Самозванство на Русиси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:30, реферат

Описание работы

Самозванство - явление очень загадочное и по прихоти истории чаще всего возникало именно в России. Ни в одной другой стране это явление не было столь частым и не играло столь значительной роли. Даже если ограничиться подсчетом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра. В XVII столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев, век же восемнадцатый отмечен примерно 40 случаями самозванства.

Файлы: 1 файл

реферат2.docx

— 47.25 Кб (Скачать файл)

Лжедмитрий II

Происхождение Тушинского Вора окутано  легендой. Наиболее полные сведения о  происхождении Лжедмитрия II удалось  добыть иезуитам. Согласно их расследованию, имя убитого царевича принял крещеный еврей Богданко. Он был учителем в Шклове, затем перебрался в Могилев, где прислуживал попу. За проступки  шкловскому учителю грозила тюрьма. В этот момент его заприметил участник московского похода поляк М.Меховский. Вероятнее всего, М.Меховский оказался в Белоруссии не случайно. По заданию Болотникова, Шаховского и Лжепетра он разыскивал подходящего человека на роль воскресшего «царя Дмитрия». Оборванный учитель показался ему похожим на Лжедмитрия I. Но бродяга испугался сделанного ему предложения и бежал в Пропойск, где был пойман. Оказавшись перед выбором -- наказание или роль московского царя, он выбрал последнее.

30 апреля -- 1 мая 1608 г. воины Лжедмитрия II разгромили под Белевом царского брата, князя Дмитрия Шуйского. В июне войска Лжедмитрия II подошли к Москве, но, потерпев поражение у Химок и на Пресне, самозванец обосновался станом в селе Тушине. По названию своей резиденции Лжедмитрий II получил закрепившееся за ним имя Тушинского Вора. Началась осада столицы. Воеводы Лжедмитрия II перекрыли все дороги, по которым шло снабжение города и сношение Москвы с окраинами. С этого времени тушинцы предпринимали регулярные походы на север и северо-восток, в Замосковные города, стремясь отрезать Василия Шуйского от районов, традиционно его поддерживавших, -- от Поморья, Вологды, Устюга, Перми и Сибири.

11 сентября 1608г. Марину Мнишек  торжественно доставили в Тушино, где она всенародно признала  в новом самозванце своего  мужа.

С появлением Лжедмитрия II у стен столицы  наступил длительный период противостояния и двоевластия. И в Москве, и  в Тушине сидели царь, царица Марина Мнишек, патриарх (в Тушино был увезен захваченный в плен в Ростове  митрополит Филарет Романов). У обоих  царей были Боярская дума, приказы, войско, оба жаловали своим сторонникам  поместья и мобилизовали ратных людей.

Воровская Боярская дума была достаточно представительной и являла собой  сплетение боярских группировок, оппозиционных  Шуйскому: главой Думы был «боярин» князь Д.Т.Трубецкой; значительную силу представляли родственники «патриарха» Филарета: М.Г.Салтыков, князь Р.Ф.Троекуров, князь А.Ю.Сицкий, князь Д.М.Черкасский. Служили Лжедмитрию II и любимцы его предшественника: князь В.М.Мосальский-Рубец и другие Мосальские, князь Г.П.Шаховской, М.А.Молчанов, дьяки И.Т.Грамотин, П.А.Третьяков.

Весной 1608 г. главнокомандующий войсками самозванца Рожинский захватил всю  полноту власти в Тушинском стане, и влияние поляков на органы управления территорией, подвластной Лжедмитрию II, еще больше возросло. Самозванец начал назначать поляков воеводами  в подвластные ему города; обычно назначались два воеводы -- русский и иноземец.

