Русское семейное право 18 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление.

Содержание работы

Введение
Глава I. Заключение брака
1.1. Условия для заключения брака
1.2. Порядок заключения брака
Глава II. Правовое регулирование семейных отношений
2.1 Взаимоотношения супругов в браке
2.2 Отношения между родителями и детьми
Глава III. Прекращение брака
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов
3.2 Развод
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Русское семейное право 18 в..docx

— 47.17 Кб (Скачать файл)

     Существовал  еще один вид прекращения брака  смертью: не  физической,  а мирской. Уход в монастырь был своеобразным способом ликвидации  брака,  имевшим принципиальные отличия от  прекращения  брака  смертью.  Уход  в  монашество должен был быть добровольным поступком  одного  из  супругов,  оставшийся в миру супруг обязан был дать свое согласие и отказаться от повторного  брака, разрешение  на  уход   в   монастырь   давали   высшие  церковные  власти. Следовательно, уход  в  монастырь  был осмысленным поступком, разрывающим супружество, но не обязательным для верующих.

      Постриг  жены или  мужа  должен  был  быть   добровольным   решением, поддержанным оставшимся в миру супругом. Однако принуждение к пострижению, по-видимому, было широко распространено. Обычным мотивом для ухода  в монастырь  выставлялась  болезнь.  Церковь,  в  свою  очередь,  отрицательно относилась  к  данной  причине  для  принятия  иноческого  сана.  Исключение делалось  только  для  престарелых  людей.   Церковь   вообще   отрицательно относилась к пострижению от живых жен и мужей,  всегда  усматривая  в  таких поступках принуждение.

     Несмотря на  общую установку христианства  о  недопустимости  разводов, Кормчая  книга  являлась  сборником  законов,  предусматривающих  развод  по многим основаниям. Отклонения от христианского учения коснулись и вопроса  о положении  жены   в   браке:   так,   по   византийскому   законодательству, преимуществом при разводе пользовались мужчины, что совсем  не  вытекало  из христианских постулатов.

      Русское  право признавало прелюбодеяние  законным поводом к разводу.  Ход разбирательств  конкретных  бракоразводных  дел   демонстрировал   отношение церковного  суда  к  разводу  как  таковому:  русская  церковь  строже,  чем каноническое право, смотрела на  развод  по  причине  прелюбодеяния,  почему затягивала слушание дел и не торопилась выносить решения даже  в  доказанных случаях. Большинство прошений о разводе по прелюбодеянию (имеется в виду  из числа сохранившихся в архивах)  подавалось  мужьями.  Возникает  сомнение  в справедливости обвинений, предъявляемых женам. Просьбы  мужей  о  позволении немедленно вступить в новый брак в текстах прошений заставляют  думать,  что развод с первой женой, обвиненной супругом в прелюбодеянии,  нужен  был  для заключения нового брака.

        Другие  поводы к разводу, записанные  в Кормчей книге  –  питие   жены  в корчме,  помывка  в  мужской  бане,  ночевка  вне  дома,  участие  в   обход

разрешения мужа в игрищах.

      Согласно  Кормчей книге, если муж обвинял  жену в прелюбодеянии, а потом не мог доказать ее вину, то жена имела право потребовать развод.

      Важной  причиной для развода была  неспособность одного  из  супругов  к брачному сожитию.  Кормчая  книга  устанавливала  трехгодичный  срок,  после истечения коего ставился вопрос о расторжении брака.

      Поводом  к разводу по  Кормчей  книге   являлось  безвестное  отсутствие

супруга в течение пяти лет. Безвестное отсутствие, как  повод  для  развода,

имело особенности. Существенно,  что  оно  должно  было  быть  действительно безвестным, а не длительным: если муж (чаще  муж)  отсутствовал  годами,  но было  известно  о  его  местонахождении,  то  просить  развод   запрещалось. Безвестное отсутствие может выглядеть не как повод  к  разводу,  а  как  вид прекращения брака смертью.

      В XVIII в.  был установлен новый повод  к разводу — вечная ссылка  одного из  супругов.  До  издания  сего  указа  ни  Кормчая   книга,   ни   русское законодательство не предусматривали развод  по  этому  основанию,  напротив, брак продолжался  и  жена  либо  следовала  за  мужем  вместо  его  нового пребывания, либо оставалась дома, но сохраняла брак с  ним.  Муж  не  обязан был следовать с женой в ссылку, но и не получал развода. Новый указ  вторгся в компетенцию церкви, ибо только  она  могла  создавать  поводы  к  разводу. Вообще, русская церковь не допускала увеличения  числа  поводов  к  разводу, считая себя связанной  с  постановлениями  вселенских  и  поместных  соборов Константинопольской церкви. Введенный  светским  законодательством  повод  к разводу был признан Синодом, который без всякой волокиты  рассматривал  дела подобного рода. Учитывая бесспорность таких дел  и  упрощенность  процедуры, Синод в 1767 году передал епархиальным архиереям право решать  эти  вопросы.

