Русско-японская война 1904-1905 годы: сражения и поражения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:08, реферат

Описание работы

Лишь в 19 веке, когда Россия вступила в эпоху капиталистического развития, началось интенсивное освоение огромных пространств. Постройка сибирской железной дороги, начатое в 1891г. и законченное в 1900 г. сыграла большое значение в экономическом развитии этих районов. Особенно укрепляла свои позиции российское государство на Дальнем Востоке. На берегу Тихого океана строится город и военно-морская база. И чтобы ни у кого не возникало сомнения, что эти земли русские, город называли Владивосток.

Содержание работы

Война на суше.
Оборона Порт-Артура.
Действия в центральной Маньчжурии.
Сражение у Ляояна.
Сражение на реке Шахэ.
Сражение при селении Сандепу.
Мукденское сражение.
Некоторые выводы о действие русской армии.
Война на море.
Сражение в Желтом море.
Морское сражение близ залива Ульсанман.
Цусимский бой.
Портсмутский мир. Итоги войны.
Общие выводы.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по историй3.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Получив донесение об обнаружении русских, адмирал Того выщел из Мозампо и развернул главные силы своего флота на пути движения русской эскадры. Тактический замысел командующего японским флотом состоял в том, чтобы главными силами охватить голову русской эскадры и сосредоточенным огнем по флагманским кораблям вывести их из строя и тем самым лишить эскадру управления, а затем ночными атаками миноносцев развить успех дневного боя и завершить разгром русской эскадру.

С наступлением утра 14 мая Рожественский перестроил свою эскадру сначала в строй кильватера, а затем двух кильватерных колонн, оставив транспорты позади эскадры под охраной крейсеров. Следуя в строю двух кильватерных колонн Корейским проливом, русская эскадра в 13 часов 30 минут справа по носу обнаружила главные силы японского флота, которые шли на пересечение ее курса.

Адмирал Того, стремясь охватить голову русской эскадры, не рассчитал свой маневр и прошел на расстоянии 70 каб. от головного русского корабля. В то же время Рожественский, полагая, что японцы стремятся атаковать левую колонну эскадры, состоявшую из старых кораблей, снова перестроил свой флот из двух кильватерных колонн в одну. Главные силы японского флота, маневрировавшие в составе двух боевых отрядов, выйдя на левый борт, начали последовательный поворот на 16 румбов, чтобы охватить голову русской эскадры. Этот поворот, производившийся на расстоянии 38 каб. от головного русского корабля и продолжавшийся 15 минут, ставил японские корабли в чрезвычайно невыгодное положение. Делая последовательный поворот на обратный рейс, японские корабли описывали циркуляцию почти на одном месте, и, если бы русская эскадра вовремя открыла огонь и сосредоточила его на точке поворота японского флота, последнему могли быть причинены серьезные потери. Однако этот благоприятный момент не был использован.

Головные корабли русской эскадры открыли огонь только в 13 часов 49 минут. Огонь оказался малоэффективным, так как из-за неправильного управления не был сосредоточен на тех японских кораблях, которые осуществляли разворот на месте. По мере поворота корабли противника открывали огонь, сосредоточивая его на флагманских кораблях "Суворов" и "Ослябя". По каждому из них одновременно вели огонь от четырех до шести японских броненосцев и крейсеров. Русские эскадренные броненосцы также пытались сосредоточивать свой огонь на одном из кораблей противника, но из-за отсутствия соответствующих правил и опыта подобных стрельб не могли добиться положительных результатов.

Превосходство японцев в артиллерии и слабость бронирования русских кораблей сказались сразу же. В 14 часов 23 минут броненосец "Ослябя", получив серьезные повреждения, вышел из строя и вскоре затонул. Около 14 часов 30 минут вышел из строя броненосец "Суворов". Имея серьезные повреждения и весь объятый пламенем, он еще в течение пяти часов отражал непрерывные атаки неприятельских крейсеров и миноносцев, но в 19 часов 30 минут тоже затонул.

