Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Саргатская культура локализуется в лесостепи Зауралья и Западной Сибири, от восточных предгорий Урала, на западе до среднего течения р.Омь ,в районе г.Куйбышев- на востоке. На севере она частично захватывает юг лесной зоны по Иртышу и Тоболу, до его устья. Южная граница в основном совпадает с южной границей лесостепи. Сюда по концентрации памятников, эта территория была заселена не равномерно.
1.Введение
2.Территория распространения саргатской культуры.
3.Хронология.
4.Поселения
5.Погребения
6.Вещевой комплекс
- керамика
- орудия труда
- вооружение и конское снаряжение
7.Предметы культа, искусство.
8.Хозяйство и общественный строй.
9.Заключение.
10.Список использованной литературы.
Бляхи от
украшения сбруи
Пряжки. Формы пряжек в основном повторяют типы, рапрастраненые на широкой территории степей. В IV- II вв до н.э. наиболее многочисленны костяные пластичные пряжки с прорезями и неподвижным крючком или без него, которые продолжали использовать вплоть до I в. до н.э. – I-II вв. н.э. употребляли в то время и бронзовые кольцевые пряжки с неподвижным крючком. С конца III – II вв. до н.э. появляются круглые пряжки с подвижным язычком, а так же пряжки с прямоугольной рамкой, более широко распространяющиеся в последующий переод – I в. до н.э. – II-III вв. н.э. Наряду с ними во II в до н.э. – I-II вв н.э. использовались круглые железные и бронзовые пряжки с кнопкой, бронзовые парные лировидные пряжки. Употреблявшиеся в то время крупные костяные пряжки с прорезями и неподвижным крючком могли использоваться в качестве подпружных , поскольку встречены в комплексе с удилами.
Украшения и предметы туалета. Украшениями служили в основном бронзовые, реже- серебряные, золоты и железные бляшки, серьги, редко – браслеты, гривны, перстни. В мужских, женских и детскийх погребениях встречаются также каменные и стеклянные бусы.
Ряд предметов украшения и туалета попали к саргатскому населению путем длительного опоследованного межплеменного обмена или как военная добыча. Так, бусы из шпинели в ожерелье женщины (Тютрино, курган 2) происходят из Афганистана или Индии. Возможно, оттуда же попадали сердоликовые бусы. Основная масса стеклянных бус, том числе бусы с внутренней позолотой, изготовлена в переднеазиатских и причерноморских центрах.
Предметы культа, искусство.
Вероятно, предметами культа являлись глиняные и каменные курильницы и глиняные блюда, найденные в погребениях и на поселениях во всех районах распространения саргатской культуры.
Культовые глиняные блюда бытовали на протяжении всего периода существования культуры. Глиняные блюда украшены резным, накольчатым и рельефным орнаментом, дополняемым инкрустацией из белых галек. Иногда на блюдах имеются следы охры или мела. Глиняные курильницы небольшие, преимущественно цилиндрической формы, обнаружены в единичных погребениях Прииртышья, Притоболья и Приишимья. Часть из них имеют на дне сосцевидные выступы.
При приеме пищи и , вероятно, в ритуальных действиях пользовались ложками, единичные экземпляры которых, сделанные из кости.
Предметы в зверином стиле – пряжки, бляшки, пронизки, крючки – в саргатской культуре сравнительно малочисленны и обнаружены главным образом в памятниках IV –III и III-II вв. до н.э. изготовлены они из бронзы, кости и золота. Среди изображений представлены хищники – волк, пантера, медведь; травоядные – лошадь, баран, козел; птицы и грифоны. Целый комплекс предметов звериного стиля, отлитых из золота, обнаружен в непотревоженном погребении воина в кургане у д. Сидоровка в Прииртышье. Вероятно, у саргатского населения существовал культ волка, изображение головы которого встречается наиболее часто. Использованные в реалистичном и стилизованном виде, они представлены на костяных пронизках, бронзовом крючке, бронзовых и золотых бляшках-накладках.
Антропоморфные изображения в саргатской культуре редки. Схематичные изображения антропоморфных фигур и личины прочерчены по сырой глине на сосудах из Саргатских курганов, поселения Узлово и Богдановского городища. На городищах Рафайловском и Розановском найдены глиняные скульптурные фигурки людей. Своеобразно изображение изображение идущего человека в профель на фрагменте бронзовой пряжки из кургана 1 Богдановки. Выраженные черты европеоидного типа, широко раскрытые глаза, сильно выступающий нос с горбинкой позволяет предполагать его восточноиранское, сакское происхождение.
Хозяйство и общественный строй.
Хозяйство саргатской культуры было многоотраслевым, сочетавшим производящие и присваивающие отросли. Основу хозяйства состовляло развитое скотоводство, занятию которым благоприятствовали природные условия лесостепи и южной кромки тайги.
Население саргатской культуры разводило все основны евиди домашних животных – лошадь, крупный и мелкий рогатый скот и очень мало свиней. В стаде преобладали лошадь, на втором месте был крупный рогатый скот, потом- мелкий рогатый скот и затем свиньи.
