Русское семейное право 18 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление.

Содержание работы

Введение
Глава I. Заключение брака
1.1. Условия для заключения брака
1.2. Порядок заключения брака
Глава II. Правовое регулирование семейных отношений
2.1 Взаимоотношения супругов в браке
2.2 Отношения между родителями и детьми
Глава III. Прекращение брака
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов
3.2 Развод
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Русское семейное право 18 в..docx

— 47.17 Кб (Скачать файл)

Введение  

Глава I. Заключение брака   

1.1. Условия для заключения  брака 

1.2. Порядок заключения  брака   

Глава II. Правовое регулирование  семейных отношений     

2.1 Взаимоотношения супругов  в браке   

2.2 Отношения между родителями  и детьми 

Глава III. Прекращение брака 

3.1 Прекращение брака в  связи со смертью одного из  супругов 

3.2 Развод 

Заключение 

Список литературы   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      С принятием  христианства на Руси брачно-семейные  дела были отнесены  к компетенции православной церкви,  что  копировало  византийские  порядки.  В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме  его  заключения  и условиях установления.  Новшества  в  вопросе  заключения  брака  вызвали  у населения  неприятие,  затем  глухое  недовольство  и,  наконец,  энергичное сопротивление.

      Одной   из  ярких  форм  противодействия   христианству   было   упорное

нежелание  соблюдать  таинство  венчания.  Браки  нередко  заключались   без участия  церкви.  Борьба   священнослужителей   с   этим   явлением   носила ожесточенный характер. На протяжении почти всего изучаемого времени  церковь направляла  усилия  на   то,   чтобы   население   государства   подчинилось христианской форме брака.

      Основным  законодательным документом по  вопросам  брака  была  Кормчая книга — сборник греко-римских законов.  Следовательно,  брак приставлял собой союз двух лиц для  рождения  детей  и  избежания  греховной жизни он должен был заключаться  единожды  и  длиться  всю  жизнь  супругов. Содержание христианского брака противоречило пониманию брака в язычестве, допускавшем свободу разводов и независимое  существование  супругов.  Помимо этого, сложность борьбы состояла в том, что  христианский  брак  должен  был заключаться с соблюдением  многих  условии  и  формальностей,  которые  были

в византийском законодательстве и применялись в России.

Глава I. Заключение брака

1.1. Условия для заключения  брака

     Для заключения  брака надо было соблюсти установленный  законом возраст. Кормчая разрешала брак в двенадцать лет для девушки и пятнадцать  лет для юноши. Это первое условие для  брака  не  согласовывалось  с  обычаями  —  в России традицией было женить детей в восемь — десять лет.  Мотивы  поведения родителей  были  разными:  материальная   выгода   выдать   дочь   замуж   в определенную семью, желание породниться с друзьями и др. А главной  причиной было стремление управлять судьбой  детей.  Необходимость  соблюдать  брачный возраст не находила сочувствия у подданных. Однако церковная  политика  была направлена на  строгое  соблюдение  закона.  В  1551  году  Стоглавый  собор подтвердил норму о брачном возрасте: но и  Стоглав  не  прекратил нарушений правила о брачном возрасте — венчания происходили при попустительстве  приходских  священников,  которые не меньше прихожан были подвержены языческим  традициям,  не  говоря  уже  о том, что они иногда вынужденно венчали малолетних, чтобы  угодить  приходу, получая к тому ж денежное вознаграждение за соучастие в выгодной сделке.

      В начале XVIII в. Петр I установил новый брачный возраст: для юноши — двадцать лет, для девушки — семнадцать лет. Указ Петра затронул  компетенцию церковной власти и по сути дела, отменил византийскую норму права.  Вряд  ли этот поступок государя вызвал  одобрение  у  руководителей  русской  церкви, скорее,  наоборот.  Действовал   Петр   I   сообразно   с   государственными интересами. Ранний брак связывал молодых людей,  а  Петр  I  хотел  изменить привычный образ жизни, создать  такую  ситуацию,  при  которой  экономически выгоднее было не сидеть у  себя  в  имении  и  проживать  не  самим  нажитые деньги, а  пробовать  свои  силы  в  военном,  дипломатическом  деле  и  другом.

  Многочисленные военные походы в его царствование  требовали  участия  в  них грамотных, хорошо обученных военнослужащих. Для выполнения этих задач  нужны были   свободные,   необремененные   женами   и   детьми    молодые    люди, заинтересованные сделать карьеру с  самоотверженностью,  соответствующей  их возрасту  и  энергии.  Повышение  брачного   возраста   давало   возможность законодательно регулировать эти процессы. Однако введенная  Петром  I  норма закона не применялась даже в период  его  царствования.  Новшества  Петра  I вызывали недовольство у подданных, так  как  ломали  многовековые  традиции народа, стиль  русской  жизни,  казались  кощунственными  и  неправомерными.

