Рыночные проекты периода перестройки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 20:58, реферат

Описание работы

К середине 80-х годов все проблемы существовавшей в СССР плановой экономики обострились. Существующий дефицит потребительских товаров, в том числе продовольственных, резко усилился. Значительное падение выручки от экспорта нефти (поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985—1986 гг. на 30 %) привело к нехватке иностранной валюты для импорта, в том числе потребительских товаров.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Курс на «перестройку». 4
1.1. Предпосылки. 4
1.2. Начало большого пути. 6
Глава 2. Экономическая перестройка. 6
2.1. Программа деятельности правительства, избранного новым парламентом. 6
2.2. Группы альтернативных экономических проектов. 7
2.3. Создание рынка. 11
2.4. Программа «500 дней». 14
Глава 3. Изменения. 16
3.1. Ускорение. 16
3.2. «Сухой закон». 18
3.3. Гласность и экономика. 18
3.4. Политическое влияние. 20
3.5. Неудачи НЭПа. 21
Заключение. 22
Список использованной литературы. 25

Файлы: 1 файл

реферат1.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

К началу 80-х годов советская  система хозяйствования исчерпала  возможности к развитию, вышла  за границы своего исторического времени. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести модернизацию, т. е. глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров.

Перестройка — общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических  перемен, происходивших в СССР с 1985 по 1991 годы.

Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.

К середине 80-х годов все проблемы существовавшей в СССР плановой экономики  обострились.1 Существующий дефицит потребительских товаров, в том числе продовольственных, резко усилился. Значительное падение выручки от экспорта нефти (поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985—1986 гг. на 30 %) привело к нехватке иностранной валюты для импорта, в том числе потребительских товаров.

Ситуация омрачалась фундаментальной проблемой, которая и определила поведение советского руководства: экономической мощности не хватало ни чтобы поддержать внешнеполитическую позицию, ни чтобы обеспечить внутреннее благосостояние. Реализация любого из реформистских обещаний была лишена объективной основы, и идея растущей «демократии» мало занимала подавляющее большинство населения перед лицом ухудшающихся экономических условий.

 В 1988 г. ещё было неясно, примут ли местные и центральные  элиты и управленческая бюрократия  политику интеграции в мировую экономическую систему и тотальной реставрации рыночной экономики в качестве выхода из кризиса, если это будет стоить статуса сверхдержавы и подчинит страну Западу.

 

 

Глава 1. Курс на «перестройку».

1.1. Предпосылки.

За 70 лет в СССР была создана мощная гигантская милитаризованная экономика, которая оказалась столь же хрупкой, сколь и могучей. Проигрыш потенциальному противнику в каком-либо решающем звене вел к тому, что дальнейшее накопление вооружений, людские и экономические жертвы, принесенные народом во имя этой цели, становились бессмысленными. Перестройка всей общественно-экономической системы стала неизбежной.

Поэтому перед Советским Союзом, который стал после Второй мировой  войны военной сверхдержавой  и властвовал над двумя десятками социалистических государств - от Балкан до Вьетнама, неизбежно возникла дилемма дальнейшего развития.

Военно-промышленный комплекс СССР тяжелым  грузом лежал на народном хозяйстве. К тому же за счет экономики СССР обеспечивалось функционирование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) как экономического блока социалистического лагеря, и его военной организации - Варшавского договора.

За счет низкого уровня благосостояния советских людей СССР сумел достигнуть военного паритета в ракетно-ядерных  вооружениях с США, значительно уступая по экономической мощи.2 Однако в 1980-е годы СССР уже не смог адекватно ответить на перспективу создания американского лазерного щита - системы СОИ (стратегической оборонной инициативы) на возможном пути направленных на США советских баллистических ракет. Сложившаяся ситуация сделала бессмысленной всю милитаризацию экономики и дальнейшее накопление как ядерных, так и обычных вооружений.

Напрасными оказались огромные жертвы, которые понес советский  народ для обеспечения защиты созданного коммунистической партией тоталитарного советского строя. Последовавшая за этим перестройка социально-политических и экономических отношений в обществе стала неизбежной.

