Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 20:58, реферат
К середине 80-х годов все проблемы существовавшей в СССР плановой экономики обострились. Существующий дефицит потребительских товаров, в том числе продовольственных, резко усилился. Значительное падение выручки от экспорта нефти (поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985—1986 гг. на 30 %) привело к нехватке иностранной валюты для импорта, в том числе потребительских товаров.
Введение. 3
Глава 1. Курс на «перестройку». 4
1.1. Предпосылки. 4
1.2. Начало большого пути. 6
Глава 2. Экономическая перестройка. 6
2.1. Программа деятельности правительства, избранного новым парламентом. 6
2.2. Группы альтернативных экономических проектов. 7
2.3. Создание рынка. 11
2.4. Программа «500 дней». 14
Глава 3. Изменения. 16
3.1. Ускорение. 16
3.2. «Сухой закон». 18
3.3. Гласность и экономика. 18
3.4. Политическое влияние. 20
3.5. Неудачи НЭПа. 21
Заключение. 22
Список использованной литературы. 25
программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества. В 1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества» и «совершенствования советской избирательной системы», предложено проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе.
Однако вскоре стало ясно, что
новый курс одобряется далеко не всеми
высшими партийными деятелями. Жесткие
выступления консерваторов
Но большинство делегатов
В январе 89-го года в СССР началась предвыборная кампания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю Советского Союза. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров).
Лидеры КПСС всегда утверждали, что национальный вопрос в СССР решен раз и навсегда: не существует угнетенных наций и нет ограничения в правах лиц какой-либо нации или народа. Не говорилось только о том, что подобное единство достигалось жестокими средствами: традиции и религии всех без исключения народов СССР объявлялись «реакционными
пережитками», «национализмом»
и искоренялись безжалостно.
В 87-ом году одной из самых популярных идей была идея возрождения НЭПа. Неудача политики «ускорения» побудила руководство СССР прислушаться к подобным мнениям. Горбачев, Рыжков и их главный консультант по вопросам экономики Л.И. Абалкин решили попытаться объединить социализм и рынок. С 89-го года все государственные предприятия перешли на хозрасчет и самофинансирование. Это означало, что руководство фабрик, заводов, колхозов и совхозов отныне должно было само искать сбыт для производимой продукции и само решать, как распорядиться полученной прибылью.
Но государство сохраняло
за собой право размещать
Капиталы «теневой экономики» сразу ринулись в кооперативное движение. Появились первые советские миллионеры (Артем Тарасов). Однако высокие налоги побуждали предпринимателей скрывать свои доходы. Многие из них стали скупать у государственных предприятий товары, а затем перепродавать по завышенной цене. Одновременно в страну хлынул поток товаров из-за рубежа, конкурировать с которыми советская промышленность не могла. В СССР сложилась необычная экономическая ситуация: в частных магазинах 20можно было купить практически все, но по ценам, недоступным для большинства населения. Прилавки государственной торговой сети пустели с каждым днем. Продолжали расти очереди. Падали доходы государства. В 88-89 годах дефицит бюджета достигал 100 миллиардов рублей. Советский Союз оказался не готовым к рынку.
Рассмотрев основные экономические и политические преобразования в эпоху перестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов, чего добивался Горбачев, и что в реальности мы получили. К концу 1991 года в стране имелся гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имелся почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.21
Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников.
За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики.
Паралич центральной власти
и, как следствие, ослабление
государственного контроля за
народным хозяйством, прогрессировавший
распад производственных
Эту задачу предстояло решать уже новой России. Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.22
Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.
Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.
1 Д. Валовой "Тайны овального зала Кремля. " изд. "Правда", Москва, 1991, стр.53.
2 Л. Абалкин "Неиспользованный шанс. " изд. "Политиздат", Москва, 1991, стр. 40.
3 Д. Валовой "Тайны овального зала Кремля. " изд. "Правда", Москва, 1991, стр.80.
4 "Народные депутаты СССР: экономика сегодня и завтра. " Сборник, изд. "Московский рабочий", Москва, 1990, стр. 96.
5 "Программа углубления экономических реформ в России. " изд. "Республика", Москва, 1992, стр. 150.
6 Л. Абалкин "Неиспользованный шанс. " изд. "Политиздат", Москва, 1991, стр. 121.
7 Ф. Бурлацкий. Записки современника. Политиздат. Москва,1989. стр. 148.
8 Л. Абалкин "Неиспользованный шанс. " изд. "Политиздат", Москва, 1991, стр. 114.
9 О. Тоффлер. Информатика и идеология. Пер.с англ. Эксмо. Москва, 1992. стр.198
10 "О коренной перестройке управления экономикой. " Сборник нормативных документов, изд. "Политиздат", Москва, 1987, стр. 119.
11 "Народные депутаты СССР: экономика сегодня и завтра. " Сборник, изд. "Московский рабочий", Москва, 1990, стр.183
12 Переход к рынку. Концепция и Программа. — Москва. «Архангельское», 1990. стр.239
13 Переход к рынку. Концепция и Программа. — Москва, «Архангельское», 1990. стр. 255.
14 Ф. Бурлацкий. Записки современника.Москва.1989. стр. 193.
15 "Программа углубления экономических реформ в России. " изд. "Республика", Москва, 1992. стр. 167.
16 Д. Валовой "Тайны овального зала Кремля. " изд. "Правда", Москва, 1991 стр. 189.
17 Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС 28 июня – 1 июля 1988 года Москва 1988 г стр. 48.
18 Л. Абалкин "Неиспользованный шанс. " изд. "Политиздат", Москва. 1991 стр. 178
19"Народные депутаты СССР: экономика сегодня и завтра. " Сборник, изд. "Московский рабочий", Москва, 1990, стр. 205
21 "Программа углубления экономических реформ в России. " изд. "Республика", Москва. 1992 стр. 213
22 Михаил Геллер «Россия на распутье: 1990-1995», Москва. «МИК», «Агар», 1996., стр. 179.