Саргатская культура скифо-сибирского мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Саргатская культура локализуется в лесостепи Зауралья и Западной Сибири, от восточных предгорий Урала, на западе до среднего течения р.Омь ,в районе г.Куйбышев- на востоке. На севере она частично захватывает юг лесной зоны по Иртышу и Тоболу, до его устья. Южная граница в основном совпадает с южной границей лесостепи. Сюда по концентрации памятников, эта территория была заселена не равномерно.

Содержание работы

1.Введение
2.Территория распространения саргатской культуры.
3.Хронология.
4.Поселения
5.Погребения
6.Вещевой комплекс
- керамика
- орудия труда
- вооружение и конское снаряжение
7.Предметы культа, искусство.
8.Хозяйство и общественный строй.
9.Заключение.
10.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовик 2009.docx

— 53.34 Кб (Скачать файл)

Бляхи от украшения сбруи немногочисленны  и встречены лишь в отдельных  погребениях V – II вв до н.э. почти они все бронзовые. В ценральном захоронении кургана 8, Богдановки I находились две серебряных фалара и серебряная с позолотой бляха с изображением человека, деожавшего под мышкой льва, изображение, передающее в перерабоанном виде сюжет борьбы Геркулеса со львом.

Пряжки. Формы пряжек в основном повторяют  типы, рапрастраненые на широкой территории степей. В IV- II вв до н.э. наиболее многочисленны костяные пластичные пряжки с прорезями и неподвижным крючком или без него, которые продолжали использовать вплоть до I в. до н.э. – I-II вв. н.э. употребляли в то время и бронзовые кольцевые пряжки с неподвижным крючком. С конца III – II вв. до н.э. появляются круглые пряжки с подвижным язычком, а так же пряжки с прямоугольной рамкой, более широко распространяющиеся в последующий переод – I в. до н.э. – II-III вв. н.э. Наряду с ними во II в до н.э. – I-II вв н.э. использовались круглые железные и бронзовые пряжки с кнопкой, бронзовые парные лировидные пряжки. Употреблявшиеся в то время крупные костяные пряжки с прорезями и неподвижным крючком могли использоваться в качестве подпружных , поскольку встречены в комплексе с удилами.

Украшения и предметы туалета. Украшениями  служили в основном бронзовые, реже- серебряные, золоты и железные бляшки, серьги, редко – браслеты, гривны, перстни. В мужских, женских и детскийх погребениях встречаются также каменные и стеклянные бусы.

Ряд предметов  украшения и туалета попали к  саргатскому населению путем длительного опоследованного межплеменного обмена или как военная добыча. Так, бусы из шпинели в ожерелье женщины (Тютрино, курган 2) происходят из Афганистана или Индии. Возможно, оттуда же попадали сердоликовые бусы. Основная масса стеклянных бус, том числе бусы с внутренней позолотой, изготовлена в переднеазиатских и причерноморских центрах.

Предметы  культа, искусство.

Вероятно, предметами культа являлись глиняные и каменные курильницы и глиняные блюда, найденные в погребениях и на поселениях во всех районах распространения саргатской культуры.

Культовые глиняные блюда бытовали на протяжении всего периода существования  культуры.  Глиняные блюда украшены резным, накольчатым и рельефным  орнаментом, дополняемым инкрустацией из белых галек. Иногда на блюдах имеются  следы охры или мела. Глиняные курильницы небольшие, преимущественно цилиндрической формы, обнаружены в единичных погребениях  Прииртышья, Притоболья и Приишимья. Часть из них имеют на дне сосцевидные выступы.

При приеме пищи и , вероятно, в ритуальных действиях пользовались ложками, единичные экземпляры которых, сделанные из кости.

Предметы  в зверином стиле – пряжки, бляшки, пронизки, крючки – в саргатской культуре сравнительно малочисленны и обнаружены главным образом в памятниках IV –III и III-II вв. до н.э. изготовлены они из бронзы, кости и золота. Среди изображений представлены хищники – волк, пантера, медведь; травоядные – лошадь, баран, козел; птицы и грифоны. Целый комплекс предметов звериного стиля, отлитых из золота, обнаружен в непотревоженном погребении воина в кургане у д. Сидоровка в Прииртышье. Вероятно, у саргатского населения существовал культ волка, изображение головы которого встречается наиболее часто. Использованные в реалистичном и стилизованном виде, они представлены на костяных пронизках, бронзовом крючке, бронзовых и золотых бляшках-накладках.

