Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:36, контрольная работа
Первые ярославские комедианты, составившие труппу Федора Волкова, – служащие Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков Шумский и Демьян Галик. В труппу входят также братья Федора Волкова – Григорий и Гавриил. В репертуар Волковской труппы входили духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии Расина, Сумарокова, комедии Мольера. Федор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра.
1. Истоки русского театра в XVIII веке
2. Специфика русского театра
3. Театр в России петровского времени
4. Театр и драматургия начала XVIII века в Москве
Заключение
Список используемой литературы
Содержание:
Содержание |
1 |
1. Истоки русского театра в XVIII веке |
2 |
2. Специфика русского театра |
3 |
3. Театр в России петровского времени |
4 |
4. Театр и драматургия начала XVIII века в
Москве |
12 |
Заключение |
|
Список используемой литературы |
13 |
Истоки русского театра в XVIII веке
По преданию,
слава русского театра ведет свое
начало от старинного кожевенного амбара,
в котором устраивал
К 1750 году в Ярославле возникает уже не любительский, а профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей.
Первые
ярославские комедианты, составившие
труппу Федора Волкова, – служащие
Ярославской провинциальной канцелярии
Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен
Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой
слободы Семен Скочков, выходцы
из Малороссии (Украины) Яков Шумский
и Демьян Галик. В труппу входят также
братья Федора Волкова – Григорий
и Гавриил. В репертуар Волковской
труппы входили духовные драмы митрополита
Димитрия Ростовского, трагедии Расина,
Сумарокова, комедии Мольера. Федор
Волков и его сподвижники-ярославцы
составили ядро первого государственного
русского профессионального
Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию таланта Волкова, утверждению славы первого актера Российского театра.
Значение
деяний Волкова огромно. Он отстаивал
национальную самобытность русского театра,
заложил фундамент школы
Волков создал новые театральные формы, явившись постановщиком «общенародного зрелища», маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь коронации Екатерины II. Он утвердил сценическое искусство как школу гражданских чувств, связал его с проблемами эпохи. Необычайно важным для дальнейшего развития отечественной сцены было стремление Волкова к демократизации театра и его общедоступности.
Традиции
Волкова были развиты в дальнейшем
Иваном Дмитревским, соратником Волкова,
которому суждено было пройти путь
от писчика Ярославской
С отъездом Волкова и его труппы в Петербург культурная и театральная жизнь в Ярославле не затихает. В 1769 году утверждается новый градостроительный план Ярославля.
С 1777 года развитию культуры в крае способствует просвещенный губернатор А. П. Мельгунов, покровитель литературы, театра и истории края. Губернатор поощряет развитие театра, в его доме ставятся любительские спектакли. В 1786 году в ярославском театре Мельгунова даст свою гастроль Первый актер Русского Императорского театра, преемник Волкова, Иван Афанасьевич Дмитревский. Он сыграл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». При Мельгунове, в 1778 году, утверждается герб Ярославля с изображением медведя, выходит сокращенная «Псалтырь» в стихах, а в 1786 году появляется первый в России провинциальный журнал «Уединенный пошехонец», основанный В. Д. Санковским. В 1780 году ярославские семинаристы представляли в Полушкиной роще оперу Я. Соколова «Ставленник». Здесь, в книгохранилище Спасо-Преображенского монастыря, было найдено графом А. И. Мусиным-Пушкиным «Слово о полку Игореве».
Специфика русского театра
Культура XVIII в. характеризуется сочетанием нового и традиционного. Политика просвещенного абсолютизма в России коснулась образования, науки, просвещения.
Большую роль в этом процессе сыграли русские просветители Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. В XVIII в. происходит становление новой русской литературы. В искусстве нового времени идет быстрая смена стилей: барокко, рококо, классицизм. Развиваются архитектура, градостроительство, садово-парковое искусство. Происходит становление портретной и исторической живописи, музыки и театра. [1, стр.63].
В XVIII в. литература, музыка, театр достигают художественной зрелости. Им свойственны наблюдательность, анализ тончайших переживаний человека,
воспроизведение нюансов чувств и настроений. Центром художественной жизни
Западной Европы становится Франция, где происходит эволюция от рококо к искусству гражданской направленности. Развиваются эстетика, искусствознание. Появляются частные коллекции, салоны. Светская культура вытесняет религиозную.
Культура XVII – ХVIII вв. – это музыка Баха, Моцарта, Глюка, Гайдна, романы Прево, Филдинга, Смоллета, Стерна, «Кандид» Вольтера, «Страдания молодого Вертера» [1, стр.56]
Развитие драматургии в России, да и на всей территории Европы XVIII века, характеризуется доминированием классицизма. По теории этого стиля, возникшего на просторах Франции, все литературные и драматургические жанры классифицируются на высокие и низкие. Трагедия относится к благородным, то есть, высоким жанрам, что повлекло за собой большой интерес к ее постановкам у таких деятелей, как Херасков, Сумароков и еще многих других не менее талантливых драматургов.
Все трагические
пьесы этого времени пропитаны
одной общей концепцией, которая
основывается на борьбе между чувствами
главных персонажей и гражданским
долгом, государственными обязанностями.
В целом, можно сказать, что классицизм
всецело направлен на четкое разделение
мира на черное и белое. Нельзя не сказать,
что структура классицизма и
его довольно строгие рамки всецело
соответствовали политическим принципам
того времени, то есть, абсолютной монархии.
Такие жесткие границы
Великий
Ломоносов в свое время разработал
теорию «трех штилей». Она предусматривает
написание трагических
Немного позже появляются на театральных подмостках комедии, которые очень быстро обретают популярность и востребованность. Главной задачей комедийных постановок являлось осмеивание таких человеческих пороков, как глупость и невежество. Из самых ярких представителей этого жанра можно выделить такие произведения, как «Бригадир» и «Недоросль», написанные Д.И. Фонвизином.
