Шпаргалка по дисциплине "История Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История Казахстана".

Файлы: 1 файл

История. ответы.docx

— 107.46 Кб (Скачать файл)

Для организации отпора джунгарам, в 1710 г. Тауке хан проводил курултай трех жузов, где было создано объединенное войско во главе Богенбай батыром.

С 1686 по 1693 гг. Тауке-хан направил 5 посольств в Сибирь, с целью создания военного союза против джунгар и установления казахско-русских торговых отношений.

Внутренняя политика.При нем произошло укрепление Казахского ханства, была ликвидирована раздробленность казахских земель. В это же время был составлен свод норм обычного права «Жеті Жарғы», определившие основные принципы правопорядка и государственного устройства. В 1718 г. после смерти хана Тауке в Туркестане усилились джунгарское нашествие и политическая раздробленность казахских земель.

 

19 вопрос. Памятник права казахов   XVII в: «Жетi   жаргы».

История Казахстана ханского периода ознаменована созданием законодательного памятника «Жеті Жарғы» («Семь установлений»).. По одной из версий, Тауке собрал для совета трех влиятельных биев из Старшего жуза Толе-бия, из Среднего - Казбек-бия, из Младшего - Айтеке-бия. времени их появление относятся вероятнее всего, к 70-м годам XVII века. «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

 

Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершённые преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбление, неисполнение сыновнего долга, воровство, прелюбодеяние и другие. Наказания отражали принцип кровной мести. Существовал принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношении соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. Свод законодательных уложений «Жеті Жарғы» действовал в пределах всего Казахстана.

 

20 вопрос. Материальная и духовная культура казахов  в XV-XVII вв.

Культура Казахстана XV-XVH в.в. вобрала в себя все особенности культуры предшествующих времен. Вместе с тем, в ней вырабатывается самобытность, закрепляются и консервируются черты материальной и духовной культуры. Несмотря на то,что территория Казахских ханств в XV-XVII в.в. охватывала и оседлые районы Средней Азии, специфика его культуры была определена прежде всего кочевым образом жизни, что отразилось на жилищах, на формах одежды, в представлениях об окружающей природе, в устном народном творчестве и искусстве.

Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно и его убранство были максимально приспособлены к кочевому и полукочевому образу жизни казахов. Основным видом жилища в это время являлась- повозка - передвижное жилище.

Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из "кереге" - остова (деревянной решетки), сферического купола - "шанырак", радиально расположенных жердей "уык". Размер юрты зависел от количества крыльев - канатов. Юрта, состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь» в 100-120 кв. м.

В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха ,енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы. Шубы из меха пушных зверей назывались "ишик' и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком- "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - '"барша тон".

В казахских обычаях нашло отражение празднование таких событий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - байге, борьба – күрес, борьба двух всадников - сайыс, қызқуу - догони девушку, борьба за тушу козла – көкпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизаторов! Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. В этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо наурыз көже, символ изобилия. В семейных отношениях были распространены калым, аменгерство, родительское право, внутри рода брак запрещался между родственниками до седьмого колена. Супружеские узы скреплялись одобрением народа и хоровым пением обрядовой песни «Жар-Жар».

 

Казахи пользовались своим традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы, как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды - есепші. В ХV1-ХVII веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе Неба - Тенгри. Казахи придерживались шаманских верований, почитали культ предков, поклонялись животным. Шаманы - баксы носили ритуальный костюм, навешивали на себя различные предметы (амулеты, непременно имели посох). Баксы занимались лечением (были травники, костоправы), изгоняли злых.

 

21 вопрос. Казахско-джунгарские войны. «Годы  великого бедствия». Организация  отпора джунгарской агрессии.

Джунгары (калмыки, ойраты, элюты) - западно-монгольские племена, во второй половине XIV века образовали свой союз, в XVII веке ставший известным как Джунгарское ханство. 635 год считается годом его образования, в то время правил Батур-хунтайши (1634-1653 годы).

Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинением калмыков власти казахских ханов. Так Таваккул называл себя ханом «казахским и калмацким».

