Шпаргалка по дисциплине "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 18:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Истории России".

Файлы: 1 файл

bilety_k_gosam.docx

— 278.84 Кб (Скачать файл)

Конференция в Сан-Франциско. 25апр 1945 -26июня 1945. (282 делегата из 46 стран). Сов делег добилась признания Польши членом-учредителем ООН. Сов делег на конф возглавлял А.А.Громыко (с 25апр по -В.М Молотов).

Сов делег отстаивала линию междунар сотрудничества на основе равноправия всех стран, согласования их политики. Англо-американский блок встал на путь проведения политики диктата в междунар отношениях.

Вопрос о междунар опеке. Сов делег выступала за полн ликвид колониальной сист. США хотели подорвать позиции старых колониальных держав и утверд в нов формах св господство. Англ и Фр выступали против предоставления незав-ти колониям. Но сохранить старые порядки б невозможно. Конф приняла реш установить систему опеки, в задачу кот входило способствовать прогресс разв подопечных. Это б пораж колониальных держав и победа СовСоюза и др стран, кот б против колониализма.

В Устав ООН б вкл важные демокр принципы. Устав б подписан 26июня 1945 (вступил в силу 24 окт 1945). цель ООН: поддерж междунар мир и безоп, принимать эффект коллективные меры для предотвращ и устранения угрозы миру; улаживание междунар споров; развив дружественные отнош между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осущ междунар сотрудничество в разрешении междунар проблем эк, соц, культ и гуманитарного хар ;уважения к правам ч-ка и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Гл органы ООН. Общее собрание представителей стран — членов ООН составляет Генер Ассамблею. задача - рассмотрении общих проблем сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, в даче рекомендаций членам ООН и Сов Безоп. СБ явл важн, пост действующ полит органом ООН. Он несет гл ответственность за поддержание междунар мира и безоп. В его состав входят 5 пост членов (СССР, США, Великобр, Фр и Кит) и 6 непост членов, избираемых на 2г. В СБ действует принцип единогласия пяти пост членов при принятии реш. Постановления СБ явл обязательными для всех членов ООН. Совет не подчиняется Ген Ассамблее.

Кроме этих органов предусматривалось создание Эк и Соц Совета, Совета по опеке, Междунар суда, Секретариата, комитетов, комиссий, специализированных орг-ий и учр-й. В основу Устава ООН б положены принципы мирн сосуществования гос-в, уважения прав человека и демократ свобод. Задача состояла в том, чтобы помешать использованию ООН в интересах англо-амер империализма. В трудной борьбе СовСоюзу удалось добиться того, чтобы не допустить учреждения ООН как инструмента диктата воли империалистических гос-в, а создать ее как организацию, призвапную обеспечивать междунар мир.

ООН сейчас: Число гос-в-членов ООН -192.

Вопрос 3. Современные средства обучения

Билет 40.

Вопрос 1. Российская Федерация и ее развитие

Вопрос 2. Итеграция

Европе́йская интегра́ция — это процесс взаимодействия между социальными и политическими институтами государств Европы, стимулирующий создание новой политической системы (Европейский союз). Процесс европейской интеграции рассматривается как эффективный способ избежать войны между государствами Европы и стал ответом на военные потрясения XX века.

 

В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.

 

Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведет к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance). Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщесто безопасности, в котором политические акторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.

Предпосылки и основные этапы развития европейской интеграции.

1. Несколько вводных  слов.

Исторически интеграционные процессы наиболее четко проявились в Западной Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в Европейском союзе (ЕС; European Union – EU) региональный хозяйственный комплекс считается классическим примером реализации теорий регионализма в мировом хозяйстве.

Европейский союз – уникальная ведущая интеграционная группировка, которая наряду с США и Японией образует один из трех центров (“Триаду”) глобальной системы рыночной экономики. Население ЕС составляет 453 млн. человек, его доля в совокупном ВВП стран ОЭСР – более 38%, а доля в мировой торговле – более 40% (свыше 60% которой приходится на внутрирегиональный товарооборот).

Становление единого хозяйственного пространства в Западной Европе развивается бурными темпами. Отношения, первоначально установленные шестью странами на договорно-правовой основе, постепенно привели к образованию мощной группировки из пятнадцати стран с единым внутренним рынком, с единой или согласованной политикой в различных сферах, с наднациональными органами управления. Интеграция стала мощным стимулом экономического роста, способствовала усилению конкурентоспособности на мировых рынках, стала ускорителем научно-технического прогресса.

Различные аспекты общей политики интеграционной группировки направлены на то, чтобы создать благоприятные условия для развития реального процесса взаимопереплетения и сращивания национальных рынков товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Государства, образующие интеграционную общность, сохраняют свою самостоятельность и суверенитет. Вместе с тем, некоторую часть своих суверенных прав и прерогатив они передают в совместное ведение Сообществ, создается “Единая Европа”. В результате усиления взаимозависимости стран и центростремительных тенденций происходит втягивание новых участников в интеграционный процесс.

