Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 13:56, шпаргалка
1. Смысл исторического познания и его функции. Методология
исторической науки.
а) Познавательная – изучая историю, личность расширяет границы знаний об
истории различных стран и народов; б) политическая – история, как наука
выявляет закономерности развития общества, помогает вырабатывать политический
курс; в) Мировоззренческая – история повествует о выдающихся событиях
прошлого, способствует формированию взглядов на мир, на общество, на законы
развития; г) Воспитательная – знание истории своего народа и своей страны
воспитывает чувство патриотизма.
13. Гос-во караханидов
На Тянь-Шане в 10–12 вв. достиг своего эк. могущества и культ. расцвета Караханидский каганат. (династия Афрасиаба) Первые караханиды завоевали большую часть восточного Туркестана, Центр. Т-Ш, 7 речье и Фергану. Столицей кагана стал город Баласагын (близ Бураны). С самого начала владельцы мелких уделов группировались вокруг двух ветвей династии караханидов: Потомков Хасана Богра-Хана и потомков Али ибн-Сулеймана. Вначале полит. преобладание было за семьей Алидов, которые владели территорией от кашгара до Амударьи. Уделы хасанидов были севернее, со временем Хасаниды стали теснить Алидов и в 1025–1027 гг. главой караханидов считался уже потомок Хасана – Юсуф Кыдыр-Хан. В 40-х гг. неожиданно возвысилсятамгач-хан Ибрахим ибн Наср. Он был выдающимся гос. деятелем. Во внешней политике он совершенно не считался с интересами хасанидов и воспользовавшись очередной смутой среди потомков Хасана он отнял у них земли Илак, Шаш и Фергану. При нем гос-во караханидов практически распалось на 2 самост-х каганата: Восточный (баласагун-Кашгар) и Западный (Узгенд-Самарканд). Ибрахим был популярен в народе, т. к. старался прекратить междоусобицы от которых страдал простой люд, искореняя разбой. После 1067 г.его смерти его сыновья начали междоусобную борьбу за власть, этим воспользовался глава восточных караханидов Тогрул Кара-хан и в 1070 г.вернул свои прежние земли Фергане и Шаше. По мирному договору граница м/у обоими гос-ми проходила по Сырдарье. В конце 11 в. оба кар-ких гос-ва переживали кризис, внук Ибрахима Ахмед ввязался в борьбу с мусульманским духовенством и вождями кочевых племен, те обратились за помощью к тюркам – сельджукам и их султан (Мелик-шах) в 1089 г. со своей армией занял Бухару, Самарканд и Узгенд. Гарнизон Самарканда состоявший из представителей племен чигиль поднял восстание против сельджуков. Восставших поддерживал брат верховного владыки восточных караханидов Якуб тегин. М/у чигилями и Якуб тегином начались раздоры. В 1102 г. Один из Караханидов, владевших Бал. и Таласом, Кадыр-хан Джебраил совершил поход в Мавериннахр и дошел до Амударьи. Здесь он был разбит. Караханиды стали вассалами Сельджуков, но сохранили полную самост-ть во внутренних делах. Караханидский каганат просуществовал около 200 лет
14. Махмуд Кашгари и его научный трактат «Словарь тюркских наречий»
Среди деятелей науки видное место занимает выходец из тюрк. среды ученый-тюрколог Махмуд ал-Кашгари из рода караханидских каганов. Еще в юности будущи ученым исходил многие земли тюркских народов, изучая особенности их языка, стихи, придания, песни, пословицы и т.д. Махмуд учился в Кашгаре и Багдаде. В 1072–1074 гг. он написал книгу «Дивану луга тат – тюрк» («Словарь тюркских наречий»). запечатлевший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в XI в., впитавшее в себя все предшествующее наследие предков. В ней содержится множ-во свед-ий о народах средневек-го Тянь-Шаня. К своему труду ученый приложил круглую карту мира. Карта Махмуда отражала в центре тюркский мир с городами Баласагун, Кашгар, Исфиджаб, оз. Иссык-Куль.