Но командно-административная система  управления экономикой не имела  ни теории реформирования, ни кадров для ее проведения, ни как выяснилось позже, достаточных ресурсов для смягчения проблем, неизбежных для переходного периода.

Необходимо подчеркнуть, что за десятилетия советской эпохи, произошли  существенные изменения в строе мышления и методах научного экономического анализа. Несмотря на большое количество экономических

 

НИИ и вузов, для разработки теоретической  платформы перестройки экономики  практически не было кадров и содержательных научных концепций. Теория экономического перехода к рынку по политическим причинам, и особенно после репрессий в экономической науке 1930-х годов, вообще не могла разрабатываться в СССР в рамках социалистической политэкономии.

Хотя начиная с 1960-х годов в советской экономической науке все же стали появляться работы ученых, которые после длительного перерыва начали теоретически обосновывать необходимость активизации рыночных элементов в экономическом развитии. Это были в первую очередь экономисты старшего поколения: уже упомянутый нами Е Г Либерман ; лауреаты Ленинской премии 1965 г. за разработку методов оптимального планирования В. В. Новожилов и В.С. Немчинов, А.Н.Молофеев. В следующем поколении советских экономистов эту теоретическую линию стали развивать Г.С. Лисичкин ,Н.Я. Петраков , С.С. Шаталин. 3

Понимание необходимости и неизбежности радикальной экономической реформы  в СССР формировалось также и  вне пределов академической и  официозной экономической науки.

Завершая « Общую теорию занятости  процента и денег», крупнейший экономист XX в. Дж. М. Кейнс подчеркнул влияние экономических и политических идей: «Люди-практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого … В области экономической и политической философии не так уж много людей , поддающихся влиянию новых теорий, после того как они достигли 25- или 30-летнего возраста, и поэтому идеи, которые государственные служащие , политические деятели и даже агитаторы используют в текущих событиях, по большой части не являются новейшими. Но рано или поздно именно идеи , а не корыстные интересы становятся опасными и для добра и для зла.»

В переходной экономике влияние  и ложных, и истинных идей оказалось  совершенно непредсказуемым. А процесс  трансформации советской экономики в дальнейшем отчетливо показал, как ложные экономические концепции влияют на социально-экономическую политику. Что особенно пагубно когда экономические идеи воспринимаются в виде упрощенной схемы и реализуются без учета реальных условий, понимания особенностей экономического порядка, психологии участников, т.е. широкого спектра институциональных факторов, а также расчета долгосрочных последствий.

1.2. Начало большого пути.

В период "царствования" Ю. Андропова, К. Черненко и первого пятилетия руководства М. Горбачева экономикой фактически ведал Н. Рыжков, который после смерти Брежнева был избран секретарем ЦК КПСС и возглавил там Экономический отдел. По существу, он стал у руля экономики, когда застой достиг своего апогея, и находился там до того момента, когда полный развал экономики был уже делом техники и времени. Поэтому Николая Ивановича Рыжкова можно по праву назвать лидером ускорения развала экономики Страны Советов.

Авторы таких разорительных  экспромтов, как ускорение и радикальная  экономическая реформа, стараясь делать хорошее выражение лица при плохой игре, утверждают, что не надо паниковать, все идет как задумано: к рынку мы готовились давно и фундаментально. В одном из интервью Николай Иванович Рыжков, отвечая на поставленный самим перед собой вопрос: "Толкали меня к рынку или я шел к нему сам? "- сообщает о том, что "аналитическая подготовка началась в 1983 году",4

то есть с момента появления  Рыжкова у руля экономической  политики. И далее он рассказывает: — В 1983 году, когда я работал секретарем ЦК КПСС, мы создали специальную аналитическую группу, пропускали через себя массу информации, искали, думали: как модернизировать экономику государства? Поэтому не случайно в марте 1985-го Горбачев избирается Генеральным секретарем ЦК КПСС, а уже в апреле он выходит на общественность с крупными и принципиальными предложениями в экономической области. То были плоды коллективных изысканий...

Глава 2. Экономическая перестройка.

2.1. Программа деятельности правительства, избранного новым парламентом.

