Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История Кыргызстана".
16.Основные этапы
формирования кыргызского
История формирования кыргызского народа-это многогранный процесс, не изученный в полной мере и по настоящее время. В 3 в до н.э кыргызы как тюркоязычное племя составляли вместе с другими племенами центрально-азиатскую и южно-сибирскую тюркскую этническую группу. Вначале они проживали в Восточном Туркестане, затем переселились в Минусинскую котловину, к реке Енисей. Здесь кыргызы подчинили себе динлинов -европеидов и ассимилировались с ними.
Судя по письменным и археологическим источникам кыргызы на начальном историческом этале своего развития входили в сложные этнокультурные связи, что было обусловлено объединением кыргызов и динлинов-европеоидов. После кыргызов на Енисей переселилисьтакже некоторые племена происходившие от хунну. Позднее они полностью подчинились кыргызам. Сведения об этнической истории енисейских кыргызов 6-7вв в письменных источниках отсутствуют. В это время государство кыргызов представляло собой сложную этнокультурную общность, в которую входили кыргызы и зависимые от них племена. По своему внешнему облику кыргызы были рыжеволосыми, голубоглазыми и светлолицыми. В этот период кыргызы сумели сохранить своеобразие своей культуры.
Однако в 7в. в ней начало проявляться сильное давление культуры алтайских тюрок. Среди енисейских кыргызов обосновались и представители Тюркского каганата. Позднее тюрки широко ассимилировались среди кыргызов....
Следующий этап этнической истории кыргызов связан с эпохой кыргызского великодержавия (9-10в.в), когда они заняли территорию Центральной Азии. Часть кыргызов осела на завоеванных землях и таким образом происходило их смещение с. местными этническими группами.
В эпоху правления караханидов
Семиречье и Тенир-Тоо
В 12в на территорию современного Кыргызстана стали вторгаться кара-кытаи и найманы. До 13в здесь происходит процесс развития местных тюркских компонентов, которые ассимилировались в среде кыргызского народа.
Накопленные учеными этнографические, лингвистические, антропологические данные говорят о близости современных кыргызов алтайцам, хакасам, тувинцам, казахам, каракалпакам. Наибольшая этническая близость наблюдается между кыргызами и алтайцами, которая проявляется в культуре, духовных обычаях, языке.
Анализируя направления и характер этнических процессов, оказавших влияние на становление кыргызского народа, ученый С.М.Абрамзон пришел к следующим выводам:
а) Процесс формирования племен, из которых сложилась кыргызская народность, происходил в основном на территории Тенир-Тоо, Памиро-Алая и в прилегающих горных областях (Алтай, Прииртышье, Восточный Туркестан).
б) Основу складывающейся кыргызской народности
составили:
издавна обитавшие здесь
местные тюркоязычные племена;
группа пришлых, в основном тюрко-язычных
племен центрально-азиатского происхождения;
племена монгольского и
казахско-ногойского происхождения.
Большинство ученых отмечают наличие в составе современного кыргызского народа и енисейского компонента, однако исконной родиной кыргызов является не Енисей, а Тенир-Тоо.
Таким образом, процесс сложения кыргызской народности неразрывен от этнических процессов, происходивших в раннем средневековье на Саяно-Алтае, Восточном Туркестане и Тенир-Тоо. Продолжался он по крайней мере в течение пяти веков и завершился в 16 веке.
17. Основные
теории об этногенезе
Как известно, этноним «кыргыз» является самым древним среди тюркоязычных этнонимов. Однако недостаточность письменных исторических материалов затрудняет исследование проблем формирования кыргызского народа. Изучение этой проблемы было основано в основном на археологических, этнографических, лингвистических данных.
До сегодняшнего дня ученые не могут дать точного ответа на вопросы о времени и процессах формирования кыргызского народа.
В настоящее время в исторической науке по этому вопросу насчитываются свыше десяти гипотез, которые можно разделить на 3 группы:
1) Первая группа ученых считает, что кыргызский народ переселился с Енисея на территорию Тенир-Тоо. Впервые это мнение высказал русский академик Г.Ф.Миллер (18в.). Эти ученые считают, что, появившись во второй половине первого тысячелетия до н.э. этноним «кыргыз» широко распространился в 9 - 10 в. по всей Центральной Азии. Позже кыргызы перекочевали на Тенир - Too, где в 16 в. произошло их окончательное оформление как народа.
2) Вторая группа ученых (Ч.Валиханов, Н.Я.Бичурин, Н.А.Аристов) высказала мнение о том, чгго кыргызы сформировались из племен, издревле живущих на Тенир-Тоо, и они не переселялись откуда-нибудь, т.е. кыргызы—автохтонное население.
