Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История".

Файлы: 1 файл

1. Дискуссии о происхождении власти в Киевской Руси.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

5. Военная реформа.

Подготовку и проведение военной реформы в России осуществлял Милютин, ставший в 1861 военным министром. Он начал с облегчения службы солдата, добившись в 1863 уменьшения её срока до 15 лет, отмены телесных наказаний, введения обучения солдат грамоте, запрета на отдачу в солдаты за преступления.

Весь комплекс военных реформ включал  в себя следующее:

- сокращение численности армии,

- учреждение системы военных  округов, т.е. децентрализацию  военного управления в стране,

- отмену рекрутской системы  комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874).

Новый устав о воинской повинности вводил одинаковые для всех сословий условия службы в армии. При этом допускались льготы по семейному  положению.

Все годные к службе по состоянию  здоровья зачислялись в ряды новобранцев по жребию в порядке вытянутых номеров, пока не давали известного количества ежегодно устанавливаемой призывной квоты для каждого округа.

Военные преобразования, бесспорно, сделали  российскую армию более дееспособной, раскрепощенной и были нацелены на ликвидацию сословных ограничений. Недаром эту реформу называют одной из самых гуманных реформ 60-70 гг. XIX в.

6. Народного образования.

Важное место в ряду «великих»  реформ занимала реформа системы  народного образования. В 1860-1870-е  гг. произошел поворот в сторону развития и становления женского образования. В 1860 было принято Положение о женских училищах, которые могли создаваться во всех губернских городах и были аналогами мужских гимназий. Гораздо сложнее обстояло дело с получением женщинами высшего образования, так как в университеты они не допускались, поэтому было разрешено под контролем министерства народного просвещения создавать высшие женские курсы университетского типа.

Серьёзные изменения произошли  в системе начального и среднего мужского образования. Были приняты новые документы: Положение о начальных народных училищах (14 июля 1864) и Устав гимназий и прогимназий (19 ноября 1864). Тем самым государственно-церковная монополия на просвещение и учебные заведения утратила свою силу. Теперь с соответствующего разрешения органов министерства наросного просвещения создавать учебные заведения могли земства, общественные организации, а также частные лица. В этих документах также закладывались основы деления средней школы на классическую (гуманитарную) и реальную (техническую).

Изменения произошли и в системе  высшего образования. Так, 18 июня 1863 был утвержден новый университетский  устав, дававший высшим учебным заведениям значительную автономность. Существенное внимание в этом документе было уделено выборному началу: все вакансии заполнялись путем выборов, в том числе профессорские. Демократические традиции, исходившие из университетской среды, стали важным фактором общественной жизни России.

Вывод: реформы 60-70 гг. серьезная веха в переходе от феодального общества к капиталистическому. Отмена крепостного права – толчок для других реформ. Минусы: не решен аграрный вопрос, реформы не затронули основ самодержавия. Плюсы: революция «сверху», авторитет власти монарха вырос.

В марте 1881 Александра убили.

 

20. Общественно-политическое  движение второй половины XIX века: идеи, течения, деятели.

   Проводимые в России реформы 1860-1870-х гг., несмотря на их значимость, были ограниченны и противоречивы, что способствовало усилению идейно-политической борьбы и привело к окончательному оформлению трех направлений в общественном движении: революционного, либерального, консервативного.

Консерватизм как общественной идейно-политическое течение отстаивал сохранение и незыблемость традиционных основ и устоев в обществе. Сторонники консерватизма стоили на страже самодержавия, которое, по их мнению, являлось важнейшим стержнем государства, ратовали за свертывание реформ и проведение контрреформ, сохранение помещичьего землевладения. Идеологами консерваторов были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков, В.П.Мещерский и др.

Оплотом и одновременно сферой распространения  консерватизма считались чиновно-бюрократический  государственный аппарат, церковь, значительная часть периодической  печати. Консервативный традиционализм признавался официальной идеологией России до 1917.

Либерализм как общественно политическое течение возник прежде всего в среде интеллигенции, которая выступала за введение конституционных начал в политико-правовую систему, демократические свободы и продолжение реформ. Либералы были противниками революции и отстаивали эволюционный путь развития страны, поэтому они были готовы к сотрудничеству и компромиссам с самодержавием. Их деятельность в основном состояла в подаче на имя императора «всеподданнейших адресов» - ходатайств с предложениями программ возможных преобразований в работе земских учреждений и т.п.

Либеральное общественное движение было достаточно аморфно, не имело какой-либо устойчивой организационной структуры. Между его различными группами существовали серьезные разногласия. Печатным органом западнических либералов был влиятельный журнал «Вестник Европы», которым руководил Стасюлевич.

