Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Саргатская культура локализуется в лесостепи Зауралья и Западной Сибири, от восточных предгорий Урала, на западе до среднего течения р.Омь ,в районе г.Куйбышев- на востоке. На севере она частично захватывает юг лесной зоны по Иртышу и Тоболу, до его устья. Южная граница в основном совпадает с южной границей лесостепи. Сюда по концентрации памятников, эта территория была заселена не равномерно.
1.Введение
2.Территория распространения саргатской культуры.
3.Хронология.
4.Поселения
5.Погребения
6.Вещевой комплекс
- керамика
- орудия труда
- вооружение и конское снаряжение
7.Предметы культа, искусство.
8.Хозяйство и общественный строй.
9.Заключение.
10.Список использованной литературы.
Оглавление:
1.Введение
2.Территория распространения
3.Хронология.
4.Поселения
5.Погребения
6.Вещевой комплекс
- керамика
- орудия труда
- вооружение и конское
7.Предметы культа, искусство.
8.Хозяйство и общественный
9.Заключение.
10.Список использованной литературы.
Территория распространения
Саргатская культура локализуется в лесостепи Зауралья и Западной Сибири, от восточных предгорий Урала, на западе до среднего течения р.Омь ,в районе г.Куйбышев- на востоке. На севере она частично захватывает юг лесной зоны по Иртышу и Тоболу, до его устья. Южная граница в основном совпадает с южной границей лесостепи. Сюда по концентрации памятников, эта территория была заселена не равномерно. Население сосредотачивалось главным образом в северной и центральной части лесостепи, вдоль крупных рек – Иртыша, Ишима, Тобола, а также по среднему течению Оми и в низовьях Исети. Значительно меньше памятников на крупных притоках Иртыша и Тобола – Таре и Туре, протекающих преимущественно в лесной зоне. Слабо было освоено междуречье Иртыша и Тобола, где памятники приурочены к озерным трассам. Наиболее плотное население, вероятно, было в лесостепи прииртышья, к северу от Омска.Здесь обнаружены как наиболее ранние (Богдановка III, Новотроицкое I, Окунево I ) так и наиболее поздние (Колочевка I, Стрижева I) памятники. Плотность саргатского населения здесь превышала его концентрацию во все исторические эпохи, предшествовавшие освоению русского края.
Указанные
пределы характеризуют
В V-III вв до н.э. саргатское население локализировалось на более узкой территории - в среднем Прииртышье, Барабе ( Усть-Тартас ), Среднем и Нижнем Приишимье (годища Актау, Борки, поселение Ефимово, Узлово, Аббатское), а также на севере лесостепи Притоболья, главным образом на нижней Исети, средней Туре и Нице (курганы Томилово; Памятное, горидище и курганы Рафайлово; Красногорское; Мыс; Переймийский II; Макушено). В лесные районы Тобольского Прииртышья саргатское население проникает видимо, в IV – начале III в. до н.э., вдоль Тобола и осваивает прилежащую к его устью долину Иртыша вверх и в меньшей мере – вниз от Тобольска. На это указывает локализирующая здесь группа памятников Притоболья как будто изолированная от основного массива саргатскогоэтноса Омского Прииртышья незаселенным «саргатцами» пространством вдоль Иртыша, между устьями Вагая и Ишима.
В конце III – II в.в до н.э. часть саргатского населения продвигается на юго-запад, в среднее Притоболье, на среднюю Исеть и Миасс, а бывший ареал гороховской культуры, где смешивается с гороховским населением. По- видимому, в основном во II-I вв до н.э. в период максимального расцвета культуры, осваивается междуречье ишима и Тобола. В конце III – II в до н.э саргатское население уходит к югу, от самых северных районов своей ойкумены (Поковские, Почевомские курганы III – II вв до н.э), где на смену ему приходит население кулайской культуры.
В I – II в н.э. саргатское население исчезает из Барабинской лесостепи, сменившись также в основном кулайским. Во II-III в н.э. саргатская культура прекращает существование на большой части ареала. Единичные памятники III – IV вв н.э. представлены в Преиртышье (Колачёвка I, Стрижово I), Приишимье (Покровское), Притоболье (Ипкуль XV). Они локализируются приимущественно в северной лесостепи и южной части лесной полосы, где в эпоху великого пересения народов ещё сохранились остатки саргатского населения.
Хронология.
Саргатская культура датируется V в. до н.э. – III – IV вв до н.э.Основываясь на эволюции погребального ретуала и отчасти инвенторя, В.А. Могильников выделил три этапа развития этой культуры:
В.Ф Генинг и Л.Н. Корякова, имунуя эту культуру аббатской, разделили её на 2 этапа:
Затем Корякова предложила более дробную периодизацию саргатской культуры, выделив в ней хронологические группы:
Отметив, что в ограниченном количесве выделяются комплексы конца II – IIIв. С учетом нового материала можно выделить 4-е этапа развития Саргатской культуры:
Данная периодизация отражает особенности эволюции инвентаря погребального обряда и внешних контрактов саргатского поселения.
