Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:31, реферат
История России рассматривает общественно-политические процессы и движения. Процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития Российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества. Важнейшими источниками истории России являются летописи. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.)
Введение
Русское государство в период феодальной раздробленности
- причины феодальной раздробленности
- княжеские усобицы
- ослабленные власти Киевского князя и усиление власти удельных князей
- упадок киевского княжества
- любечский съезд
- конец политического единства Руси
- дробление государства на отдельные княжества
- Владимир Мономах
- попытка объединения
- особенности развития отдельных русских земель
- Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества
- Новгородская земля
- Русь и орда: проблемы взаимовлияния
- Превращение Руси в вассала Орды
- Система управления на Руси в период монголо-татарского ига
- Соотношение княжеской власти и татарского владычества
- Роль православной церкви в сохранении единства русского народа
- Изменение социально-политического облика государства и влияние ига на
выбор политического пути развития Руси
- Усиление княжеской власти и ослабление вечевого элемента в политическом строе
Литература
Министерство Сельского Хозяйства Рф
Кемеровский Государственный Сельскохозяйственный Институт
Кафедра: «Истории и педагогики»
Контрольная работа
по дисциплине «Отечественная история»
Заочная форма обучения
Тема № 2
«Русское государство в период феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания.
Борьба Руси за независимость в XII-XIII вв.»
Выполнила:
студентка .1 поток СОП
специальность: Бух.учет,
анализ, аудит.
Проверил: к.и.н, доцент
.
Кемерово 2007
План
Введение
Русское государство в период феодальной раздробленности
- причины феодальной
- княжеские усобицы
- ослабленные власти Киевского
князя и усиление власти
- упадок киевского княжества
- любечский съезд
- конец политического единства Руси
- дробление государства на отдельные княжества
- Владимир Мономах
- попытка объединения
- особенности развития отдельных русских земель
- Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества
- Новгородская земля
- Русь и орда: проблемы взаимовлияния
- Превращение Руси в вассала Орды
- Система управления на
Руси в период монголо-
- Соотношение княжеской
власти и татарского
- Роль православной церкви
в сохранении единства
- Изменение социально-
выбор политического пути развития Руси
- Усиление княжеской власти
и ослабление вечевого
Литература
Введение
Предметом изучения истории
России являются закономерности политического
и социально-экономического развития
Российского государства и
История России рассматривает общественно-политические процессы и движения. Процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития Российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества. Важнейшими источниками истории России являются летописи. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.)
Вопрос о начале появления Русского государства интересовал русских историков-летописцев еще в XI-XII вв. В литературно-документальной летописи «Повести современных лет», написанной в XII в, дается довольно подробное описание исторических событий периода предшествовавшего образованию Российского государства. Государство Русь, по мнению академика Б.А. Рыбакова, сложилась в 15-ти крупных населенных восточными славянами областей. Около Киева издавна жили поляне, их земля считалась ядром древнерусского государства. По мнению ученых, в глубокой древности восточное славянство состояло из 100-200 небольших племен, в каждом племени имелось свое вече (собрание), решавшее важнейшие вопросы общественной жизни, оно же, и выбирало военного вождя (князя); Существовала дружина из молодежи и общественное ополчение.
По наблюдению академика Рыбакова, в русской литературе XI в. существовали и боролись между собой два взгляда на происхождение Русского государства. Согласно одному взгляду центром Руси и собирателем славянских земель являлся Киев, согласно другому - Новгород. [2.]
Причины феодальной раздробленности
Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.
Для осуществления власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы.
Причин перехода к феодальной раздробленности было много. В их числе
- появление и распространение
феодального землевладения,
Другая причина - это процесс постепенного оседания дружины на землю заставлял и князя быть менее подвижным, стремиться укрепить свое собственное княжество, а не переходить на новый княжеский стол. К причинам перехода к феодальной раздробленности следует отнести и рост городов, и развитие отдельных земель, что делало их более независимыми от Киева. Вместо одного центра появляются несколько.
Процесс феодального раздробления
Руси был обусловлен укреплением
власти крупнейших феодалов на местах
и зарождением местных
Главной причиной причины
раздробленности русского государства,
было экономическое развитие страны.
