Русское семейное право в ХIII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:39, контрольная работа

Описание работы

С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление.

Содержание работы

Введение 2
1. Заключение брака 4
1.1. Условия для заключения брака 4
1.2. Порядок заключения брака 9
2. Правовое регулирование семейных отношений 13
2.1 Взаимоотношения супругов в браке 13
2.2 Отношения между родителями и детьми 17
3. Прекращение брака 20
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов 20
3.2 Развод 23
Заключение 29
Список используемых источников 30

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

   При заключении  брака жених должен был оформить  на себя приданое жены. В XVI в. оформление приданого на  женихов проходило без участия государственных органов. Затем государство потребовало уплаты пошлины за совершенную сделку.

   Особый порядок  существовал в праве распоряжения  вотчиной жены. Совершая сделку такого рода, жена должна была подписаться на документе, в противном случае вотчина подлежала возврату родственникам жены после смерти последней. Закон, правда, не предусматривал такого случая, когда жена могла быть подвергнута принуждению со стороны мужа.

   Если муж совершал  преступление, за которое ему  назначали наказание в виде конфискации имущества, то в состав его имущества нельзя было включать приданое жены. После прекращения брака вдове возвращали ее приданое поместье. Если же муж выменял его, то жена получала из собственности мужа точный объем своего земельного надела.

   Итак, при подготовке  к венчанию невесте давали  приданое. Законодатель не ограничивал  круг лиц, имеющих право наделить  невесту приданым, учитывая особенности каждой ситуации. Чаще всего приданое давали родители. При отсутствии родителей их роль выполняли братья, родственники, свойственники невесты. Рядная могла быть написана от имени невесты, если она не в первый раз вступала в брак. Кроме того, в исключительных случаях эту роль брал на себя государь.

   С 1714 года приданое  жены становится ее независимой собственностью, которой она пользуется без участия мужа. Поэтому размер и содержание приданого отныне имели значение только для жены. Новый закон не решил и не мог решить двух главных проблем, вытекающих из права наделения приданым дочерей. Закон никогда не устанавливал, как и не ограничивал, размера приданого. В данном вопросе главный смысл состоял в соглашении заинтересованных сторон. Поэтому размер приданого не мог быть оспорен дочерью даже после смерти отца.

   Другая проблема  заключалась и том, что, получив приданое, жена тем не менее продолжала подвергаться принуждению со стороны мужа в праве распоряжения своей собственностью. Действия мужа не носили правового характера, а строились на власти главы семьи. Закон эти действия не поощрял, и собственница недвижимости находилась под юридической защитой государственной власти.

   После окончания  срока обручения начиналась подготовка  к обряду венчания. Всю процедуру  подготовки и само венчание  обязан был провести священник того прихода, в котором жили жених н невеста. Приходский священник, получив от родителей уведомление о том, что их дети хотят вступить в брак, должен был провести так называемый обыск. Процедура обыска состояла, во-первых, в том, что священник оповещал своих прихожан о предстоящем браке во время воскресной или праздничной службы, которая собирала наибольшее число людей, в другие дни занятых неотложными делами. Этот ритуал носил название оглашения. Цель оглашения — поставить в известность прихожан о предстоящем венчании как важном событии в жизни прихода.

   Итак, священник  ждал от любого прихожанина  сведении о женихе и невесте, препятствующих их браку, как-то: нахождение в браке, близкое родство или свойство, данные о возрасте и проч. После проведения обыска, который не выявлял обстоятельств, препятствующих браку, священник назначал венчание.

   Для венчания  требовалась венечная память—своеобразное  изобретение русской православной  церкви, не имевшее аналогов в  греческом законодательстве. Время возникновения венечной памяти, по всей видимости - начало XVI столетия. Венечная память, или венечные знамена, представляет собой документ, который выдавался священнику на определенное венчание, поэтому нельзя было выдать венечную память, когда свадьбы еще не намечались. В венечную память записывали имена жениха и невесты, сведения о проведенном священником обыске. Венчать без венечной памяти строго запрещалось: в таком случае священник платил штраф. Венечная память стоила денег, а сумма денег, собранная за выдачу венечных памятей, называлась венечным сбором, или венечной пошлиной.

   При заключении  брака делалась запись в метрическую  книгу. Эти книги возникли но  постановлению церковного собора 1666—1667 гг. До этого времени дата  венчания записывалась в венечную  память.

В 1721 году Петр I издал указ о заведении во всех церквах. По указу епархиальные архиереи обязаны были присылать в Синод ежегодно ведомости о числе родившихся, умерших и бракосочетавшихся в епархии.

   Мы видим, что  в течение нескольких веков  церковь не только принимала  главное участие в заключении брака, но и стояла на страже точного соблюдения норм брачного права — доказательства тому все памятники церковного права, относящиеся к вопросам семейных отношений. Одновременно происходил процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Взамен независимого института патриаршества был создан в XVIII столетии Синод, в чье ведение были отданы почти все вопросы семейного права, в том числе условия и порядок заключения брака. Предоставленными ему полномочиями по созданию новых норм семейного права Синод пользовался крайне осторожно, в основном повторяя старое законодательство и призывая к его соблюдению.