Прослеживаемая динамика состава стада указывает на возрастание элементов перехода к номадизму. Развитие этого процесса в лесостепи было вызвано ростом населения, развитием торгового обмена, что требовало увеличения количества скота как средства существования и обменного эквивалента. Пастбищ вблизи поселений, расположенных главным образом вдоль крупных рек, стало не хватать. Потенциальную возможность для перехода к отгонному и кочевому скотоводству представлял обширный массив свободных земель междуречий, которые стало осваивать население. При этом элементы номадизма начали раньше развиваться на юге лесостепи, о чем свидетельствуют более тонкие и слабо насыщенные культурные слои этих поселений, а также отсутствие на большинстве из них укреплений. В северных районах культурные слои более мощные и насыщенные и представлены на городищах, что указывает более прочную оседлость.
Свидетельсва занятием земледелием очень ограничены. В Почевашских курганах были обнаружены обугленные зерна злаков, основная масса которая принадлежала ячменю, в меньшем количестве – овсу и гречихи. Достоверные орудия обработки земли под посев не найдены.
Посевы, по-видимому, производись преимущественно на поймах землях, лучше увлажненных и легче поддающихся обработке. Возможно, вблизи поселения в какой-то мере возделывали участки высоких терасс, особенно на правобережье Иртыша, где количество пойменных земель ограничено.
Охота у населения саргатской культуры играла хотя и подсобную, но значительную роль. Кости лося найдены почти на всех раскапывавшихся поселениях, а также в отдельных погребениях (Коклновка, Стрижево), что указывает на мясную направленность охоты. Пушные виды на поселениях представлены в основном единичными особями – медведь, барсук, заяц, выдра, волк, лисица, бобр, куница, соболь, сурок и птицы.
Подсобным занятием было рыболовство. Кости щуки, окуня, язя и других рыб найдены в небольшом количестве на городищах Богдановском, Каргановском, Карташовском и др.
Большое развитие получили обрабатывающие ремесла, особенно косторезное дело, прядение и ткачество. Деревянные перекрытия и срубы в отдельных погребениях указывают на развитую деревообработку и знакомство со строительством срубных жилищ.
Следы металлургического и медеплавильного производства в саргатской культуре выявлено слабо, поскольку отсутствовала собственная меднорудная база. Бронзовые наконечники стрел поступали, вероятно, в основном от населения иткульской культуры. Часть наконечников стрел из Прииртышья отлита из меди месторождений Южного Урала.
Высокоразвитая
экономика племен лесостепи и
прежде всего развитое скотоводство
обусловили сложность социальной структуры.
Общество находилось, вероятно, на стадии
разложения первобытнообщинного строя.
Крупные размеры отдельных
Отдельные
поселения, по-видимому, были поселками
родовых общин, делившихся на ряд
больших семей, состоявших в свою
очередь из нескольких малых семей,
связанных близким кровным
Стабилизация саргатской культуры во II в. до н.э. – II в. н.э. и унификация основных категорий инвентаря на обширных пространствах Зауралья и Западной Сибири, а также довольно однородный облик гороховской культуры позволяют предполагать существования больших союзов племен, центры которых выделяются по концентрации наиболее крупных курганов знати и поселениями с относительно богатым инвентарем, в том числе с предметами импорта, попадавшими прежде всего к верхушке общества. Исходя из этого критерия, можно думать, что ценры саргатских племенных объединений располагались на Иртыше – в районе Богданово – Новопокровка( городище и курганы Богданово-Новопокровка), на Оми – близ устья Тартаса (Усть-Татарский могильник и городище Чуланкуль), на Исети – в районе Рафайлово – Красногорское.
Отсутствие
больших скоплений крупных
Введение.
Данная курсовая работа рассматривает саргатскую культуры на основе материального комплекса.
Задачи курсовой работы в том, чтобы на основе материалов археологических раскопок саргатских памятников описать основные черты культуры. К ним относится не только материальный комплекс, но и территория распространения культуры, а так же хронологические рамки существования культуры.
Курсовая работа базируется на основе трудов :
Заключение.
На основе имеющего материала трудов Л.Н. Коряковой, Н.П. Матвеевой и В.А. Могильникова была описана саргатская культура. Большое внимание было уделено вещевому комплексу так, как саргатская культура богата разнообразным инвентарем. Были рассмотрены и другие части материального комплекса: поселения, погребения и др.
Так же в курсовой представлено описание хозяйственной деятельности и социальная структура. Они реконструированы на основе анализа культуры Л.Н. Коряковой, которые описаны в книге «Ранний железный век Зауралья и Западной Сибири».
Данная курсовая описывает лишь общую картину Саргатской культуры. Курсовая дополнена некоторыми мнениями авторов по использованию инвентаря и найденных сооружений.
Список используемой литературы:
Кемеровский Государственный Университет
Курсовая работа по теме :
«Саргатская культура скифо – сибирского мира».
Сделал: студентка
гр. И – 081
Юрченко А.И.
Проверил: д.и.н., профессор, Бобров В.В.
Кемерово 2009
Информация о работе Саргатская культура скифо-сибирского мира