Русское государство в период феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания. Борьба Руси за независимость в XII-XIII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:31, реферат

Описание работы

История России рассматривает общественно-политические процессы и движения. Процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития Российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества. Важнейшими источниками истории России являются летописи. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.)

Содержание работы

Введение
Русское государство в период феодальной раздробленности
- причины феодальной раздробленности
- княжеские усобицы
- ослабленные власти Киевского князя и усиление власти удельных князей
- упадок киевского княжества
- любечский съезд
- конец политического единства Руси
- дробление государства на отдельные княжества
- Владимир Мономах
- попытка объединения
- особенности развития отдельных русских земель
- Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества
- Новгородская земля
- Русь и орда: проблемы взаимовлияния
- Превращение Руси в вассала Орды
- Система управления на Руси в период монголо-татарского ига
- Соотношение княжеской власти и татарского владычества
- Роль православной церкви в сохранении единства русского народа
- Изменение социально-политического облика государства и влияние ига на
выбор политического пути развития Руси
- Усиление княжеской власти и ослабление вечевого элемента в политическом строе
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 42.76 Кб (Скачать файл)

После взятия Рязани монголы  захватили Коломну, была взята Москва. По мере продвижения Батыя к Владимирской земле возрастало сопротивление  русских. Появились отряды, которые  сейчас мы назвали партизанскими. Так, посланный за подмогой в Чернигов рязанский воевода Евпатий Коловрат, вернувшись, нашёл родной город в развалинах. Он собрал около 1700 добровольных мстителей и в конце января 1238 г. догнал Орду во Владимирской земле. Его стремительные удары были столь чувствительны, что монголы вынуждены были бросить против него большие силы, чтобы взять отряд в кольцо и уничтожить.

7 февраля 1238 г. монголы  взяли Владимир, красивейший и  богатейший город Владимиро-Суздальской  земли, а вслед за ним ещё  к 14 городов. После двухнедельной  осады пал Торжок, и монголы  направились к Новгороду. Но не дойдя до него 100 вёрст, Орда повернула назад на Половецкие степи. Ни один русский город не сдался монголам без боя. Лето 1238 г. Орда провела в придонских степях, осенью был повторён набег на Рязань и уцелевшие города и сёла Рязанского княжества, а в 1239 г. монголы пошли на южную Русь. Киев, население которого в тот период составляло 50 тыс. человек, оборонялся 93 дня, а после взятия его все жители были перебиты. Орда отправилась в Польшу, Венгрию, Молдавию и в 1242 г. дошла до Хорватии и Далмации.

В конце 1242 г. Батый повернул на восток и вернулся в районы Нижней Волги. Здесь в 1254 г. он построил свою столицу - Сарай-Бату. Русь после нашествия стала вассалом (подданным) Золотой Орды. [3].

Превращение Руси в вассала Орды

С образованием Золотой орды началась политическая зависимость  Руси от татар. Будучи кочевниками, татары не остались жить в русских областях, богатых лесами; они ушли на юг, в  открытые степи, а на Руси оставили для наблюдения своих наместников, баскаков, с военными отрядами. [4, c.72]

Сложилась система, при которой  великий князь должен был получать в Орде утверждение, «ярлык», на великое  княжение.

Из-за частых народных волнений в XIV в. сбор дани монголы поручили русским  князьям. Единственной силой, которая  меньше других пострадала от ига, и  которая продолжала воспитывать  единство русского народа, была церковь. Монголы терпимо относились к  христианству и другим религиям. Считали, русскую церковь своим союзником, потому что она боролась с католичеством  и поддерживала тех князей, которые  призывали не бороться, а сосуществовать с Ордой. Однако делалось это с  целью накопить силы, о чём татары не догадывались.

В период татаро-монгольского ига Руси очень трудно было восстанавливать  города и сёла, так как значительная часть национального дохода уходила  в Орду в виде дани и в качестве подарков ханам и знати (хан присылал «запрос»). Кроме того, монголы не прекращали набегов на Русь, так  как стремились не дать покоренным народам оправиться от нашествия. [3].

Система управления на Руси в период монголо-татарского ига

Иго надолго затормозило  экономическое развитие Руси, разрушило  её ремесло и сельское хозяйство, уничтожило многие культурные ценности.

