Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)

Файлы: 1 файл

01.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

Спартанцы. Только спартанцы пользовались всей полнотой политических прав. Все они были обеспечены земельными наделами, долей в завоеванной земле, которая передавалась им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Эти наделы первоначально были одинаковыми, но позднее обнаружилось неравенство в имущественном положении спартанцев. Жили они в городе Спарте, который представлял собой как бы военный лагерь, господствовавший над страной. В общественных порядках Спарты наблюдались своеобразные Черты военно-лагерного строя. Граждане обязаны были участвовать в общественных трапезах, так называемых сисситиях. Каждый спартанец проводил всю свою жизнь по определенному, строго установленному распорядку, в соответствии со строгой дисциплиной, как солдат гарнизона.

Воспитание в Спарте было делом государства. С семилетнего  возраста мальчики отрывались от семьи  и проходили обязательную для  них выучку под руководством педономов.

Значительные сдвиги произошли  уже в результате Пелопоннесской войны. Спарта стремилась раздвинуть пределы Пелопоннесского союза и включить в него ряд других греческих городов. В 431 году Спарта стала центром одного из союзов, который развернул войну против Афинского союза. Победа Спарты имела плачевные последствия для спартанцев. В захваченных городах было обнаружено огромное количество материальных ценностей, которые переехли на территорию победителя. Ценностей было так много, что материальное равенство было утрачено к 4 веку до н.э. В 3 веке было уже не более 1000 семей, т.е. 5 тысяч войнов. Когда Рим завоевал Грецию, Спарта могла выставить только 2 тысячи гоплитов в 146 г. до н. э. в связи с подчинением Греции Риму Спарта полностью утрачивает свою политическую самостоятельность.

 

21.Общественный и  государственный строй Рима в царский период. Реформы Сервия Туллия.

По римской легенде  Рим был основан Ромулом, и  от основания Рима римляне и вели свое летосчисление- 754 г. до н. э. Рим  представлял собою небольшую  общину (территория самого города составляла около 3 кв. км). Преобладающим занятием населения является скотоводство и земледелие. Успешные войны с соседями дают Риму новые территории и пленных, которые обращаются в рабов. Рабство, сыгравшее решающую роль в разложении первобытнообщинного строя, постепенно развивается, но еще носит патриархальный характер. Рим является центром окружающих местностей Лациума. Он ведет торговлю с соседними общинами. Через Рим идет вывоз хлеба, скота, леса по морю в другие страны. Основная ячейка граждан называлась родом. Род представляет собой замкнутую единицу. Дела рода решаются на собрании рода, в состав которого входят все члены рода. Во главе рода стоит выборный старшина, обла-дающий распорядительной властью. По мере имущественной дифференциации внутри рода власть в роде захватывают наиболее богатые семьи, и становится правилом избрание старшины из одной и той же семьи. Так образовывалась наследственная аристократия, пользовавшаяся привилегированным положением и иногда называвшаяся патрициями. Только им принадлежало первоначально право пользования общинной землей. Кроме полноправных членов рода, родовая организация обнимала и зависимых людей — клиентов, не участвовавших в управлении делами рода. Они были свободными людьми, но не были членами рода, а следовательно, не пользовались политическими правами в римской общине и не могли сами заключать сделок с римлянами. Они находились в зависимости от рода, получали от своего патрона участок земли, но зато должны были выполнять ряд обязанностей личного и имущественного характера. В этом выражалась эксплуатация клиентов. Общее число родов в Древнем Риме составляло, по преданию, 300.  Десять родов составляли курию. Курия составляла войсковую единицу и вместе с тем являлась организацией религиозной. Дела курии решались на общем собрании всех членов родов, входивших в курию. Во главе курии стоял старейшина. Всего в Риме было 30 курий. Десять курий составляли трибу (племя). Римский народ состоял из трех племен — Ramnes, Tities и Luceres, и это деление, возможно, отражало объединение в римской общине трех различных племен.

Народное собрание. К компетенции народного собрания относились важнейшие вопросы, касавшиеся всего римского народа, как-то: объявление войны, включение новых родов в государство и т.д. Народное собрание обсуждало вопросы и выносило решения не путем общего собрания всех граждан. Каждая курия собиралась отдельно и решала по большинству голосов граждан поставленный перед народным собранием вопрос. Сенат, возникший из древнего совета вождей родов, являлся собранием родовых старейшин. Число членов сената (сенаторов) составляло 300 (столько же, сколько было родов)

Компетенция Сената:

-утверждал избрание рекса 

-принимал непосредственное  участие в делах управления

-предварительно обсуждал  вопросы вносимые в народное  собрание

Выборный вождь римского народа — rех. Должность рекса была выборной. Рекс являлся предводителем войска, верховным жрецом и судьей. Пределы его власти определялись обычаем. После смерти рекса (или его смещения) временное исполнение его функций возлагалось на interreges, назначавшихся из сенаторов. Около 509 г. до н. э. рекc был свергнут.