Лингвист, тюрколог, картограф, много странствовавший по разным городам, степям и горам, составитель первой многоцветной географ. Карты мира и Центр. Азии, где были
четко отмечены высокие горы К., оз. Иссык-Куль и г. Барскан, который он назвал столицей мира. Его карта дала много разных сведений о древних народах, городах и государствах. Данные картографического наследия своей уникальностью удивили много разных ученых из Европы. Махмуд Кашгари оставил в наследство главное свое творение – тюркский словарь, не только для тюркских народов, но и для всего человечества. В его словарь вошли старинные слова, пословицы, поговорки, поэтически строки, которые использовали в разговоре воины, крестьяне, торговцы и земледельцы. Эти слова и выражения сохранены и употребляются в разговоре на бытовом уровне и сегодня. Кашгари был и остался врачевателем души посредством слова. Словарь Кашгари как сокровенное сказание стал монументальным творением для тюркского мира, куда вошло около 9т. Слов. Гораздо позднее, самые первые серебряные монеты были найдены именно в Барскауне, откуда родом Кашгари. Возможно, поэтому его иногда называют Барскани. В конце 20в. Его имя с новой силой загорелось на небосклоне человечества.
15. Жусуп Баласагуни (1018–1070)
Жусуп баласагуни был мудрым знатоком человеческой души, философом, ученым энциклопедистом, выдающимся поэтом, владевшим всеми тонкостями арабской и персидской поэзии, а также тюркского фольклора. Родился он в Баласагуне, который находится на берегу реки Чу, неподалеку от нынешнего города Токмок. Он написал в 1069 г. поэму «Кушадгу Билик» (благодатное знание) и преподнес ее в дар правителю Богра-хану, за что был пожалован выс. придворным чином «хаз хаджиб». Поэма состоит из 13т. строк. где в блестящей поэтической форме изложил принципы древней восточной педагогики. Они и сейчас могут стать надежным ориентиром при воспитании детей – суть их проверена веками. Смотри, чтоб без дела твой сын не сидел, – Бесцельна вся жизнь у сидящих без дел И ежели к детям был строг человек, Его осмеять не посмеют вовек. «Основа сей книги – пишет Баласагуни, – несколько непереходящих ценных сутей: первая – справедливость, вторая – счастье, третья – разум, четвертая-непритязательность.» И действительно 9 веков оказались не властны над его творением. Вместе с тем «Благодатное Знание» – это, прежде всего вдохновенное поэтическое произведение, имеющее не переходящую эстетическую ценность, поистине являющееся сокровищницей мировой культуры. Это сплав мыслей и чувств, сплав житейской философской морали, а если быть точнее, то это своего рода духовный кодекс для каждого человека, независимо от его пола, национальности и вероисповедания. Одним словом, данную поэму можно назвать книгой мудрости. Ю.Б. в хорошо рифм-ых стихах изложил свое понимание справед-го государя и гос-ва, где все могут счастливо. Стихи и поэмы были очень популярными. Они становились народ-ми пословицами и поговорками.
16. Архитектура К-на в 7–14 вв.
На территории современного К-на сохранилось не очень много архитектурных памятников средневековья. Но судя по тем, которые дошли до нас, можно сказать, что их было не мало. Прежде всего это религиозные сооружения в городах – минареты, мечети, мавзолеи и т.д. Свидетельство тому сведения о них в письменных исторических памятниках, а также остатки некогда величественных архитектурных сооружений, археологические находки и т.д. Среди сохранившихся архитектурных памятников К. сегодня значительный интерес представляют башня Буран, Узгенский архитектурный комплекс, мавзолей Шах-Фазиля, гумбез Манаса и др. Одним из самых ярких образцов средневековых минаретов в К. по праву считаются башня Бурана и Узгенский минарет. Они построены в период правления династии караханидов (10–12 вв.) с разницей примерно 100 лет. Башня Бурана – это минарет 11 в. Расположена в 15 км. Южнее современного г. Токмок, на территории древнего Буранинского городища. Название башни происходит от неправильного употребления арабского слова «монара» – минарет. Башня полностью возведена из жженного кирпича, состоит из подиума, восьмигранного цоколя и самого ствола башни. В центре подиума выложена вторая его ступень и в нее вписано основание цоколя башни, продолжением цоколя является конический ствол минарета, сужающийся кверху. На высоте 14 м. в башне имеется световое окно. Узгенский минарет входит в состав узгенского архитектурного комплекса, имеющего всемирное значение, построенный в 11 в. Минарет дошел до нас в своем первозданном виде. Как и башня Бурана он состоит из квадратного подиума., восьмигранного цоколя. Завершает конструкцию минарета – фонарь. Мавзолей Шах-Фазиль расположен на древнем мусульманском кладбище в с. Гулистан в 15 км. от районного центра Ала-Бука. Это приземистый, квадратной формы, на углах имел колонны или вертикальные ленты фигурной кладки из кирпича, по верху шел орнаментированный фриз с надписью. Центральный проем был завершен стрельчатой аркой, купол мавзолея был двухступенчатый и завершался фонарем с арочными окнами и куполом.
