Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История".

Файлы: 1 файл

1. Дискуссии о происхождении власти в Киевской Руси.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

Решающую роль в разработке основ  контрреформ и их последующей  практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827 – 1907). Он призывал к пересмотру реформ предыдущего царствования, отстаивал славянофильскую идею о народном характере самодержавия. Другим идеологом контрреформ был М.Н.Катков, близкий по духу и воззрениям Победоносцеву. Их взгляды оказали решающее влияние как на формулирование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.

Партия контрреформ опиралась  на определенные идеологические принципы, разработала реальную программу  самобытного развития России, старалась  реализовать её и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном  аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.

В хронологическом порядке комплекс контрреформаторских мер был  осуществлен в приведенной ниже последовательности.

- 29 апреля 1881 издан манифест «О незыблемости самодержавия»;

- 14 августа 1881 был принят специальный  Закон «Положение о мерах к  охранению государственного порядка  и общественного спокойствия». Он  принимался сроком на три года  как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением, но постоянно продлялся вплоть до 1917. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводился политический сыск и поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам;

- 27 августа 1882  вступили в  действие новые «Временные правила  о печати», усилившие репрессивные  меры в этой сфере. Теперь  любое периодическое издание  могло быть закрыто навсегда, если его деятельность признавалась  вредной для общества по решению  четырех министров (народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер-прокурора Святейшего синода). Например, таким образом было прекращено издание с января 1884 известного журнала либерального направления «Отечественные записки».

- 23 августа 1884 был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов. Значительно сократились права ученых советов. Назначение ректоров и замещение профессорских вакансий отныне должно было осуществляться министром народного просвещения. Была усилена роль попечителя учебного округа, который получил возможность широко вмешиваться в работу университетов, выполняя контролирующие функции. Согласно новому уставу ликвидировался университетский суд и увеличивалась плата за обучение студентов с 50 до 100 рублей в год.

- 18 декабря 1886 Д.А.Толстой представил  Александру III доклад, в котором излагалась программа пересмотра реформ, проведенных в царствование Александра II. Она состояла из шести пунктов и включала в себя создание административных органов управления крестьянскими делами; сведение до минимума роли общественного самоуправления земских и городских учреждений; усиление власти министра внутренних дел по надзору за земскими, городскими и крестьянскими учреждениями; ограничение выборного начала при замещении должностей местного самоуправления и замену его системой правительственного назначения; предоставление больших полномочий дворянству в делах местного самоуправления и передачу дел по маловажным поступкам от судебных установлений в ведение учреждений, находящихся в непосредственной связи с административной властью.

- Царь одобрил эту программу.  Первым результатом её реализации  стало введение 12 июля 1889 института  земских участковых начальников.  В губерниях создавались земские  участки (по 4-5 в каждом уезде) во главе с земскими начальниками, которые должны были заменить мировых посредников (там, где они сохранились), уездные присутствия по крестьянским делам и мировых судей. Дела, решавшиеся в мировых судах, теперь должны были рассматриваться самими земскими начальниками или в волостных судах, находившихся в их подчинении. Кроме того, земские участковые начальники обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определённый возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами.

- Следующим шагом в ограничении  сферы земской деятельности стал  Закон от 12 июня 1890, утвердившей новое  положение о губернских и уездных  земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиций дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Все выборщики уезда по закону делились на три разряда: крестьяне; дворяне, независимо от места владения имуществом в деревне или городе; прочие сельские и городские сословия. Ценз в большинстве уездов был понижен, в том числе и для дворян, а из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. Право на участие в выборах теперь давали или земля, или недвижимое имущество на сумму не менее 15 тысяч рублей. Многие мелкие собственники лишались права участвовать в земских делах. К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2% гласных в уездах и 89,5% в губернских земских собраниях. Но это, как ни странно не смогло уменьшить, как рассчитывала верховная власть, оппозиционность земств по отношению к самодержавию, в органы самоуправления чаще всего приходили люди либеральных взглядов.

- Принятие Положения о земствах  повлекло за собой утверждение  11 июня 1892 нового Городового положения.  Оно предусматривало значительное  ограничение круга городских избирателей  в пользу наиболее состоятельной части населения. Налоговый ценз был заменен имущественным, что уменьшило число лиц, допущенных к выбором. Мелкие и средние налогоплательщики лишались избирательных прав.