При Хунташи Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошокту (1670-1697 годы) завоевательные походы возобновились. Они состоялись в 1681, 1683, 1684 годах. В 1684 году был взят Сайрам. После прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727 годы) началась полоса кровавых, драматических событий. В 1710 году при хане Тауке в районе Каракумов собрался курултай казахов в целях организации единого ополчения против джунгар. Было создано единое войско во главе с батыром Богенбаем. В 1711 году военные силы всех трех жузов дали отпор джунгарам и отбросили их на восток. Однако сказывалась несогласованность действий казахов, весной 1718 года состоялось трехдневное сражение у Аягуза, закончившееся победой джунгар. К тому же, в 1718 году умер хан Тауке, и в каждом жузе стали избирать своего хана. Сказывалось и то, что еще в конце XVII века у джунгар имелось огнестрельное оружие, вооружение же казахов им значительно уступало.

В 1723 году многочисленное джунгарское войско вновь вторглось в Казахстан. Этот год считается началом «великого бедствия» казахов - «актабан шубурынды» (1723-1727 годы). Казахи отступали, бросая скот, имущество, кибитки. Джунгары захватили и разграбили Ташкент, Туркестан. Однако, несмотря на всю сложность положения, казахи оказали организованный отпор: джунгарам в 1726 году. Крупной победой была победа казахов в битве в юго-восточной части Тургайской степи на берегу реки Буланты в местности Кара-сиыр получившей позже название «Калмак кырылган» - место гибели калмаков. Важную роль в организации сопротивления играли батыры Кабанбай, Жйнибек, Наурызбай, Букенбай, Есет, Райымоек и другие. Большую роль в объединении казахского народа в тот период сыграли влиятельные бии трех жузов - Толе бий, Казыбек бий, Айтеке бий. Они были сторонниками создания единого централизованного государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности.

 

22 вопрос. Исторические предпосылки и начало присоединения Казахстана к России. Первые колонизационные шаги.

Причины обращения Абулхаирхана с просьбой о поданнстве: 1. Нападения джунгар на раздробленное Казахское ханство, угроза полного физического уничтожения и разорения казахов. 2. Стремление к укреплению личной власти Абулхаирхана за счет поддержки Российской империи. 3. Ликвидация угрозы со стороны башкиров, среднеазиатских ханств, сибирских казаков, совершавших набеги на земли Младшего жуза.

Причины заинтересованности России в принятии казахов в подданство: 1. Казахстан рассматривался как плацдарм для продвижения вглубь Азии: установление торгово-экономических и политических связей не только со среднеазиатскими ханствами, но и с Ираном, Китаем и Индией. 2. Широкая колонизация края, освоение его природных богатств. 3. Захват новых источников сырья и сбыта продукции, развитие капитализма вширь. 4. Эксплуатация дешевой рабочей силы. 5. Извлечение налогов с населения.

Непосредственно начало процессу принятия казахами Младшего жуза российского подданства было положено посольством в количестве семи человек во главе с батыром Сейткулом Койдагуловым и бием Котлумбетом Коштаевым, которое Абулхаир-хан отправил в сентябре 1730 года в Петербург. Предпринятые Абулхаиром шаги к сближению с Российским государством диктовались следующими причинами: найти военную поддержку в лице России в борьбе против джунгар; укрепить свою власть во всем Казахстане при поддержке российской стороны.

19 февраля 1731 года Анна Иоанновна подписала Грамоту «Хану Абулхаиру и всему казахскому народу о принятии их в российское подданство», где говорилось, что Абулхаирхан с подвластными ему людьми принимаются в российское подданство. Для принятия присяги в Казахстан к хану Абулхаиру было направлено посольство во главе с переводчиком Коллегии иностранных дел А.И. Тевкелевым. В результате 10 октября 1731 года присягу приняли 29 лиц старшинского звания и хан. 2 января 1733 г. Тевкелев прибыл в Уфу вместе с посольством Абулхаира, направленным в Петербург. В результате переговоров в Петербурге вступление Младшего жуза в подданство России было оформлено окончательно.

