Русско-японская война 1904-1905 годы: сражения и поражения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:08, реферат

Описание работы

Лишь в 19 веке, когда Россия вступила в эпоху капиталистического развития, началось интенсивное освоение огромных пространств. Постройка сибирской железной дороги, начатое в 1891г. и законченное в 1900 г. сыграла большое значение в экономическом развитии этих районов. Особенно укрепляла свои позиции российское государство на Дальнем Востоке. На берегу Тихого океана строится город и военно-морская база. И чтобы ни у кого не возникало сомнения, что эти земли русские, город называли Владивосток.

Содержание работы

Война на суше.
Оборона Порт-Артура.
Действия в центральной Маньчжурии.
Сражение у Ляояна.
Сражение на реке Шахэ.
Сражение при селении Сандепу.
Мукденское сражение.
Некоторые выводы о действие русской армии.
Война на море.
Сражение в Желтом море.
Морское сражение близ залива Ульсанман.
Цусимский бой.
Портсмутский мир. Итоги войны.
Общие выводы.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по историй3.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Обе эти причины отняли от действующей армии 14 батальонов полного боевого состава и 24 сотни и, кроме того, значительное количество из следовавших к нам на укомплектование 80 000 запасных нижних чинов.

Совокупность указанных данных сделала возможным, что в мукденских боях японцы по числу штыков не только не уступали нам, но, вероятно, и превосходили наши силы.

2.Слишком позднее обнаружение нашею конницею обхода противником нашего правого фланга, когда "значительные колонны японской пехоты" появились уже у с. Калама, т. е. почти на одной высоте с правым флангом наших позиций.

3.Совершенно недостаточная энергия командующего 2-й армией в деле отражения обходившей нас армии Ноги, имевшая в результате потерю нами наиболее важных для нас дней (с 16 по 23 февраля).

4.Совершенно недостаточная осведомленность командующего о силах и расположении противника, обходившего правый фланг 2-й Манчжурской армии. Недостаток сведений о противнике и неверность получаемых сведений делали некоторые из распоряжений главнокомандующего ошибочными, излишними. В особенности главнокомандующий слишком поздно убедился, что японцы не производили, как то доносилось, более глубокого обхода по обоим берегам р. Ляохэ по направлению к Телину.

5.Недостаточная 25 февраля энергия начальствующих лиц 3-й армии в деле преодоления затруднений, встреченных по путям следования колонн этой армии. Пассивное отношение их к выходу японцев к Мандаринской дороге, выразившееся в уклонении, при встрече с противником, всех колонн к западу на пути отступления 2-й армии вместо атаки встреченных частей противника с целью отбросить, их от Мандаринской дороги.

Особенное бездействие замечалось в частях 55-й пехотной дивизии 6-го Сибирского корпуса; командир сего корпуса, в распоряжении которого оставалась одна эта дивизия, передав ее по собственному решению в непосредственное распоряжение 1-го армейского корпуса, уехал от дивизии в с. Тава и, прибыв утром 26 февраля на ст. Синтайцзы, не мог доложить главнокомандующему, где 55-я дивизия находится.

6.Неисполнение начальством 2-й и 3-й армий отданного главнокомандующим еще за несколько дней до начала отступления приказания об отводе в тыл обозов. Между тем беспорядок и паника именно в обозах, очутившихся при отступлении чуть не в боевой линии, и вызвали потерю нами значительного числа зарядных ящиков и повозок обоза, а также некоторого числа следовавших среди них орудий.

7.Недостаточная энергия начальника 2-й Сибирской дивизии и командира 2-го Сибирского корпуса в деле воспрепятствования как прорыву противника у Киузана, так и дальнейшему распространению прорвавшихся частей противника на север к Мандаринской дороге. Для этой цели, кроме оставшихся в правофланговой группе 1-й армии 24 батальонов 1-го армейского и 4-го Сибирского корпусов, могла быть использована и 55-я пехотная дивизия в составе 14 батальонов. Командир 2-го Сибирского корпуса отнесся к прорыву пассивно, загнув лишь свой правый фланг и предоставив японцам свободный выход к Мандаринской дороге.