Вплоть до средины XVIII века сценические представления в России были развлечением исключительно для элиты, в отличие от средневековой драматургии, которая возникла из простонародья и была массовым культурным явлением. В России же театр предназначался только для представителей аристократии и высших слоев общества. Существовали только придворные и домашние театральные заведения, к примеру, Эрмитажный петербургский театр. А первые публичные, доступные всей общественности драматические театры на просторах России возникли лишь в 50-х годах 18-го столетия.[3]
Театр в России петровского времени
Общеизвестно, что именно при Петре I в России впервые появился и начал функционировать государственный публичный театр, для которого на Красной площади выстроили Комедиальную храмину.
Можно сказать, что в документальном отношении театру Петровской эпохи, с одной стороны, достаточно повезло — им занимались многие видные, историки, сумевшие добыть довольно обширный фактический материал: П. П. Пекарский, Г. В. Есипов, Е. В. Барсов и, наконец, С. К. Богоявленский, выпустивший в 1914 году книгу, половина которой посвящена данному вопросу1.
Однако, несмотря на то, что документов о театре Петровского времени собралось достаточно много, они освещают довольно подробно только период его существования с 1702 до середины 1706 года (есть и единичные свидетельства начала 1707 г.).
Вот, очень сжатый пересказ истории
существования русской и
В 1701 году по государеву указу в Москву была приглашена из Гданска труппа под руководством Иоганна Кунста. Для переговоров с комедиантами в июле 1701 года был отправлен «иноземец венгерской породы» Ян Сплавский, «кукольный комедиант», живший в России с 1698 года. Сначала И. Кунст и его актеры ехать в Москву отказались «без подлинной назначенной годовой заплаты и такого обнадеживания, чтоб им и женам их иметь вольной с Москвы отпуск безо всякого задержания, когда они ни похотят». Петр I велел срочно писать к комедиантам «с таким обнадеживанием», а Яну Сплавскому в декабре 1701-го снова приказано ехать за актерами.
В январе 1702 года он вместе с подьячим Посольского приказа Сергеем Ляпуновым отправился в путь и в июле того же года труппа Кунста прибыла в Москву. В ее состав входило 9 человек: Антоний Ротакс (исполнявший еще и должность театрального парикмахера), Яков Эрдман Старкей (совмещавший с актерской профессию театрального портного и костюмера), Михаила Виртен (служивший театральным писарем), Яган Мартын Бендлер — лучший комик, Яган Плантин, Карол Эрнст Ниц, Михаил Езовский и одна актриса — жена Кунста Анна.
Вскоре после приезда немецких актеров в Москву (в августе 1702 г.) боярин Ф. А. Головин, которому как начальнику Посольского приказа подчинялись приехавшие иноземцы, приказал: «комедиантам, которые устрояют комедию, извольте дать из русских робят, каких чинов сыщутся, в ученики 10 человек к тому делу удобных». Отобранные «робята» (19 человек) были отосланы к Кунсту; к ноябрю 1702-го их осталось 14, а к моменту первого спектакля годными в актеры оказались только 12 человек. С некоторыми изменениями этот количественный состав русской труппы сохранился до конца 1706 года.
Русская комедия впервые была сыграна 15-го декабря, так как 14 числа Кунст докладывал Головину, что комедианты русские «во вторник перед великим государем действовать во всем наряде готовы», а 16-го царь уже пожаловал русским актерам «к прежним ко 100 рублям в приказ 100 рублев». Дебют немецких актеров состоялся неделей раньше (в донесении австрийского дипломата при русском дворе О.-А. Плейера от 20 декабря 1702 г. сообщалось: «<…> на прошлой неделе немцы, а на этой русские в первый раз играли перед царским двором»). В дальнейшем до отъезда иноземных комедиантов, то есть до середины 1706 года, немецкие и русские актеры играли «комедию русскую и немецкую» (как значится в одних документах) или представляли «комедию на немецком и русском языках» (как говорится в других). Из этого следует, что труппы играли каждая на своем языке свою комедию, может быть, даже иногда в один вечер поочередно.
В начале 1703 года И. Кунст умер. Нам удалось установить, что произошло это в первых числах февраля (в одном из писем, отправленных из Москвы 4 февраля, Ф. Головин пишет: «<…> комедиант умре»). Вместо него выразил желание «начальным комедиантом быть и все то действовать золотого дела мастер Артемий Фиршт» (давно живший в Москве «иноземец цесарской земли»). Принятый на службу в марте 1703 года, Отто (на русский манер — «Артемий») Фюрст возглавил все театральное дело и руководил обеими труппами (немецкой и русской) до начала 1707 года. В мае 1706-го царским указом повелено иноземным «комедиантам от комедии отказать и комедей не действовать», после чего немецкие актеры и отбыли вскоре на родину. Что же касается русских, то с этого момента о них ничего не сказано.
Что же случилось с театром потом и, главное, куда девалась русская труппа, — об этом историкам не было известно абсолютно ничего. Почти полное отсутствие каких-либо документальных свидетельств сформировало мнение о том, что с отъездом в 1706 году немецких комедиантов и русский театр также прекратил свою деятельность. Это, казалось бы, подтвердил и факт уничтожения, точнее разбора в 1707 году Комедиальной храмины — театрального здания, специально выстроенного для спектаклей. Некоторые историки театра, основываясь на этом, сделали еще более решительный вывод, что театр якобы был закрыт в 1706 году самим Петром I, так как не выполнил «той роли, которая ему предназначалась» Преобразователем России2, и «Петр I счел дальнейшую его деятельность нецелесообразной»3.