Представители славянофильского либерализма  группировались вокруг журнала «Русская беседа», во главе которого стоял Кошелев. В конце 1870-х гг. земские либералы (Петрункевич и Муромцев) выдвинули идею учреждения в России земского представительства при верховной власти. В значительной степени это было связано с тем, что в конце царствования Александра II ключевые посты в исполнительной власти занял М.Т.Лорис-Меликов. Основу программы его деятельности составляла идея сотрудничества с либеральными кругами общества, перевод их из оппозиции в лагерь союзников по борьбе с революционным движением.

Самыми активными в общественном движении были представители революционного направления, которые стремились к коренному переустройству общества, преимущественно насильственным путем. Идейной основой этого служила теория особого, некапиталистического развития России путем общинного социализма, идеологами которого были Герцен и Чернышевский. Они критиковали капитализм и предполагали, что ячейкой будущего социалистического общества должна стать крестьянская община. Эти теоретические воззрения повлияли на формирование нового радикального течения – народничества.

Пути достижения нового справедливого  общества были сформулированы другими  идеологами революционного народничества, заложившими основы трех идейных  течений:

- бунтарского (анархистского). Его  идеолог Бакунин (1814 – 1874) считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и поэтому его надо поднять на революцию, которая должна уничтожить государство и создать вместо него федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций.

- пропагандистского. Его основатель  Лавров (1823 – 1900) утверждал, что народ не готов к революции, поэтому главное внимание он уделял длительной пропаганде социалистических идей и считал, что «разбудить» крестьянство должна передовая часть российской интеллигенции.

- заговорщического. Теоретик этого  течения Ткачев (1844 – 1885) в своих воззрениях о возможной революции в России делал акцент на заговор с целью государственного переворота силами профессиональных революционеров. Захват власти, по его мнению, должен быстро вовлечь народ в социалистическое переустройство.

На долгие годы второй половины XIX – начала XX в. эта утопическая теория народнического социализма стала теоретическим и программным базисом для многих радикально-революционных течений и политических партий.

С 1861 г. до середины 1870-х гг. происходило формирование народнической идеологии и создание тайных революционных кружков.

Это возникло как результат неудовлетворённости  крестьянской реформой 1861. Первой тайной организацией стала «Земля и воля» (1861 – 1864), создателями и руководителями которой были Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.А.Слепцов, Н.Н.Обручев, Н.И.Утин и др. Они поддерживали связи с редакцией газеты Герцена и Огарева «Колокол», с комитетом русских офицеров в Польше, создали ряд местных организаций в Москве, Петербурге, Казани, выпускали революционные прокламации. В 1864 «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.

С середины 1860-х гг. начали появляться и другие тайные кружки. В 1863 – 1866 действовал кружок Н.А.Ишутина и И.А.Худякова, член которого Д.Каракозов в апреле 1866 совершил покушение на Александра II. Тайную организацию «Народная расправа» в 1869 создал С.Г.Нечаев, использовавший провокационные методы в своей революционной деятельности, что привело к убийству студента И.Иванова, заподозренного в предательстве.

Крупной народнической организацией считался кружок под названием «чайковцы» (руководители М.А.Натансон, Н.В.Чайковский, С.Л.Перовская и др.), представители которого выступили инициаторами «хождения в народ».

Активная борьба народников с самодержавной  системой началась в середине 1870-х гг. В 1874 – 1876 на основе идей теоретиков народничества многие молодые разночинцы организовали «хождение в народ» с целью просвещения и пропаганды революционных идей. Но закончилось это крахом: крестьяне не поняли их благородных порывов.

В 1876 была образована новая тайная организация «Земля и воля». В  её программе предусматривались  свержение самодержавия революционным  путем, передача всей земли крестьянам и введение мирского самоуправления. Во главе организации стояли Г.В.Плеханов, А.Д.Михайлов, С.М.Кравчинский, Н.А.Морозов, В.Н.Фигнер и др. при участии «Земли и воли» в 1876 в Петербурге на площади перед казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация, где выступил Г.В.Плеханов. В 1877 многие землевольцы предприняли второе «хождение в народ». Они селились в деревнях на более длительный срок в качестве мастеровых, врачей, учителей. Но их пропаганда также не давала желаемых результатов. Часть народников стала склоняться к террористической борьбе. В.И.Засулич в мае 1878 совершил покушение на петербургского градоначальника Трепова, а С.М.Кравчинский в августе того же года убил шефа жандармов Мезенцева.

