Шпаргалка по дисциплине "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 18:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Истории России".

Файлы: 1 файл

bilety_k_gosam.docx

— 278.84 Кб (Скачать файл)
     
     
     
   

Cистема истор образования

Нач шк – пропедечиский курс Отеч истории и общ  5 кл ИДМ 6 кл ист россии и ИСВ 7 кл-8 Россия и мир в новое время (XVI – XIX века)9 кл Россия и мир в новейш время 10-11 ис р с др времен до н д. Стр-ра школьн. И. образования – это орган-ция проц-са обучения, вклю-ая осн факторы процесса об-я. 1 вар. стр-ры: линейный (однокр хронол последоват изучение И. с древн врем до совр-и); 2 вар. стр-ры: концентризм (3 этап-е повторение одних и тех ж хрон. отрезков с повышением уровня анализа). Линейный принцип: И. СССР и всеобщая И. изучались параллельно. Всеобщая И. изуч-сь с т/з. о-э. формаций (в каж кл – 1 форм-я). Др. мир изучался по страноведч. Прин-у; Ср. века – с позиций феодал с вкл-м проблемно – темат. принципа; Нов и Новейш. время изуч-сь ч/з проблему. Оба курса (И. СССР и И. всеобщая имели общие черты: учитывали познават. возм-ти уч-ся; отраб-ка один понятий: гос-во, классовая борьба, общест строй). Плюсы линейности: высокий ур-ень ЗУН, уб-ие в прогрессе челов-а, широк. панорама историч. событий; много причин.-следств. связей; экономия учебн. времени; экзамен в 11 кл. сдавали лишь по XX в.Минусы лин-ти: сложные в-сы из ранней И. чел-ва (в млад клас) прих-сь упрощать; в старших кл материал не повторялся (взрослые плохо знали И.); из-за ограничения по вр материал «пробегали»; исключительность формац. подхода; безальтер-ть программ и учебн-в.Концентрич. принцип: В связи с ухудш. качества знаний уч-ся концентры отменены в сер. 60 годов. Вновь введены в 1993: 3 концентра: 1. Эпизод-й курс; 2. Основ.шк (интегративный и раздельный курс истории; 3. проф (И. Р, рел и атеизма, среднев Русь в контексте миро истории) и непроф классы (И. Р до современности,вместо всеоб и – и ми культуры). Плюсы концентров: отказ от формац. подхода, переход к цивилизац. и антропологич. подходу; отказ от клас подхода и крайних формулировок; обновление тематики;модул курсы, кот не повторяли осн курс Проблемы перехода на концентры сейчас: уроки по старинке, нет чёткой стратегии И. обр-я; первый переход к концентрам не оставил позит опыта.            

     
     
     
     
     
     
     
     

13

Индустриальная революция конца XIX века и ее значения

Англия это мастерская мира, ввозила сырье, вывозила товары, проводила политику свободной торговли, отказ от таможенных пошлин. В стране осуществляется строительство паровых судов, выплавляет чугун, занимает первое место по выплавки стали, шерстян. тканей. Именно в Англии открывается первая всемирная промышленная выставка в 1851 году. Это хорошая реклама английский товаров, стимулирование производства. Германия: после объединения Германии, развитие промышленности в Германии идет быстрым темпами.В Германии завершается промышленный переворот, немцы опирались на технологический опыт других держав. Самые развитые районы Реенская, Вестфальская. В 70 е годы Грюндерская лихорадка. Государство давало кредиты для учреждения фирм, компаний. Экономическое развитие прерывалось кризисами. Германии кризис перепроизводства. Большинство предприятий закрыто. Другие предприятия укреплялись. Развитие экономики стимулировало:новые технологии, эксплуатация раб.класса, на вывозивший товар занижали цену. внутри страны повышали демпинг(продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен) Развивалась химическая, электротехническая промышленность. крупные банки Дюсильдорф, Берменский. С 20 века темпы снижены из за кризиса 1900-1903 годов. Франция: В северных департаментах мощное развитие каменоугольной и текстильной промышленности. Интенсивное жд сторительство. Замедлялось развитие из за Франко-прусской войны., платила контрибуции. .Франция вывозила капитал в другие слаборазвитые страны-государство рантье. Целый слой граждан жил на проценты от ценных бумаг, но не разв. промышленности.США: 1 место в мире занимает по развитию промышленности, так как победил Север, ликвидировано рабовладение, упрочнение внутреннего рынка, реформы проводятся реформы (гомстет акт - Акт, обеспечивающий земельными участками тех лиц, которые действительно селятся на государственных землях и обрабатывают их.При этом любой человек, владеющий землей или поселившийся на ней, может, согласно этому закону, занимать другие участки, расположенные рядом с его или её участком так, чтобы общая площадь земельного участка не превышала 160 акров.)Развиваются новые отрасли-химическая, электротехническая, автомобильная. Управление производством Система Тейлора - система организации труда и управления производством, основные принципы которой были сформулированы Ф.У. Тейлором - . В основе данной системы лежат разделение труда и максимальная рационализация движений - . При ее реализации на промышленных предприятиях впервые была создана и внедрена система сдельной заработной платы.