В ходе нашествия была физически  истреблена основная масса феодалов-землевладельцев (дружинники) и князей (из 12 рязанских  князей погибли 9, из 3 ростовских - 2, из 9 суздальских - 5).

Это сыграло колоссальную роль в выборе Русью дальнейшего  политического пути развития. Уничтоженная знать была носителем отношений вассалитета между феодалами, а вновь появившаяся знать формировалась уже в условиях подданства (дворяне - люди двора, т. е. слуги. А на Западе даже в титулах нет признаков подчинения: барон - воинственный человек, сеньор - старший, джентри - благородный, граф - имеющий власть). [3].

Соотношение княжеской власти и татарского владычества

Иго способствовало усилению княжеской власти и ослаблению вечевого элемента. Русские князья стали брать  пример с ханской власти, которая  не входила ни в какие соглашения с народом, она приказывала, и  ей нужно было подчиняться. [3].

Иногда князья погибали в  орде и не в следствии политических причин, а потому, что не желали подчиняться татарским обычаям, считая их несовместимыми с христианскою верою. Так погиб в орде черниговский князь Михаил Всеволодович с своим боярином Федором, за что церковь наша и чтит их святыми мучениками. [4, c. 73].

Иго повлияло на моральный  характер русского человека. Высшие классы спрятали женщин в тереме, что привело  к огрубению нравов. [3].

Роль  православной церкви в сохранении единства русского народа

Татаро-монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русских людей и прежде всего на православную веру, хотя и разрушали церкви.

Они были терпимы к любому вероисповеданию, внешне и у себя в Золотой Орде не мешали отправлению  любых религиозных обрядов.

Русское духовенство ордынцы  не без основания нередко считали  своим союзником. Русская церковь  боролась против влияния католичества, а папа римский был врагом Золотой  Орды. Церковь на Руси в начальные  период ига поддерживала князей, выступавших  за сосуществование с Ордой. В  свою очередь, ордынцы освобождали  русское духовенство от дани и  снабжали служителей церкви охранными  грамотами на церковное имущество.

Позже церковь сыграла  значительную роль в сплочении всего  русского народа для борьбы за независимость. [2, c.47]

Изменение социально-политического облика государства  и влияние ига на выбор политического  пути развития Руси

Иго надолго затормозило  экономическое развитие Руси, разрушило  её ремесло и сельское хозяйство, уничтожило многие культурные ценности.

В ходе нашествия была физически  истреблена основная масса феодалов-землевладельцев (дружинники) и князей (из 12 рязанских  князей погибли 9, из 3 ростовских - 2, из 9 суздальских - 5).

Это сыграло колоссальную роль в выборе Русью дальнейшего  политического пути развития. Уничтоженная знать была носителем отношений вассалитета между феодалами, а вновь появившаяся знать формировалась уже в условиях подданства (дворяне - люди двора, т. е. слуги. А на Западе даже в титулах нет признаков подчинения: барон - воинственный человек, сеньор - старший, джентри - благородный, граф - имеющий власть). [3].

Усиление  княжеской власти и ослабление вечевого элемента в политическом строе

Иго способствовало усилению княжеской власти и ослаблению вечевого элемента. Русские восприняли от татар  денежный счёт, пошлины с товаров, почтовую службу (ямы и ямщики), матерные слова и более жёстокую систему наказаний, чем была в Древней Руси.

Иго надолго отделило Русь от Западной Европы, где посчитали, что Русь вообще прекратила своё существование.Оно способствовало появлению на Руси деспотической монархии. (Монархия - государство, во главе которого находится единоличный глава, получающий власть по наследству. Деспотия - неограниченная власть, произвол).

Полезное единственное следствие  ига - оно сплотило Русь на борьбу, чем  ускорило образование централизованного  государства. [3].

Литература

1. Пушкарев С.Г. Обзор  русской истории. Ставрополь 1993г.

2. Ш.М. Мунзаев, В.М. Устинов. История России 4-е изд. «норма» учебник для ВУЗов. М. 2002.

3. Лекции К.и.н. доцента, зав. Кафедрой истории и педагогики КГСХИ Трефилкиной И.М.

4. С.Ф. Платонов Учебник  русской истории. СПб. 1994.

5. С.Ф. Платонов Полный  курс лекций по русской истории,  СПб. 1997.


Информация о работе Русское государство в период феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания. Борьба Руси за независимость в XII-XIII вв.