В Тушинском лагере скопилось огромное войско: около 20 тысяч поляков, около 30 тысяч запорожских казаков, 15 тысяч  донских казаков и, по разным оценкам, от 20 до 60 тысяч московских дворян, детей  боярских и стрельцов. Донские и  запорожские казаки, поляки и русские  «воры» грабили, насиловали, убивали, врывались  в села и города, потехи ради вытаптывали посевы, оскверняли церкви, обдирали иконы, кормили собак в алтарях. Не прошло и трёх месяцев после признания Дмитрия, как русские люди возненавидели его царство. Сохранились многочисленные челобитные Лжедмитрию II и Яну Сапеге крестьян, посадских, землевладельцев с жалобами на бесчинства иноземного войска. «Приезжают к нам ратные люди литовские, и татары, и русские люди, бьют нас, и мучат, и животы грабят. Пожалуй нас, сирот твоих, вели нам дать приставов!» -- отчаянно взывали крестьяне. Бесчинства тушинцев стали причиной широкого восстания земщины в покоренных городах Северо-Востока, начавшегося в конце 1608 г.

После осады Троице - Сергиева монастыря  войсками Яна Сапеги от Лжедмитрия II один за другим стали отпадать русские города. Ближайшее окружение самозванца начало переговоры с королем Сигизмундом III, прощупывая почву для перехода к королю. От него отреклись служившие ради подачек русские бояре, от него отреклись поляки, которым он еще недавно был нужен в качестве ширмы.

Крах Тушинского лагеря был вызван несколькими факторами. Следует  упомянуть, во-первых, восстание в  Замосковных городах, поддержку которых сумел использовать воевода Шуйского -- молодой и талантливый полководец князь М.В.Скопин-Шуйский, двинувшийся со шведским вспомогательным войском на выручку Москве из Новгорода; во-вторых, -- начало открытой интервенции короля Сигизмунда III.

В сентябре 1609 г. король Сигизмунд III осадил Смоленск. Среди русских и польских сторонников Тушинского Вора началось брожение. Образовалась значительная партия, выступавшая за приглашение на русский престол польского королевича Владислава, а то и самого Сигизмунда III. В свою очередь, Сигизмунд III призывал тушинцев идти служить к нему под Смоленск. Рожинский, и ранее не оказывавший самозванцу должного почтения, начал открыто угрожать лжецарю расправой. Тогда Лжедмитрий II решился на побег. Спрятавшись под дранкой в телеге, самозванец покинул Тушино и бежал в Калугу.

В калужский период своей авантюры Лжедмитрий II начал наконец играть самостоятельную роль. Убедившись в вероломстве польских наемников, самозванец взывал уже к русским людям, пугая их стремлением короля захватить Россию и установить католичество. Этот призыв нашел отклик среди многих.

Калужане с радостью приняли  самозванца. Тушинский стан распался. Часть сторонников Вора ушли к  королю, другие переместились за самозванцем  в Калугу. Бежала к своему мнимому  супругу и Марина Мнишек. Движение Лжедмитрия начало принимать национальный характер.

В то же время, Лжедмитрий II не верил  в собственные силы и, не слишком  надеясь на поддержку казаков  и русских людей, искал помощи у Я.Сапеги, окружил себя охраной из немцев и татар. В Калужском лагере самозванца царила атмосфера жестокости, подозрительности и доносительства. Установившиеся в Калуге порядки, близкие к опричным, послужили причиной гибели самозванца.

10 декабря 1610 года Лжедмитрий II отправился на Оку на прогулку. Его сопровождал небольшой отряд русских и татар. Внезапно ехавший рядом с санями крещеный татарин князь Петр - Араслан Урусов ударил Лжедмитрия II саблей и рассек ему плечо. Скакавший с другой стороны саней его младший брат вторым ударом отсек голову самозванцу. Считается, что татары убили Лжедмитрия в отместку за то, что он убил касимовского хана Урмамета.

Лжедмитрий III

Весной 1611 года в Ивангороде появился еще одни человек, называвший себя царем  Дмитрием. Его источники обычно именуют  «вором Сидоркой», хотя по другим сведениям, это был московский дьякон Матвей из какой-то церкви за Яузой. Из Москвы этот «вор» сначала перебрался в Новгород, где на рынке попытался выдать себя за царевича, но был опознан и с позором изгнан. Из Новгорода он убежал в Ивангород и там 23 марта объявил, что он - спасенный Дмитрий. Лжедмитрий III вступил в переговоры со шведским комендантом Нарвы Филиппом Шедингом, однако король послал к Лжедмитрию III своего посла, который узнал в нем самозванца. После этого шведы прекратили всякие контакты с ним.