 Свержение рекса укрепило  положение патрициев. Завоевание соседних племен, развитие разделения труда, расширение территории Рима, развитие ремесла и обмена — все это привело к появлению в Риме значительного пришлого населения. Рост нового населения происходил за счет новых поселенцев и за счет населения покоренных, по преимуществу латинских округов. Это новое население называлось "плебсом". Плебеи стояли вне старых родов, курий и племен и, следовательно, не составляли части собственно римского народа. Они являлись в значительной степени бесправными, так как обладание правами связывалось с гражданством. Они не имели доступа в суд. Но плебеи могли иметь имущество, они занимались торговлей, ремеслами и т. п. и несли ряд обязанностей — платили налоги, участвовали во вспомогательном войске и т. п. В рассматриваемый период уже появляется и постепенно развивается рабство.

Этими обстоятельствами было обусловлено возникновение государства. Была осуществлена новая организация  свободного населения, изображаемая римскими историками как реформа, данная рексом Сервием Туллием Эта новая организация была произведена, вероятно, в 6 в до н. э.  Сущность нового порядка заключалась в том, что образовалось государство вместо прежней организации, население было распределено на группы по имущественному и территориальному признакам. Это свидетельствует о росте имущественной дифференциации населения и о той силе, которую приобрел плебс. Как римский народ, так и плебеи были разбиты на шесть рядов по имуществу. Каждый разряд делился на точно установленное количество единиц — так называемые центурии. Центурия являлась единицей военной, политической и налоговой. Число центурий, закрепленных за каждым разрядом, не только не было соразмерно числу граждан, входивших в данный разряд, но, наоборот, большинство центурий принадлежало высшим, по имуществу, разрядам, которые вместе с тем являлись наименее многочисленными. Тем самым, чем гражданин был богаче, тем большими правами он пользовался. Всадники составляли кавалерию. В этот разряд включались наиболее богатые граждане, которые должны были являться на военную службу на коне. Кроме того, имелось 5 невооруженных центурий: 2 центурии музыкантов, 2 центурии ремесленников и, наконец, одна центурия, в которую зачислялись все граждане, не имевшие имущества в размере, дающем право на зачисление в 5-й разряд. В каждом разряде (кроме всадников) центурии распределялись поровну между "старшими" и "младшими".Наряду с делением по центуриям римские граждане были распределены по территориальным округам, т. н. трибам.

 

Организация граждан по центуриям и трибам хотя и включила плебеев в состав "римского народа", но еще не установила равноправия плебеев с патрициями. Патриции удержали свое исключительное право на замещение высших государственных должностей; сохраняли замкнутость, запрещая браки между патрициями и плебеями. Но плебеи возрастали количественно. Наряду с этим у плебеев происходила сильная имущественная дифференциация. И если огромное большинство плебеев принадлежало к беднякам, то с другой стороны, плебеями являлись многие крупные ростовщики. Идет дальнейшая многолетняя, упорная борьба плебеев с патрициями, направленная на достижение полного равноправия плебеев. В результате длительной борьбы победа осталась за плебеями.В начале V в. плебеи закрепили за собой право избирать из своей среды своих должностных лиц -плебейских трибунов. Основной задачей трибунов являлась защита плебеев. Но трибунам не было предоставлено какой-либо распорядительной власти. Распоряжение, на которое трибуном наложено запрещение, не могло приводиться в исполнение, т. е. фактически отменялось. Кроме того, за плебейским трибуном было признано право задерживать должностных лиц, которые не считались с наложенным veto. Плебейские трибуны выбиралась в числе нескольких человек на специальных собраниях плебеев. Патриции не участвовали в этих собраниях. Кроме плебейских трибунов, плебеи выбирали еще плебейских эдилов. Возможно, что должность эдилов возникла ранее должности трибунов и что они первоначально были руководителями плебса. В дальнейшем плебейские эдилы являлись помощниками плебейских трибунов. Постепенно плебеи получили право занимать высшие должности. Плебеям был предоставлен доступ к должности квестора, затем одним из консулов должен быть плебей. Затем плебеи получили право занимать и другие должности: курульного эдила, диктатора, цензора, претора. Были признаны действительными браки между патрициями и плебеями.

 

22 Вопрос. Государственный  строй Древнего Рима в период  Республики.

 Период IV—I вв. до  н. э. является периодом быстрого  развития Римского государства. В результате ряда успешных войн беспрерывно расширяется территория Рима. В результате войн и захвата территорий в Риме концентрируются огромные массы рабов. Развивается рабство в его античной форме. Эксплуатация рабов, грабеж покоренных местностей дали Риму огромные богатства. Богатства эти концентрируются в руках немногочисленных представителей верхушки рабовладельческого класса. В особенности со II в. до н. э. развивается крупное землевладение, причем большие имения (латифундии) обрабатываются всецело трудом рабов, развиваются ремесла. С расширением территории Рима на всем бассейне Растет нищета подавляющего большинства римских граждан, в частности, крестьян. Они требуют предоставления им земли. Массы активного пролетариата представляют собой грозную опасность для верхушки класса землевладельцев.

