Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:16, реферат
С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление.
Введение
Глава I. Заключение брака
1.1. Условия для заключения брака
1.2. Порядок заключения брака
Глава II. Правовое регулирование семейных отношений
2.1 Взаимоотношения супругов в браке
2.2 Отношения между родителями и детьми
Глава III. Прекращение брака
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов
3.2 Развод
Заключение
Список литературы
Введение
Глава I. Заключение брака
1.1. Условия для заключения брака
1.2. Порядок заключения брака
Глава II. Правовое регулирование семейных отношений
2.1 Взаимоотношения супругов в браке
2.2 Отношения между родителями и детьми
Глава III. Прекращение брака
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов
3.2 Развод
Заключение
Список литературы
Введение
С принятием
христианства на Руси брачно-
Одной из ярких форм противодействия христианству было упорное
нежелание соблюдать таинство венчания. Браки нередко заключались без участия церкви. Борьба священнослужителей с этим явлением носила ожесточенный характер. На протяжении почти всего изучаемого времени церковь направляла усилия на то, чтобы население государства подчинилось христианской форме брака.
Основным законодательным документом по вопросам брака была Кормчая книга — сборник греко-римских законов. Следовательно, брак приставлял собой союз двух лиц для рождения детей и избежания греховной жизни он должен был заключаться единожды и длиться всю жизнь супругов. Содержание христианского брака противоречило пониманию брака в язычестве, допускавшем свободу разводов и независимое существование супругов. Помимо этого, сложность борьбы состояла в том, что христианский брак должен был заключаться с соблюдением многих условии и формальностей, которые были
в византийском законодательстве и применялись в России.
Глава I. Заключение брака
1.1. Условия для заключения брака
Для заключения
брака надо было соблюсти
В начале XVIII в. Петр I установил новый брачный возраст: для юноши — двадцать лет, для девушки — семнадцать лет. Указ Петра затронул компетенцию церковной власти и по сути дела, отменил византийскую норму права. Вряд ли этот поступок государя вызвал одобрение у руководителей русской церкви, скорее, наоборот. Действовал Петр I сообразно с государственными интересами. Ранний брак связывал молодых людей, а Петр I хотел изменить привычный образ жизни, создать такую ситуацию, при которой экономически выгоднее было не сидеть у себя в имении и проживать не самим нажитые деньги, а пробовать свои силы в военном, дипломатическом деле и другом.
Многочисленные военные походы в его царствование требовали участия в них грамотных, хорошо обученных военнослужащих. Для выполнения этих задач нужны были свободные, необремененные женами и детьми молодые люди, заинтересованные сделать карьеру с самоотверженностью, соответствующей их возрасту и энергии. Повышение брачного возраста давало возможность законодательно регулировать эти процессы. Однако введенная Петром I норма закона не применялась даже в период его царствования. Новшества Петра I вызывали недовольство у подданных, так как ломали многовековые традиции народа, стиль русской жизни, казались кощунственными и неправомерными.
Поэтому многие указы Петра I остались на бумаге. В еще большой мере это касалось столь малоподвижной, столь консервативной области права, какой являются брачно-семейные отношения, которые строились на обычае.
Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей: шестьдесят лет максимальным возрастом для вступления в брак. Вторым условием для заключения брака было отсутствие запрещенных степеней родства, свойства, а также духовного родства, которые устанавливались исключительно по Кормчей книге. В ней было записано об этом, как об одном из условий для брака. Священник должен был знать, как определить степени, запрещенные к браку. Кровное родство не разрешалось до седьмой степени включительно; его было проще всего установить. Более сложным был вопрос об определении степени свойства. Свойство возникало посредством брака, в результате которого муж и его родственники считались в свойстве с родственниками жены и наоборот. Оно запрещалось до шестой степени включительно. Трудность установления степени свойства состояла в том, что многие родственники могли не поддерживать каких-либо контактов между собой и не знать о браках их дальней родни.
Существовало еще одно условие препятствия к браку — духовное родство. Духовное родство возникало путем крещения, когда один был крестным отцом или матерью, а другой крестником. Духовное родство запрещалось до седьмой степени включительно, но только по нисходящей линии. Еще одним видом препятствия к браку было усыновление.
Таким образом, существовала сложная система, запрещавшая браки в
определенных степенях родства, свойства, духовного родства и усыновления.