Факторы, способствовавшие западноевропейской интеграции. Хозяйственные механизмы стран Западной Европы оказались в большей мере и раньше, чем у других стран, подготовленными к тесному взаимодействию друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков и международных условий воспроизводства, сходство их экономических структур, их территориальная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Однако существовали и другие факторы интеграции. После Второй Мировой Войны произошло коренное изменение социально-экономической структуры Европы. Создание Совета Экономического Взаимопомощи и отказ стран Восточной Европы от рыночной экономики стали препятствием развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Компенсацией потерь восточноевропейского рынка могла служить только интенсификация взаимного сотрудничества друг с другом. Далее, одним из интегрирующих факторов было стремление западноевропейских стран укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – Соединенными Штатами Америки. Наконец, страны Западной Европы пытались компенсировать исчезновение колониальной системы и потерю утраченных колониальных торговых и иных связей усилением взаимозависимости.

Таким образом, совокупность общих для мирового хозяйства и специфических для послевоенной Западной Европы факторов определила особое место стран этого региона в мировой экономике, а степень переплетения их национальных интересов, национальных хозяйств оказалась выше, чем в любом другом регионе мира.

 

2. Этапы западноевропейской  интеграции.

В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственного взаимодействия стран-участниц (переходом от низших форм интеграции к высшим), а также расширительными тенденциями (увеличением числа участников сообществ).

Первый этап (с 1951г. по 1957г.). 18 апреля 1951г. в Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция. Исходной точкой объединительных процессов явилось отраслевое (точнее секторальное) сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность).

У истоков интеграции стояли видные французские политические деятели того времени Робер Шуман и Жан Моннэ. В Декларации министра иностранных дел Франции Р.Шумана от 9 мая 1950г., обратившегося от имени своего правительства к правительству Германии, было предложено положить конец раздробленности Европы, традиционному франко-германскому соперничеству и установить равноправные партнерские отношения между странами в рамках международной кооперации. Начать европейское строительство предлагалось, поставив все производство угля и стали во Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате, однако, Парижский договор о создании ЕОУС объединил не только Францию и ФРГ, но 6 стран Европы.

В рамках ЕОУС отменялись импортные и экспортные пошлины, всяческие количественные ограничения, субвенции и другие дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. В торговле со странами, не входившими в Общий рынок угля и стали, были введены единые пошлины на импорт данных товаров. Наднациональный Высший руководящий орган (la Нuate Autorite), состоявший из независимых представителей стран Сообщества осуществлял общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации и перестройки этих отраслей экономики. Его решения были обязательны для всех стран-участниц и всех предприятий данного сектора. Но его деятельность координировалась с другими общими органами и прежде всего с Советом Министров, где при принятии решений страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм в особенности.

Несмотря на множество противоречий и ограниченную сферу деятельности, ЕОУС, безусловно, явился примером успешных связей. Центр европейской тяжелой промышленности, сконцентрированный в Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии, перестал быть постоянным источником войн и конфликтов и превратился в место, где развивался процесс сотрудничества и прогресса. Институциональные инновации, которые принесла деятельность ЕОУС, также явились положительным моментом. Процесс международного сотрудничества в рамках данной организации, усилил веру в объединение Европы и открыл путь для целой серии новых инициатив в области европейской интеграции.

Второй этап (конец 50-х – начало 70-х годов) по праву называется “золотым веком” в истории Сообщества. В марте 1957г. те же шесть стран (“шестерка”), а именно : Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписывают два Римских договора о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС; его второе официальное название “общий рынок”) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Последний был создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность, касаясь совместного развития производственной кооперации и НИОКР в области атомной энергетики.

Особо важное значение имел Договор о создании Европейского экономического Сообщества, его отличает комплексный многосторонний подход к хозяйственному взаимодействию стран-членов, идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка, в рамках которого происходит “свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов”. Договор о ЕЭС тщательно проработан, это весьма объемный документ, состоявший из 275 статей, разделенных на разделы и главы, включавший несколько приложений.

Непосредственными целями ЕЭС (“общего рынка”) были определены:

  • постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;
  • проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;
  • унификация налоговых систем;
  • установление правил конкуренции “на общем рынке”;
  • сближение законодательств стран-участниц;
  • разработка принципов согласования экономической политики и др.

Поскольку Римские договоры, приведшие к созданию новых сообществ, предусматривали формирование общей политики по отдельным направлениям и передачу государствами некоторых суверенных прав общим наднациональным органам в этих вопросах, представители Великобритании, будучи несогласны со столь глубоким типом хозяйственного и политического взаимодействия, еще на стадии подготовки договоров отказались от участия в межправительственных переговорах с “шестеркой”. В октябре 1956г. Лондон заявил о том, что Соединенное Королевство предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. была подписана Стокгольмская Декларация, согласно которой “семерка” других европейских стран: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Таким образом, практически параллельно в Западной Европе стали развиваться два типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран.

Реализация положений Римского договора на первом этапе шла весьма успешно, согласованно и без особых трудностей. И уже к 1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз. Были ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала проводиться активная политика в ЕЭС в области конкуренции. Осуществлялась гармонизация стандартов и технических норм, координация хозяйственного законодательства, в частности акционерного. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Истории России"