Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:16, реферат
С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление.
Введение
Глава I. Заключение брака
1.1. Условия для заключения брака
1.2. Порядок заключения брака
Глава II. Правовое регулирование семейных отношений
2.1 Взаимоотношения супругов в браке
2.2 Отношения между родителями и детьми
Глава III. Прекращение брака
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов
3.2 Развод
Заключение
Список литературы
Существовал
еще один вид прекращения
Постриг жены или мужа должен был быть добровольным решением, поддержанным оставшимся в миру супругом. Однако принуждение к пострижению, по-видимому, было широко распространено. Обычным мотивом для ухода в монастырь выставлялась болезнь. Церковь, в свою очередь, отрицательно относилась к данной причине для принятия иноческого сана. Исключение делалось только для престарелых людей. Церковь вообще отрицательно относилась к пострижению от живых жен и мужей, всегда усматривая в таких поступках принуждение.
Несмотря на общую установку христианства о недопустимости разводов, Кормчая книга являлась сборником законов, предусматривающих развод по многим основаниям. Отклонения от христианского учения коснулись и вопроса о положении жены в браке: так, по византийскому законодательству, преимуществом при разводе пользовались мужчины, что совсем не вытекало из христианских постулатов.
Русское
право признавало
Другие поводы к разводу, записанные в Кормчей книге – питие жены в корчме, помывка в мужской бане, ночевка вне дома, участие в обход
разрешения мужа в игрищах.
Согласно
Кормчей книге, если муж
Важной причиной для развода была неспособность одного из супругов к брачному сожитию. Кормчая книга устанавливала трехгодичный срок, после истечения коего ставился вопрос о расторжении брака.
Поводом к разводу по Кормчей книге являлось безвестное отсутствие
супруга в течение пяти лет. Безвестное отсутствие, как повод для развода,
имело особенности. Существенно, что оно должно было быть действительно безвестным, а не длительным: если муж (чаще муж) отсутствовал годами, но было известно о его местонахождении, то просить развод запрещалось. Безвестное отсутствие может выглядеть не как повод к разводу, а как вид прекращения брака смертью.
В XVIII в. был установлен новый повод к разводу — вечная ссылка одного из супругов. До издания сего указа ни Кормчая книга, ни русское законодательство не предусматривали развод по этому основанию, напротив, брак продолжался и жена либо следовала за мужем вместо его нового пребывания, либо оставалась дома, но сохраняла брак с ним. Муж не обязан был следовать с женой в ссылку, но и не получал развода. Новый указ вторгся в компетенцию церкви, ибо только она могла создавать поводы к разводу. Вообще, русская церковь не допускала увеличения числа поводов к разводу, считая себя связанной с постановлениями вселенских и поместных соборов Константинопольской церкви. Введенный светским законодательством повод к разводу был признан Синодом, который без всякой волокиты рассматривал дела подобного рода. Учитывая бесспорность таких дел и упрощенность процедуры, Синод в 1767 году передал епархиальным архиереям право решать эти вопросы.
Указ Петра I о новом
основании для расторжения
могла быть заменена другим видом наказания в связи с радостными событиями в жизни государя и всей России.
Вряд ли можно считать, что одной из причин к разводу было жестокое
обращение мужа с женой. В Домострое побои упоминались как приемлемая форма отношения к жене. Жестокость мужа иногда возмущала ее родственников, прибегавших к защите интересов пострадавшей, однако требовать развода жена не могла. Даже в XVIII в., когда женщина получила больше прав, она все же не получила право просить развода, тем более его добиваться, когда муж был груб с нею. Разбирая дело о побоях жены, Синод твердо стоял на позиции, что побои не влекут за собой расторжение брака.
Наконец,
совершенно особое место в
проблеме развода занимало
распространенными. Во-первых, при обоюдном желании, но отсутствии законных причин для развода, и, во-вторых, когда инициатором развода был один из супругов, единолично расторгавший брак и не согласовывавший свое решение с женой или мужем (чаще с женой). Законных причин для развода и в данном варианте не было.
В Российском государстве до XVII века брачно-семейные отношения
строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.
Один из
первых указов провозглашал
В середине
сороковых годов этого же
Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей
независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.
Законодательно устанавливаются личные права и обязанности супругов,
принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке. Все официальные документы, касающиеся семейно-брачных отношений, входят в свод гражданских Законов. Место жительства супругов определяется по месту жительства мужа, ей вменяется в обязанность следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно.
Список литературы
1. Российское законодательство X-XX вв. В девяти томах. Т. 2-4. – М.: Юрид. лит, 1985.
2. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. – М.: Юрист, 1995 .
3. Домострой. – Л.: Лениздат, 1992. – 144 с.
4. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист, 1993.
.
5. Развитие русского права в XV – первой половине XVI в. – М., Юрид. лит.,
1988.
6. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII в. М.: Наука, 1992. .
7. Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века: Учеб. пособие, М.: Юрист, 1998.
8. Памятники русского права. Вып. 6. Соборное уложение царя Алексея
Михайловича 1649 г. М., 1957.
9. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. – М.: Юрист, 1991.
10. Чистяков Н.О. История отечественного государства и права. – М.: Юрист, 1996.