 

2. Правовое регулирование семейных отношений

2.1 Взаимоотношения супругов  в браке

 

   Таинство венчания знаменовало собой создание освященного церковью пожизненного семейного союза. В духе христианского учения действовал н важные принципы супружества: единая фамилия, общее местожительство, социальный статус. На этих трех постулатах должна была существовать семья. В 1714 году было введено новое правило, согласно которому наследница недвижимого имения могла вступить в свои права только тогда, когда ее настоящий или будущий муж возьмет ее родовую фамилию — в противном случае оно переходило в собственность государства Указ просуществовал только семнадцать лет, но он никак не менял принцип супружества. Два других принципа супружества подверглись значительным изменениям и. даже искажениям, далеко уходящим от христианского постулата. Супруги должны были жить вместе — неважно, у мужа или жены. Среди зависимого населения местожительство супругов определялось по принадлежности крепостного своему владельцу. Совместное проживание было распространено и на солдатских жен, которые, живя у помещиков, могли их покинуть и отправиться жить по месту службы мужа. Супруги продолжали жить вместе и тогда, когда мужа ссылали за преступление. Одним из первых исключений из этого правила было то, что в случае ссылки жены муж не должен был следовать за нею в место отбывания наказания. Государственная власть нарушила принцип единого проживания супругов, руководствуясь, по-видимому, теми соображениями, что роль мужчины в феодальном обществе была неизмеримо выше роли женщины. Это было первое исключение. За ним последовали новые, резко изменившие принцип совместного проживания супругов.

   Не соблюдая принцип совместного  проживания, законодатель считал, что  супруги по-прежнему находятся  в браке. Создавалась двойственная  ситуация, при которой муж и  жена так долго жили врозь,  что начинали ощущать себя свободными от брачных обязательств. Такое положение приводило к заключению бигамических браков (двоебрачию). Несмотря на то, что церковь признавала их недействительными и наказывала виновных, пресечь это явление было трудно, так как церковь, должна была вести борьбу с государственными указами. Во всех остальных случаях принцип совместного проживания супругов действовал и лишь контроль за. его соблюдением возлагался на Синод. Нововведения светского законодательства, однако, приводили к тому, что подданные попросту игнорировали постановления Синода о необходимости соблюдать единое местожительство для супругов. Последний, не обладая реальной властью, не мог остановить этот процесс.'

   Претерпел искажения и  третий принцип супружества —  единый социальный статус супругов. Общим правилом было то, что социальный статус жены определяется по мужу. Так, и в Судебнике Иоанна IV 1550 года и в Соборном Уложении устанавливалось, что штраф за бесчестье жены уплачивался вдвое против штрафа за бесчестье мужа, т. е. исходным был размер штрафа для мужа: «А будет кто ни буди обесчестит непригожим словом чью жену… по суду и по сыску правити за их бесчестья: жене против мужия окладу вдвое…»6

   В 1724 году в Инструкции  магистратам вдовам посадских  было запрещено выходить замуж за человека иного сословия: брак мог состояться только в том случае, если вдова продаст принадлежащие ей дворы и завод в посад, заплатив все недоимки. Единый социальный статус супругов, определяемый по мужу, действовал и для дворян. В 1722 году в Табели о рангах было записано: «Все замужния жены поступают в рангах, по чинам мужей их, и когда, они тому противно поступят, то имеют штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ея был за свое преступление»7. Так что жена - недворянка, выйдя замуж за дворянина, становилась дворянкой. Из этого логично следовало, что дворянка, выйдя замуж за недворянина, теряла свой социальный статус. Екатерина II отменила настоящее правило, и дворянка в каждом случае сохраняла за собой дворянское происхождение, правда, не передавая его ни мужу, ни. детям, которые не могли быть наследниками в ее недвижимых имениях. Это нововведение изменило принцип единого социального статуса супругов.

   Таким образом, за исключением некоторых отступлений, супруги носили единую фамилию, жили вместе и имели единый социальный статус.

   Известно, что жена самостоятельно  приобретала собственность. До нас дошла купчая 1508—1509 гг., совершенная Анной Семеновой, женой Гаврилова, с ее братьями на покупку села Полосино в Переяславском уезде.

   С середины XVI в. начинается  процесс лишения супруги прав  по владению и распоряжению земельной собственностью. Приданое жены оформляется на мужа и он пользуется и распоряжается им почти без всякого участия жены (за исключением особо оговоренных в законе случаев). До начала XVIII столетия супруга была лишена самостоятельных прав и находилась в прямой материальной зависимости от мужа. В XVIII в. имел место новый этап в имущественных отношениях супругов — жена приобрела полные права на приданое. Нововведение сопровождалось изданием указа 1715 года, разрешившего писать купчие и закладные на недвижимое имение лицам женского пола.

