Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:39, контрольная работа
С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление.
Введение 2
1. Заключение брака 4
1.1. Условия для заключения брака 4
1.2. Порядок заключения брака 9
2. Правовое регулирование семейных отношений 13
2.1 Взаимоотношения супругов в браке 13
2.2 Отношения между родителями и детьми 17
3. Прекращение брака 20
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов 20
3.2 Развод 23
Заключение 29
Список используемых источников 30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: История отечественного государства и права
по теме: Русское семейное право в ХIII в.
Исполнитель: студентка
Направление: юриспруденция
группа: ЮР-12Нев.
Ф.И.О Великанова Эльвира Альбиртовна
Екатеринбург
2013
Содержание
С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление.
Одной из ярких форм противодействия христианству было упорное нежелание соблюдать таинство венчания. Браки нередко заключались без участия церкви. Борьба священнослужителей с этим явлением носила ожесточенный характер. На протяжении почти всего изучаемого времени церковь направляла усилия на то, чтобы население государства подчинилось христианской форме брака.
Основным законодательным документом по вопросам брака была Кормчая книга — сборник греко-римских законов, постановлении вселенских и поместных соборов и мнений авторитетных деятелей церкви. В Кормчей книге находим определение брака: «Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и человеческая правды общения»1. Следовательно, брак приставлял собой союз двух лиц для рождения детей и избежания греховной жизни он должен был заключаться единожды и длиться всю жизнь супругов. Содержание христианскою брака противоречило пониманию брака в язычестве, допускавшем свободу разводов и независимое существование супругов. Помимо этого, сложность борьбы состояла в том, что христианский брак должен был заключаться с соблюдением многих условии и формальностей, которые были созданы византийским законодательством и применялись в России.
Сегодня мы имеем бурно развивающуюся сферу брачно-семейных отношений. Распространяются добрачные связи, увеличивается число неполных семей, в основном - матерей с детьми. Эти явления, которые иногда рассматриваются как признак кризиса семьи, правильнее трактовать как становление нового ее типа, отвечающего как общим условиям жизни современного индустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития России.
Жесткая структура
Чтобы лучше понимать вышеописанные процессы, представляется интересным рассмотреть генезис исконно патриархальной семьи на протяжении рассматриваемого периода. Это – цель данной работы. Ее достижение предполагает решение определенных задач. Среди них - анализ правовых документов и конкретных юридических прецедентов указанных эпох.
Для заключения
брака надо было соблюсти
Но и Стоглав не прекратил нарушений правила о брачном возрасте - венчания происходили при попустительстве приходских священников, которые не меньше прихожан были подвержены языческим традициям, не говоря уже о том, что они иногда вынужденно венчали малолетних, чтобы угодить приходу, получая к тому ж денежное вознаграждение за соучастие в выгодной сделке.
В начале XVIII в.
Петр I установил новый брачный
возраст: для юноши - двадцать
лет, для девушки - семнадцать
лет. Указ Петра затронул
Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей: «Вдова шестидесятилетняя, а аще паки восхочет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщением Святыни…»2 Русское законодательство самостоятельных законов на этот счет не создавало и всегда считало шестьдесят лет максимальным возрастом для вступления в брак, при решении дел такого рода ссылаясь на Кормчую.
Вторым условием
для заключения брака было
отсутствие запрещенных
Существовало еще одно условие препятствия к браку — духовное родство. Духовное родство возникало путем крещения, когда один был крестным отцом или матерью, а другой крестником. Духовное родство запрещалось до седьмой степени включительно, но только по нисходящей линии. Еще одним видом препятствия к браку было усыновление.
Таким образом,
существовала сложная система,
запрещавшая браки в определенн
Русская церковь всегда стремилась к тому, чтобы условия о соблюдении канонизированных степеней родства и свойства соблюдались как прихожанами, гак и священниками приходов. В разное время существовали тонкие различия в применении Кормчей книги; но, в целом, руководство церковью строго подходило к возможности какого-либо смягчения закона, тяготело к ужесточению канонических ограничений.
Следующим условием
заключения брака было
Еще одним условием для брака было вероисповедание жениха и невесты. Священное писание разрешало брак лиц, если один из супругов не исповедует христианство: «… если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна с ним жить, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим»3. Кормчая книга запрещала брак лиц разных религий. В России до начала XVIII в. были запрещены браки лиц разных исповеданий, поскольку церковь руководствовалась Кормчей книгой. Но при Петре I произошли важные изменения в этом вопросе. Указ 1721 года разрешал шведским пленникам жениться на русских без перемены веры. Но с них брали «сказку», что они не будут принуждать своих жен менять веру, а детей обязывали крестить в православной вере. Однако в дальнейшем браки с иноверцами продолжали оставаться проблемой и от них требовали либо принятия православия, либо получения особого разрешения Синода на каждый такой брак.
Последним каноническим
условием для заключения брака
было согласие родителей
Петр I сделал попытку
решить вопрос женитьбы
Формально присяга просуществовала до 1775 года. Согласие на брак должны были давать и помещики при бракосочетании принадлежащих им крестьян. Указ Петра требовал н помещиков приводить к присяге с целью удостоверения, что они не принуждают своих крепостных к браку.
Кроме канонических условий
для вступления в браг
В XVIII в. возникло новое условие для заключения брака, созданное светским законодательством, — согласие на брак военнослужащих должны были давать их полковые командиры. Сначала новая норма относилась только к гардемаринам, а потом была распространена на всех военнослужащих. Нельзя забывать и о том, что полковые командиры были одними из тех, кто давал согласие на брак, к тому же согласие родителей на супружество сына военнослужащего не отменялось.
И, наконец,
последним условием для
Таким образом, для заключения брака нужно было соблюсти значительное количество условий. Неудивительно поэтому, что одно, а чаще несколько условий, нарушали. Законодатель не стремился облегчить заключение брака. Не было сделано ни одной попытки отменить какое-либо условие или смягчить его действие. Церковная власть стояла на страже выполнения норм канонического и светского права: священнослужителе» обязывали следить за законностью заключаемых браков. Для проверки соблюдения всех условий вступления в брак венчанию предшествовала длительная процедура, составные которой образовывали порядок заключения брака.
Первой стадией заключения брака было обручение. Кормчая приравнивала обручение к венчанию: «Жену, иному обрученную, берящий в брачное сожитие, при жизни еще обрученника, да подлежит вине прелюбодеяния»4.
В 1702 году Петр
I смело упразднил обручение.
При подготовке к венчанию решался вопрос о приданом, которое давали невесте ее родители. На протяжении длительного времени приданое оформлялось посредством рядных или сговорных записей.
Приданое могло состоять из любого имущества, которым владел и распоряжался дающий его. Однако на отдельные виды собственности имелись ограничения на предмет дачи их в приданое. Так, нельзя было отдать в приданое старинную княжескую вотчину — великий князь отписывал ее на себя, а в приданое давал из «государевой казны». Выслуженные вотчины, если они были даны на имя всей семьи, разрешалось передавать в приданое: «А которого боярина такие же вотчины Государскаго данья… а та вотчина по царской грамоте пожалована, и кому какова грамота будеи дана, ему и его жене и его детям и его роду, по тому и быти…»5 Со второго десятилетия XVII в. разрешалось выходить замуж с прожиточным поместьем:
В 1714 году Петр
I продолжил политику