Для восстановления прав свободного крестьянства был предпринят ряд  реформ братьями Гракхами. Согласно закону Тиберия Гракха обезземеленным крестьянам предоставлялись в аренду наделы за счет незаконно захваченных богачами государственных земель. Продолжателем дела Тиберия Гракха выступил его брат, Гай Гракх, подтвердивший Действие аграрного закона и проведший хлебный закон, согласно которому неимущим гражданам предоставлялся хлеб по дешевой цене. Наряду с этим Г. Гракх осуществил еще некоторые реформы, частности, приступил к созданию ряда колоний римских граждан. В рассматриваемый период, как уже было указано, развивается в огромных размерах вследствие удачных войн рабство. Труд рабов является основой всего производства. Растет и достигает неслыханных размеров эксплуатация рабов. Рабы живут в нечеловеческих условиях. Идет ряд восстаний рабов; в этом выражается основной классовый антагонизм античного общества, но восстания ни к чему не привели.

 Римляне называли  свое государство Res publica т. е. "общее, общественное дело". Этим названием рабовладельцы подчеркивали суверенитет народа и якобы существовавшие демократические стороны государственного устройства.

Органами центральной  государственной власти являлись:

-народные собрания

-сенат 

-магистраты.

 С разрушением первобытнообщинного  строя народные собрания по  куриям хотя номинально и сохраняются,  но постепенно утрачивают всякое  политическое значение. Куриатные  комиции сохраняются как пережиток.  К их компетенции относится, кроме утверждения усыновлений, формальное наделение властью лиц, избранных на центуриатных комициях, высшей власти.

В конце III в. или в начале II в. до н. э. произошло изменение  в центуриатной организации. К компетенции  центуриатного собрания относилось:

а) избрание высших магистратов  — консулов, преторов, цензоров и  некоторых других;

б) принятие или отклонение предложений магистратов об издании  новых важнейших законов;

в) рассмотрение жалоб на приговоры о смертной казни.

 Трибутные собрания  являлись собраниями всех граждан по территориальным округам. В трибы включались затем и граждане, живущие в других местностях, и трибы перестали быть объединениями граждан по месту их жительства.Полномочия:

-избирались курульные  эдилы

-квесторы и другие  низшие должностные лица

-принимались  проекты  законов внесенные претором

-рассматривались жалобы  на приговоры о взыскании штрафа.

Наряду с народными  собраниями магистраты и жрецы могли  собирать сходки. Сходки не выносят  решений, но и не требуют соблюдения особых формальностей. Сходки организовывались для того, чтобы сделать народу сообщение или предварительно обсудить предположение, которое затем вносится в народное собрание. В некоторые периоды жизни Рима сходки, играли большую роль. Народные собрания имели большое значение в период республики. Но в конце республики роль их постепенно падает.

 Сенат являлся органом  крупных рабовладельцев-землевладельцев  и играл в ряде отношений  первенствующую роль в управлении  Римом, в особенности в два  последних века республики. Сенаторы избирались сначала консулами, а с начала IV в. н. э. цензорами. Каждые пять лет список сенаторов пересматривался, причем цензор мог и не вносить прежних сенаторов на следующее пятилетие. Назначали заседания сената и председательствовали в них высшие магистраты — консулы, преторы, а затем, с середины IV в до н. э., и плебейские трибуны.

Законы, принятые центуриатными  и трибутными собраниями, а равно  плебисциты и произведенные центуриатными  собраниями выборы первоначально требовали  для своей действительности утверждения сената. Но в IV или III в. до н. э. последующее утверждение законов было заменено предварительным утверждением проекта, утверждение выборов было заменено предварительным утверждением списка кандидатов.

В области административной Сенат мог издавать общие распоряжения, касающиеся благоустройства, культа, общественной безопасности. Кроме того, являлось обычаем, что всякая важная мера до ее осуществления предлагалась на обсуждение сената, и последний имел возможность обеспечить соблюдение магистратом мнения сената.

В области финансовой. Сенат  составлял 5-летний бюджет внутренних государственных расходов и годичный бюджет военных расходов. Наряду с  этим от сената зависело разрешение сверх-бюджетных  расходов. Сенатом производилось  установление некоторых налогов и изыскание чрезвычайных источников доходов.

В области внешней политики. Объявление войны формально входит в компетенцию народного собрания. В области военного дела. Сенат  осуществляет распределение провинций  и армий между военачальниками.

Чрезвычайные меры.  1) делать распоряжения о назначении диктатора;

  1. предоставлять магистратам чрезвычайную и неограниченную власть.

Культ. Сенат ведает постройкой храмов, назначением религиозных церемоний, допущением культа новых богов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)