После выхода из строя броненосцев "Ослябя" и "Суворов" боевой порядок русской эскадры нарушился, и она потеряла управление. Японцы воспользовались этим и, выйдя в голову русской эскадры, усилили свой огонь. Во главе русской эскадры оказался броненосец "Александр III", а после его гибели — "Бородино".

Стремясь прорваться во Владивосток, русская эскадра шла генеральным курсом 23 градуса. Японцы, имея большое преимущество в скорости хода, охватывали голову русской эскадры и сосредоточивали на ведущем корабле огонь почти всех своих броненосцев. Русские матросы и офицеры, оказавшись в тяжелом положении, не оставляли своих боевых постов и со свойственным им мужеством и стойкостью до последнего отбивали атаки противника.

В 15 часов 05 минут начался туман, и видимость настолько уменьшилась, что противники, разойдясь на контркурсах, потеряли друг друга. Около 15 часов 40 минут японцы вновь обнаружили русские корабли, шедшие на норд-ост, и возобновили с ними бой. Около 16 часов русская эскадра, уклоняясь от охвата, повернула на юг. Вскоре бой снова прекратился из-за тумана. На этот раз адмирал Того в течение полутора часов не мог найти русскую эскадру и в конце концов вынужден был использовать для ее поиска свои главные силы.

           Хорошо организовав разведку перед боем. Того в ходе сражения пренебрегал ею, в результате чего дважды терял из видимости русскую эскадру. В дневной фазе Цусимского сражения японские миноносцы, державшиеся недалеко от своих главных сил, предприняли несколько торпедных атак против русских кораблей, поврежденных в артиллерийском бою. Эти атаки производились одновременно группой миноносцев (по четыре корабля в группе) с различных направлений. Торпеды выстреливались с дистанции от 4 до 9 каб. Из 30 торпед в цель попало только пять, причем три из них — в броненосец "Суворов".

В 17 часов 51 минуты главные силы японского флота, обнаружив русскую эскадру, которая в это время вела бой с японскими крейсерами, вновь атаковали ее. Японский командующий на этот раз отказался от маневра охвата головы и повел бой на параллельных курсах. К концу дневного сражения, продолжавшегося до 19 часов 12 минут, японцы потопили еще два русских броненосца — "Александр III" и "Бородино". С наступлением темноты адмирал Того прекратил артиллерийский бой и направился с главными силами к о. Оллындо (Дажелет), а миноносцам приказал атаковать русскую эскадру торпедами.

Около 20 часов до 60 японских миноносцев, разделенных на небольшие отряды, стали охватывать русскую эскадру. Их атаки начались в 20 часов 45 минут одновременно с трех направлений и носили неорганизованный характер. Из 75 торпед, выпущенных с дистанции от 1 до 3 каб., в цель попало только шесть. Отражая торпедные атаки, русские моряки уничтожили два японских миноносца и 12 повредили. Кроме того, в результате столкновений между своими кораблями японцы потеряли еще один миноносец, и шесть миноносцев были серьезно повреждены.

К утру 15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать. В результате частых уклонений от атак японских миноносцев русские корабли рассредоточились по всему Корейскому проливу. Только отдельные корабли пытались самостоятельно прорваться во Владивосток. Встречая на своем пути превосходящие силы японцев, они смело вступали с ними в решительный бой и вели его до последнего снаряда. Геройски сражались с противником экипажи броненосца береговой обороны "Адмирал

Ушаков" под командованием капитана 1 ранга Миклухо-Маклая и крейсера "Дмитрий Донской", которым командовал капитан II ранга Лебедев. Эти корабли погибли в неравном бою, но не спустили своих флагов перед врагом. Совершенно иначе поступил младший флагман русской эскадры адмирал Небогатов, без боя сдавшийся в плен японцам.13

 

 

4) Портсмутский мир. Итоги войны.