Очень интересно знать, куда же подевались те плоды? Двенадцатая пятилетка  оказалась бесплодной и, кстати говоря, значительно превзойдя все предыдущие по расточительству ради дутых темпов ускорения, с треском провалилась  на полпути. И тогда на горизонте появился еще более расточительный экспромт-радикальная экономическая реформа, проведение которой началось с 1988 года по решению июньского (1987 года) Пленума ЦК КПСС. Это был именно экспромт, так как не имея точно выверенных методов и планов действий, все бралось наскоком, без достаточно глубокого просчета и обоснования.

Эпицентром правительственной  программы, предложенной в 1989 году первому  Съезду народных депутатов СССР, как  раз и было осуществление радикальной  экономической реформы. В свете  постановления указанного Пленума был принят пакет постановлений партии и правительства "О коренной перестройке управления экономикой" (Политиздат, 1987 год) ; в их числе "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования", "О перестройке материально- технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях", "Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма" и далее о перестройке Госкомитета по науке, Госкомитета по труду, Госкомстатавсего 12 постановлений.

Изучение этих документов показывает, что в них речь идет лишь о косметике  плановой системы управления народным хозяйством, повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования. Термин "фундаментальная" подготовка к рынку фигурирует лишь в смысле необходимости его насыщения товарами.

Эта "радикальная" реформа была самой бесплодной из всех предыдущих. В ней не только не решены, но даже не поставлены по- научному вопросы  о непригодности измерителей экономического роста и принципа определения фонда зарплаты по объему товарной продукции. Это повлекло за собой и дало возможность сохранить в инструкциях и методиках, принятых в свете данных постановлений, все в прежнем виде.

В 1989 году эта очередная бесплодная программа стала теоретической базой для программы деятельности правительства, избранного новым парламентом. Его ближайшей целью была стабилизация экономики в 1990 году. 5Прирост товаров народного потребления был намечен огромный - на 60 миллиардов рублей. Особенно большие надежды возлагались на сокращение военных расходов и конверсию оборонных отраслей промышленности.

Работа по стабилизации экономики  велась правительством очень активно, но, несмотря на это, она все равно  была обречена на неудачу, так как к прежним абсурдам и экспромтам добавлялись новые. Среди них особо следует выделить введение прогрессивного налога на прирост фонда оплаты с четвертого квартала 1989 года в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР, принятым в августе того же года. Оно повлекло за собой просто катастрофические последствия – рост производства для коллективов стал просто разорительным.

2.2. Группы альтернативных экономических проектов.

К маю 1990 года становится все более  очевидным, что программа стабилизации экономики просто "горит". Темпы производства товаров народного потребления в 5 раз, а продовольственных - в 10 раз ниже намеченных. Именно в этих условиях на горизонте замаячил новый экспромт- рынок. Этот экономический шаг, на мой взгляд, также является экспромтом по причинам, приведенным выше, думается, что он привлек внимание руководства страны как возможность самосохранения, так как доверие людей было уже на исходе.

В 1985 году обещали за два-три года сделать перелом в экономике  в лучшую сторону. Но перемены, и довольно серьезные, произошли в обратном направлении. Тогда начали объяснять, что экономический кризис чрезмерно глубоко поразил все части народного хозяйства. Вот тогда и появилась радикальная экономическая реформа. Через два года экономика оказалась на грани полного развала, людское доверие практически иссякло, что еще можно было обещать? Рынок! Д. Валовой пишет: "Рынок! Правительственная рыночная программа по своей разрушительной силе, пожалуй, затмит коллективизацию, борьбу с травопольной системой и алкоголизмом и другие разорительные реорганизации и кампании вместе взятые.

Одной из наиболее важных предпосылок  развития рыночных исследований выступает  наличие демонополизированного  рынка потребителя. Главным принципом  рыночной ориентации является возможность улучшения единицей бизнеса результатов своей деятельности лишь посредством удовлетворения нужд потребителя более совершенным, чем у конкурента, способом. Суверенитет потребителя также выступает важной предпосылкой рыночной ориентации и реализуется через возможность выбора среди широкого набора товаров и услуг той потребительской единицы, которая наилучшим образом удовлетворяет его нужды.

Информация о работе Рыночные проекты периода перестройки