8.Но все же главным виновником мукденской неудачи главнокомандующий признает самого себя по следующим причинам:

·Он не проявил должной настойчивости в сборе перед началом операции возможно большего стратегического резерва.

·Оказав доверие донесениям генерала Чичагова, он ослабил себя ко времени решительного боя на бригаду пехоты и казачью дивизию. Не посылая бригады 16-го корпуса для охраны тыла и добившись возвращения 1-го Сибирского корпуса из 1-й армии в полном составе, главнокомандующий мог располагать против обхода армии Ноги двумя корпусами в полном составе.

·Он не в достаточной степени боролся против перемешивания частей войск и по ходу боя вынуждаем был сам способствовать этому перемешиванию.

 

·Он должен был лучше взвесить относительное настроение наших и японских войск и качества начальствующего персонала и быть осторожнее в своих решениях, упорствуя в надежде победить японцев, несмотря на неудачные Действия 17-22 февраля войск 2-й армии.

Главнокомандующий отдал приказ об отступлении позже, чем бы то следовало сделать; вера в победу войск 2-й армии под Мукденом должна была у него исчезнуть днем раньше, и тогда отступление армий могло совершиться в полном порядке.

Убедясь в пассивности и малой энергии командующего 2-й армией, главнокомандующему следовало лично принять начальствование войсками на правом берегу Хуньхэ, обратившись в командующего армией, а 24 февраля принять командование отрядом генерал-лейтенанта Мылова, обратив себя в корпусного командира.10

 

 

3. Война на море.

 

  1. Сражение в Желтом море.

 

По прямому указанию императора Николая II контр-адмирал Витгефт предпринял попытку прорыва во Владивосток. Он вышел в море во главе эскадры в составе 6 броненосцев, 5 крейсеров и 8 эсминцев (а также нескольких малых кораблей-тральщиков, канонерских лодок и т.п. - госпитального судна "Монголия" и ряда других вспомогательных судов). Во второй половине дня с ним сблизилась эскадра адмирала Того. Японская артиллерия имела над русской значительное превосходство, и огонь 4 современных эскадренных броненосцев Того был более интенсивным, чем огонь их противника. Обе эскадры понесли серьезный ущерб. Через полтора часа после начала боя (в 17 часов 30 минут) 12-дюймовый (305 мм) снаряд ударил в фок-мачту флагманского броненосца "Цесаревич" и разорвался прямо над адмиральским мостиком; при взрыве погиб сам контр-адмирал Виттефт и почти весь его штаб. По иронии судьбы это произошло в тот самый момент, когда адмирал Того, считая, что прорыв русским удался и воспрепятствовать их дальнейшему продвижению практически невозможно, уже отдач приказ кораблям своей эскадры отходить в Сасебо. Выход из строя "Цесаревича" заставил его пересмотреть ситуацию, и еще не переданный приказ был отмечен.. В результате последовавшей путаницы приказов русские корабли беспорядочно отступили. Крейсер "Аскольд" и миноносец "Гремящий" прорвались в Шанхай; поврежденный броненосец "Цесаревич" и миноносцы "Бесшумный", "Бесстрашный" и "Беспощадный" - в Циндао (аренда Германии): миноносец "Бурный" - в Вэйхайвэй (аренда Великобритании): крейсер "Диана" - в Сайгон: миноносец "Решительный" - в Чифу (совр. Яньтай в Китае), крейсер "Новик" почти достиг Владивостока, однако близ Корсаковского поста (японск. Отомари: совр. город Корсаков на Сахалине), куда он зашел для бункеровки, был вынужден вновь вступить в бой с японскими крейсерами и погиб.11

 

2) Морское сражение близ залива Ульсанман.