Русская церковь по этим вопросам признавала действующим византийское законодательство и не создавала самостоятельных документов. Различные законодательные акты, грамоты митрополитов и патриархов повторяли о необходимости помнить характер родственной или свойственной близости между будущими супругами.
Русская церковь всегда стремилась к тому, чтобы условия о соблюдении
канонизированных степеней родства и свойства соблюдались как прихожанами, гак и священниками приходов. В разное время существовали тонкие различия в применении Кормчей книги; но, в целом, руководство церковью строго подходило к возможности какого-либо смягчения закона, тяготело к ужесточению канонических ограничений.
Следующим
условием заключения брака
году церковный собор признал законным четвертый брак Иоанна IV.
Еще одним
условием для брака было
Последним каноническим условием для заключения брака было согласие родителей жениха и невесты на брак. Законодательно согласие на брак жениха и невесты и родителей было уравнено.
Петр I сделал попытку решить вопрос женитьбы введением присяги для родителей при венчании. Указ Петра I, разосланный по всем епархиям, должен был исполняться «неотложно».
Формально присяга просуществовала до 1775 года. Согласие на брак
должны были давать и помещики при бракосочетании принадлежащих им крестьян. Указ Петра требовал помещиков приводить к присяге с целью удостоверения, что они не принуждают своих крепостных к браку.
Кроме канонических условий для вступления в брак действовали условия, введенные светским законодательством. Таким условием являлось состояние здоровья жениха и невесты. В Кормчей книге нет запрещения венчаться, если жених и невеста больны душевной болезнью.
В XVIII в. возникло новое условие для заключения брака, созданное
светским законодательством, — согласие на брак военнослужащих должны были давать их полковые командиры. Сначала новая норма относилась только к гардемаринам, а потом была распространена на всех военнослужащих. Нельзя забывать и о том, что полковые командиры были одними из тех, кто давал согласие на брак, к тому же согласие родителей на супружество сына военнослужащего не отменялось.
И, наконец, последним условием для вступления в брак, введенным
светским законодательством, было изучение математики. По указам Петра I, дворянские дети, дети дьячих и подьячих в возрасте от десяти до пятнадцати лет должны были учиться. При завершении обучения молодым людям выдавались «свидетельствованные письма», без коих «жениться их не допускать и венечных памятей не давать». Следить за наличием у молодых людей «свидетельствованных писем» обязаны были архиереи, которые в случае невыполнения предписаний подвергались штрафу.
Таким образом, для заключения брака нужно было соблюсти значительное количество условий. Неудивительно, что одно, а чаще несколько условий, нарушали. Законодатель не стремился облегчить заключение брака. Не было сделано ни одной попытки отменить какое-либо условие или смягчить его действие. Церковная власть стояла на страже выполнения норм канонического и светского права священнослужителей обязывали следить за законностью заключаемых браков. Для проверки соблюдения всех условий вступления в брак, венчанию предшествовала длительная процедура, составные которой образовывали порядок заключения брака.
1.2. Порядок заключения брака
Первой стадией
заключения брака было
В 1702 году Петр I смело упразднил обручение. Отмена обручения
означала пренебрежение святостью канонов византийской церкви. Обручение осталось в качестве старинного обряда, не влекшего за собой имущественной ответственности. По указу был установлен срок до венчания — шесть недель. Время это предназначалось для того, чтобы будущие супруги познакомились.
При подготовке к венчанию решался вопрос о приданом, которое давали невесте ее родители. На протяжении длительного времени приданое оформлялось посредством рядных или сговорных записей.
Приданое могло состоять из любого имущества, которым владел и
распоряжался дающий его. Однако на отдельные виды собственности имелись ограничения на предмет дачи их в приданое. Так, нельзя было отдать в приданое старинную княжескую вотчину — великий князь отписывал ее на себя, а в приданое давал из «государевой казны». Выслуженные вотчины, если они были даны на имя всей семьи, разрешалось передавать в приданое. Со второго десятилетия XVII в. разрешалось выходить замуж с прожиточным поместьем.
В 1714 году
Петр I продолжил политику
При заключении
брака жених должен был
Особый порядок существовал в праве распоряжения вотчиной жены.
Совершая сделку такого рода, жена должна была подписаться на документе, в противном случае вотчина подлежала возврату родственникам жены после смерти последней. Закон, правда, не предусматривал такого случая, когда жена могла быть подвергнута принуждению со стороны мужа.
Если муж совершал преступление, за которое ему назначали наказание в