Между тем «вор», собрав вокруг себя войско из всевозможных «партизан», 8 июля подошёл к стенам Пскова. В стан Лжедмитрия III стали перебегать некоторые  псковские жители. В это время  до самозванца дошли слухи, что к  Пскову приближаются шведские войска. Испугавшись, самозванец ушел со своей  ратью в Гдов, где шведы все же настигли его.

Шведский генерал Горн отправил Лжедмитрию III послание, в котором  писал, что не считает его настоящим  царем, но так как его «признают  уже многие», то шведский король даёт ему удел во владение, а за это  пусть он откажется о своих  притязаний в пользу шведского принца, которого русские люди хотят видеть своим царем. Лжедмитрий III, играя в «законного царя», с негодованием отверг это предложение. Под его предводительством казаки сделали удачную вылазку и прорвались через шведское окружение. В бою самозванец был ранен. Его отвезли в Ивангород, где он узнал о том, что московские казаки признали его своим царем. Вдобавок казаки прислали ему на подмогу Ивана Лизуна - Плещеева и атамана Казарина Бегичева с казачьим отрядом. Плещеев, знавший в лицо Лжедмитрия II, публично признал в «воре Сидорке» царя Дмитрия Ивановича.

Псковичи отправили Лжедмитрию III в Ивангород о готовности принять  его. Но его царствование в Пскове длилось недолго и оставило у  жителей города самые тяжелые  воспоминания. Добравшись до власти, «вор»  начал распутную жизнь, совершал насилия над горожанами и обложил  население тяжелыми поборами. Отстали  от «вора» и стоявшие под Москвой  казаки.

Псковичи уже готовы были восстать и низвергнуть очередного «Дмитрия», но «вор», смекнув, что дело его худо, в ночь на 18 мая бежал из города. За ним бросились в погоню, привезли в Псков и посадили в тюрьму. 1 июля 1612 его повезли в Москву.

По дороге на обоз с «вором» неожиданно напал польский отряд Лисовского, и Лжедмитрий III был убит. По другим свидетельствам, Лжедмитрия III все-таки доставили в Москву и там казнили.

Емельян Иванович Пугачёв (1742-1775)

Самозванец, выдавал себя за Петра III. Предводитель Крестьянской войны (1773—1775), донской казак, участник Семилетней и русско-турецкой войны. Получил  чин хорунжего Под именем императора Петра III поднял восстание яицких казаков в августе 1773 года. В сентябре 1774 года выдан властям. Казнен в Москве на Болотной площади  

 

"Ужас XVIII столетия" — так нарекла  императрица Екатерина II восстание  Емельяна Пугачева, самое крупное  социальное потрясение, происшедшее  в России за 34 года ее царствования.  

 

Пугачев родился около 1742 года в  станице Зимовейской казачьего Войска Донского. Его славным земляком был уроженец той же станицы — Степан Разин.Смелый и предприимчивый, не склонный к оседлой жизни, он с ранних лет обнаружил черты лидера, стремление выделиться среди прочих казаков. Например, он хвастался перед товарищами саблей, якобы подаренной ему Петром I. 

 

Весна 1772 года застала его в Стародубском монастыре, неподалеку от границы с  Речью Посполитой. Выдавая себя за беглого донского казака, пострадавшего "из усердия к Богу", он нашел приют у местных старообрядцев (хотя сам раскольником никогда не был). План действий, который был придуман либо самим Пугачевым, либо был подсказан ему старообрядцами, заключался в следующем: тайно перейти польскую границу, направиться в раскольничьи скиты на Ветке (неподалеку от Гомеля), а оттуда — на русский пограничный форпост в Добрянке, где выдать себя за русского, желающего вернуться в Россию и получить российский паспорт. Этот план успешно осуществился. 12 августа, после отсидки в карантине, Пугачев получил российский паспорт В нем, в частности, значилось: "Объявитель сего, вышедший из Польши и явившийся собой при Добрянском форпосте, веры раскольнической, Емель-ян Иванов сын Пугачев, по желанию для его житья определен в Казанскую губернию, в Симбирскую провинцию, к реке Иргиз".  

