Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История Казахстана".
28 вопрос. Национально-освободительное восстание под предводительством К. Касымова.
Особенности восстания 1. Оно было самым мощным движением казахского народа против колониальной политики царизма. 2. Охватило почти всю территорию Казахстана, все жузы. .
Численность восставших доходила до 20 тыс. человек. Движущей силой восстания были казахские шаура. В борьбе за восстановление политической независимости участвовали и рядовые егинши, и старшины, и султаны. Всеобщая борьба против военной колонизации казахской земли, засилья кокандских беков придало движению освободительный характер. Восстание было направлено против царской администрации и кокандских правителей. Состав участников был интернациональным: русские, узбеки, киргизы, поляки и др. Была восстановлена ханская власть, воссоздано ханство. Поэтому главной целью восставшего султана явилось восстановление целостности территориальных пределов Казахстана времен Абылай-хана, упразднение «диванов» (как в письмах его обозначены округа, учрежденные в Казахстане в 20-30-х гг. XIX в.), сохранение полной самостоятельности не вошедших в состав России земель.
В ханстве Кенесары значилось ведомство по реквизиции имущества у тех, кто отказывался помогать повстанцам, его возглавляла сестра Кенесары Бопай. Исполнительную власть на местах исполняли есаулы, назначаемые самим ханом, их еще называли «кенесаринские эмиссары». Для исполнения важных поручений использовались также тюленгуты. Строго соблюдалась исполнительная дисциплина, малейшие проступки жестоко наказывались. В ханстве была организована армия численностью до 20 тыс. джигитов. Во главе войск стоял сам Кесары, все важнейшие вопросы, касающиеся планов военных походов, операций обсуждались на военном совете. Структура армии была основана на традиционной для казахов десятичной системе, действовала система регулярного обучения военному делу.
Николай I 27 июня 1843 г. санкционировал крупномасштабный военный поход против Кенесары. Стремясь вытеснить хана Кенесары из пределов Младшего и Среднего жузов, колониальные власти возвели укрепления Иргиз и Тургай. а также укрепления в районе Аральско-Сырдарьинского бассейна. Зажатый с двух сторон Кенесары вынужден был оставить Сары-Арку (Золотую степь) и перенести центр восстания в Старший жуз, откочевав в 1846 году в Семиречье. Сибирские же власти для упреждения прибытия отрядов Кенесары в регион под видом проведения переписи населения и скота направили в Жетысу значительные силы с артиллерией под командой Председателя сибирского пограничного управления генерала Вишневского. Под давлением превосходящих сил Кенесары перешел на правый берег Или, перекочевал в предгорья Алатау и приблизился к землям кыргызов. Кенесары-хан потребовал подчинения себе кыргызов. Но кыргызы не пошли на союз с Кенесары. В апреле 1847 года Кенесары, имея 10-тысячное войско, вторгся в пределы кыргызов, этим он преследовал основную цель - борьбу с Кокандским ханством, притеснявшим казахов, но кыргызские манапы не поддержали Кенесары. Кенесары разгромил и ограбил аулы киргизов, чем вызвал ненависть к себе. Последнее сражение Кенесары с кыргызами произошло в верховьях Шу, близ Токмака, в долине Алмалы, он попал в плен и вместе с 32 казахскими султанами погиб.
Крупнейшее народно-освободительное восстание казахского народа в XIX в., имевшее целью восстановление фсодальной государственности хана, и на этот раз закончилось поражением, оставив неизгладимый след в памяти народов Средней Азии и Казахстана.
29 вопрос. Казахские просветители: Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев.
XIX в. в культурной жизни
Казахстана по праву
Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали культурно-просветительские учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники, устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки. На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских просветителей во главе с Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным. . Новое просветительство динамично обогащалось передовыми для своего времени идеями: утверждение национального самосознания, поиски путей переустройства традиционного общества, отстаивание интересов своего народа с применением новых политических методов и средств борьбы.
Чокан Валиханов (1835- 1865 гг.)
Чокан Валиханов – основоположник казахской просветительской демократической идеологии, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана, Западного Китая, этнограф, фольклорист, путешественник. Он оставил массу блестящих работ по географии, философии, истории, социологии и другим направлениям. Ч. Валиханов приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. В различных слоях русского и казахского общества он заслуженно пользовался славой мудрого бойца против формализма, рутины, средневекового застоя за скорейшее достижение прогресса всеми народами и утверждение новых, справедливых начал общественной жизни.
Как и другие просветители-демократы, Ч. Валиханов защищал и отстаивал интересы народных масс, мучительно переживал экономическую и культурную отсталость казахского народа и изыскивал пути для выхода из этого состояния. При этом он считал, что только приобщение отсталой феодальной экономики Казахстана к более передовой российской экономике может способствовать не только развитию производительных сил казахского общества, но и духовному возрождению народа. Отстаивая интересы своего народа, он требовал от колониальных властей при составлении экономических и социальных реформ для кочевников обращать внимание на нужды и запросы казахского народа.
Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.)
И. Алтынсарин - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, писатель, фольклорист, этнограф. В числе его практических заслуг – открытие первой народной школы (1864 г.), выпуск хрестоматии на казахском языке и введение ислама как предмета обучения на родном языке. И. Алтынсарин стремился учить детей таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности. И. Алтынсарин выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии.
Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.)
Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, композитор, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы и ее первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама. В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания».
У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношение с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. Уважая другие народы, Абай призывал казахов к общению с ними. Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов, он был убежден, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества — наука, передовые идеи, культура, и настанет всенародное благоденствие.
30 вопрос. Завершение присоединения Казахстана к России и его последствия.
Присоединению Казахстана к России предшествовали значительные политические связи между ними. Русское правительство проявляло заинтересованность в расширении своих границ на Востоке. По мере централизации и усиления государственной власти значительно возросли возможности торгового обмена и других форм взаимоотношений с народами, соседствующими с восточными государствами.
Присоединение Казахстана, начавшееся в 30-х годах XVII! века завершилось лишь в конце XIX века и явилось сложным, противоречивым процессом. Присоединение Казахских жузов происходило в различных внешнеполитических условиях Значительная часть Младшего, некоторые районы Среднего жузов приняли российское подданство добровольно. Большая часть Среднего и часть районов Южного Казахстана были присоединены с помощью военной силы царизма, стремившегося ускорить присоединение края, не считаясь с интересами подавляющей части населения Казахстана, ставя во главу стратегические, далеко идущие цели империи в Центральной Азии Присоединение Южного Казахстана, затем Средней Азии к России позволило царизму одержать верх в соперничестве с Британской империей.
В процессе присоединения Казахстана к России прослеживается три этапа: первый - с 90-х годов XV в, до конца XVI в., когда в основе политики российских царей по отношению к восточным соседям, в частности, к казахским Ханствам, было стремление установить военно-политические связи. Второй - с начала XVII в. до 30-х гг. XVIII в., когда определилась тенденция колониальной политики, упрочения своих захватнических позиций путем строительства укрепленных линий, крепостей, форпостов, переселения русского казачества, захвата плодородных земель казахов. Третий - с 30-х гг. XVIII в. до 60-х гг, XIX в., когда завершился процесс колонизации казахских земель и полное присоединение территории Казахстана к России.
Народно-освободительные. движения казахов 1820 - 40-х гг. закончились поражением казахов, и вся территория Казахстана оказалась под властью России. Около сорока лет во всех уголках казахских степей продолжалось сопротивление колонизаторам, то принимавшее формы партизанской борьбы, то открытых боевых действий. Можно выделить несколько причин поражения казахов: техническое превосходство русской армии, за которой стояла Российская империя с огромными людскими и экономическими ресурсами; предательство значительной части султанов и биев; политика южных соседей Казахстана - Хивы, Коканда и кыргызских манапов, помогавших России в 30-40-х гг. бороться с армией Кенесары.; несогласованность действий казахов. Только в 1837-1847 гг. казахи смогли выступить единым фронтом. После смерти Кенесары русские войска заняли емиречье, а затем и южные города (Чимкент, Ташкент Туркестан и др.).
Административно-политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления, открыл широкие возможности для заселения казахского края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на малопригодные земли. Получив бесконтрольную власть над большей частью населения, Россия расширила колонизаторскую политику почти во всех сферах.
Вместе с тем, с присоединением Казахстана к России создались условия для хозяйственного взаимообмена и взаимодействия между кочевниками и пришлым населением, закладывалась почва для распространения грамотности, оживления торговли, включения казахского аула в орбиту капиталистических производственных отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями.
31 вопрос. Колонизаторская политика царского правительства в Казахстане во второй половине XIX в. Реформа 1867-1868 годов.
Главными целями реформы были:
- создание более эффективного
административного управления
- превращение Казахстана
в плацдарм для дальнейшего
продвижения в Центральную
- увеличение налогов, сборов
для содержания военно-
В 1865-1866 годах был составлен проект по управлению казахской степью, оформленный в виде двух документов. 11 июля 1867 года Александр I подписал «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».
Согласно реформе вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. По сути дела, территория Казахстана оказалась практически разделенной по жузам. Причем центры управления были соответственно в Ташкенте, Оренбурге, Омске, которые со временем оказались за пределами Казахстана. Вся полнота военной и гражданской власти сосредотачивалась в руках генерал-губернатора, а туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Неразделённость военной и гражданской властей было принципом административного устройства Казахской степи по новой реформе. Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили Уральская и Тургайская; в Западно-Сибирское - Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское - Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии.
Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники. Пограничные области – Семиреченская и Сырдарьинская занимались пограничными делами. Области делились на уезды, их было 34. Уезды возглавляли уездные начальники - офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников - старшего и младшего.
Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части. Уезды делились на волости по территориальному принципу. Волости делились на административные аулы, состоявшие из хозяйственных аулов. В административные аулы входило от 100 до 200 кибиток; в волости - от 1 тыс. до 2 тыс., иногда до 3 тыс. кибиток. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов. Волостной управитель сосредотачивал в своих руках полицейскую и распорядительную власть. Он наблюдал за сохранением «спокойствия и порядка», за уплатой податей и всяких повинностей с населения. В его обязанности входили приведение в исполнение решений суда биев.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История Казахстана"