Русское государство в период феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания. Борьба Руси за независимость в XII-XIII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:31, реферат

Описание работы

История России рассматривает общественно-политические процессы и движения. Процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития Российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества. Важнейшими источниками истории России являются летописи. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.)

Содержание работы

Введение
Русское государство в период феодальной раздробленности
- причины феодальной раздробленности
- княжеские усобицы
- ослабленные власти Киевского князя и усиление власти удельных князей
- упадок киевского княжества
- любечский съезд
- конец политического единства Руси
- дробление государства на отдельные княжества
- Владимир Мономах
- попытка объединения
- особенности развития отдельных русских земель
- Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества
- Новгородская земля
- Русь и орда: проблемы взаимовлияния
- Превращение Руси в вассала Орды
- Система управления на Руси в период монголо-татарского ига
- Соотношение княжеской власти и татарского владычества
- Роль православной церкви в сохранении единства русского народа
- Изменение социально-политического облика государства и влияние ига на
выбор политического пути развития Руси
- Усиление княжеской власти и ослабление вечевого элемента в политическом строе
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 42.76 Кб (Скачать файл)

Дробление государства на отдельные княжества

На рубеже XI-XII вв. Русь политически  распадается на 10 отдельных княжеств.

Пока киевские князья были единовластными, волости повиновались и управлялись княжескими наместниками («посадниками») из Киева. Когда же единовластие было утрачено и княжеский род размножился и разделился на ветви, тогда в каждом значительном городе оказались свои князья. Не все они хотели повиноваться киевскому князю и старались стать от него независимыми. [4, c.46].

После смерти Ярослава (1054), он разделил землю таким образом: старшему сыну Изяславу - дал Киев и  Новгород, т.е. оба конца водного  торгового пути (очевидно, что Изяслав  был самый богатый, самый могущественный князь), второму Святославу - Чернигов, третьему - Всеволоду - Переяславль (недалеко от Киева), четвертому - Вячеславу - Смоленск, пятому - Игорю - Владимир-Волынский; [5, c.100]

К этому времени княжеские  усобицы стали всенародным бедствием. Князья стали нередко приводить  на Русь для решения своих споров вражеские орды.

Владимир  Мономах

В 1113 г. великим киевским князем становится Владимир Мономах (1113-1125).

Ему и его сыну Мстиславу  Великому (1125-1132) удалось восстановить единство Киевской Руси, но ненадолго. Он являлся воплощением идеала христианского  князя киевской эпохи. Его усилия были постоянно направлены к тому, чтобы защитить землю Русскую  от нападений внешних врагов (половцев), установить мир и согласие между  князьями и, защитить слабых от притеснения  их сильными.

Он оставил для своих  детей свое знаменитое «Поучение», сохраненное нашей летописью. Он решительно высказывается против смертной казни: «Ни права, ни крива не убивайте,ни повелевайте убить его; аще будет повинен смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны». Кроме общих предписаний христианского благочестия - страх Божий, молитва, покаяние, - в поучении Владимира Мономаха живое изображение идеального русского князя - не сурового, гордого властелина.

Греческие епископы говорили Владимиру: Ты поставлен еси не от Бога казнь злым, а добрым на милованье», - и князь советовался с ними не только о церковных, но и мирских делах. Тесный союз светской и церковной власти сделался традицией русской истории. [1, c. 32-33]

Попытка объединения

В то самое время, когда  нарушалось государственное единство на Руси начался хозяйственный упадок южных волостей, - в обществе народилось национальное чувство и сознание народное единства. Князья разных ветвей княжеской ди-настии, ссорясь между собой помнили, однако, единство своего рода и говорили о себе, что они «одного деда внуки» и владеют одною землею. Жители различных волостей знали, что эти волости составляют части единой «Русской земли», и они были готовы в минуты опасности лечь костями за всю землю Русскую.

Создание единства своей  земли, любовь к своей земле, горькое  чувство жалости при виде ее страданий  от княжеских расприй и от «поганых» половцев, - вот те чувства которыми проникнуты русские люди во всех русских волостях. С большим воодушевлением взывают они к своим князьям, чтобы те, сами на себя «крамолу не ковали», не желали бы большей волости, не противились бы старейшей братии и жили бы меж собою в мире.

Деятельность первых варяжских  князей объединяла племена русских  славян в одно государство. Но это  объединение было чисто внешним  механическим соединением чуждых взаимно  областей. Государственное единство пало от междоусобий княжеского рода: но культурные связи оказались крепкими и создали из русских племен один, сознающий свое единство, народ. В  этом заключается главное историческое значение киевского периода русской  истории. [4, c.50]

Особенности развития отдельных русских земель

К исходу XII века падение  Киева стало совершенно очевидно. Этот великолепный город, стал беднеть  и пустеть. Население Киева и  окружающих его днестровских волостей начало искать других мест для поселения, убегая от половецкого разорения  и княжеских усобиц. Оно уходило  все чаще на запад, в сторону карпатских гор, или же на север, в лесную область вятичей и далее за нее, в так называемое «залесье» на верхней и средней Волге.