Присоединение Казахстана к России начиналось в сложной обстановке и происходило мирно, а завершилось военно-принудительными мерами в 50-60-х годах XIX векаК середине 30-х годов XVIII века джунгары вновь стали угрожать казахам и в особенности Среднему жузу. В этой ситуации принятие русского подданства правителями Среднего жуза было вполне оправдано. В конце 1731 г. Абулхаир и батыр Богенбай направили своих представителей в Средний жуз, обещая хану Семеке в случае принятия российского подданства обеспечить безопасность региона с помощью русских войск. Семеке принял предложение послов Абудхаира. В 1732 г. в состав России формально вошла некоторая часть Среднего жуза. Грамотой Анны Иоанновны от 10 июня 1734 г. просьба Семеке и его сторонников была удовлетворена. Но Средний жуз был достаточно самостоятелен, в связи с кончиной хана Семеке (Шахмухамеда) данный указ в жуз доставлен так и не был и фактически до «Устава о сибирских киргизах» М. Сперанского 1822 года Средний жуз оставался самостоятельным.Присяга группы султанов и старшин Младшего и Среднего жузов в 1740 г. обусловила присоединение к России лишь части Среднего жуза, основные же регионы северо-восточного и Центрального Казахстана вошли в состав империи лишь в 20-40-х гг. XIX в. вследствие военно-политических акций царизма.Мудрую политику сохранения, упрочения казахской государственности проводил хан Среднего жуза Абылай (1711-1781). Будучи влиятельным султаном, он сумел в 1748 году принять подданство России и, сохраняя его, в 1756 году принять и китайское подданство, оставаясь практически самостоятельным.

В 1733-1734 годах некоторые влиятельные лица Старшего жуза изъявили желание принять российское подданство. Хан Жолбарыс обратился с просьбой об этом в Петербург. Грамота императрицы от 10 июня 1734 года объявляла о принятии в русское подданство знатных родоправителей Старшего жуза. Но удаленность Старшего жуза от России, смерть хана Жолбарыса в 1740 г., сложность международной и внутренней обстановки отодвинули осуществление реального присоединения Старшего жуза на более позднее время.

 Переход царской России  к колонизации степи: строительство  военных укреплений, поселений, городов.

С самого начала принятия казахов в русское подданство Россия определила для себя курс последовательного присоединения территории Казахстана. В 1734 году для закрепления вновь присоединенных земель была создана специальная «Киргиз-Кайсацкая экспедиция», затем переименованная в Оренбургскую экспедицию главе с обер-секретарем сената И.К. Кирилловым, помощником был назначен А. Тевкелев. После смерти И. Кириллова (1737 г.) Оренбургская экспедиция была переименована в Оренбургскую комиссию, а новым начальником Оренбургского края был назначен В.Н. Татищев. В 1735 году началось сооружение Оренбурга, с 1744 года он стал центром Оренбургской губернии, а с 1748 года - Оренбургского казачьего войска. В Казахстане возникли укрепленные линии. Только в 1740-1743 годах на стыке Младшего жуза и Южного Урала были построены крепости. Все это делалось без согласия казахов, постепенно сужало их кочевья.

Убийство хана Абулхаира 11 августа 1748 года встревожило правительство России. После смерти Абулхаира в Младшем жузе утвердилось два самостоятельных хана: в северо-западной части – Нуралы, старший сын погибшего хана, в юго-восточной части – султан Батыр, политический противник Абулхаира, спровоцировавший убийство последнего Бараком.

Цель российского правительства заключалась: 1) в постепенном вытеснении местного населения с родных кочевий и заселении освободившихся районов казаками; 2) в ослаблении политического влияния местной аристократии и сильной феодальной прослойки, в том числе и посредством экспроприации земель. Таким образом, укрепление колониальных позиций России в регионе связано с: 1) с созданием Уральского, Сибирского и Оренбургского казачьего войск; 2) изъятием кочевий коренного населения; 3) строительством на Урале, Ишиме, Иртыше и в др. районах множества военно-опорных баз.

В 2 октября 1756 г. был издан царский указ, запрещавший казахам в зимнее время перегонять скот на правый берег Урала. Решение правительства, принятое в интересах Яицкого казачества, усилило антиправительственные настроения. Нижнее течение Яика было разделено между казачьим населением. Самые плодородные земли оказались в руках русских помещиков – Безбородко и Юсупова.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История Казахстана"