Портсмутский  мирный договор (яп. ポーツマス条約 по:цумасу дзё:яку?) — договор между Российской империей и Японией, завершивший русско-японскую войну 1904—1905 годов. Подписан 23 августа (5 сентября) 1905 года в городе Портсмут, США. С российской стороны договор подписали С. Ю. Витте и Р. Р. Розен, с японской стороны — Комура Дзютаро и Такахира Когоро.

 

Несмотря на достигнутые  в ходе войны с Россией успехи, напряжение всех потребовавшихся для  этого сил поставило Японию в  затруднительное положение. В связи с этим японское руководство стало предпринимать попытки выяснения возможностей заключения мира. Первая попытка была сделана японским посланником в Великобритании Хаяси в июле 1904 года и повторена им же после падения Порт-Артура через немецкого дипломата Эккардштейна. При этом с японской стороны было выдвинуто условие, чтобы официальная просьба о мире была заявлена российской стороной. Российское правительство отвергло это предложение.

В связи с заинтересованностью  в получении поддержки России из-за надвигавшегося Марокканского кризиса (1905) инициативу в урегулировании российско-японских отношений проявила Франция. С согласия российского правительства 5 апреля 1905 года французский представитель предложил японскому посланнику в Париже Мотоно посредничество Франции, предупредив, что Россия согласится на мирные переговоры лишь при условии исключения из требований Японии пунктов об уплате контрибуции и уступке российских территорий. 13 апреля Мотоно информировал французскую сторону об отказе принять это российское условие.

В связи с прояпонской  позицией Т. Рузвельта, оказывавшего Японии огромную финансовую поддержку, японская сторона обратилась за содействием  к США. 18 апреля 1905 года японский посланник  в США Такахира попросил Рузвельта  выступить с предложением о мире. В качестве предварительного требования американской стороны Рузвельт поставил перед Японией условие — соблюдать в Китае принцип «открытых дверей» и эвакуировать по окончании войны свои силы из Маньчжурии. Япония дала требуемые обязательства нотой от 24 апреля 1905 года.

В связи с поражением при Цусиме и развитием революционных  событий в России правительство  Российской империи твердо решило заключить  мир. Когда Рузвельт по просьбе японского  правительства выступил с предложением «от своего имени и по своей инициативе» об организации мирных переговоров, император Николай II это предложение принял, исходя из позиции «внутреннее благосостояние важнее, чем победа».

В ходе подготовки к мирным переговорам Япония условилась о  поддержке со стороны Великобритании и США. В январе 1905 года Рузвельт и посол Великобритании Дюранд договорились о передаче Порт-Артура и Ляодунского полуострова Японии. США (секретное японско-американское соглашение Кацура – Тафта) и Великобритания (второй англо-японский союзный договор 1905 года) заранее признали права Японии на Корею.

Мирная конференция  в Портсмуте открылась 9 августа 1905 года. Требования, поставленные Японией, сводились к следующему:

  • Признание свободы действий Японии в Корее.
  • Отвод российских войск из Маньчжурии.
  • Передача Японии Ляодунского полуострова и Южно-Маньчжурской железной дороги  (ЮМЖД).
  • Уплата Россией военных издержек.
  • Передача Японии интернированных ею российских судов.
  • Присоединение к Японии Сахалина (оккупированного японскими войсками накануне открытия конференции в Портсмуте).
  • Ограничение российских морских сил на Дальнем Востоке.
  • Предоставление Японии права ведения рыболовства вдоль российского побережья.

По настоянию российской стороны в протоколе конференции  было записано обязательство Японии не осуществлять без согласования с корейским правительством действий, затрагивающих суверенитет Кореи. Также удалось навязать Японии условие об одновременном и параллельном выводе из Маньчжурии вооруженных сил двух стран. Российская сторона в связи с проблемой ЮМЖД давала согласие уступить Японии лишь ту часть дороги, которая находилась в японской зоне оккупации, причем только при наличии на это согласия правительства Китая.