В стране осваивались новые земли,
росла культура земледелия, повышалась
урожайность
Постепенно не дань, а труд зависимых людей-должников становится основой богатства феодалов, они быстрее богатеют, заставляя должников работать на себя. Поэтому и князья. И дружины теряют интерес к захвату власти во всей стране, для обогащения им становится важнее расширять свои владения за счет ближайших соседей и укреплять свое собственное княжество.
Вскоре хозяйство феодалов становится натуральным, то есть в нем стало производиться буквально все, необходимое в то время для жизни. Такое хозяйство не нуждается в торговле, не нуждается оно и в центральной власти, оно развивается внутри себя, не испытывая потребности общаться с соседями. С течением времени крупные центры натурального хозяйства сами становятся вполне сложившимися государствами. [3.]
Княжеские усобицы
Когда Русская земля разделилась на несколько отдельных княжеств и началась бесконечная полоса междоусобных княжеских войн, на долю высшего духовенства выпала роль посредников и примирителей между князьями. В 1295 году митрополит Никифор говорил киевскому князю Рюрику, склоняя его к миру со Всеволодом Суздальским: «Княже! Мы есмь приставлены в Русской земле от Бога востягивати (удерживать) вас от кровопролития». [ 1, c. 34]
При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно превратилось в ряд отдельных волостей, объединенных только тем, что у них была одна церковь и один княжеский род.
Ярослав посадил своих сыновей по городам: старшему Изяславу достались Киев и Новгород, следующему 0 Святославу - Чернигов, следующему - Всеволоду - Переяславль и т.д. Князья стояли на той мысли, Русская земля принадлежит всему княжескому роду.
Старший князь как родовладыка сидел в г. Киеве, а прочие князья по родовому старшинству размещались в городах, более или менее значительных и богатых. [4, c. 39]
Со смертью великого князя, все князья подвигались на одно и тоже место ближе к Киеву, «восходили лестницею» к великому княжению, пока, наконец его не достигали. Если же какой-либо князь умирал, не достигнув великого княжения в Киеве, то его дети теряли права на наследство в княжеском роде и считались «изгоями».Таковы были правила родового владения, но эти правила трудно соблюдать. Первые наследники Ярослава Мудрого дошли до ссор и междоусобий, не сумев примирить и согласовать свои притязания.
Началась тяжелая усобица между князьями и шла много лет в княжении Изяслава, Всеволода и сына Изяслава Святополка II. В этой усобице приняли участие не только сыновья великих князей, но и другие князья-изгои, внуки и правнуки Ярослава, отцы которых умерли, не дождавшись великокняжеского стола. В усобице, действую насилием, изгои искали теперь возможности улучшить свое положение и получить свою часть в Русской земле. [4, c. 40].
Ослабленные власти Киевского князя и усиление власти удельных князей
Утверждение в Киеве Владимира Мономаха мимо его старших родичей повело к падению родового единства в среде киевских князей и обострило вражду между разными ветвями княжеского рода. Все эти ветви желали владеть Киевом как столицей единого когда-то государства и из своих гнезд силою «добывали» Киев друг у друга. При постоянной общей вражде киевский Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить или хотя бы остановить политический распад единого государства.
Его не слушались ни князья, ни отдельные города. Каждая семья князей имела своего отдельного старшего «великого князя». Каждый большой город, не желая быть жертвою княжеских смут, хотел сам устраивать свои дела и норовил вступить с своим князем в договор с целью охранить себя от княжеского произвола.
Государство разлагалось, и
поэтому слабело и беднело. Вместо
Руси образовалось много «волостей»,
разделенных и взаимно-
Ослабление центральной власти и привело к тому, что некогда могущественная Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств, ставших со временем вполне сложившимися государствами. Их князья имели все права суверенного государя: они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых в них.
Упадок Киевского княжества
В 1054 году скончался Ярослав Мудрый и Русь была разделена на несколько княжеств, но вера, язык, обычаи и княжеский род здесь были едиными. В Киевской Руси зарождалось уже общенациональное сознание, складывался новый этнос - русичи. Однако всем этим процессам мешала, вредила непрекращающаяся борьба князей, их постоянные притязания на земли друг друга. Борьба князей, их раздоры ослабляли древнерусское государство.