   Провозглашаемое указом  разрешение болезненно воспринималось  заинтересованной или обиженной стороной, т. е. мужьями, которых лишили их привилегии. Так, в 1738 году Сенат по поручению императрицы Анны Иоанновны разбирал дело о продаже мужем недвижимого имения жены без ее ведома и разрешения. По ходу следствия было установлено нарушение закона со стороны Вотчинной коллегии. Потребовалось вмешательство Сената, чтобы владелице вернули ее собственность.8

   Подобное сопротивление  закону вызывало ответную реакцию  государственной власти, которая прямым вмешательством в деятельность различных коллегий проводила в жизнь свои указы. С целью укрепить правовую обеспеченность жены издается указ «О недействительности купчих, от жен мужьями данных». Сам указ возник по конкретному делу, в ходе расследования которого Сенат пришел к заключению, что между супругами, не должны заключаться сделки купли-продажи.

   Итак, в XVIII в. прослеживается  яркая тенденция защитить имущественные  интересы жены изданием ряда  указов, специально ограничивающих сделки, всех видов между супругами. Новые указы, к сожалению, не способствовали .мирному решению семейных конфликтов, а напротив, вызывали озлобление мужей и желание любым способом обойти закон.

   Что касается долговых  обязательств, то супруги всегда  несли индивидуальную ответственность за них. Здесь законодатель никогда не обязывал супругов отвечать вместе, кроме случаев, когда они оба участвовали в преступлении, за которое предполагалась имущественная ответственность, либо вместе делали долги. Об этом было записано в Соборном Уложении.

   В архивах немало  дел, в коих наряду с обвинениями  в побоях, мужья обвиняются в расхищении приданого жены. К сожалению, побои были распространены и снисхождения не делалось даже для престарелых женщин. К примеру, жена бригадира Мария Потемкина просила Синод с мужем ее развести, так как тот бил ее, несмотря на семидесятилетний возраст супруги. В архивах есть и такие дела, в которых побои мужей приводили к смерти жен9. Синод же приговаривал виновных к церковной епитимье. А тем временем законодательство декларировало права супруги. В Уставе Благочиния, принятом в 1782 году, провозглашались некоторые принципы взаимоотношений супругов: «.Муж да прилепится к своей жене в согласии и любви, уважая, защищая и извиняя ее недостатки, облегчая ей немощи, доставляет ей пропитание и содержание по состоянию и возможности хозяина, жена да пребывает в любви, почтении и послушании к своему мужу...»10.

   Здесь мы отчетливо  видим общую тенденцию, характерную  для всей системы семейного  права указанного периода. Заявленные  нормы, в данном случае очень  схожие с текстом Нового завета, были не более чем благим призывом.

2.2 Отношения между  родителями и детьми

 

   Нравственно-религиозная  ориентация семьи была направлена  на авторитет ее главы, почтение к старшим, уважение мнения родителей. Данная позиция, во многом оправданная, приводила к зависимости детей от родителей в силу не материальных соображений, а воспитания, насаждавшего идею покорности. В этом вопросе большая роль отводилась церкви.

   Трудно с точностью  восстановить нравственно-бытовую  жизнь того времени. Ориентация  церкви на аскетизм, покорность приводила к тому, что дети почти не оказывали сопротивления родителям при расхождении их интересов. Проникнуть в существовавшую систему воспитания отчасти может помочь Домострой: «А пошлет Бог у кого дети сынове или дщери: ино имети попечение отцу и матери о чадех своих: снабдити их и воспитати в добре наказании: и учите страху Божию и вежеству и всякому благочинию...»11. Права родителей не только охранялись в нравственном смысле, а и защищались в церковном суде. В компетенцию патриаршего суда входили дела о неповиновении детей родителям:

   Высокий авторитет  родителей был подтвержден и  Соборным Уложением. Более того, Соборное Уложение предусматривало за убийство детьми родителей смертную казнь, а в противоположном случае только тюремное заключение сроком на один год. Дети, в свою очередь, не только не могли получить поддержку из-за незаслуженных обид — им строго запрещалось вообще жаловаться на родителей.

   В Домострое  есть совет, как воспитывать детей, который по жестокости превзошел все законоположения: «Казни сына своего от юности его и покоится тя на старость твою, и дает красоту души. твоей. И не ослабляй бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет...»12. Можно сказать, что церковь и государство не только не ограничивала родительскую власть, но и поощряли. их злые действия.

   В XVIII столетии  произошли изменения в. общественной  жизни и семья уже не могла  находиться в прежнем замкнутом  состоянии. Однако политика государства  была неизменна в защите исключительно  родителей в ущерб интересам детей. В 1767 году по указанию .Екатерины II Сенат рассмотрел челобитную князя Мещерского, в коей он просил отобрать у сына купленное отцом недвижимое имение в Костромском уезде по причине «невоздержаннаго» его житья. В указе Сената нет следов расследования с целью установления, в чем выразилось «невоздержанное житье», что не .помешало Сенату безоговорочно встать на сторону Мещерского-старшего.

Информация о работе Русское семейное право в ХIII в.