 

После неудачи прорыва 1-й Тихоокеанской эскадры из Порт-Артура во Владивосток, единственными способными к действию кораблями российского Тихоокеанского флота оказались три крейсера II ранга Владивостокского отряда - "Россия", "Громовой" и "Рюрик". Командование отрядом принял с огромной задержкой прибывший во Владивосток новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал II.И. Скрыдлов. Его действия вызвали справедливое изумление современников: первым делом (еще не зная о поражении порт-артурской эскадры) он 13 августа направил навстречу последней все три своих крейсера под непосредственным командованием контр-адмирала Иессена (сам оставшись без кораблей во Владивостоке). В Корейском проливе 4 броненосных крейсера эскадры вице-адмирала Хиконоэ Камимуры вступили в бой с 3 крейсерами Владивостокского отряда и потопили крейсер "Рюрик". Два других корабля бежали. Теперь Япония обрела безоговорочное господство на море.

С середины XIX столетия строительство русского флота было подчинено идее крейсерской войны. Автономные броненосные крейсера "Рюрик", "Россия", "Громовой" были построены прежде всего для действий на коммуникациях противника. Они превосходили японские КРБ типа "Асама" по мореходности и дальности плавания, уступая им по бронированию и артиллерии. (Японские крейсера имели башенную артиллерию, в то время как русские - казематную).

За первые 8 месяцев войны крейсера Владивостокского отряда Иессена совершили 7 выходов в море, длительностью от 5 до 16 суток, серьезных успехов не добились, однако, вызвали волну недовольства в японских торговых и промышленных кругах. Реакция японского военного руководства была достаточно нервной, в результате эскадра Камимуры была отвлечена от блокады Порт-Артура и направлена на борьбу с русскими крейсерами. Хотя это решение и было вынужденным, его все же следует признать ошибочным. Неуверенные действия Того в бою 10 августа, возможно, объясняются тем, что с уходом Камимуры нарушилась система взаимодействия в японском соединении.

На ошибку японского командования русское ответило серией последовательных ошибок. Было принято решение, согласно которому крейсера отряда Иессена должны были "оказать содействие прорыву Порт-Артурской эскадры во Владивосток". Собственно, огромное содействие-отвлечение 4 лучших броненосных крейсеров противника - уже было оказано. Однако, русское руководство понимало "помощь" только как непосредственное взаимодействие в бою. В результате крейсера были направлены навстречу эскадре Витгефта.

Очень трудно понять, зачем это вообще было сделано: "Россия", "Громовой", "Рюрик" потому и оказались в начале войны во Владивостоке, что эти корабли не предназначались для совместных действий с главными силами и должны были оперировать самостоятельно. Далее легко было понять, что встреча эскадры Витгефта и японского флота произойдет в окрестностях Порт-Артура. После чего эскадра либо прорвется (тогда помощь крейсеров ей не понадобится), либо вернется в крепость (тогда крейсера ей не помогут).

Итак, даже если бы отряды встретились, это не дало бы никаких дополнительных тактических шансов. Но могло ли это произойти? Окруженный Порт-Артур не имел связи с Владивостоком. Витгефт сообщил Алексееву о своем выходе только 10 августа. В результате приказ крейсерам был дан 11 августа, а вышли они 12, когда разбитая русская эскадра уже сутки как отстаивалась в Порт-Артуре (о чем Алексеев, понятно, еще не знал).

Отряду Иессена было приказано в течение 15 часов крейсировать в Корейском проливе, в случае встречи с кораблями Камимуры отрываться и уходить во Владивосток.

Итак, мобильное крейсерское соединение было направлено в район, в котором его проще всего было перехватить. Что же касается "отрыва от противника", то эскадренные крейсера Камимуры были на 3 узла быстроходнее (даже в предположении, что старый "Рюрик" сможет развить проектную скорость).

Отряд Камимуры был развернут в Корейском проливе для "ловли" легких крейсеров Порт-Артурской эскадры и "на всякий случай". Своим шансом Камимура воспользовался, хотя и не лучшим образом.12

 

3)Цусимский  бой.