 

Осенью того же года он добирается до реки Иргиз и в Мечетной слободе знакомится с раскольничьим старцем Филаретом. Отсюда под видом купца направляется в Яик, где в ноябре на Таловом умете (постоялом дворе) и произошло его знакомство с Оболяевым. Вскоре в Яицком городке он сходится со старообрядцем Пьяновым, в доме которого прожил с неделю. Здесь и состоялся первый разговор, сыгравший решающую роль в объявлении самозванства. Пугачев, действуя умно и осмотрительно, "признается" своему гостеприимному хозяину: "Я-де вить не купец, а государь Петр Федорович!" Однако по возвращении назад в Мечетную слободу его по доносу одного из местных жителей берут под стражу в Малыковке.  

 

С 4 января по 29 мая следующего года Пугачев провел в Казанской тюрьме, откуда ему удалось бежать. Он снова  возвращается к яицким казакам, поселившись  скрытно у своего знакомого Оболяева на Таловом умете. 

Слухи о том, что будто бы Петр III скрывается у яицких казаков, стали  быстро распространяться среди местного населения с начала августа 1773 года. Как и когда появился в этих местах "государь" и откуда он пришел, никто толком не знал. Это  еще больше будоражило умы казаков, в памяти которых были свежи события  восстания в Яицком городке в  январе 1773 года против своеволия и  злоупотреблений царских властей  и зажиточной казацкой старшины. События  эти вызвали сочувственные отклики  среди казачества на Волге, на Дону, Тереке и в Запорожье. Все предвещало новый мятеж. Вскоре объявился и  предводитель — Емельян Иванович Пугачев. 

 

"Был-де я в Киеве, в Польше, в Египте, в Иерусалиме, Риме и  Царьграде, и на реке Тереке, а оттоль вышел на Дон, а  с Дону де приехал к вам". Примерно так говорил во время памятной встречи с представителями яицких казаков в конце августа 1773 года Пугачев, входивший в роль "Петра III''. Включение в этот маршрут Иерусалима, Рима и Царьграда не случайно, хотя в этих местах ни реальный Петр III, ни самозванец никогда не бывали. Корни такой географии оказываются качественно иными. Они уходят в традиции русского фольклора, в котором Царьград (Стамбул), Египет и Иерусалим упоминаются многократно. Рассказ о его скитаниях до "объявления" развивался преимущественно в устной форме — в манифестах и других официальных документах пугачевцев он почти не разработан. Рассказ о странствиях, в том числе зарубежных, "чудесно спасшегося" дошел в двух версиях — пространной и краткой. 

 

Пространная непосредственно восходила  к повествованиям самого Пугачева, который, выступая в роли "третьего императора", объяснял, что после  своего "чудесного спасения" путешествовал  и за рубежом, и по России, чтобы  узнать жизнь народа. Увидев его  страдания, "царь" решил объявиться на три года ранее положенного  срока "для того, что вас не увижу, как всех растащат". В последующие  месяцы этот рассказ, рассчитанный на широкую аудиторию, повторялся не только самим Пугачевым, но и людьми из его  ближайшего окружения. Он говорил также, что под именем донского казака Пугачева просидел в казанской тюрьме месяцев  восемь. Включение подлинного, хотя и более короткого (пять, а не восемь месяцев) эпизода своей жизни  в "царскую" биографию понадобилось Пугачеву, чтобы на случай возможного опознания отделить себя как донского казака от себя же, но в роли Петра III. Для убедительности он прибегал и  к более утонченному приему. Например, Пугачев отождествлял себя с Федором  Казиным (Богомоловым) — самозванцем, который под именем Петра III действовал в 1772 году на Волге, попал в царицынскую тюрьму, был освобожден восставшими горожанами и все-таки схвачен вторично. Пугачев утверждал, что его арестовали в Царицыне и отправили в сибирскую ссылку, но ему удалось убежать. Тем самым он присваивал себе не только имя, под которым действовал Казин-Богомолов, но также его славу и успех. 

Информация о работе Самозванство на Русиси