Саргатская культура скифо-сибирского мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Саргатская культура локализуется в лесостепи Зауралья и Западной Сибири, от восточных предгорий Урала, на западе до среднего течения р.Омь ,в районе г.Куйбышев- на востоке. На севере она частично захватывает юг лесной зоны по Иртышу и Тоболу, до его устья. Южная граница в основном совпадает с южной границей лесостепи. Сюда по концентрации памятников, эта территория была заселена не равномерно.

Содержание работы

1.Введение
2.Территория распространения саргатской культуры.
3.Хронология.
4.Поселения
5.Погребения
6.Вещевой комплекс
- керамика
- орудия труда
- вооружение и конское снаряжение
7.Предметы культа, искусство.
8.Хозяйство и общественный строй.
9.Заключение.
10.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовик 2009.docx

— 53.34 Кб (Скачать файл)

Могильные ямы имели деревянные перекрытия, остатки которых сохранились более чем в 40% погребений. Наиболее часто деревянные перекрытия встречаются в погребениях Прииртышья, менее распространены они в Притоболье, что может объясняться худшей сохранностью дерева в песчаном грунте этого района.

Захоронения в центральных больших ямах, как  правило, перекрыты поперечным накатом, площадь которого иногда значительно  превышает величину могильной ямы, и концы бревен лежат поверх выкида. В Прииртшье, Притоболье, и Приишимье в курганах V –III вв. до н.э. известны шатровые перекрытия из бревен ( Богданово III,курган 1; Татарка; Тюртино; Красногорское). В кургане 1 некрополя Богданово III шатровое перекрытие было устроенное сразу над двумя центральными могилами, после того как они были перекрыты поперечными бревенчатыми накатами. Шатровые перекрытия в курганах саргатской культуры имеют, вероятно, юго-западное, савроматское   происхождение.

Впусклые погребения перекрыты преимущественно продольным накатом из одного ряда бревен. В некоторых случаях продольные бревна лежат на поперечных, уложенных в разбежку. Преобладают перекрытия, концы бревен которых покоятся на краю могилы. Перекрытия на заплечиках составляют 18% и наиболее свойственны Приишимью. Кроме того, представлены отдельные, в целом не типичные для культуры, устройства перекрытий. К ним относятся перекрытия на столбах, на каменной вымостке, на срубе. Последние распространены в Прииртышье. Обычным материалом для устройства перекрытий служили березовые бревна. Иногда погребенные накрыты берестой.

Стенки  могильных ям, как правило, не имели  облицовки. Зафиксирована она лишь в отдельных богатых погребениях  в виде горизонтально уложенных  бревен. В 20 впусклых погребениях встречены срубы в один – два венца, причем  5 из них устроены на уровне древней поверхности.

Погребенные в могилах лежали вытянуто на спине и только в нескольких случаях скорченно или вытянуто на боку, а один раз – на спине с подогнутыми ногами. Изредка отмечены полусогнутые или откинутые руки и отклонения в положении ног. По одному разу встречены захоронения двух черепов, захоронение погребенного без черепа и захоронения покойника, рядом с которым положена голова человека, что , вероятно, связано с ритуалом жертвоприношения.

Преобладало положение погребенных головой  на северо- запад. В IV – III вв. до н.э. северная оринтеровка более свойственна погребениям на всей территории культуры. На ряду с господствующими северной и северно- западной ориентировками погребенных встречается южная, западная и восточная. При этом южная ориентировка чужда иртышским и тобльским памятникам, а на Ишиме составляют 10%.

Около половины курганов саргатской культуры содержит следы культа огня – остатки костров, углистой и меловой подсыпи, обжигания стенок погребальных камер. Угольки, остатки костров находятся преимущественно в насыпях. Непосредственно в могилах следы культа встречаются реже, но имеют разнообразные проявления. Наиболее часто это углисто-золистые подсыпки в ямах и их заполнении. Обжигание стенок могилы, связано с верой в очистельную силу огня, зафиксировано в отдельных центральных захоронениях Прииртышья, там же встречается меловая подсыбка. В 4% погребений были обуглены перекрытия, а в некоторых захоронениях Усть – Тартасского, Фоминцевского и Красноярского могильников следы огня оказались на костях скелетов. Наряду с другими элементами культуры культ огня отражает связи племен саргатской культуры с ираноязычными племенами.

Большинство погребенных снабжено инвентарем. Как правило, он довольно однообразен, что, при отсутствии антропологических определений, затрудняет половое и возрастное разграничение погребенных. В мужских погребениях представлены предметы вооружения, орудия труда, детели конского снаряжения, отдельные украшения, поясные и колчанные крючки и пряжки. Для женских погребений характерны украшения и орудия труда. Предметы культа, акменные и глиняные блюда и курильницы всречены в захоронениях и мужчиных, и женщин. В детских погребениях находятся орудия труда и украшения. Остатки заупокойной пищи – кости животных – и глиняные сосуды встречены в мужских, женских, детских захоронениях. Среди, без инвентарных погребений представлены захоронения и мужчин, и женщин и детей. Отдельные богатые и без инвентарные погребения отражают процессы социкальной и имущественной дифференциации общества. Наибольшим богатством и разнообразием инвентаря выделяются центральные захоронения.