Начальная дата культуры (V – IV век до н.э), устанавливается по находкам меча с бабочковидным перекрестьем.
Дата заключительного этапа культуры ( конец II – IV века н.э) обоснована находками в крупных комплексах ромбических в сечении железных черешковых наконечников стрел, а так же взаимовстречаемостью саргатской посуды и орнаментированной фигурными штампами керамики лесного Приобья IV – V в.н.э. (поселение Ипкуль XV).
Поселения.
Памятники Саргатской культуры представлены могильниками и поселениями, в составе которых городища и неукрепленныеселища.В настоящее время известно более 20 городищ, которые неравномерно размещены в ареале культуры. Большинство их локализуется а Приитышье, на правом, высоком берегу Иртыша.
По планировки
укреплений и формы площадки городища
делятся на 2 типа – массовые и
круглые с замкнутой линией укреплений.
Количественно преобладают
Как правило, на городищах бывает лишь одна защищанная укреплениями площадка, и только на Богдановском имеются две смежные площадки.
Укрепления городищ состояли из вала и рва. На Иртыше встречаются укрепления из 2-х валов и рва между ними (Горная Бития, Каргановское). В средней части вала и рва иногда прослеживается проезд на городище (Каргановское; Горная Бития; Инберень IV). Устройство укреплений саргатских городищ исследовано слабо. Частично он вскрывались траншеями, прорезавшие валы.
Полностью линия укреплений раскопана на городище Актау, на Ишиме. Она состояла из рва и внутреннего вала общей протяженностью свыше 60 м, которые дугообразно огибали поселок, спускаясь на склоны оврагов. Ширина рва 2,5 м, глубина – 1,2-1,5 м, а на склонах оврагов он превращался в узкую канавку шириной 0,5 – 0,7 м.
В восточной части ров имел проход шириной 1,2 м. Внешняя сторона рва пологая, а внутренняя – крутая, с уступами, дно и внутренняя стена рва были облицованы горбылями. В 2,5 м от рва по валу шел бревенчатый частокол. Наружная стенка вала была закреплена прокаленными глиняными блоками, а внутренняя – частоколом.
Около 80% саргатских поселений составляют неукрепленные селища, известные во всех районах саргатской культуры. Средние размеры селищ 6-8 тыс.кв.м. По топографии часть из них близка к городищам, и располагаются на высоких коренных террасах рек, мысах высотой до 35 – 40м. Но в целом селища расположены ниже, чем городища. Многие из них лежат на низких берегах озер.
Мощность культурного слоя на поселения саргатской культуры в среднем 0,5 – 0,7 м. Насыщенность его неодинакова : на 1 кв.м. площади на городище Горная Бития приходилось 2 -3 фрагмента керамики; на поселении Логиново V – около шести; на городищах Богданово и Инбень IV – 8 -10 фрагментов.
Точного прадставления о планировки поселения не имеются, посколько полностью исследовано только городище Актау. На поверхности многих памятников прослеживается овальные западины – следы укреплений ( Инберень IV) жилища расположены по кругу вдоль вола, примыкая к нему, а за пределами укреплений жилищные впадины идут параллейными рядами.
На разных поселениях саргатской культуры паскопано свыше 40 жилищ, в том числе 8-10 жилищ вскрыто на городище Актау. Конструктивно они делятся на наземные и полуземляночные. Причем стены так и других возвышались над поверхностью земли. Котлованы полуземлянок углубленны в материк на 0,4 – 0,7 м, наземных – до 0,25-0,3 м. Количественно преобладали полуземлянки, но а Барабе большинство жилищ были наземными.
В плане жилища обычно квадратные или прямоугольные.Открыты так же постройки неопределенного плана, а на Чунинском поселении – остатки округлого жилища. Постройки были одно и двух камерные. В Притоболье открыты так же трехкамерные (поселение Дуван( и четырехкамерные (селище Рафайлово) жилища. Двухкамерные постройки состояли из большого , жилого и малого подсобного отделений, устроенных обычно на одной оси и соединенных между собой переходоми, вероятно, крышей. Полы помещений в двухкамерных постройках находились чаще на разных уровнях. Жилища имели входы типа коридоров длинной 2-3 м, а шириной 0,8-1,5м. Количественно преобладали однокамерные жилища – 42,2 %, двухкамерных – 26%.
Обычно в жилище находился один открытый очаг, располагавшийся чаще в центре, на уровне пола, в яме или на возвышении, окруженном канавой (Розановское городище; поселение Дуван II).
