Шпаргалка по дисциплине "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 18:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Истории России".

Файлы: 1 файл

bilety_k_gosam.docx

— 278.84 Кб (Скачать файл)

45г-ялта :планы капит-и германии, вступление СССР в войну с  Японией,польский в-с

39. Освобождение советскими войсками  Европы от фашизма. Капитуляция  Германии. Участие СССР в войне  с Японией.

Совет. командование готовит наступат. операции. Особ-ть: наступление по всему фронту, но поэтапное, создание мощных ударных группировок на направлениях наступления. 1-ое направление - Сев.-Зап. 14 янв. - начало наступления. 20 января - освобожден Новгород. 27 января - полностью ликвидирована блокада Ленинграда. 2-ое направление - Юго-Зап. Янв.-февр. - Корсунь-Шевченковская операция, итогом стала окружение и ликвидация крупной группировки противника. 3е. Март 1944 г. возобновлено наступление на правобережную Украину. Совет. войска вышли на территорию Молдавии и Румынии. Итог: освобожден Крым, войска СССР вышли к гос. границе на протяжении 400 км и заняли сев.-вост. р-ны Румынии. На юж. и сев. флангах вост. фронта поставленные задачи выполнены. На зап. направлении наступление развить не удалось.

Планы совет. командования. СССР планирует наступление на Зап. направлении. Ставится задача ликвидировать “Белорусский балкон” (сев. и юж. выступы восточ. фронта). Герм. не ожидает наступления в Белоруссии, поэтому основные силы держит на юге.  В июне мы предпринимаем отвлекающее наступление на Карельском фронте. Белорусская операция “Багратион”. 23 июня-29 авг. Цель - разгром “Центра”, освобождение Белоруссии. Планируется прорыв фронта на 6-ти участках, а главное - сходящиеся удары с севера (Витебск) и с юга (Бобруйск) и окружение противника в р-не Минска. 23 июня операция “Багратион” началась. 25 июня противник окружен.

В рез Львовско-сандомирской оп-я сов в-ка завершили освоб-е Украины и вышли к Поль.

Яссо-Кишиневская оп-я привела к разгрому противника и освоб-ю Молдавии. В рез-те из в-ны на ст Герм вышла Румыния. Затем он нач воен действия пр Герм. Операция открыла дорогу в Болг., где б.создано прав-во Отеч-го фронта, кот приняло реш-е об объявл-и в-ны Герм. Пройдя без боев Болг., совет. в-ка вступили на тер Югославии и нач освоб ее от Нем. Прибалт оп-я завершила освоб-е совет. земли от оккупантов. Финляндия вышла из в-ны с СССР и разорвала отнош-я с Герм. К к.44 сов в-ка нах-сь в Югосл и Венг (вышла из в-ны с СССР и объявила в-ну Герм.), Словакии, Поль, В.Прусс, С.Норвегии. Т.о., осн задачи, стоявшие п\д Кр арм в 44г, б.реализованы.

Боевые действия в нач. 1945 г. Планы Герм.: Удержание вост. фронта, контрнаступление в Венг., нанесение удара по союзникам в Арденах. Планы совет. командования. Завершение разгрома Герм. в два этапа:1(ноябрь-декабрь 1944) наступление на флангах вост. фронта (в вост. Пруссии и Венг.) Цель: ослабить Берлинское направление. 2 (20 янв. 1945 г.) наступл-е по всему фронту и взятие Берлина.

Висло-Одрская операция. 12 января-3 февр. 1945 г. Наступление началось 12 янв. 1945 г. по просьбе союзников. Наступление ведут 1-ый Белор. и 1-ый Украин. фронты (Жуков и Конев). Фронт противника прорван на сев. и юж. флангах. Совет. войска стремительно наступают, не создавая 2-х фронтов окружения. Итоги операции: освобождена Варшава, зап. и юж. Польша, началось форсирование Одра и сов. войска в 60-ти км от Берлина. Вост.-Прусская опер. 13 янв.-25 апр. 1945 г. Цель опер.: ликвидировать сев. группировку, нависшую над сов. войсками, наступающими на Берлин. 9 апр. Кенигсберг капитулировал. Столица Поль б.освоб-на. В апр. полностью освобождена Венг. (Освоб столицу Будапешт). 13 апр. освобождена Вена (Австрия). 12 апр. умер Рузвельт, что оживило надежду Гитлера на сепарат. мир.  Берлин. опер. 16 апр.-8 мая 1945 г. Герман. командование планирует удержать вост. фронт и попытаться заключить сепаратный мир с союзниками. В Берлине предусматривается участие 3-х фронтов: 1-ый Белорусский (Жуков), 2-ой Белор. (Рокоссовский), 1-ый Украин. (Конев). 16 апр. 1-ый Белор. и 1-ый Украин. фронты переходят в наступление. Прорваны 3 полосы обороны. Артиллерия открывает огонь по Берлину. 21 апреля начинаются бои на окраинах Берлина. 22 апр. Гитлер признает официально, что в-на проиграна. 25 апр. Сов. войска соединяются западнее Берлина (1-ый Укр. и 1-ый Бел. фронты). Берлин заблокирован. 29 апр. начался штурм рейхстага. 30 апр. Гитлер покончил с собой, когда узнал, что помощь с юга не придет. Установ красный флаг на Рейхстаге. 5 мая освободительное восстание в Праге. Конев пришел на помощь. 9 мая 45 в пригороде Берлина в Карлхорсте б.подписан акт о капитуляции Герм. Власть в Герм. перешла в руки 4-х государств. 24 мая 1945 г. Парад Победы.