Самую многочисленную категорию инвентаря составляют глиняные сосуды. Наиболее часто сосуд  стоит у головы умершего, что особенно характерно для Притоболья, а так же для Прииртышья и Барабы. Напротив, в Приишимье сосуды обычно находятся в ногах покойника. При наличии в захоронении двух сосудов часто один стоит в изголовье, другой  - в ногах. Обычай снабжения погребенных глиняными сосудами не был стабильным на разных этапах существования культуры. Большинство погребений IV- III вв. до н.э. лишено керамики, а если она есть, то в погребении обычно стоит один сосуд. Среди орудий труда часто встречаются железные ножи. Они лежат около костей животных, а так же в области живота и бедер. Личные вещи, украшения располагаются в захоронениях в тех местах, где их носили при жизни.

Остатки мясной пищи в виде костей животных лежат в области у плеча, в  ногах, у пояса. Преобладают кости  мелкого рогатого скота и лошади, главным образом тазовые, изредка встречаются кости крупного рогатого скота, диких животных и птиц.

Сопроводительные  захоронения животных не характерны для саргатской культуры, но как исключения. Встречены в Прииртышье и Притоболье. В полах трех курганов (Карсноярка; Дуван; Богданово) найдены захоронения собак. Захоронения коней ( три случая – Пивкино; Дуван; Преображенка) размещались по-разному : в могильной яме рядом с погребением; в отдельной яме; в поле насыпи. В двух последних случаях они лежали на боку, головой на запад с отклонением.

В целом  погребальный обряд саргатской культуры при общем своеобразии демонстрирует черты сходства с обрядом погребения кочевников степей Казахстана и Южного Урала: глиняные площадки под насыпями, шатровые перекрытия могильных ям, культ огня, меловые подсыпки и др. Эта ситуация объясняется тесными взаимными контактами и проникновением раннесарматских и сакских элементов в среду населения саргатской культуры в V – III вв. до н.э.

Вещевой комплекс.

Инвентарь саргатской культуры характеризуется главным образом находками из погребений и в меньшей мере – из поселений.

Керамика. Керамика саргатской культуры, в отличии от прочего вещевого комплекса, во многом повторяющегося широко распространенные образцы, своеобразна и является основным признаком, определяющим принадлежность памятника к анной культуре. Сосуды лепные, изготовлены из глины с примесью шамоты, реже – песка. Примесь песк более свойственна керамики Притоболья, где песок выступает естественной примесью к глине. В основной массе сосуды сделаны грубо, тесто плохо промешано, обжиг костровый слабый. Внутренняя и внешняя поверхности сосудов обычно гладко заглажены мягким предметом, но иногда штампом и пучком травы. Средняя толщина стенок поселенческой посуды 0,7-0,9 см. Сосуды из погребений меньше по величине и имеют среднюю толщину стенок 0,5-0,7 см. Около 90% сосудов составляют круглодонные, остальные – плоскодонные. По величине параметров поселенческие сосуды примерно в два раза превосходят сосуды из погребений. Венчики сосудов преимущественно приостренные, а также округлые и уплощенные.

Выделяются  следующие наиболее характерные  формы сосудов:

  1. Удлиненные яйцевидные горшки со средне- и слабовыпуклым туловом, широким горлом и отогнутой шейкой.
  2. Узкогорлые сосуды с сильно выпуклым  туловом, прямой или отогнутой шейкой. Сосуды этой формой редко встречаются на поселениях и более известны в погребениях III в. до н.э. – II в н.э.
  3. Шаровидные  сосуды с прямой или отогнутой шейкой, более присущи ранним памятникам культуры и менее свойственны поздним, кроме Притоболья, где широко распространены на всех этапах.
  4. Плоскодоые сосуды баночной формы, более известны в относительно поздних комплексах Прииртыья II в. до н.э.-II в. н.э.
  5. Сосуды яйцевидной и баночной формы без четко выраженной шейки, обычно крупных размеров, характерны для поселений.
  6. Чашевидные сосуды без выраженной шейки.
  7. Плоские глиняные блюда сравнительно немногочисленны.

В целом  в керамике доминируют высокие горшки, превышающие число сосудов остальных  типов в 1,2 – 1,4 раза. В IV – III вв.  до .н.э. преобладали широкогорлые сосуды, в последующее время прослеживается тенденция к увеличению количества узкогорлых сосудов.

Около 70% керамики саргатской культуры орнаментировано. При этом наибольшая орнаментированность посуды отмечается в Прииртышье, наименьшая – в Притоболье. Зона орнамента охватывает обычно, венчик, шейку и плечики. Иногда беспорядочные ямочные наклоны и короткие нарезки покрывают дно, реже - все тулово. Орнаментальные мотивы представлены «елочкой», зигзагом, косыми насечками, треугольниками. Преобладают резные орнаменты, далее следуют ямочные, накольчатые, гребенчатые. Большие половины сосудов орнаментировано в одной технике.