Указ Петра I о новом  основании для расторжения брака  был издан в 1720  году, а в 1753 году Елизавета Петровна приравняла вечную ссылку к одному из  видов прекращения брака, при котором  жена  получала  право  на  указную  (вдовью) часть. По  сути  дела, этот указ видоизменил значение  вечной  ссылки:  будучи  сначала  поводом  к расторжению брака, она превратилась в  вид  прекращения  брака  в  связи  со смертью  супруга.  Обе  трактовки  понятия  «вечная  ссылка»   противоречили каноническому  праву  и  христианской  идее  о   единстве   семьи,   которая предполагала общую участь супругов в перенесении  всех  тягот  жизни.  Кроме  того, обе трактовки не учитывали  того  обстоятельства,  что  вечная  ссылка

могла быть заменена другим видом наказания в связи с радостными событиями в жизни государя и всей России.

      Вряд ли  можно считать, что одной из  причин  к  разводу  было  жестокое

обращение мужа с женой. В  Домострое побои упоминались  как  приемлемая  форма отношения  к  жене.  Жестокость  мужа  иногда  возмущала  ее  родственников, прибегавших к защите интересов пострадавшей, однако требовать  развода  жена не могла. Даже в XVIII в., когда женщина получила больше прав,  она  все  же не получила право просить развода, тем более его добиваться, когда  муж  был груб с нею. Разбирая дело о побоях жены, Синод твердо стоял на позиции,  что побои не влекут за собой расторжение брака.

      Наконец,  совершенно особое место в  проблеме развода занимало разводное письмо. Разводное письмо представляло собой письменный документ,  в  котором супруги сами договаривались расторгнуть семейные узы.  Юридически  это не было законным разводом и новый брак, если б о нем стало  известно  церковным властям,  был  бы   признан   недействительным.   Следовательно,   написание разводных писем было попыткой обойти закон. Супруги  прибегали  к  написанию разводных  писем,  в   двух   случаях,   которые   представляются   наиболее

распространенными. Во-первых, при обоюдном желании, но  отсутствии  законных причин для развода, и, во-вторых, когда  инициатором  развода  был  один  из супругов, единолично расторгавший брак и не согласовывавший свое  решение  с женой или мужем (чаще с женой). Законных  причин  для  развода  и  в  данном варианте не было.

                                 Заключение

      В  Российском  государстве  до  XVII  века  брачно-семейные  отношения

строились и регулировались на основе Домостроя.  Каких-либо  фундаментальных документов  или  указов  регулирующих  эту  сторону   жизни   населения   не существовало. Эпоха  правления  Петра  положила  начало  развития  семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

      Один из  первых указов провозглашал принцип  добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц,  вступающих  в  брак,  обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.  С 1714 года  всех  приходах  священников обязывают регистрировать  все акты гражданского состояния.

      В середине  сороковых годов этого же столетия  Указом Синода запрещаются браки  лиц  старше  80  лет.  С 1775   года   "семейное   законодательство" пополняется  новыми  правилами.  Заключение  брака   с   1775   года   могло производиться только в  приходской  церкви  одного  из  вступающих  в  брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался  при  личном присутствии жениха и невесты. Возраст для вступления в брак  был  установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

      Для вступления  в брак  необходимо  было  получить  согласие  родителей

независимо от  возраста  жениха  и  невесты.  Женщина  получает  возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

      Законодательно  устанавливаются личные права   и  обязанности  супругов,

принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в  браке.  Все официальные документы, касающиеся семейно-брачных отношений, входят  в  свод гражданских  Законов.  Место  жительства  супругов  определяется  по   месту жительства мужа, ей вменяется в обязанность следовать за  ним,  в  противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно.

                          Список литературы

1. Российское законодательство X-XX вв. В девяти томах. Т. 2-4. –  М.:  Юрид.   лит, 1985.

2. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. – М.: Юрист, 1995 .

3. Домострой. – Л.: Лениздат, 1992. – 144 с.

4. Исаев И.А. История  государства и права России. –  М.: Юрист, 1993.

   .

5. Развитие русского права  в XV – первой половине XVI в.  – М.,  Юрид.  лит.,

   1988.

6. Развитие русского права  второй половины XVII-XVIII в. М.: Наука, 1992.  .

7. Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII  до  начала   XIX века: Учеб. пособие, М.: Юрист, 1998.

8.  Памятники  русского  права.  Вып.  6.  Соборное  уложение  царя  Алексея

   Михайловича 1649 г.  М., 1957.

9. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. – М.: Юрист,  1991. 

10. Чистяков Н.О. История  отечественного государства и  права. –  М.:  Юрист,   1996.


Информация о работе Русское семейное право 18 в