На карпатских нагорьях и  в лесах Поволжья кочевники не были страшны; не страшны были и княжеские  «коромолы», потому что князья спорили между собою не за окраины, а за государственный центр Киев.

И вот на окраинах Русской  земли на смену старому Киеву, к XIII веку возникают три различных  центра государственной жизни, вокруг которых начинает сосредотачиваться  русская народность. Эти центры суть: «Господин Великий Новгород», ставший  самостоятельным и обособленным государством; затем новый город  Владимир, основанный в ростово-Суздальской  земле, и город Галич на Днестре.

В то самое время, когда  Киев шел к упадку, эти города росли, крепли, богатели и привлекали к себе население. В Новгороде  развивалось вечевое управление, приведшее Новгород к республиканскому устройству.

Во Владимире выросла  единодержавная власть князя.

В Галиче очень сильное  влияние на дела получили бояре.

Все эти политические силы - веча, князья и бояре - в Киевском государстве находились в состоянии  неустойчивого равновесия, боролись одна с другою и потому разно несли  Русскую землю. В каждой из новых  областей одна какая-нибудь сила, твердо возобладав над прочими стала во главе государственного порядка.

Поэтому-то история новых  государств, сменивших собой Киевское, пошла неодинаковым путем, и судьбы этих государств оказались весьма различны. [4, c.51]

Галицко-Волынское  и Владимиро-Суздальское княжества

В конце XII - начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь  в соседних с ними землях и княжествах: для северо-восточной и западной Руси - Владимиро-Суздальское княжество; для южной и юго-западной Руси - Галицко-Волынское княжество; для  северо-западной Руси - Новгородская феодальная республика. [2, c.43]

Владимиро-Суздальское княжество  располагалось между средним  и нижним течением Оки, с одной  стороны, и верхним и средним  течением Волги, с другой, по рекам  Клязьме и Москве, впадающим в Оку.

В этой области первоначально  обитали финские племена: меря (на Волге) и мурома (на Оке). Меря и мурома не строили городов, не имели ни какого гражданского устройства и не были политически объединены.

В конце XI столетия, после  Любечского съезда в 1097 года, Суздальская область выделилась в особое княжество. По соглашению князей, она была отдана Владимиру Мономаху, который начал устраивать ее для своего младшего сына Юрия (Долгорукого). С этого времени в новом княжестве началась постройка городов и усилился приток русских переселенцев. [4, c.62-63].

Природа Суздальской земли  была своеобразна и не походила ни на Киевскую ни на Новгородскую. Земля не была так плодородна, как в Поднестровье; но она была гораздо плодороднее, чем вокруг Новгорода. Поэтому население здесь пахало и жило своим хлебом. Страна была очень богата лесом, так что даже самые места для пашни приходилось расчищать из-под леса, выжигая его и корчуя пни.

В лесах занимались пчеловодством, гнали деготь, добывали лыко и мочалу, охотились.

Князья прилагали заботы к тому, чтобы привлечь в свой край русских Переселенцев и устроить их на новоселье. Построение городов, устройство путей и речных переправ было именно их делом.

Так образовался к исходу XII века быт Суздальской земли  под влиянием ее природы и условий  ее заселения. [4, c.62-65].

Одновременно с тем, как  на северо-востоке Руси вырастало  и крепло Суздальское княжество, на юго-западных окраинах Русской земли  стали развиваться и богатеть земли Галицкая и Волынская, соединившиеся  около 1200 года в одно сильное княжество.

Земля Волынская с городом  Владимиром Волынским занимала места  по правому берегу Зап. Буга и чрез верховья Припяти простиралась до южного Буга. Свое название она получила от древнего города Волыня и племени волынян (бужан, дулебов), ее населявшего с глубокой древности она была подчинена киевским князьям.

Галицкое княжество состояло из двух частей: гористой и равнинной. Как далекая окраина Русской земли, Галицкая земля не была привлекательна для князей. Карпатские нагорья были недалеко от враждебных угров; близко оттуда была и беспокойная степь. Поэтому в червенские города киевские князья посылали молодых князей, которым не было части в других местах Руси. В конце XI века постановлением Любечского съезда там были помещены правнуки Ярослава Мудрого, изгои Василько и Володарь. С тех пор окраина превратилась в особое княжество. Сын Володаря Володимирко (1132) соединил все его города под своей единодержавной властью и сделал столицею княжества Галич. В отношении своего княжества он играл ту же роль, какую играл Юрий Долгорукий в Суздальском краю: он был первым его устроителем.

Близость и вмешательство  иноземцев и боярская олигархия  были двумя главными причинами того, что из Галицко-Волынского княжества  не образовалось единого сильного государства. [4, c. 68-70].

Новгородская  земля

Особый политический строй, отличный от строя в других княжеских  землях, сложился в XII в. в Новгородской земле, одной из наиболее развитых русских  земель. В XII в. Великий Новгород был  одним из крупнейших городов не только на Руси, но и в Европе. Он занимал  очень выгодное географическое положение  на пересечении важных для Руси и  других государств Восточной Европы торговых путей. В своей торговле Новгород использовал широко развитые в Новгородской

земле ремесла и различные  промыслы. Высшее Новгородское сословие - бояре - принимали активное участие  во внешней торговле. Основу экономики  Новгородской земли составляли сельское хозяйство и связанные с ним  промыслы.