Сторонники контрреформ пытались также серьёзно изменить и судебные уставы 1864. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).

Важным элементом контрреформаторской политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне.

- 18 марта 1886 правительство издало  закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Предел разрешался, если за него проголосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.

[- 1 июня 1882 был принят закон, запрещавший труд малолетних детей на фабриках, а для подростков от 12 до 15 лет устанавливался 8-часовой рабочий день

- В этом же году при министерстве финансов была образована фабричная инспекция как орган надзора за соблюдением фабричного законодательства.

- 3 июня 1886 новый закон, подписанный  царем, устанавливал правила найма  и увольнения рабочих, условия  оплаты труда. Одновременно в нем предусматривался целый ряд карательных мер за участие в стачках, отказ от работы и угрозы в адрес администрации.

- Другой важной реформой стала  отмена в 1882 – 1886 подушной подати, этого исторически краеугольного  камня российского налогообложения. ]

В целом политика Александра III и его окружения объективно не могла вернуть Россию  к дореформенному устройству, удалось лишь восстановить несколько утраченное дворянством сословное первенство в различных сферах жизнедеятельности общества, ограничить земско-либеральные выборные начала и укрепить неограниченную власть самодержавия.

 

22. Формирование структур  и отношений гражданского общества  в России во второй половине XIX – начале XX вв.

Совокупность отношений внутри общества. Гражданские структуры. Земства, общественные организации (благотворительные, СМИ). Большое количество противоречий. До 1906 – партии нелегальны. Не завершено.

 

23. Либерал М.Т.Лорис-Меликов  и консерватор К.П.Победоносцев: политические программы, деятельность  и её влияние на общественную жизнь страны.

Лорис-Меликов, Михаил Тариелович, граф — русский генерал и государственный деятель (1825 — 1888), по происхождению армянин. Учился в Лазаревском институте восточных языков, потом в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров.

Служа на Кавказе, выделился во время восточной войны 1853 — 1856 годов; в 1852 г. назначен начальником Терской области. В войну с Турцией 1877 — 1878 годов Лорис-Меликов, в чине генерала от кавалерии и звании генерал-адъютанта, командовал отдельным корпусом на турецкой границе; взял штурмом Ардаган, потом Карс и начал осаду Эрзерума; сумел даже во время военных действий на турецкой территории убедить местное население принимать русские кредитные бумажки, на которые и вел всю войну, чем сэкономил значительную сумму. По заключении мира получил титул графа (1878).

В январе 1879 г., в видах борьбы с  чумою, появившеюся в Ветлянке, назначен временным астраханским, саратовским  и самарским генерал-губернатором. Благодаря его энергичным мерам  чума не получила распространения.

В апреле 1879 г. Лорис-Меликов назначен харьковским генерал-губернатором. Здесь он старался действовать не только репрессивными мерами, но и  уступками общественному мнению.

После взрыва в Зимнем дворце назначен (12 февраля 1880 г.) главным начальником Верховной распорядительной комиссии, учрежденной для борьбы с крамолой. Начальнику комиссии были даны чрезвычайные полномочия: ему были подчинены все высшие учреждения в государстве, в том числе 3-е отделение Собственной Его Величества канцелярии и корпус жандармов. Таким образом, Лорис-Меликов явился как бы диктатором (диктатура сердца). Он обратился к жителям столицы с особым воззванием, в котором, обещая действовать против крамолы без послаблений, в то же время заявлял, что главную силу, могущую содействовать возобновлению правильности течения государственной жизни, он видит в поддержке общества.

20 февраля на жизнь Лорис-Меликова  совершено неудачное покушение  Молодецким, который, несмотря на  личное ходатайство перед Лорис-Меликовым  В. Гаршина, был в 24 часа казнен по приговору военного суда.

 В апреле 1880 г. Лорис-Меликов  настоял на увольнении особенно  ненавистного обществу министра  народного просвещения Д. Толстого. Были освобождены довольно многие лица из административной ссылки, хотя в то же время аресты и ссылки не прекращались. Режим печати стал несколько свободнее. Временное затишье в деятельности революционной партии создало иллюзию, что Верховная распорядительная комиссия сделала свое дело, и 6 августа она была закрыта. Одновременно упразднено 3-е отделение, но заменено департаментом полиции, в составе министерства внутренних дел. Корпус жандармов тоже подчинен министерству внутренних дел. Лорис-Меликов занял пост министра внутренних дел (1880 – 1881).