Россия отклонила требования Японии по Сахалину, интернированным  судам, ограничению российских морских сил на Дальнем Востоке и о контрибуции. Было дано согласие лишь на компенсацию Японии расходов на содержание военнопленных. В связи с твердой позицией российской делегации, заявившей на первом заседании, что «на конференции нет ни победителей, ни побежденных», конференция оказалась на грани провала. Перед перспективой продолжения войны Япония дрогнула и 18 августа 1905 года отказалась от требований ограничения морских сил, выдачи интернированных судов и уплаты контрибуции с условием уступки ей южной части Сахалина и уплаты 1,2 млрд иен за возвращение северной части Сахалина России. Российская сторона была готова уступить по Сахалину, но отказывалась платить вознаграждение за возвращение его северной части. С американской стороны последовало давление на Россию с целью вынудить её принять условия Японии, но Витте был тверд в отстаивании российской позиции. Не добившись уступки от России, Рузвельт настоятельно советовал японской стороне не продолжать войну из-за контрибуции. В конечном итоге, правительство Японии приняло решение пойти на мир без контрибуции с оставлением за Японией южной части Сахалина. Японии также пришлось гарантировать свободу мореплавания в проливе Лаперуза и дать обязательство не укреплять Южный Сахалин.

Подписание договора было воспринято в японской общественности как унижение и вызвало в Токио массовые беспорядки.14

 

4. Общие выводы

 

Видно, что одна из главнейших опор обороны - флот погиб от дезорганизации и в этом всецело виноват Главный морской штаб, руководимый накануне войны и в первые месяцы ее адмиралом Рождественским. Основные причины и факты можно сформулировать так:

- штаб в своей работе не связывал стратегию с политикой, в результате флот оказался неподготовленным к войне; стала возможной атака японских миноносцев порт-артурской эскадры;

- непродуманное боевое развертывание флота и сосредоточение главных его сил в Порт-Артуре создало японцам благоприятные условия для блокады эскадры;

- отсутствие подготовленных опорных пунктов в Атлантике и Тихом океане вредно сказалось на марш-маневре 2-й Тихоокеанской эскадры и не позволило организовать крейсерские операции против торговли Японии.

Так же большую роль сыграло то, что солдаты да и многие офицеры не понимали причин ведущейся войны, не знали, за что они проливают свою кровь, что в связи с этим часто в войсках отсутствовало необходимое для достижения победы воодушевление и порыв к решительным действиям.

Оборона Порт-Артура подтвердила, что приморская крепость должна быть одинаково защищена от нападения противника как с суши, так и с моря. Существенное значение при падении крепости имели стратегические ошибки в плане войны, материальная неподготовленность к длительной обороне, бездарность и предательство командования.

Между армией и флотом не было достаточно тесного взаимодействия. Во взаимоотношениях между морским и сухопутным командованием царила полная неразбериха. Приморская крепость, вместо того чтобы подчиняться командующему Тихоокеанским флотом, была подчинена командующему Маньчжурской армией, хотя прямой связи с ней не имела и только косвенно оказывала ей содействие, отвлекала на себя часть неприятельских сухопутных сил.

Несмотря на упорную оборону, Порт-Артур как приморская крепость не обеспечил флоту безопасность. Флот же в свою очередь из-за бездарности руководителей не сумел завоевать господство на море, а позднее прорвать блокаду японцев и отдал все свои ресурсы для обороны военно-морской базы, значительно удлинив этим сроки ее сопротивления.

Руководители армии и флота не поняли значения флота в происходившей войне. Они забыли, что основные боевые силы флота предназначаются не для обороны баз, а для борьбы с врагом главным образом на море.

Порт-Артур стоил противнику колоссальных жертв. Действовавшая на Квантунском полуострове японская армия, начиная с высадки в Бицзыво и до конца осады, потеряла убитыми, ранеными и выбывшими из строя свыше 110 тыс. человек, из них до 10 тыс. офицеров.

Информация о работе Русско-японская война 1904-1905 годы: сражения и поражения