Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:31, реферат
История России рассматривает общественно-политические процессы и движения. Процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития Российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества. Важнейшими источниками истории России являются летописи. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.)
Введение
Русское государство в период феодальной раздробленности
- причины феодальной раздробленности
- княжеские усобицы
- ослабленные власти Киевского князя и усиление власти удельных князей
- упадок киевского княжества
- любечский съезд
- конец политического единства Руси
- дробление государства на отдельные княжества
- Владимир Мономах
- попытка объединения
- особенности развития отдельных русских земель
- Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества
- Новгородская земля
- Русь и орда: проблемы взаимовлияния
- Превращение Руси в вассала Орды
- Система управления на Руси в период монголо-татарского ига
- Соотношение княжеской власти и татарского владычества
- Роль православной церкви в сохранении единства русского народа
- Изменение социально-политического облика государства и влияние ига на
выбор политического пути развития Руси
- Усиление княжеской власти и ослабление вечевого элемента в политическом строе
Литература
После взятия Рязани монголы
захватили Коломну, была взята Москва.
По мере продвижения Батыя к
7 февраля 1238 г. монголы
взяли Владимир, красивейший и
богатейший город Владимиро-
В конце 1242 г. Батый повернул на восток и вернулся в районы Нижней Волги. Здесь в 1254 г. он построил свою столицу - Сарай-Бату. Русь после нашествия стала вассалом (подданным) Золотой Орды. [3].
Превращение Руси в вассала Орды
С образованием Золотой орды началась политическая зависимость Руси от татар. Будучи кочевниками, татары не остались жить в русских областях, богатых лесами; они ушли на юг, в открытые степи, а на Руси оставили для наблюдения своих наместников, баскаков, с военными отрядами. [4, c.72]
Сложилась система, при которой великий князь должен был получать в Орде утверждение, «ярлык», на великое княжение.
Из-за частых народных волнений
в XIV в. сбор дани монголы поручили русским
князьям. Единственной силой, которая
меньше других пострадала от ига, и
которая продолжала воспитывать
единство русского народа, была церковь.
Монголы терпимо относились к
христианству и другим религиям. Считали,
русскую церковь своим
В период татаро-монгольского ига Руси очень трудно было восстанавливать города и сёла, так как значительная часть национального дохода уходила в Орду в виде дани и в качестве подарков ханам и знати (хан присылал «запрос»). Кроме того, монголы не прекращали набегов на Русь, так как стремились не дать покоренным народам оправиться от нашествия. [3].
Система управления на Руси в период монголо-татарского ига
Иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило её ремесло и сельское хозяйство, уничтожило многие культурные ценности.
В ходе нашествия была физически истреблена основная масса феодалов-землевладельцев (дружинники) и князей (из 12 рязанских князей погибли 9, из 3 ростовских - 2, из 9 суздальских - 5).
Это сыграло колоссальную роль в выборе Русью дальнейшего политического пути развития. Уничтоженная знать была носителем отношений вассалитета между феодалами, а вновь появившаяся знать формировалась уже в условиях подданства (дворяне - люди двора, т. е. слуги. А на Западе даже в титулах нет признаков подчинения: барон - воинственный человек, сеньор - старший, джентри - благородный, граф - имеющий власть). [3].
Соотношение княжеской власти и татарского владычества
Иго способствовало усилению княжеской власти и ослаблению вечевого элемента. Русские князья стали брать пример с ханской власти, которая не входила ни в какие соглашения с народом, она приказывала, и ей нужно было подчиняться. [3].
Иногда князья погибали в орде и не в следствии политических причин, а потому, что не желали подчиняться татарским обычаям, считая их несовместимыми с христианскою верою. Так погиб в орде черниговский князь Михаил Всеволодович с своим боярином Федором, за что церковь наша и чтит их святыми мучениками. [4, c. 73].
Иго повлияло на моральный характер русского человека. Высшие классы спрятали женщин в тереме, что привело к огрубению нравов. [3].
Роль православной церкви в сохранении единства русского народа
Татаро-монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русских людей и прежде всего на православную веру, хотя и разрушали церкви.
Они были терпимы к любому вероисповеданию, внешне и у себя в Золотой Орде не мешали отправлению любых религиозных обрядов.
Русское духовенство ордынцы не без основания нередко считали своим союзником. Русская церковь боролась против влияния католичества, а папа римский был врагом Золотой Орды. Церковь на Руси в начальные период ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой. В свою очередь, ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество.
Позже церковь сыграла значительную роль в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость. [2, c.47]
Изменение социально-политического облика государства и влияние ига на выбор политического пути развития Руси
Иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило её ремесло и сельское хозяйство, уничтожило многие культурные ценности.
В ходе нашествия была физически истреблена основная масса феодалов-землевладельцев (дружинники) и князей (из 12 рязанских князей погибли 9, из 3 ростовских - 2, из 9 суздальских - 5).
Это сыграло колоссальную роль в выборе Русью дальнейшего политического пути развития. Уничтоженная знать была носителем отношений вассалитета между феодалами, а вновь появившаяся знать формировалась уже в условиях подданства (дворяне - люди двора, т. е. слуги. А на Западе даже в титулах нет признаков подчинения: барон - воинственный человек, сеньор - старший, джентри - благородный, граф - имеющий власть). [3].
Усиление княжеской власти и ослабление вечевого элемента в политическом строе
Иго способствовало усилению княжеской власти и ослаблению вечевого элемента. Русские восприняли от татар денежный счёт, пошлины с товаров, почтовую службу (ямы и ямщики), матерные слова и более жёстокую систему наказаний, чем была в Древней Руси.
Иго надолго отделило Русь от Западной Европы, где посчитали, что Русь вообще прекратила своё существование.Оно способствовало появлению на Руси деспотической монархии. (Монархия - государство, во главе которого находится единоличный глава, получающий власть по наследству. Деспотия - неограниченная власть, произвол).
Полезное единственное следствие ига - оно сплотило Русь на борьбу, чем ускорило образование централизованного государства. [3].
Литература
1. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь 1993г.
2. Ш.М. Мунзаев, В.М. Устинов. История России 4-е изд. «норма» учебник для ВУЗов. М. 2002.
3. Лекции К.и.н. доцента, зав. Кафедрой истории и педагогики КГСХИ Трефилкиной И.М.
4. С.Ф. Платонов Учебник русской истории. СПб. 1994.
5. С.Ф. Платонов Полный
курс лекций по русской