Россия в это время осуществляются буржуазные реформы. вольнонаемный труд, паровая энергетика, В хлопчатобумажной, сахарной подъем. Новые отрасли-угледобывающая, нефтедобывающая. Вторая половина 80 годов жд бум. Транссибирская, Среднеазиатская.

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
   

Практикум - одна из форм традиц. урока, где на основе ранее получ-х знаний Ученики решают познават. и проблемн. задачи, осваивают наиб, сложн. приемы и т.о.закрепляют ранее усвоенный материал   П. провод-я после урока усвоения нов перед контрольн. и повтор-обобщ. уроками. П. - это урок-корректировка.Лабарат-е заня-е форма учеб зан-я, на кот организуется самостоят.изуч. школьником нов матераила по истории или первоисточникам.Цели-формирование яркого, целостного представления об ист фактах и их интепретация авторами учеб.- развитие умений анализ-ть учеб текст

Содержание- орг этап– самост.раб уч-ся с учеб текст-и- коллект обсуж-е резль-в в 1 из вари-в- итоги лаб работыЗадания:на пров-у поним прочитанного, на образную реконс-и ист фактов. - на анализ уч текста, на различные фактов и их автор толкований-на формуляр и аргум-ю личных оценочных суждений. Практич занятие – форма учеб занятий по И, где на основе получен знаний и сформир умений, школьники решают познават. задачи, представляют рез-ты практ и твор деят-ти или осваивают слож познав приемы, необходимые для изучения прошлого.Виды:- практич зад на развитие познав умений- по решению позн задач- по проверке резуль-в твор поисков деят-и

     
     
     
     

       

  Билет 1.

Вопрос 1. Древняя Русь в IX – начале XI века.

Вопрос 2. Периодизация Новой истории

Вопрос 3. Предмет и задачи методики

Билет 2.

Вопрос 1. Период феодальной раздробленности XII-XIII веков. Борьба народов против иноземных захватчиков в XIII веке.

Вопрос 2. Великие географические открытия.

Вопрос 3. Развитие методики преподавание

Билет 3.

Вопрос 1. Предпосылки объединения Северо-Восточной Руси и развития объединительного процесса в XVI – начале XV века. Куликовская битва.

Вопрос 2. Предпосылки английской революции  

Вопрос 3. Теоретические и методолог основы

Билет 4.

Вопрос 1. Создание единого Российского государства и его политический строй в XV – начале XVI века. Свержение ордынского ига.

     Вопрос 2. Французское просвещение XVIII века.

Вопрос 3.система истор образования

Билет 5.

Вопрос 1. Российское государство в XVI веке. Иван IV. Реформы 1550-х годов и опричнина.         

    

Вопрос 2. Этапы и значение Великой французской революции         

буржуазно-демократическая революция 1789—94 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма.         

Руководителем в этой борьбе выступала буржуазия, которая была в то время прогрессивным и революционным классом.        

 Основные  противоречия, , были обострены государственным банкротством, начавшимся в 1787 торгово-промышленным кризисом, неурожайными годами, повлекшими за собой голод. В 1788—89 в стране сложилась революционная ситуация. Крестьянские восстания, охватившие ряд французских провинций, переплетались с выступлениями плебейства в городах (в Ренне, Гренобле, Безансоне в 1788, в Сент-Антуанском предместье Парижа в 1789 и др.). Монархия, была вынуждена пойти на уступки: в 1787 были созваны нотабли, а затем Генеральные штаты, не собиравшиеся с 1614.        