Антропоморфные  изображения в саргатской культуре редки. Схематичные изображения антропоморфных фигур и личины прочерчены по сырой глине на сосудах из Саргатских курганов, поселения Узлово и Богдановского городища. На городищах Рафайловском и Розановском найдены глиняные скульптурные фигурки людей. Своеобразно изображение изображение идущего человека в профель на фрагменте бронзовой пряжки из кургана 1 Богдановки. Выраженные черты европеоидного типа, широко раскрытые глаза, сильно выступающий нос с горбинкой позволяет предполагать его восточноиранское, сакское происхождение.

Хозяйство и общественный строй.

Хозяйство саргатской культуры было многоотраслевым, сочетавшим производящие и присваивающие отросли. Основу хозяйства состовляло развитое скотоводство, занятию которым благоприятствовали природные условия лесостепи и южной кромки тайги.

Население саргатской культуры разводило все основны евиди домашних животных – лошадь, крупный и мелкий рогатый скот и очень мало свиней. В стаде преобладали лошадь, на втором месте был крупный рогатый скот, потом- мелкий рогатый скот и затем свиньи.

Прослеживаемая  динамика состава стада указывает  на возрастание элементов перехода к номадизму. Развитие этого процесса в лесостепи было вызвано ростом населения, развитием торгового обмена, что требовало увеличения количества скота как средства существования и обменного эквивалента. Пастбищ вблизи поселений, расположенных главным образом вдоль крупных рек, стало не хватать. Потенциальную возможность для перехода к отгонному и кочевому скотоводству представлял обширный массив свободных земель междуречий, которые стало осваивать население. При этом элементы номадизма начали раньше развиваться на юге лесостепи, о чем свидетельствуют более тонкие и слабо насыщенные культурные слои этих поселений, а также отсутствие на большинстве из них укреплений. В северных районах культурные слои более мощные и насыщенные и представлены на городищах, что указывает более прочную оседлость.

Свидетельсва занятием земледелием очень ограничены. В Почевашских курганах были обнаружены обугленные зерна злаков, основная масса которая принадлежала ячменю, в меньшем количестве – овсу и гречихи. Достоверные орудия обработки земли под посев не найдены.

Посевы, по-видимому, производись преимущественно  на поймах землях, лучше увлажненных  и легче поддающихся обработке. Возможно, вблизи поселения в какой-то мере возделывали участки высоких  терасс, особенно на правобережье Иртыша, где количество пойменных земель ограничено.

Охота у  населения саргатской культуры играла хотя и подсобную, но значительную роль. Кости лося найдены почти на всех раскапывавшихся поселениях, а также в отдельных погребениях (Коклновка, Стрижево), что указывает на мясную направленность охоты. Пушные виды на поселениях представлены в основном единичными особями – медведь, барсук, заяц, выдра, волк, лисица, бобр, куница, соболь, сурок и птицы.

Подсобным занятием было рыболовство. Кости щуки, окуня, язя и других рыб найдены  в небольшом количестве на городищах  Богдановском, Каргановском, Карташовском и др.

Большое развитие получили обрабатывающие ремесла, особенно косторезное дело, прядение и ткачество. Деревянные перекрытия и срубы в отдельных погребениях указывают на развитую деревообработку и знакомство со строительством срубных жилищ.

Следы металлургического  и медеплавильного производства в саргатской культуре выявлено слабо, поскольку отсутствовала собственная меднорудная база. Бронзовые наконечники стрел поступали, вероятно, в основном от населения иткульской культуры. Часть наконечников стрел из Прииртышья отлита из меди месторождений Южного Урала.

Высокоразвитая  экономика племен лесостепи и  прежде всего развитое скотоводство обусловили сложность социальной структуры. Общество находилось, вероятно, на стадии разложения первобытнообщинного строя. Крупные размеры отдельных курганов, содержащих одиночные погребения, и  сложность конструкции их погребальных камер, в отличии от большинства мелких курганов с простыми ямами, указывают на развитие социальной дифференциации и обособление родоплеменной аристократии от рядовых членов общества. Кроме того, выделяется группа наиболее знатных и богатых воинов, вооружение которых говорит о возможном появление катафрактариев. В отдельных погребениях представлен полный комплект предметов вооружения, состоящий из лука, стрел, меча и копья, в отличие от большинства других захоронений, снабженных только луком со стрелами. Примечательно, что захоронения тяжеловооруженных воинов открыты как в основных, так и во впусклых погребениях.