3) Третья группа гипотез наиболее широко распространена в современной науке, она была окончательно сформулирована на специальной совместной научной сессии Академии наук СССР и Академии наук Киргизской ССР, состоявшейся в 1956 г. На ней ученыепришли к выводу, что кыргызский народ сложился в результате взаимодействия, по меньшей мере двух этнических компонентов - центрально-азиатского и местного-среднеазиатского. Существенным моментом этого заключения было признание центрально-азиатского населения одним го основных компонентов в этногенезе кыргызов. Эту проблему изучали такие известные ученые, как К.И.Петров, СКараев, Ю.СХудяков, А.М.Мокеев, С.Т.Кляшторный, М.Б.Жамгырчинов, В.П.Мокрынин и др. Однако до сих пор она остается спорной и нуждается в дополнительных исследованиях.
Важным этапом исследования проблем этнической истории и этногенеза кыргызского народа стала международная научная конференция «Кыргызы и этногенетические, этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии», состоявшаяся в сентябре 1994 г, Бишкеке. Участники конференции единодушно признали, что последний этап формирования кыргызского народа проходил на Центральном Тенир-Тоо в 15-16 вв. и явился завершением процесса взаимного влияния двух его основных компонентов - древних и средневековых объединений восточной части Тенир-Тоо и кыргызских племен, переселившихся из Южной Сибири. Именно здесь в конце 15 в. произошло возрождение традиционной дуальной этнополитической структуры кыргызов - племенных объединений «правого» и «левого» крыла, явившейся завершением процесса формирования кыргызского народа. В течение 9-14 вв. произошло формирование кыргызского языка, что являлось одним из важных условий становления кыргызской народности.
И все же на конференции было отмечено отсутствие единой точки зрения по проблемам этногенеза кыргызского народа.
18. Борьба кыргызов против джунгаров в 17-первой половине 18в.
На протяжении 17-18 в.в. калмыки
совершали непрерывные
Серьезная опасность сплотила кыргызов и казахов, с давних пор оказывавших друг другу поддержку. Особенно укрепился этот союз в первой четверти 17 века, что позволило успешно отражать натиски завоевателей. Их успехи подкреплялись также активной деятельностью местных кыргызских правителей против врагов.
В результате совместных ответных действий кыргызско-казахских сил завоевателям пришлось отступить назад, в Сибирь.
В 1635г. было создано государство ойрот-калмыков - Джунгарское ханство, в котором разрозненные ойротские племена объединились под началом контайши Эрдене-Батура. В 1643 г. 50-тысячная армия ойротов вторглась на земли кыргызов и казахов. Они дошли до внутренних районов Средней Азии. Кыргызы и казахи мужественно отражали натиски врагов. Наконец, объединенные силы казахского султана Жангира и акима Самарканда Жалангана нанесли по ним решающий удар и вынудили отступить.
Следующее сражение кыргызов и казахов с джунгарами произошло в 1652г., и в этой кровопролитной битве обе стороны понесли неисчислимые потери.
После смерти контайши Батура
в 1653г. разгорелась борьба за власть
между ойрот-калмакскими
Начиная с 1644г. уже самим калмакам пришлось отстаивать свою независимость от посягательств маньчжуров, правивших в Китае. Война между ними продолжалась до 1697гг.
В начале 18 в., почувствовав ослабление Джунгарского ханства в войне против маньчжуров, казахи и кыргызы предприняли попытку вернуть утраченные территории. Однако в 1727г. они потерпели поражение от 60-тысячной армии джунгарских захватчиков и были вынуждены отступать. Часть кыргызов Тенир-Тоо спешно перекочевала в Фергану, а большая часть казахов нашла убежище в Бухаре, Ходженте и Самарканде.
Захватнической политике калмыкских феодалов кыргызы противопоставляли не только пассивную оборону. При любой выгодной ситуации они переходили в нападение. Например, в 1747г. 10-тысячная кыргызская дружина под предводительством Акмат-бия совершила разгромный рейд по калмыкским стойбищам на Кашгаре и вернулась с победой.
В 1749г. калмаки выставили против кыргызов 27-тысячное войско. Однако после трех месяцев сражений борьба снова закончилась поражением захватчиков. Эти крупные победы стали переломным этапом в истоии кыргызско-калмыкских отношений, началом освобождения кыргызской земли от захватчиков. Тем не менее, Джунгарское ханство представляло еще сильную угрозу для раздробленных кыргызских и казахских племен. Поэтому живущие на захваченных джунгарами землях народы, начиная со второй половины 17в. и вплотьдо первой половины 18в., были в зависимости от калмаков и платили тяжелую дань.