Новгород, заявлял о своих  претензиях на господствующее положение, поскольку издревле являлся средоточием  верховной власти, распространявшей свое действие на соседние города и  земли. Он объявлял города Верхней Волги  находящимися в сфере своих интересов, т.е. притязал на эти города. Такая  политика Новгорода вытекала из конкретной исторической ситуации, сложившейся  в конце XI - начале XII вв.

Общественно-политическая жизнь  Новгорода имела существенные особенности. Сначала Новгород подчинялся Киеву, но в ходе развития вечевого строя  Новгород в XII в. стал самостоятельной  республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на определенных условиях. Высшим органом власти в Новгороде было вече - собрание мужского населения  города, оно обладало чрезвычайными  полномочиями. Собираться на вече имели  право все свободные граждане - от бояр до «черных людей». Все вопросы  решались большинством голосов, несогласное  меньшинство силой принуждали признать решение большинства.

Главными правительственными лицами в Новгороде были посадник и тысяцкий. Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время, и был посредником между  князем и народом, вместе с князем имел право судить и управлять, руководил  совещаниями веча, вел переговоры с другими княжествами.

Тысяцкий избирался из небоярского населения Новгорода. Как судья, он имел преимущественно  с «черными людьми». Он осуществлял  контроль за налоговой системой.

Во главе новгородской церкви стоял епископ. Он принимал участие  во всех важных гражданских делах, имел свой суд, собственный штат и даже собственный воинский полк. Вечевой  строй в Новгородской земле был  одной из форм феодаль-ного государства. Вече должностных лиц создавало иллюзию «народовластия», видимость участия всего мужского населения Новгорода в делах управления.

В действительности же вся  власть находилась в руках бояр и  привилегированной части купечества. Боярско-купеческая верхушка учитывала  политическую активность городского плебса и умело использовала ее в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные. [2, с. 43-45].

Русь  и Орда: проблемы взаимовлияния

В то время, когда совершился упадое Киева и обозначились вместо старого Киева иные центры - Новгород, Владимир Суздальский и Галич, то есть в первой половине XIII столетия, на Руси появились татары. Появление их было совершенно неожиданно, а сами татары были для русских людей вовсе неведомы и незнаемы: «Явившася языци (говорит летопись), ихже никтоже добре ясно не весть, кто суть и отколе изидоша и что язык их и которого племени суть и что вера их». Родиною монгольского племени татар была нынешняя Монголия. Разрозненные кочевые и дикие племена татарские были объединены ханом Темучином, который принял титул Чингисхана, иначе «великого хана». [4, c. 71].

В XIII в. русское государство  столкнулось с новым и сильным  врагом - монголо-татарами, которые  в 1235 г. на хурале (съезд монгольских  князей) приняли решение об общемонгольском походе на Запад для завоевания стран Европы. Главой похода был назначен хан Бату. Первый поход начался в 1236 г. Монгольская армия, численностью в 120-150 тыс. человек, в своем составе имела мало собственно монголов, в основном она состояла из покоренных монголами племен и народов. В конце 1236 г. монголы разгромили Волжскую Булгарию, летом 1237 г. подчинили половцев, а осенью 1237 г. главные силы Батыя сосредоточились в верховьях реки Воронеж. Перед ними лежала русская земля.

Первой добычей Батыя  стало рязанское княжество. Здесь  не ждали опасности, так как обычно степняки нападали на Русь весной, по свежей траве, в крайнем случае, летом, после  уборки урожая. Теперь же стояла поздняя  осень, а какая может быть война  накануне холодной русской зимы.

Между тем полчища Батыя с юга обошли заболоченные мещерские леса и внезапно окружили Рязань. Рязанскому князю Юрию Ингваревичу предъявили ультиматум: монголы должны получить 1/10 часть всего, чем богата Рязань. Юрий ответил: «Когда нас всех не станет, тогда всё ваше будет», но в надежде договориться всё же послал к Батыю посольство во главе со своим сыном Фёдором и с богатыми подарками. Хан принял подарки, но потребовал отдать в наложницы монгольской знати сестёр и дочерей рязанских князей, а лично ему. Батыю - красавицу княгиню Евпраксию, жену Фёдора, происходившую из рода византийских императоров. Фёдор решительно отказал и был убит вместе с другими послами. А Евпраксия узнав о гибели мужа, вместе с сыном-младенцем выбросилась из высокого терема.

Ждать помощи Рязани было неоткуда. От Чернигова их отделяло огромное расстояние и осеннее бездорожье. Рать, которую послал им Великий  князь Владимирский, успела дойти  только до Коломны. Рязань пала через 6 дней обороны и была уничтожена - князь и княгиня убиты, церкви и монастыри сожжены, пленных  или рубили, или расстреливали  из луков.

Информация о работе Русское государство в период феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания. Борьба Руси за независимость в XII-XIII вв.