Упадок Руси вызывался также довольно широким развитием рабства. Богатство Руси XI-XII вв. держалось на рабовладении и не мешало развитию страны, пока рабами были военнопленные. Но, по мере закабаления свободных русичей, усиливалась их борьба с богачами, появились народные волнения, побеги крестьян от феодалов, а это сказывалось на благосостоянии государства.
В начале XIII в. пришел в упадок еще один источник богатства Руси - внешняя торговля. В XI-XIII вв. западноевропейские крестоносцы совершили 8 походов на Восток, благодаря которым был создан новый торговый путь между Западной Европой и Азией - через Италию, а не через Киев. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь - в результате прекратилась торговля Руси с Византией. В это же время торговля Руси со странами Востока была прервана кочевниками. Все это резко снизило экономическое благосостояние государства.
На протяжении XI-XII вв. бичом для древней Руси становятся половецкие вторжения. [3.]
Последствием такого политического беспорядка был общий упадок Киевской Руси - политический и экономический. Только что победившая печенегов Русь не могла собрать достаточно сил для борьбы с новым кочевым народом - половцами, которые появились в южных степях с середины XI века.
Отлично пользуясь неурядицами на Руси, половцы «несли розно» Русскую землю: грабили ее и мешали русской торговле, захватив все пути из Руси на восток и юг. Общее разорение и обеднение было результатом княжеских усобиц и половецкого разбоя, и Киевская Русь понемногу захирела и запустела.
Уже к XII столетию, можно считать распавшимся на несколько частей, а самый Киев запустевшим и обедневшим городом. [4, c. 39]
Политическая неурядица была первым бедствием Киевской Руси.
Вторым бедствием ее было соседство Кочевников. [4, c. 43]
Впервые в 1061 году половцы напали на русских и с тех пор непрерывно беспокоили русские области своими набегами и разбоями. Набеги половцев на Русь были так часты, что их нельзя и перечесть: наиболее крупных насчитывают около 50. [4, c. 44]
Любечский съезд
После многих лет борьбы князья решили покончить свои счеты на общем съезде.
В 1097 г. по инициативе князя Владимира Мономаха князья собрались на съезд в Любече, где выразили сожаление по поводу усобиц и юридически закрепили принцип организации власти на Руси «по вотчине» - «каждый князь владеет своей вотчиной» - записал съезд, констатируя тем самым, что Русь стала совокупностью отдельных княжеств. [3.]
Что же касается до прочих князей-изгоев, то их устроили землянами на юго-западных границах Руси. [4, c. 41]
В 1113 г. великим киевским князем становится Владимир Мономах (1113-1125). Ему и его сыну Мстиславу Великому (1125-1132) удалось восстановить единство Киевской Руси, но ненадолго. После их смерти вражда князей на Руси вспыхнула с новой силой. Дело закончилось тем, что в 1169 г. Ростовско-суздальский князь Андрей Боголюбский вместе с 11 другими князьями взял штурмом и разграбил Киев. В 1203г. Киев был разгромлен вторично объединенными силами смоленского, черниговских князей и половцев; в 1235 г. он был в третий раз взят и разграблен черниговцами в союзе с половцами. И, наконец, последний удар был нанесен Киеву татарским нашествием 1240 г. В 1246 г. проезжавший через киевские земли итальянский путешественник Плано Карпини нашел Киев маленьким городком, в котором было около 200 домов. [3.]
Конец политического единства Руси
Однако после съезда смуты не кончились, а потому и постановление съезда не было соблюдено. Когда в Киеве умер Великий князь Святополк (1113), киевляне не захотели принять киевский престол старейших в роде князей Святославичей из Чернигова, а просили к себе Владимира Мономаха из Переславля. Мономах сначала отказался идти в Киев мимо старших князей; но упорство киевлян заставило его согласиться, и таким образом народное избрание нарушило правильность родового преемства великого княжеского стола.
Из чего ясно, в чем
заключались причины
Еще при жизни Ярослав поделил Русь между 5 своими сыновьями, причем сделал это так, что ни у одного из братьев не было какого-то одного большого княжества, земли были расположены чересполосно. По-видимому, так Ярослав стремился создать условия, при которых братья зависели друг от друга и не могли править самостоятельно. [3].