В некоторых постройках сохранились следы двух или нескольких очагов ( поселение Коконовка; Богданово; Инбень IV). Это обусловлено , возможно , тем, что очаги неоднократно переносили с места на место, а жилища были временными. В жилищах поселения Барабы (городище Куланкуль) выявленные очаги типа чувалов, которые более широко распространяются в раннем средневековье. В двухкомнатных жилищах очаг обычно располагался в большой камере, где встречается и больше культурных остатков, указывая на то, что она была жилой, а меньшая – подсобной, типа кладовки. Вдоль стен жилищ имелись возвышения типа нар или лежанок.
В некоторых постройках зафиксированы небольшие хозяйственные ямы, располагавшиеся близь очагов, у стен или в углу. В них находят преимущественно кости животных, реже – глиняные сосуды.
Стены жилищ имели каркасную шатровую конструкцию лил были сложены из бревен, забранных между вертикально поставленными столбами. Об этом свидельствует остатки столбовых ямок вдоль стен и канавки, в которых лежали низшие венцы бревенчатых стен. Полы, видимо, были в основном земляные. В некоторых случаях можно предпологать устройство деревянных полов, от которых сохранились следы бревенчатых лаг.
Конструкция перекрытия точно не фиксируется. Оно могло быть двускатным, четырехскатным, односкатным и поддерживалось, вероятно, опорными столбами. На это указывают столбовые ямки в центре котлованов и вдоль стен жилищ.
Погребальный обряд.
Погребальный обряд саргатской культуры достаточно хорошо исследован. Для него характерны труположение под курганными насыпями. Исследовано 500 погребений под более чем 180 курганами на 48 некрополях.
Могильники находятся главным образом на высоких коренных берегах рек. Реже они лежат на низких террасах, занимая их возвышенные участки. Курганы располагаются цепочками, группами без определенного порядка и поодиночке. Количеств курганов в некропале доходит до 40, но обычно их гораздо меньше. Часто курганы локализируются не вдалеке, в 1-3 км, от связных с ними поселениями( Коконовка; Горная Бития; Богданово; Саратово и др).
Насыпи крганов земляные оплывшие, сложены преимущественно из чернозема. Первоначально они, вероятно, сооружались из дерна и имели вид пирамиды. Около трети курганов по Иртышу и Ишиму содержало глинобитные или песчаные площадки (толщина 0,1 – 0,4 м), перекрывавшие центральную часть кургана. По величине курганы разделяются на малые, средние и большие.
Около половины вскрытых курганов ограждено по периметру ровиками, кольцевыми или многоугольными, замкнутыми или с одним – двумя проходами, ориентированными обычно симметрично на северо – запад и юго – восток. Колиство курганов с ограждением было, вероятно, больше, поскольку неглубокие ровики мелких курганов, выкопанные в черноземе почвы, возможно, не прорезали материк и потому не фиксируются в погребенном черноземе. Ровики носили, очевидно, ритуальный характер. Малые размеры не позволяют считать их следами выемки земли для возведения насыпи. В заполнении ровиков и насыпях курганов встречаются кости животных, остатки тризны.
Под насыпью кургана находятся одно или несколько погребений , располагавшихся по периметру вокруг основного захоронения или в ряд.
Для V – III вв. до н.э. характерны курганы с одним погребением, расположенным под центром насыпи. В III – II вв. до н.э. распространяется обычай размещения впусклых погребений вокруг основного. Во II в. до н.э. – IIIв. н.э. этот обычай доминирует.
Центральные погребения расположены обычно в больших прямоугольных ямах с меридиональной ориентировкой и содержат, как правило, парные или коллективные захоронения. Впусклые погребения обычно индивидуальны, совершены в ямах, углубленных в материк, распологаются на уровне горизонта или, реже, - в черноземе насыпи.
По форме могильные ямы делятся на четыре основных типа:
В Прииртышье наиболее распространены ямы с отвесными и слегка наклонными стенками, ямы с заплечиками составляют лишь 9,3 %. Для Приишимья характерны ямы с отвесными стенками (43,3 %) и с заплечиками (37,3%). Притоболью свойственны ямы с отвесными стенками, ямы с заплечиками составляют 5,7 %. Ямы с нишами в изголовье, в торцовой и, реже, боковой стенках в целом не характерны для культуры, но встречены в Прииртышье, Приишимье и Притоболье. Они предназначались для установки сосудов и укладывания кусков мяса. Для центральных погребений Прииртышья IV-II вв. до н.э. типичны так же ямы с отвесными стенками и канавками по периметру дна ямы или вдоль продольной стены, предназначавшиеся для установки погребального инвентаря (Богданово I,III, Саратово). Эта черта конструкции погребальных камер находит аналогии у саков Приаралья.
Информация о работе Саргатская культура скифо-сибирского мира