Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)
В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:
* Оставлять незастроенное место вокруг здания;
* Отступать от границ участка на определенное расстояние;
* Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку ;
Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле. Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью: разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка, а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его".
В условиях неразвитости товарн
Наиболее ярко раннерабовладельческое право отражалось в договорах самозаклада (nexum), при этом Законы XII таблиц не разделяют сделки самозаклада и отчуждения вещи, регулируя и те и другие общей статьей Законов. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи (в присутствии 5 свидетелей и весовщика), то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми".
В этой же форме
осуществлялись и договоры
Законы регламентировали
движение ссудного капитала, ограничивая
размеры взимаемых процентов
, наказывая ростовщичество
Деликты: Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего: личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов; обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).
При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона ("VIII.2. Кто причинит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое").
27 Вопрос.Преступления и наказания, суд и судебные процесс в Законах 12 Таблиц
Современное понимание уголовного преступления как социально опасного деяние в Законах XII таблиц распространяется только на преступления против Римской республики. Все прочие преступления рассматриваются в качестве деяний, наносящих вред отдельному гражданину Рима. Однако рассмотрение правонарушений с точки зрения жестокости наказания и современного уголовного права позволяет отнести к этой категории следующие преступления, карающиеся по Законам XII таблиц:
1. Кража, при поимке
с поличным, наказывалась телесным
наказанием и последующей
При этом совершение кражи в ночное время могло повлечь за собой убийство преступника на месте, при этом убивший освобождался от ответственности, однако, в случае, если совершающий кражу в дневное время защищается с оружием в руках, убийство его могло вызывать неприятные последствия для убийцы, ибо законы XII таблиц повелевали созывать народ для задержания преступника.
Вместе с тем, если вор не был пойман с поличным, на него лишь налагался штраф в двойном размере стоимости украденной вещи.
2.Потрава поля, преднамеренный поджог - карались смертью.
3.Лжесвидетельствование - каралось смертной казнью (сброс со скалы)
4.Хранение краденой вещи - штраф в размере тройной суммы стоимости вещи
5.Убийство, очевидно, также наказывалось смертной казнью
6.Коррупция. Уличенные в мздоимстве судьи и посредники подлежали смертной казни.
Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.
Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному (legis actio - совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом). Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.
Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицис. Первая стадия была строго формальной, вторая - характеризуется свободной процедурой.
В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в кассу понтификов в виде залога правоты (Малейшее нарушение формальной стороны процесса рассматривалось как вмешательство богов и влекло за собой проигрыш дела) Проигрыш дела вел к проигрышу залога и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.
Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало. Необходимо также отметить, что любое судебное разбирательство должно было закончиться в тот же день:
С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.
28 Вопрос. Институции Гая — памятник римского права классического периода. (117-180 г н э)
Из юристов II в. особое место занимает Gaius. Мы имеем очень скудные данные о его жизни и деятельности . При жизни Гай не пользовался известностью (на него не ссылаются юристы II и III вв). Но впоследствии его сочинения приобретают громкую известность: кодификация Юстиниана много взяла из его работ и называет его "noster Gaius". Из многочисленных сочинений Гая особую важность имеют институции — краткий учебник, курс лекций частного права, и процесса, составленный в середине II в. Кратко, ясно и систематично Гай излагает основные положения римского права, и его институции являются одним из главнейших источников познания римского классического права.
В условиях развития и обострения
классовых противоречий, регулярно
случались восстания рабов, приобретавшие
опасный массовый характер + рост гос-й
территории, развитие торговли -- все
это требовало серьезной
--необходимо было разрешать
вновь возникшие вопросы в
интересах господствующего
Гай делит право на -Гражданское, которое установили сами народы и -Естественное. «Все право которое мы пользуемся относится к лицам(1книга), вещам(2,3 кн.) или правовым действиям (4 кн.)» (обязательство - бестелесная вещь) - это одновременно и структура Институций. Гай выделял источники права -: законы, решения плебеев, постановления сената, указы императора,эдикты магистратов, а также к источнику относятся ответы различных юристов.
ГАЙ провел колоссальную
работу по упорядочиванию
Только после принятия уложения Феодосия в 426 г. положения Гая приобрели силу закона, и он стал одним из самых популярных и почитаемых законоведов и вошел в число пяти виднейших юристов, мнениями которых было предписано руководствоваться судьям в Римской Империи. Институции послужили основой для сочинений Юстиниана .
29 Вопрос. Правовой статус
физических лиц по Институциям
Гая и Дигестам Юстиниана
. Институты брачного и
Развитие гражданского оборота постепенно приводит к тому, что все большее число лиц становится субъектами частных прав. Среди паразитического класса рабовладельцев ослабляется правовое преимущество мужчины: женщина — и рабовладелец и эксплуататор — приобретает в ряде отношений такое же правовое положение, как мужчина. Перегрины в более широком объеме получают из ius commerciu (право совершать имущественные сделки и обладать имущественными правами, признававшимися римским правом: приобретать квиритскую собственность, заключать договоры), что является показателем усиления экономических связей Рима с провинциями. Тем самым сглаживаются различия в правовом положении отдельных категорий свободных людей. Но РИМ остается рабовладельческим государством, — и по-прежнему сохраняется пропасть между свободными и рабами
(Источники: плен, работорговля,
рождение от рабов, продажа
и самопродажа за долги,
Раб по-прежнему не является субъектом права. Римские юристы обозначали правовое положение человека термином "status" и говорили, что человек обладает трояким status:
а)status libertatis, определяющий принадлежность человека к свободным или к рабам,
б)status civitatis, определяющий принадлежность человека к римским гражданам или к перегринам,
в)status familiae, определяющий положение римского гражданина в семье, т. е. положение его как paterfamilias или как подвластного.
Изменение положения лица, связанное с умалением его правоспособности, обозначается термином capitas deminutio. Различаются:
а) capitas deminutio maxima — утрата человеком свободы, например, осуждение человека на смерть за преступление; в этом случае человек утрачивает все три статута;
б) capitas deminutio media— лишение человека гражданства, например, в случае изгнания человек сохраняет status libertatis, но теряет два других статуса
в) capitas deminutio minima— утрата
человеком своего положения в
семье (но с сохранением
Институции Гая : люди бывают
свободные; рабы; вольноотпущенные(не
могут стать римлянами).Раб
------------------------------
«Брак - союз мужа и жены, единение божественного и человеческого прав.»
Компоненты: естественное право, порождени и воспитание детей.
С развитием рабовладения в верхушке развитого рабовладельческого среди рабовладельцев, живущих исключительно трудом рабов, исчезают эти хозяйственные предпосылки мужней власти. Семья рабовладельцев перестает быть трудовым коллективом.
В этот же период появляется новая форма брака, характеризующаяся отсутствием власти мужа над женой. Вступая в брак, женщина уже не утрачивает своей свободы и своего имущества. Эта форма брака называется "браком без мужней власти" – sine manu. Он заключается на основании согласия брачующихся и согласия их родителей и сопровождается религиозными и иными церемониями. Со временем христианская церковь стала требовать обязательного церковного венчания.