Орудия труда. Среди орудий труда наиболее часты ножи. Они железные, черешковые, с прямой или горбатой спинкой, деревянными и костяными рукоятками. Один имел металлическую рукоять с кольчатым навершием. В отдельных погребениях встречаются точильные бруски. В памятниках Приирышья, Приишимья и Притоболья II – I вв. до н.э. – II-III вв. н.э. обнаружены тесла клиновидной формы с сомкнутой и разомкнутой втулкой. На поселениях IV – II вв. до н.э. встречаются тупики для разминания кожи, сделанные из тазовых костей лошади. На поселениях и в погребениях часты шилья или проколки, изготовленные из метекарпальных костей лошади или специально выточенные из расколотых крупных трубчатых костей животных и затем отполированные , возможно, от длительного употребления.

В большом  числе в погребения и особенно на поселениях саргатской культуры встречены пряслица. Преобладают лепные. Более редки пряслица, сделанные из стенок глиняных сосудов. Специфичны пряслица усеченнобиконической формы с орнаментом из резных треугольников и ямончных наколов, напоминающих орнамент на керамике. Пряслица, сделанные из камня, единичны и известны в комплексах IV – II вв. до н.э.

Вооружение и конское снаряжение. Предметы вооружения в памятниках саргатской культуры представлены наконечниками стрел, костяными накладками луков, пластинами от панцирей, мечами, копьями и колчанными крючками. Конструкция сложного ( с костяными накладками) лука идентична устройству лука хунну и , возможно, была заимственна населением Прииртышья с востока. Усиленный костяными накладками, лук стал более эффективен и обеспечил возможность пользоваться  более крупными наконечниками стрел, обладающей более убойной силой. Крупные костяные наконечники стали на равнее использоваться с металлическими наконечниками. Этим объясняется резкое увеличение их числа в саргатских погребениях II в до н.э по сравнению с могилами IV – III вв. до н.э., где костяные черешковые наконечники стрел найдены только в единичных погребениях.

Бронзовые и железные наконечники стрел  саргатской культуры в основном аналогичны сарматским.

Набор наконечников стрел конца V и IV – III вв. до н.э. включает бронзовые наконечники с треугольной головкой и выступающей втулкой; бронзовые трехлопастные и трехгранные наконечники со скрытой втулкой; подражающие последним по форме костяные наконечники. Редко встречаются костяные черешковые и железные черешковые трехлопастные и трехгранные наконечники.

Комплексы наконечников стрел второй половины III – первой половины II в. до н.э. иной. Помимо небольших по величине бронзовых и костяных втульчатых  и костяных черешковых наконечников, со второй половины II в до н.э. появляются крупные костяные черешковые наконечники. Особое место занимают трехлопастные и трехгранные железные черешковые наконечники. Среди них со второй половины II в. до н.э. широко распрастряняются довольно крупные (длина до 5 см) наконечники с лопастями, срезанными под прямым или острым углом к черешку. В качестве единичных экземпляров известны наконечники со втулкой или выемкой для крепления черешка, бытовавшие  отчасти у хунну Забайкалья и редкие в лесной полосе западной Сибири.

Саргатские мечи и кинжалы представлены теми же типами, сто были распространены у кочевников Приуралья, Казахстана и Средней Азии. В IV – III вв до н.э. это мечи с когтевидным и серповидным навершием и «бабочковидным» и прямым перекрестьем.

Во II в  до н.э. – II в н.э. появляются мечи с  кольцевидным и круглым шляпковидным навершием и мечи без металлического навершия. Все они с прямым перекрестьем. Кинжалы – без навершия и без перекрестья. Копья в саргатских памятниках представлены единичными находками в комплексах IV – III вв. до н.э. и I в. до н.э. – II в н.э. Для них характерны небольшое листовидное перо и длинная втулка.

Защитными доспехами служили щиты и кожаные  панцири с нашитыми на них костяными  пластинами, которые обнаружены в  комплексах погребений IV –II вв до н.э. и на некоторых поселениях. Во  II в до н.э. панцири с костяными пластинами выходят из употреблений, сменяясь доспехами с железными пластинами.

Для подвешивания колчанов и застегивания поясов в IV – II вв. до н.э. служили крючки, среди которых преобладали согнутые из металлического стержня с петлей в верхней части. Большинство из них сделано из железа, один – из бронзы. В двух погребениях обнаружены крючки с округлыми и овальноприостренными пластинами в верхней части и в одном – бронзовый пластинчатый крючок.

Предметы  конского снаряжения – удила, псалии и бляхи для украшения сбруи – представлены в погребениях на протяжении всего существования саогатской культуры. Удила обнаружены более чем в 30 погребениях. Все они кованые железные, однокольчатые, двусоставные с загнутыми концами. В IV – III вв до н.э. употреблялись удила с прямыми стержневидными двудырчатыми псалиями из железа и кости. В конце III – II в до н.э. появляются крестовидные псалии которые, вероятно, использовались парралейно со стержевидными. В I в до н.э. – II-III вв н.э. распрастряняются удила с кольчатыми псалиями и допольнытельными кольцами от узды.

Информация о работе Саргатская культура скифо-сибирского мира