В качестве министра Лорис-Меликов  продолжал прежнюю политику, заключавшуюся в некотором ослаблении гнета цензуры, в подготовлении мер, имевших в виду улучшение экономического положения народа, в сочувственном отношении к органам самоуправления. Он проектировал понижение выкупных платежей, содействие крестьянам в покупке земли, облегчение условий переселения; успел провести отмену соляного налога. В видах выяснения народных нужд были предприняты сенаторские ревизии. Материал, собранный ревизиями, и свои проекты, Лорис-Меликов предполагал передать на рассмотрение особой комиссии, в состав которой должны были войти, кроме чиновников, выборные от губернских земств и некоторых городских дум. Этот план впоследствии стал известен под именем конституции Лорис-Меликова, хотя конституцией он не был, так как участие общественных деятелей допускалось лишь для вполне определенной задачи и только с совещательным голосом. Убедив в этом императора Александра II, Лорис-Меликов добился 17 февраля 1881 г. согласия на этот план, исполнение которого, по позднейшему признанию Кравчинского и многих других революционеров, могло бы предотвратить катастрофу 1 марта; но он держался в строгой тайне, и обществу известен не был.

 Убийство императора Александра II оказалось роковым для проекта  Лорис-Меликова и для его карьеры.  На заседании во дворце, где Победоносцев разоблачал конституционные стремления Лорис-Меликова, его проект был отвергнут императором Александром III.

 Несмотря на усиленные репрессии,  между прочим и против печати, принятые после 1 марта, Лорис-Меликов  в консервативных кругах считался носителем идеи либерализма и виновником катастрофы 1 марта.

29 апреля был опубликован манифест  о верности началам самодержавия, написанный Победоносцевым, и 7 мая  Лорис-Меликов вышел в отставку, вместе с Д. Милютиным и Абазой. Это было концом относительно либерального периода и началом долгого периода крайней реакции. Последние годы жизни Лорис-Меликов провел за границей и умер в Ницце. Напечатал: «О кавказских правителях с 1776 г. до конца XVIII столетия, по делам ставропольского архива» («Русский Архив», 1873); «Записка о Хаджи-Мурате» («Русская Старина», 1881, т. XXX); «О судоходстве на Кубани» («Новое Время», 1882); «Записка о состоянии Терской области» («Русская Старина», 1889, № 8).

 

Победоносцев (Константин Петрович) — известный юрист и государственный деятель, ДТС, статс-секретарь, родился в Москве в 1827 г. По окончании курса в училище правоведения (1846) поступил на службу в Московские департаменты Сената.

В 1860-65 – профессор кафедры гражданского права Московского университета. Автор исторических и юридических трудов («Курс гражданского права», «Исторические исследования и статьи»).

Обладая огромной эрудицией, тяготел  в то же время к фактографичности, избегал оценок и обобщений. Активно  участвовал в подготовке судебной реформы 1864 как публицист и член комиссии по выработке проекта судебных уставов.

С 1861 преподавал законоведение в  царской семье; был наставником  ряда великих князей, в том числе  будущих императоров Александра III и Николая II. В 1863 г. сопровождал  покойного наследника цесаревича Николая Александровича в его путешествии по России, которое описал в книге: «Письма о путешествии наследника-цесаревича по России от Петербурга до Крыма» (Санкт-Петербург, 1864).

 В 1865 г. Победоносцев назначен  членом консультации Министерства юстиции, в 1868 г. — сенатором, в 1872 г. — членом Государственного совета, в 1880 г. — обер-прокурором Святейшего Синода; эту должность он занимал до 1905. Состоит почетным членом университетов Московского, Петербургского, св. Владимира, Казанского и Юрьевского, а также членом французской академии. Разносторонняя и не прекращающаяся до последнего времени, учено-литературная и публицистическая деятельность Победоносцева дает возможность выяснить во всех деталях мировоззрение этого государственного человека, принимавшего за последние 20 лет выдающееся участие в высшем государственном управлении.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"