  Поэтому многие указы Петра I остались на бумаге.  В  еще  большой  мере  это касалось столь малоподвижной,  столь  консервативной  области  права,  какой являются брачно-семейные отношения, которые строились на обычае.

      Существовал  и максимальный  брачный  возраст,  записанный  в  Кормчей: шестьдесят лет максимальным возрастом для вступления  в  брак.          Вторым условием  для  заключения  брака  было  отсутствие  запрещенных степеней   родства,   свойства,   а   также   духовного   родства,   которые устанавливались исключительно по Кормчей  книге.  В  ней  было  записано  об этом, как об одном из условий для брака. Священник  должен  был  знать,  как определить степени, запрещенные к браку. Кровное родство не  разрешалось  до седьмой  степени  включительно;  его  было  проще  всего  установить.  Более сложным был вопрос  об  определении  степени  свойства.  Свойство  возникало посредством брака, в результате которого муж и его родственники считались  в свойстве с  родственниками  жены  и  наоборот.  Оно  запрещалось  до  шестой степени включительно. Трудность установления  степени  свойства  состояла  в том, что многие родственники  могли  не  поддерживать  каких-либо  контактов между собой и не знать о браках их дальней родни.

      Существовало  еще одно условие препятствия  к браку — духовное  родство. Духовное родство возникало путем крещения, когда  один  был  крестным  отцом или матерью, а другой крестником. Духовное родство запрещалось  до  седьмой степени включительно,  но  только  по  нисходящей  линии.  Еще  одним  видом препятствия к браку было усыновление.

      Таким образом,  существовала  сложная  система,  запрещавшая  браки  в

определенных степенях родства, свойства, духовного родства и усыновления.

      Русская  церковь  по  этим  вопросам  признавала  действующим   византийское законодательство  и  не  создавала  самостоятельных  документов.   Различные законодательные  акты,  грамоты  митрополитов  и  патриархов   повторяли   о необходимости помнить характер родственной или свойственной  близости  между будущими супругами.

      Русская  церковь всегда стремилась к  тому, чтобы условия  о  соблюдении

канонизированных степеней родства и свойства  соблюдались  как  прихожанами, гак и священниками приходов. В разное время существовали тонкие  различия  в применении  Кормчей  книги;  но,  в  целом,  руководство   церковью   строго подходило  к  возможности   какого-либо   смягчения   закона,   тяготело   к ужесточению канонических ограничений.

      Следующим  условием заключения брака было  разрешение вступать в брак  не более трех  раз,  четвертый  брак  признавался  недействительным.  Вслед за Кормчей  ограничение количества  браков  было  повторено Стоглавом:   (1-й брак—закон, 2-и — прощение).  В этой  норме совершенно  не  учитывались причины расторжения или прекращения предыдущих трех браков, а также  возраст женщины и мужчины. Третий брак также  не  одобрялся,  налагал  на  виновника церковную епитимью. Однако это не мешало священникам венчать и пятые  браки, причем с молитвами, что вообще было запрещено в аналогичных случаях. В  1572

году церковный собор  признал законным четвертый брак Иоанна IV.

      Еще одним  условием для брака было вероисповедание   жениха  и  невесты. Священное писание разрешало брак лиц, если один из  супругов  не  исповедует христианство. Кормчая книга  запрещала  брак  лиц  разных  религий.  В России до начала XVIII  в.  были  запрещены браки  лиц  разных  исповеданий, поскольку  церковь руководствовалась  Кормчей  книгой.  Но  при   Петре   I произошли важные изменения в этом вопросе. Указ 1721 года разрешал  шведским пленникам жениться на русских без перемены веры. Но с  них  брали  «сказку», что они не будут  принуждать  своих  жен  менять  веру,  а  детей  обязывали крестить в  православной  вере.  Однако  в  дальнейшем  браки  с  иноверцами продолжали  оставаться  проблемой  и  от   них   требовали   либо   принятия православия, либо получения особого разрешения Синода на каждый такой брак.

      Последним  каноническим условием для   заключения  брака  было  согласие родителей жениха и невесты на брак. Законодательно согласие на  брак  жениха и невесты и родителей было уравнено.

      Петр I сделал  попытку решить вопрос  женитьбы  введением  присяги  для родителей при венчании. Указ Петра I, разосланный по всем  епархиям,  должен был исполняться «неотложно».