Но на Дал.Вост. оставалась еще Яп, нах-ся в состоянии в-ны с СССР. СССР еще в апр 45 заявил о прекращении действия сов-яп пакта о нейтралитете. 8 авг СССР объяв в-ну Яп.  Нач воен действия пр Квантун арм, оккупир-й Сев.Кит. США сброс атом б-бы на Хир и Наг. Сов в-ка силами Забайкальского и Дальневосточ Фронтов, Тихоокеан флота и Амурской флотилии вели успеш боев действия на ДВ. 19 авг Квантун арм капитулир-ла. 2 сент 45 на борту амер линкора "Миссури" подпис Акт о капит-и Яп.  Участие СССР в войне с Японией (Авг.-сент. 1945).

Итоги и знач-е в-ны. Гл итог: разгром фашист. Герм. и ее союзников., победой в ВОВ СССР внес решающий вклад в спасение Европы от нацизма, победа усилила значение патриотических и гуманистических ценностей. Пробудила к активной граждан. жизни миллионы людей, в результате Победы созданы условия для мирной жизни и послевоенного созидания всем народам СССР,  СССР превратился в одну из мощнейших держав Европы и мира, произошли изменения границ СССР: Финляндия вернула нашей стране Печенгскую обл. Часть вост. Пруссии с городом Кенигсбергом была передана СССР по итогам Потсдамской конференции. Литве возвращена Клайпедская обл. Украине, Белоруссии и Молдове возвращены их исторические земли. Юж. Сахалин и Курильские о-ва возвращены СССР. В 1944 г. в состав СССР вошла Тува.

45г-потсдам Сталин Трумэн Черчилль (эттли) к России кенинсберг  эта  коф-я п/д войной с яп. Была.

Вопрос 2. Великобритания после 2мв

Вопрос 3. Воспитательный потенциал

Интерес к проблемам патриотизма в исторической науке был весьма велик. И это естественно: присматриваясь к новым поколениям, человечество всегда стремилось осмыслить свое прошлое и определить будущее. Актуальность формирования патриотического сознания еще более усиливается в переломные моменты развития нации и государства, когда возникает необходимость в широком распространении объединяющей идее, аккумулирующей высшие ценности Отечества, в людях, способных выражать эти идеалы и бороться за их утверждение.

По своему содержанию патриотическое сознание — это совокупность идей, взглядов, мыслей, теорий, чувств, настроений, эмоций общества, выражающих отношение к своей стране, готовность действовать во имя ее блага, готовность ее защищать, если необходимо с оружием в руках, от нападений извне.

Исторический опыт нашего многонационального народа — это путь свершений и побед. Уроки истории позволяют учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношения человека к природе, обществу самому себе, другим людям.

Культурно-эстетический материал занимает в школьном курсе истории значительное место. И это полностью оправдано, если учесть важное значение указанного материала в образовательном и воспитательном отношении. В последнее время в школьной программе появился новый предмет под названием “Мировая художественная культура”. Появление нового предмета не должно означать того, чтобы мы, учителя истории, уделяли бы меньше внимания к культурно-историческому материалу. Ведь содержание культурно-эстетического материала имеет особо важное значение в плане эстетического воспитания школьника и его общего развития. Например, в курсе новой истории в 8-м классе мы знакомим его с прогрессивной культурой периода победы и утверждения капитализма, с невиданными до того успехами математики и естествознания, связанными с именами Ньютона, Лавуазье, Дарвина, с великими писателями и поэтами Гете и Шиллером, Байроном и Бальзаком, Диккенсом и Гейне, с великими композиторами и художниками. На примере творчества Давида, Делакруа, Курбе мы даем учащимся представление о классицизме, романтизме и реализме в изобразительном искусстве, без чего непонятно развитие русской живописи первой половины XIX в., с которой они знакомятся на уроках.

 

 

 

*********************************************

C:\Users\Администратор\Documents\Государственный  экзамен по истории\35.doc

*********************************************

Билет 35.

Вопрос 1. Советское государство и общество после войны. Международное положение и внешняя политика СССР

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. В августе 45г. правительство дало поручение госплану (Вознесенский) подготовить проект 4-й пятилетки. Были высказаны предложения о некотором смягчении нажима на экономику. В 46г. был подготовлен проект новой конституции, в котором с признанием приоритета гос. собственности, допускалось существование мелких частных хозяйств. Однако Сталин решил продолжить курс, взятый перед войной, на завершение строительства социализма и построение коммунизма.