В 1757-1758г.г. джунгары подверглись такому разрушительному нападению со стороны Китая, что ханство перестало существовать как государство. Около миллиона человек, т.е. 70% населения (по другим сведениям половина), было жестоко уничтожена. Оставшиеся в живых бежали в Россию, Среднюю Азию. Часть из них нашла пристанище во владениях кыргызов, и позднее сформировало племя сарт-калмак. Их потомки до сих пор живут в окрестностях города Каракол (Пржевальск) Захватив Восточный Туркестан, династия Цинь переименовала этот регион в Синьцзань ( кырг: новый край, новое владение).
19. Кыргызско-казахские взаимоотношения в 18-19в.в.
После падения Джунгарского ханства (18в) согласие между кыргызами и казахами, противостоявшими ойрот-калмакам на протяжении 17-18 в.в., было поколеблено. Причиной этому послужили споры между кыргызскими и казахскими феодалами за право владения пастбищами и стойбищами, освобожденными от калмаков. Приложили к этому руку также китайские чиновники, стараясь еще больше обострить противостояние, которое и без того принесло много страданий простому народу. В начале 1760г. султаны казахского Среднего жуза вторглись во владения кыргызов и захватили большую добычу. В ответ на это кыргызские феодалы в 1764 г. трижды нападали на стойбища Старшего и Младшего жузов в долине реки Или.
Особый размах столкновения между кыргызами и казахами приобрели в 70-х гг. 18в., когда казахский хан Аблай, окончательно утвердивший свою власть над Средним жузом, предпринимал попытки подчинить себе и Старший жуз. Предпринятые ханом набеги против кыргызов неоднократно завершались успехом, что поднимало его авторитет среди его народа.
В 1775-1776 гг. Аблай во главе 30-тысячного войска напал на таласских и чуйских кыргызов. На защиту своей земли поднялись представители всех родов - солто, сарыбагыш, саяк, бугу, чон багыш и др. Возглавил их предводитель рода солто Жайыл-баатыр. В памяти народа сражение между кыргызами и казахами сохранилось под названием «побоище Жайыла». Начав с Таласса, Аблай дошел до Кара-Балты, затем до Сокулука, грабя жителей, встречавщихся на пути селений. Решающее сражение произошло в лощине, на месте слияния рек Ак-Суу и Кыз-Тууган с рекой Чу. В кровопролитном бою геройски погибли Жайыл-баатыр и его сыновья Усен и Теке. Аблай-хану в этом походе удалось разбить кыргызов в Чуйской, Кеминской, некоторой части Иссык-Кульской, Кочкорской долины и дойти до Сон-Куля.
В схватках с войсками Аблая активно участвовали зять Жайыл-баатыра - предводитель рода сарыбагыш Атаке-баатыр, Бишкек-баатыр Хотя противостояние кыргызов и казахов завершилось победой казахов, кыргызы не считали себя покоренными.
В период между концом 18-сер 19в. в отношениях кыргызов и казахов установилось относительное спокойствие. Предводители Младшего и Среднего вузов, пытаясь создать единое казахское государство, в 1841г. возвели на престол своего ставленника Кененсары. В 1846г. Кененсары направил послов хану северных кыргызов Ориону с предложением объединиться в борьбе против надвигающейся угрозы экспансии русского царизма. Посоветовавшись со старейшинами родов, Ормон ответил отказом. Недовольный Кененсары весной 1846 года совместно с предводителями Норузбаем и Эржаном совершили набег на родовые владения солто и сарыбагышей.
В 1847 году Кененсары во главе 20-тысячного войска предпринял новый поход на чуйских кыргызов и дойдя до местности Май-Тюбе (близ современного города Токмок) разбил лагерь, чтобы подготовиться к решающему удару.
Кыргызские предводители собрав войско, решили дать отпор. Возглавили отряды Ормон-хан, Жантай и Жангарач.
В окрестностях Мыкана нашла свою погибель большая часть казахских войск. Оставшиеся в живых сдались на милость победителям. Предводители казахов — Кененсары и Норузбай были взяты в плен, а затем убиты.
Русское правительство было удовлетворено тем, что оно избавились от Кененсары, такого серьезного противника в регионе и поэтому щедро наградило кыргызских предводителей, активно участвовавших в разгроме войск Кененсары. Ормон хан и Жантай были удостоены золотых медалей и шитых золотом халатов, золотыми медалями награждены и 13 воинов, сумевших взять Кененсары в плен.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История Кыргызстана"