Отдельные поселения, по-видимому, были поселками  родовых общин, делившихся на ряд  больших семей, состоявших в свою очередь из нескольких малых семей, связанных близким кровным родством, возможно, единым хозяйством. Этим семьям соответствовали большие жилища, разделенные перегородками на отдельные  помещения для малых семей (городище Чудаки, поселение Рафайлово). Небольшие изолированные жилища на поселениях, вероятно, также служили для проживания малых семей. Несколько таких жилищ, соединенных переходами, вмещали большую семью. Курганы саргатской культуры принадлежат, вероятно, выделившимся из рода большим семьям и являются как бы семейной усыпальницей. Центральное захоронение, имевшее как правило, наибольшую могильную яму, содержало погребение главы семьи, а впускные – ее членов.

Стабилизация  саргатской культуры во II в. до н.э. – II в. н.э. и унификация основных категорий инвентаря на обширных пространствах Зауралья и Западной Сибири, а также довольно однородный облик гороховской культуры позволяют предполагать существования больших союзов племен, центры которых выделяются по концентрации наиболее крупных курганов знати и поселениями с относительно богатым инвентарем, в том числе с предметами импорта, попадавшими прежде всего к верхушке общества. Исходя из этого критерия, можно думать, что ценры саргатских племенных объединений располагались на Иртыше – в районе Богданово – Новопокровка( городище и курганы Богданово-Новопокровка), на Оми – близ устья Тартаса (Усть-Татарский могильник и городище Чуланкуль), на Исети – в районе Рафайлово – Красногорское.

Отсутствие  больших скоплений крупных курганов в лесостепи Зауралья и Западной Сибири говорит, очевидно, о кратковременности  существования крупных племенных  объединений у населения саргатской культуры.

 

 

 

                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Данная  курсовая работа рассматривает саргатскую культуры на основе материального комплекса.

Задачи  курсовой работы в том, чтобы на основе материалов археологических раскопок саргатских памятников описать основные черты культуры. К ним относится не только материальный комплекс, но и территория распространения культуры, а так же хронологические рамки существования культуры.

Курсовая работа базируется на основе трудов :

  1. Л.Н. Корякова - в 1988 г. было опубликовано исследование "Ранний железный век Зауралья и Западной Сибири (саргатская культура)", в котором автор попыталась дать характеристику развития саргатского общества. 
  2. В 1993 и 1994 гг. Н.П. Матвеевой были опубликованы работы "Саргатская культура на Среднем Тоболе" и "Саргатская культура Приишимья". Обе работы имеют сходную структуру: в них подробно описываются саргатские памятники конкретных регионов, и в конце даются общие выводы об основных характеристиках саргатского общества данного региона.
  3. В 1992 г. В.А. Могильников, книга "Степная полоса азиатской части СССР  в скифо-сибирское время", (серия "Археология СССР"). В книге В.А Могильников поместил большой очерк, в котором сделал скорректированный на основе новых материалов обзор экономического, социального, политического, хозяйственного и других аспектов развития саргатской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На основе имеющего материала трудов Л.Н. Коряковой, Н.П. Матвеевой и В.А. Могильникова была описана саргатская культура.   Большое внимание было уделено вещевому комплексу так, как саргатская культура богата разнообразным инвентарем. Были рассмотрены и другие части материального комплекса: поселения, погребения и др.

Так же в  курсовой представлено описание хозяйственной  деятельности и социальная структура. Они реконструированы на основе анализа  культуры Л.Н. Коряковой, которые описаны в книге «Ранний железный век Зауралья и Западной Сибири».

Данная  курсовая описывает лишь общую картину  Саргатской культуры. Курсовая дополнена некоторыми мнениями авторов по использованию инвентаря и найденных сооружений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

  1. Матвеева Н.П. Саргатская культура на Среднем Тоболе. Новосибирск: "Наука", 1993.
  2. Матвеева Н.П. Саргатская культура Приишимья. Новосибирск: Наука, 1994.
  3. Могильников В.А. Саргатская культура // Археология СССР. Степная полоса азиатской части СССР  в скифо-сибирское время. М.: Наука, 1992.
  4. Полосьмак Н.В. Бараба в эпоху раннего железа. Новосибирск: Наука, 1987.
  5. Корякова Л.Н. Ранний железный век Зауралья и Западной Сибири. Свердловск: Урал. университет, 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемеровский Государственный Университет

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по теме :

«Саргатская культура скифо – сибирского мира».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделал: студентка 

гр. И  – 081

Юрченко А.И.

Проверил: д.и.н., профессор, Бобров В.В.

 

 

 

 

Кемерово 2009


Информация о работе Саргатская культура скифо-сибирского мира