Восстановление промышленности происходило в очень тяжелых условиях: постоянная нехватка продуктов, тяжелые условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности, нехватка рабочей силы. На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета. Административно-командной системе было выголно достижение высоких результатов без дополнительных вложений. Преимущество   отдавалось машиностроению, металлорургии, топлевной и энергетической промышленностям.  Легкая и пищевая промышленности  финансировались по остаточному принципу. Значительную помощь оказали полученные из Германии репарации.  Весьма эффективным был труд почти 9млн. заключенных.

Еще более ослабленным вышло из войны с/х страны. Его положение ещё более ухудшела засуха 46г., вызвавшая сильный голод.  Неэквивалентный товарообмен деревни сгородом продолжался и после этого. Денежная реформа 47г. больнее всего ударила по крестьянсву, хранившему свои сбережения дома. К концу 4-й пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало очередного их реформирования. Вместо звена было рекомендовано развивать бригадную форму работы, последовшая за этим  укрупнение колхозов привело к дальнейшему сокращению крестьянских наделов. Таким образом, возврат  СССР к довоенной модели экономического развития вызвал значительное ухудшение хозяйственных показателей в после военный период.

В эти годы в стране ужесточался политический режим, нарастала новая волна репрессий. Система ГУЛАГа достигла своего апогея. Всего жертвами репрессий стало около 6,5млн. чел. Репрессии остановились лишь после смерти Сталина.

Общая хар-ка международных отношений после II мировой войны. Основные противоречия: победители - побежденные. Складывается новая геополитическая ситуация: превращ-е СССР в крупнейш миров державу, резкое изменение  в Евр, распад в колониальной системе. Новая геополитич. ситуация м/ду бывш. союзниками.

Холодная война – воен., эк., пол., идеологич. противостояние СССР и США, их союзников без применения вооруж силы.

Причины: 1) измен-е соотнош-я сил на международн арене. Герм и Яп оккупированы, потеряли свое влияние, Фр и Англ потеряли свой колониальн поьенциал, лидером станов-ся США, к-ое имеет эк. и воен превосходство. 2) США обладает ядерн оружием, к-ое готово исп-ть как средство давления на др. страны. 3)США стремились к миров господ-ву и уст-ю пол., эк. и воен контроля. 4) СССР и его союзники проводили самост пол-ку, направлен на национал незав-ть. 5) США рассматривали СССР как полит., эк и воен конкурента. 6) США рассматривали тер-ю СССР как источник своих ресурсов и испытывали потр-ть в установлении эк контроля.

Начало «Холл в». СССР образует вост блок из Европ гос-в, цельк-ого – защитить зап границы от агрессии США.

США: 46г –речь Черчилля в Фултоне: идея сплочения зап стран пр восточ комм-ма. –Начало Холл в-ны. В 47 Трумэн обратился к конгрессу США: предложение оказать помощь Греции и Тур. Трумен обосновал право США вмешиваться в любой р-н мира, где возникает угроза США. –доктрина Трумэна.  Под этим предлогом в Гр и Тур –вблизи от СССР, б.созд воен базы для авиации. Планы атомных бомбардировок СССР.

План Маршала 47г: предоставление эк помощи, взамен –контроль внеш торг, финансы и пром-ть. è Ограничение амер торг с СССР. Обострение отношений м\д Вост и Зап. Евр как противовес СССР.

Герман проблема: Англ и США возникает «бизония», присоед Фр – «тризония», намеренное отделение зап зоны от вост. США, Анг, Фр оккупир зап ч.Гер, СССР –вост. Дело шло к расколу Гер, что противоречило Ялтин и Потсдам конф-и. В 48г. зап страны провели сепарат денеж реф в св зонах оккупации, что спровоцировало кризис, т.к стар обесцен марки хлынули в ВостГер, ч\з зап Берлин. СССР ввел ограничения на путях сообщения Зап Берлина с зап зонами оккупации. Возник "Берлинск кризис". США организовал "воздуш мост", для снабжения Зап Берл с пом авиации. Все это б.использ США для созд-я в 49г НАТО.

43-48 СССР подпис дог о дружбе  и сотрудничестве со стр ВЕ. –"щит" от США. СССР оказ  им помощь. В 49 б.созд СовЭкВзаимопомощи. Еше в 47г на совещании 9 компартий  б.создан Коминформ –преемник  Коминтерна, кот д.б. координировать  деят-ть компартий, а фактически  -подчинить их СССР. Но в 48г  б.разорваны отношения с Югосл  во гл с Тито, кот не х.слепо  следовать сов установкам. В 49г  в Кит к вл пришли ком-ты  во гл с Мао. В 50г СССР подписал  с КНР дог о дружбе, союзе  и взаим помощи.

СССР – за запрещение атом оружия. 46-49 сов делегация 5 раз в ООН вносила предл об этом, но они не б.приняты. 1949 испытана 1-я атом. бомба. 1953 испытана первая водород. бомба. 1949 испытана 1-я совет. баллистическая ракета.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Истории России"