 

Завершающим этапом похода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток явилось Цусимское сражение 14 мая 1905 года в Корейском проливе. К этому времени в состав русской эскадры входило восемь эскадренных броненосцев (из них три старых), три броненосца береговой обороны, броненосный крейсер, восемь крейсеров, пять вспомогательных крейсеров и девять эскадренных миноносцев. Главные силы эскадры, состоявшие из 12 броненосных кораблей, были разделены на три отряда по четыре корабля в каждом. Крейсера были сведены в два отряда — крейсерский и разведывательный. Командующий эскадрой адмирал Рожественский держал свой флаг на броненосце "Суворов". Японский флот, которым командовал адмирал Того, насчитывал четыре эскадренных броненосца, шесть броненосцев береговой обороны, восемь броненосных крейсеров, 16 крейсеров, 24 вспомогательных крейсера и 63 эскадренных миноносца. Он был разделен на восемь боевых отрядов, из них первый и второй, состоявшие из эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров, представляли главные силы. Первым отрядом командовал адмирал Того, вторым — адмирал Камимура.

Русская эскадра по количеству броненосных кораблей (эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров) не уступала японской, однако в качественном отношении превосходство было на стороне неприятеля. Главные силы японского флота имели значительно больше орудий крупного и среднего калибра; японская артиллерия почти в три раза превосходила русскую в скорострельности, а японские снаряды имели в пять раз больше взрывчатого вещества, чем русские фугасные снаряды. Таким образом, броненосные корабли японского флота обладали более высокими тактико-техническими данными, чем русские эскадренные броненосцы и броненосные крейсера. К этому надо добавить, что японцы имели многократное превосходство в крейсерах и особенно в миноносцах.

Большим преимуществом японского флота было и то, что он имел боевой опыт, русская же эскадра, не имея такового, после длительного и тяжелого перехода должна была сразу вступить в бой с противником. Японцы имели большой опыт в проведении боевых стрельб на дальних дистанциях, полученный в первый период войны. Они были хорошо натренированы в ведении сосредоточенного огня несколькими кораблями по одной цели на больших дистанциях. Русские же артиллеристы не имели проверенных опытом правил стрельбы на больших дистанциях и не обладали практикой проведения подобных стрельб. Опыт русской Порт-Артурской эскадры в этом отношении не изучался и даже игнорировался как руководителями главного морского штаба, так и командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой.

К моменту прибытия русской эскадры на Дальний Восток главные силы японского флота в составе 1-го и 2-го боевых отрядов сосредоточились в Корейском порту Мозампо, а крейсера и миноносцы — у о. Цусима. В 20 милях к югу от Мозампо, между островами Гото — Квельпарт, японцы развернули дозор из крейсеров, который должен был своевременно обнаружить русскую эскадру при подходе к Корейскому проливу и обеспечить развертывание своих главных сил на пути ее движения. Таким образом, исходная позиция японского флота перед сражением была настолько благоприятной, что исключалась всякая возможность прохода русской эскадры через Корейский пролив без боя. Рожественский решил прорываться во Владивосток кратчайшим путем через Корейский пролив. Считая, что японский флот намного сильнее русской эскадры, он не стал составлять плана боя, а решил вести его в зависимости от действий неприятельского флота. Таким образом, командующий русской эскадрой отказался от активных действий, предоставив инициативу противнику. Повторилось буквально то же самое, что и в бою в Желтом море.

В ночь на 14 мая русская эскадра подошла-к Корейскому проливу и построилась в ночной походный ордер. Впереди по курсу были развернуты крейсера, за ними в двух кильватерных колоннах шли эскадренные броненосцы и между ними транспорты. Позади эскадры на расстоянии одной мили следовали два госпитальных судна. Во время движения через пролив Рожественский вопреки элементарным требованиям тактики отказался от ведения разведки и не произвел затемнения на кораблях, чем помог японцам обнаружить русскую эскадру и сосредоточить на ее пути свой флот. Первым в 2 часа 25 минут заметил русскую эскадру по огням и донес адмиралу Того вспомогательный крейсер "Синано- Мару", находившийся в дозоре между островами Гото-Квельпарт. Вскоре по интенсивной работе японских радиотелеграфных станций на русских кораблях поняли, что они обнаружены. Однако адмирал Рожественский отказался от всяких попыток помешать переговорам японских кораблей.

Информация о работе Русско-японская война 1904-1905 годы: сражения и поражения