5 мая 1789 в Версале открылись заседания  Генеральных штатов. 17 июня 1789 собрание  депутатов третьего сословия  провозгласило себя Национальным  собранием; 9 июля — Учредительным  собранием. Открытая подготовка  двора к разгону Учредительного  собрания (отставка Ж. Неккера, стягивание войск и т.п.) послужила непосредственным поводом к всенародному восстанию в Париже 13—14 июля.        

 Первый этап революции (14 июля 1789—10 августа 1792). 14 июля восставший народ штурмом взял Бастилию (См. Бастилия) — символ французского абсолютизма. Взятие Бастилии явилось первой победой восставшего народа, началом В. ф. р. Король был вынужден признать революцию. В последующие недели революция распространилась по всей стране. В городах народ смещал старые органы власти и заменял их новыми буржуазными муниципальными органами. В Париже и в провинциальных городах буржуазия создавала свою вооруженную силу — Национальную гвардию (См. Национальная гвардия). Одновременно во многих провинциях (в особенности в Дофине, Франш-Конте, Эльзасе и др.) развернулись необычные по силе и размаху крестьянские восстания и выступления. Могучее крестьянское движение летом и осенью 1789 расширило и закрепило победу революции. Отражением огромного революционного подъёма, охватившего всю страну в начальный период революции, когда буржуазия смело шла на союз с народом и всё третье сословие выступало единым против феодально-абсолютистского строя, явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием 26 августа 1789.        

 Однако  плодами революции воспользовалось  не всё третье сословие и  даже не вся буржуазия, а лишь  крупная буржуазия и шедшее  с ней вместе либеральное дворянство. Главенствуя в Учредительном  собрании, муниципалитетах, в командовании  Национальной гвардией, крупная  буржуазия и её партия —  конституционалисты (руководители  — О. Мирабо, М. Ж. Лафайет, Ж. С. Байи  и др.) стали господствующей силой  в стране.        

 Первый  этап революции стал периодом  господства крупной буржуазии; законодательство  и вся политика Учредительного  собрания определялись её интересами. В той мере, в какой они совпадали  с интересами остальной части  третьего сословия — демократических  слоев буржуазии, крестьянства и  плебейства — и способствовали  разрушению феодального строя, они были прогрессивными. Таковы были декреты об отмене деления на сословия, о передаче церковного имуществ в распоряжение нации (2 ноября 1789), о церковной реформе (ставившей духовенство под контроль государства), об уничтожении старого, средневекового административного деления Франции и о разделении страны на департаменты, дистрикты, кантоны и коммуны (1789—90), об упразднении цехов (1791), об уничтожении регламентации и др. ограничений, препятствовавших развитию торговли и промышленности, и т.п. Но в главном вопросе революции — аграрном, крупная буржуазия упорно сопротивлялась основному требованию крестьянства — ликвидации феодальных повинностей. Принятые под давлением крестьянских восстаний решения Учредительного собрания по аграрному вопросу [4—11 августа 1789 об отмене некоторых феодальных привилегий (десятины, права на охоту и т.п.) и 15 марта 1790 об отмене «личных» феодальных повинностей и частично Триажа] оставляли в силе основные феодальные права и не удовлетворили крестьянства. Стремлением закрепить политическое господство крупной буржуазии и устранить народные массы от участия в политической жизни были проникнуты декреты (конец 1789) о введении цензовой избирательной системы и разделении граждан на «активных» и «пассивных» (декреты вошли в Конституцию 1791). Классовыми интересами буржуазии был продиктован и первый антирабочий закон — Ле Шапелье закон (14 июня 1791), запрещавший стачки и рабочие союзы.        

