты движимой собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному хозяину и заплатить, ему штраф в качестве компенсации за убытки. Движимая собственность (включая холопов) считается в Русской Правде объемом полного господства собственника: при спорах о ее возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются между собой.
Доверившие имущество холопам (для торговых операций и т.д.) несли в случае причинения убытков и истребления вещи ответственность перед третьими лицами в полном объеме (ст. ст. 116, 117 Пространной Правды).
Иными словами, законодатель понимал, что право собственности определяется волей самого собственника. Защита движимой собственности, если это не было связанно с уголовным преступлением, не носила сословного характера каждый вправе равнозначно определять ее судьбу.
3.2. Обязательственное право
Гражданские обязательства возникали из деликта (правонарушения) или из договора. Причем деликтные обязательства возникли намного раньше договорных.
В Русской Правде обязательства из деликтов влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. С целью предупредить споры о цене испорченных и уничтоженных предметов, Русская Правда определяет стоимость ряда предметов. Несостоятельный должник согласно закону продавался на торгах. Вырученные деньги шли кредитору, а разница между долгом и вырученной суммой шла князю.
Укрывающий холопа должен вернуть его и заплатить штраф (ст. 7 Краткой Правды). Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. ст. 12. 13 Краткой Правды).
Договорные обязательства оформляются при становлении частной собственности, но абстрактного понятия договора еще не существует. Позднее под договором стали понимать соглашение двух или нескольких лиц. Из распространенных договорных обязательств упоминаются купля-продажа, заем, наем и поклажа.
Стороны (субъекты)
договоров должны были отвечать требованиям
возраста, правоспособности и свободы.
Ничего не известно о возрасте вступавших
в обязательства в
Что касается половой принадлежности лица, заключавшего договор, то в Русской Правде женщина уже выступает как собственник имущества, следовательно, она была вправе совершать сделки.
В Русской Правде закреплено влияние на обязательства статуса свободы. Холоп не являлся субъектом правоотношений и не мог отвечать по обязательствам, всю имущественную ответственность за него нес хозяин. Имущественные последствия сделок холопа, совершенных по поручению господина, также ложились на последнего.
Древнему праву известны два вида ответственности по договорам: личная и имущественная (в историческом отношении более поздняя и развитая). В Русской Правде доминирует ответственность имущественная. Однако закуп в случае нарушения условий обязательств мог обращаться в полного холопа, злостный купец-банкрот также обращался в рабство. При неразвитости рабства зарождается принцип, согласно которому должник, не выполнивший обязательство, становился зависимым от кредитора на тот срок, в течение которого отрабатывал ему весь объем долга и убытков.
В IХ—ХII вв. письменная форма договоров еще не развилась, они совершались, как правило, в устной форме. Для устранения последующих взаимных претензий, при заключении сделок должны были присутствовать свидетели, но суд принимал и любые другие доказательства, удостоверяющие договоры. Число известных Русской Правде сделок еще не очень значительно.
Наиболее распространенным договором на Руси был договор купли-продажи. Продавалось имущество (движимое и недвижимое) и холопы, причем продаже последних в законодательстве того времени уделяется весьма большое внимание. В Русской Правде регламентировался не столько сам договор купли-продажи (его условия зависели от воли сторон) сколько споры, возникавшие в результате взаимных претензий. Для законной купли требовалось вещь приобрести за деньги от ее собственника, а договор совершить в присутствии 2-х свободных свидетелей. Имущество краденое или неизвестного происхождения оспаривалось после покупки в присутствии администрации. Если законность принадлежности проданного не доказывалась, сделка расторгалась и имущество возмещалось оспаривавшему его лицу. Сделка о продаже сколько-нибудь значимых вещей совершалась на торгу публично во избежание последующих претензий.
Купля-продажа признавалась действительной, когда совершались между людьми трезвыми, а кто покупал, продавал или менял что-либо в пьяном состоянии, тот, протрезвившись, имел право требовать аннулирования совершенной сделки.
Договоры займа различают с процентами и без процентов. Заем с процентами, превышающий 3 гривны, требовал свидетелей, удостоверяющих договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой.
Договор займа совершался свободным человеком - закупом, получившим ссуду и обязавшимся выплатить ее своей работой. Займодателю (господину) запрещалось продавать закупа. В случае его продажи займодатель уплачивал штраф в размере 12 гривен. С другой стороны, закон давал право обращать закупа в полного раба в случае его бегства от займодателя. В случае причинения вреда займодателю, закуп обязан был возместить этот вред, например пропажа скота по вине закупа или пропажа хозяйского инвентаря.
Договор поклажи совершался без свидетелей, но когда возникал спор при возвращении вещи, отданной на хранение, то хранитель очищал себя присягой.
В Русской
Правде имеется упоминание о найме
рабочих “мостников” для
В XII-XV вв. проявились три тенденции развития обязательственного права. Во-первых, развитие товарно-денежных отношений привело к появлению новых видов договоров ударение, залог, поручительство) и умилению имущественной ответственности сторон в обязательствах. Обязательства из правонарушений постепенно смещаются в область уголовно наказуемую. Во-вторых, при господстве феодальных отношений сохранялась личная ответственность должников. Должники попадали в хозяйственную зависимость от заимодавцев, обязаны были отрабатывать долг, находясь как бы под патронатом. Личная зависимость распространялась даже в среде феодалов в вассальных, отношениях с государством или сюзереном. В-третьих, в Новгороде и Пскове формировалась система обязательственного Права с развитой имущественной ответственностью, основанной на товарно-денежном обмене.
3.3. Семейно-наследственное право.
Семейно-Наследственное право относится к медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основы православной семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допускались к наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию). Отношения в семье основывались на власти отца, лишь в поздний феодальный период складывается принцип раздельности имущества.