Внутри «Земли и воли» определились два направления. Представители  первого направления («политики»), разочаровавшись в пропаганде, выступали за применение террора в качестве основного метода борьбы, а представители второго («деревенщики») – за продолжение работы в деревне. В августе 1879 на съезде «Земли и воли» произошел раскол на две самостоятельные организации:

«Черный передел» (1879 – 1881), лидерами которого остались Плеханов, Засулич, Дейч, Аксерольд, продолжавшие стоять на платформе мирной пропаганды народнических  идей в деревне,

«Народная воля» (1879 – 1881), во главе  которой встали Желябов, Перовская, морозов, Фигнер и др. Её члены, разочаровавшись в революционных возможностях крестьянства, сделали ставку на борьбу с царским правительством при помощи террора, пытаясь создать в стране политический кризис. Члены «Народной воли» организовали несколько покушений на Александра II. 1 марта 1881 от взрыва бомбы на набережной Екатерининского канала в Петербурге царь погиб. Длительная борьба, которую вела «Народная воля», завершилась цареубийством, но революционного взрыва не последовало. Народ остался инертен, усилились полицейские репрессии, и подавляющая часть революционных народников была разгромлена.

 

21. Контрреформы Александра III. Личность императора.

Период царствования Александра III (1881 – 1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ.

Александр III, император всероссийский, второй сын императора Александра II  и императрицы Марии Александровны. Родился 26 февраля 1845 года в Аничковом дворце в Петербурге. До смерти своего старшего брата, цесаревича Николая, т. е. до двадцатилетнего возраста, Александр не был наследником престола и воспитывался не как будущий император, а как великий князь, предназначавшийся, главным образом, для военной карьеры. Главным воспитателем его был генерал-адъютант Б. А. Перовский, а образованием его заведовал профессор Московского университета, известный экономист Чивилев, рекомендованный графом С. Г. Строгановым, который был в это время главным воспитателем цесаревича Николая. Из учителей раннего периода наиболее выдающимся был академик Я.К. Грот, преподававший обоим братьям с 1853 года русский и немецкий языки, историю и географию. В конце образовательного курса Александру были сообщены начала юридических и политических наук приглашенными для этого профессорами Петербургского и Московского университетов, в числе которых был и К. П. Победоносцев, сыгравший впоследствии столь важную роль в царствовании Александра. В 1861 году ему преподавал курс тактики и военной истории М. И. Драгомиров, будучи еще молодым капитаном. Кроме того, в 1865 и 66 годах Александру Александровичу был прочитан известным историком С. М. Соловьевым  курс русской истории. 12 апреля 1865 года скончался в Ницце цесаревич Николай Александрович, и великий князь Александр объявлен был наследником русского престола. Цесаревич Николай умер женихом принцессы Дагмары, дочери датского короля Христиана IX, с которой через 1 1/2 года—28 октября 1866 года – вступил в брак цесаревич Александр Александрович. От этого брака родились: сыновья – Николай, Георгий (умер в 1899 г.), Михаил  и дочери – Ксения    и Ольга. В 1868 году во время сильного неурожая в разных губерниях (в особенности в Смоленской) Александр был назначен председателем особого комитета по сбору и распределению пособий голодающим. В бытность наследником престола он участвовал в заседаниях государственного совета и комитета министров, был атаманом казачьих войск и канцлером Гельсингфорсского университета; действительную службу в войсках он проходил в Петербурге вплоть до командования гвардейским корпусом, а в 1877 году ему привелось принять участие в русско-турецкой войне, в качестве командира отдельного сорокатысячного рущукского отряда, задача которого состояла в задержании движения турецких войск, расположенных в крепостях Шумле и Силистрии, и в охране тыла действующей армии. По окончании войны Александр командовал в Петербурге гвардейским корпусом и принимал участие в заседаниях высших государственных учреждений и тех особых комитетов и совещаний, которые созывались императором Александром II в конце его царствования для обсуждения мер борьбы с революционным движением. Наследник жил со своей семьей в Аничковом дворце довольно замкнутой семейной жизнью; он любил заниматься историей, собиранием исторических памятников, особенно связанных с патриотическими воспоминаниями, и изучением русской художественной старины. Он стоял во главе императорского исторического общества, основанного при ближайшем его участии. Столь же охотно он занимался музыкой и участвовал в домашних концертах, играя на валторне и на «басу». В глазах широких кругов общества он пользовался репутацией примерного семьянина и человека с гуманными и либеральными взглядами. На самом деле политические его взгляды были глубоко консервативные, что ярко сказалось в совещаниях о борьбе с революционным движением и о направлении внутренней политики в 1880 году.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"