 Антидемократическая  политика крупной буржуазии, отделившейся  от остальной части третьего  сословия и превратившейся в  консервативную силу, вызывала резкое  недовольство крестьянства, плебейства  и шедшей с ними демократической  части буржуазии. Крестьянские выступления  с весны 1790 вновь усилились. Активизировались  народные массы в городах. Ухудшившееся  продовольственное положение в  Париже и контрреволюционные  намерения сторонников королевского  двора побудили народ Парижа 5—6 октября 1789 пойти походом на Версаль. Вмешательство народа сорвало  контрреволюционные планы и заставило  Учредительное собрание и короля  переехать из Версаля в Париж. Наряду с Якобинским клубом (См. Якобинский клуб) всё большее влияние на массы приобретали и другие революционно-демократические клубы — кордельеров, «Социальный кружок» и др., а также такие органы революционной демократии, как издававшаяся Ж. П. Маратом газета «Друг народа». Последовательная борьба в Учредительном собрании небольшой группы депутатов во главе с М. Робеспьером против антидемократической политики большинства встречала всё большее сочувствие в стране. Выражением обострившихся классовых противоречий внутри бывшего третьего сословия явился так называемый варе́ннский кризис — острый политический кризис в нюне — июле 1791, возникший в связи с попыткой короля Людовика XVI бежать за границу. Расстрел 17 июля по приказу Учредительного собрания демонстрации на Марсовом поле парижан, требовавших отрешения короля от власти, означал превращение крупной буржуазии из консервативной в контрреволюционную силу. Происшедший накануне (16 июля) раскол Якобинского клуба и выделение конституционалистов в Клуб фельянов (См. Фельяны) также выражали совершившийся открыто раскол третьего сословия.        

 События  во Франции оказали большое  революционизирующее влияние на  прогрессивные общественные силы  др. стран. В то же время против  революционной Франции начал  складываться контрреволюционный  блок европейских феодальных  монархий и буржуазно-аристократических  кругов Великобритании. С 1791 подготовка  европейских монархий к интервенции  против французской революции  приняла открытый характер. Вопрос  о надвигавшейся войне стал  главным вопросом политической  борьбы в открывшемся 1 октября 1791 Законодательном собрании (См. Законодательное собрание) между группировками фельянов, жирондистов (См. Жирондисты) и якобинцев (См. Якобинцы). 20 апреля 1792 Франция объявила войну Австрии. В том же году в войну с революционной Францией вступили Пруссия и Сардинское королевство, в 1793 — Великобритания, Нидерланды, Испания, Неаполитанское королевство, германские государства и др. В этой войне «революционная Франция оборонялась от реакционно-монархической Европы» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 196).        

 С  самого начала военных действий  внутренняя контрреволюция сомкнулась  с внешней. Измена многих генералов  французской армии облегчила  интервентам проникновение на  территорию Франции, а затем наступление  на Париж. В процессе могучего  патриотического движения народных  масс, поднявшихся на защиту революционного  отечества, были созданы в кратчайшие  сроки многочисленные формирования  добровольцев (см. Федераты). Законодательное собрание было вынуждено объявить 11 июля 1792 «отечество в опасности». В то же время народный гнев обратился против тайных союзников интервентов — короля и его сообщников. Движение против монархии вылилось 10 августа 1792 в мощное народное восстание в Париже, возглавленное созданной в ночь с 9 на 10 августа Парижской Коммуной (см. в ст. Парижская Коммуна 1789-94). Победоносное восстание свергло существовавшую около 1000 лет монархию, сбросило стоявшую у власти крупную буржуазию и её партию фельянов, сомкнувшихся с феодально-дворянской контрреволюцией. Это дало толчок дальнейшему развитию революции по восходящей линии.         

 Второй  этап революции (10 августа 1792—2 июня 1793) определялся острой борьбой  между якобинцами-монтаньярами и  жирондистами. Жирондисты (руководители  — Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. М. Ролан  и др.) представляли торгово-промышленную  и землевладельческую буржуазию, преимущественно провинциальную, успевшую  получить некоторые выгоды от  революции. Придя в качестве правящей  партии на смену фельянам и  переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить  революцию, не допустить её дальнейшего  развития. Якобинцы (руководители —  М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюст) не были однородной  партией. Они представляли блок  средних и низших слоев буржуазии, крестьянства и плебейства, то  есть классовых групп, требования  которых ещё не были удовлетворены, что побуждало их стремиться  к углублению и расширению  революции.        

 Эта  борьба, принявшая форму конфликта  между Законодательным собранием, где главенствовали жирондисты, и Парижской Коммуной, где ведущую  роль играли якобинцы, затем была  перенесена в избранный на  основе всеобщего избирательного  права (для мужчин) Конвент, начавший работу 20 сентября 1792, в день победы французских революционных войск над интервентами при Вальми. На первом публичном заседании Конвент единодушно принял решение об упразднении королевской власти (21 сентября 1792). Во Франции была установлена республика. Вопреки сопротивлению жирондистов якобинцы настояли на предании бывшего короля суду Конвента, а затем, после признания его виновности, на вынесении ему смертного приговора. 21 января 1793 Людовик XVI был казнён.         