      Формально  присяга просуществовала  до  1775  года.  Согласие  на  брак

должны были давать и помещики при бракосочетании принадлежащих  им  крестьян. Указ Петра требовал помещиков приводить к присяге с  целью  удостоверения, что они не принуждают своих крепостных к браку.

      Кроме канонических  условий для вступления в брак действовали условия, введенные светским  законодательством.  Таким  условием  являлось  состояние здоровья жениха и невесты. В Кормчей книге нет  запрещения  венчаться,  если жених и невеста больны душевной болезнью.

      В XVIII в.  возникло новое  условие   для  заключения  брака,  созданное

светским законодательством, — согласие на брак  военнослужащих  должны  были давать их полковые  командиры.  Сначала  новая  норма  относилась  только  к гардемаринам, а потом была распространена  на  всех  военнослужащих.  Нельзя забывать и о том, что полковые командиры  были  одними  из  тех,  кто  давал согласие  на  брак,  к  тому  же  согласие  родителей  на  супружество  сына военнослужащего не отменялось.

      И, наконец,  последним  условием  для   вступления  в  брак,  введенным

светским законодательством, было изучение математики.  По  указам  Петра  I, дворянские дети, дети дьячих и подьячих в возрасте от десяти  до  пятнадцати лет должны были учиться. При завершении обучения  молодым  людям  выдавались «свидетельствованные письма», без коих «жениться их не допускать и  венечных памятей   не   давать».   Следить    за    наличием    у    молодых    людей «свидетельствованных  писем»  обязаны  были  архиереи,  которые   в   случае невыполнения предписаний подвергались штрафу.

      Таким образом,  для заключения брака нужно  было  соблюсти  значительное количество условий.  Неудивительно,  что одно,  а чаще  несколько условий, нарушали. Законодатель не стремился облегчить заключение брака.  Не было сделано ни одной попытки отменить какое-либо условие или  смягчить  его действие. Церковная власть стояла на страже выполнения норм канонического  и светского  права  священнослужителей  обязывали следить   за   законностью заключаемых браков. Для проверки соблюдения всех условий вступления  в  брак, венчанию   предшествовала   длительная    процедура,    составные    которой образовывали порядок заключения брака.

1.2. Порядок заключения  брака

     Первой стадией  заключения брака было обручение.  Кормчая  приравнивала обручение к венчанию.

      В 1702  году  Петр  I  смело  упразднил   обручение.  Отмена  обручения

означала пренебрежение  святостью  канонов  византийской  церкви.  Обручение осталось в качестве старинного обряда, не влекшего  за  собой  имущественной ответственности. По указу был установлен срок до венчания  —  шесть  недель. Время это предназначалось для того, чтобы будущие супруги познакомились.

      При подготовке  к венчанию решался вопрос  о  приданом,  которое  давали невесте ее родители. На протяжении длительного времени приданое  оформлялось посредством рядных или сговорных записей.

      Приданое  могло  состоять  из  любого  имущества,  которым  владел   и

распоряжался дающий его. Однако  на  отдельные  виды  собственности  имелись ограничения на предмет дачи  их  в  приданое.  Так,  нельзя  было  отдать  в приданое старинную княжескую вотчину — великий князь отписывал ее  на  себя, а в приданое давал из «государевой казны».  Выслуженные  вотчины,  если  они были даны на имя всей семьи, разрешалось передавать в приданое.  Со  второго десятилетия XVII  в. разрешалось выходить замуж с прожиточным поместьем.

      В 1714 году  Петр I продолжил политику ограничения  родительской  власти в вопросе состава приданого.  Разрешив  отдавать  недвижимое  имение  только одному, старшему, ребенку  в  семье,  указ  ущемлял  право  родителей  самим определять  содержание  приданого.  Только  с  отменой  в  1731  году  этого ограничения государство перестало  вмешиваться  в,  содержание  приданого  и предоставило решение этого вопроса родительской  воле.  Кроме  того,  взамен вотчины и поместья было введено понятие недвижимого  имения,  которое  стали давать в приданое.

      При заключении  брака жених должен был оформить  на себя приданое  жены. В  XVI  в.  оформление  приданого   на   женихов   проходило   без   участия государственных органов. Затем государство  потребовало  уплаты  пошлины  за совершенную сделку.

      Особый  порядок  существовал  в   праве  распоряжения  вотчиной   жены.

Совершая сделку такого рода, жена должна была подписаться  на  документе,  в противном случае вотчина подлежала возврату родственникам жены после  смерти последней. Закон, правда, не предусматривал такого случая, когда жена  могла быть подвергнута принуждению со стороны мужа.

      Если муж  совершал преступление, за которое  ему назначали  наказание   в

Информация о работе Русское семейное право 18 в