 Победа  при Вальми остановила наступление  интервентов. 6 ноября 1792 при Жемапе  была одержана новая победа, 14 ноября революционные войска  вступили в Брюссель.        

 Резкое  ухудшение экономического и в  особенности продовольственного  положения вследствие войны способствовало  обострению классовой борьбы  в стране. В 1793 вновь усилилось  крестьянское движение. В ряде  департаментов (Эр, Гар, Нор и др.) крестьяне самовольно осуществляли  раздел общинных земель. Очень  острые формы принимали выступления  голодающей бедноты в городах. Выразители интересов плебейства  — «Бешеные» (вожди — Ж. Ру, Ж. Варле и др.), требовали установления Максимума (твёрдых цен на предметы потребления) и обуздания спекулянтов. Считаясь с требованиями масс и учитывая сложившуюся политическую обстановку, якобинцы пошли на союз с «бешеными». 4 мая Конвент, несмотря на сопротивление жирондистов, декретировал установление твёрдых цен на зерно. Упорное стремление жирондистов навязать стране свою антинародную политику, усиление репрессивных мер против народных движений, измена в марте 1793 ген. Ш. Ф. Дюмурье, тесно связанного с жирондистскими лидерами, и почти одновременное предание суду Марата свидетельствовали о том, что жирондисты, как в своё время фельяны, стали превращаться из силы консервативной в контрреволюционную. Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию (где их позиции были сильны), сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая — 2 июня 1793. Оно завершилось изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам.        

 Начавшийся  третий этап революции (2 июня 1793—27/28 июля 1794) был её высшим этапом  — революционно-демократической  якобинской диктатурой. Якобинцы  пришли к власти в критический  момент в жизни республики. Войска  интервентов вторгались с севера, востока и юга. Контрреволюционные  мятежи (см. Вандейские войны) охватили весь северо-запад страны, а также юг. Около двух третей территории Франции оказалось в руках врагов революции. Лишь революционная решимость и смелость якобинцев, развязавших инициативу народных масс и возглавивших их борьбу, спасла революцию и подготовила победу республики. Аграрным законодательством (июнь — июль 1793) якобинский Конвент передал крестьянам общинные и эмигрантские земли для раздела и полностью уничтожил все феодальные права и привилегии. Таким образом, главный вопрос революции — аграрный — был разрешен на демократической основе, бывшие феодально-зависимые крестьяне превратились в свободных собственников. Эта «действительно революционная расправа с отжившим феодализмом...» (Ленин В. И., там же, с. 195) предрешила переход на сторону якобинского правительства основных масс крестьянства, его активное участие в защите республики и её социальных завоеваний. 24 июня 1793 Конвент утвердил вместо цензовой конституции 1791 новую конституцию — гораздо более демократическую. Однако критическое положение республики вынудило якобинцев отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом революционно-демократической диктатуры. Складывавшаяся в ходе напряжённой классовой борьбы система якобинской диктатуры сочетала сильную и твёрдую централизованную власть с идущей снизу широкой народной инициативой. Конвент и Комитет общественного спасения, ставший фактически главным органом революционного правительства, а также в известной мере и Комитет общественной безопасности располагали полнотой власти. Они опирались на организованные по всей стране Революционные комитеты и «народные общества». Революционная инициатива масс в период якобинской диктатуры проявилась особенно ярко. Так, по требованию народа Конвент 23 августа 1793 принял исторический декрет о мобилизации всей французской нации на борьбу за изгнание врагов из пределов республики. Подготовленное «бешеными» выступление плебейских масс Парижа 4—5 сентября 1793 заставило Конвент в ответ на террористические акты контрреволюции (убийство Ж. П. Марата, вождя лионских якобинцев Ж. Шалье и др.) поставить революционный террор в порядок дня, расширив репрессивную политику против врагов революции и против спекулятивных элементов. Под давлением плебейских масс Конвент принял (29 сентября 1793) декрет о введении всеобщего максимума. Устанавливая максимум на продукты потребления, Конвент в то же время распространил его и на заработную плату рабочих. В этом особенно ярко проявилась противоречивая политика якобинцев. Она сказалась также в том, что, приняв ряд требований движения «бешеных», якобинцы к началу сентября 1793 разгромили это движение.        

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Истории России"