энеолит бронзовый древнеферганский государство
17. Государство кыргызов на Енисее
Раннесредневековое население среднего течения Енисея называлось в арабских и персидских источниках «хыргыз», а в согдийских текстах употреблялось как «кыргыз». Последний термин был точной передачей самоназвания народа. Во главе гос-ва, в VI–VII вв которое называлось Кыргыз, был правитель с титулом ажо. Символом его власти был конический головной убор с золотым ободком и знамя, водруженное у дворца. Гос. чиновники делились на 6 разрядов. Во главе войск стояли двадцать высших чиновников, имевших ранг министров. Сбором налогов, связями с др. гос-ми, судом и финансами заведовало 15 делопроизводителей. Отд. племена кыргызов возглавляли феодалы с титулами «эльтебер» или «тархан». Население государства составляло до полумиллиона человек, не считая зависимых племен, которые жили в горно-таежных местностях и платили кыргызам дань пушнинойГо-во Кыргыз распологало значительными по тем временам вооруженными силами в 80 тыс строевого войска. В основном это была конница вооруженная копьями, луками и саблями. Население вело комплексное хозяйство: земледелие, скотоводство, горнорудный промысел, охота и рыболовство. Кыргызы не были изолированными от развитых цивилизаций. Богатства кыргызов привлекали иноземных купцов, поэтому от трассы великого Шелкового Пути, было расположено ответвление в гос-во Кыргыз. Внешне Енисейские кыргызы были европиодные – с рыжими волосами, румяным лицом и голубыми глазами. Жили большими патриархальными семьями. Многоженство было обычным явлением. За невесту выплачивали калым скотом. Одежду шили из привозных тканей, а также из собольего и рысьего меха, бедные носили одежду из овчины. Головным убором только знати были высокие войлочные белые колпаки с загнутыми вверх полями. Кыргызы сжигали покойных, а пепел хоронили, над могилой сооружали большие насыпи. окруженные вкопанными вертикально каменными стенами («чаа-тас» – камень войны). Кыргызы были язычниками. Верховными божествами считалась божественная чета – Тенгри и Умай. Енисейские кыргызы не считали себя потомками волчицы. В их генеалогическом предании повествуется, что предок кыргызов был сотворен в пещере между «коровой» и каким-то божеством. В 6–7 вв политическая история кыргызов характеризуется постоянной борьбой за независимость. В 554–555 гг.земли по Енисею зах. МИухан-каган. После падения Тюркского каганата в 630г. кыргызы обрели долгожданную свободу, но не долго. В это время окрепли предки кыпчаков – племена сиров. В июне 646г сиры были разгромлены уйгурами и с этого времени началось усиления гос-ва Кыргыз.
Искусство древних кыргызов отражено на древних пластинах, найденных в одной из могил. Они были сплошь покрыты многофигурными рисунками. Жилища древних кыргызов были трёх типов: юрты, срубные дома с двускатной крышей, каркасные шестиугольные постройки. Покойных сжигали, а пепел хоронили в грунтовых ямах, под каменными выкладками и в обширных родовых усыпальницах-склепах.
18. Барсбек – каган енисейских кыргызов
В конце VII в., когда образовался Второй тюрский каганат, во главе антитюркских сил стало государство Кыргыз, которым правил ажо Барс-бег. Это был выдающийся политический деятель своего времени, происходил из древней правящей кыргызской династии с редким титулом – Умай-бег. Очень рано остался без отца. Яркой личностью он стал благодаря своему упорству В конце VII в. Барс-бег, накопив силы кыргызов, принял титул кагана с тронным именем Ынанчу Алп Бильге, бросив тем самым открытый вызов Второму тюрскому каганату во главе с Капаган-каганом. Каган тюрок решил покончить с кыргызской опасностью и предпринял ряд походов на Енисей. Первый из них, который возглавил принц Бильге, закончился неудачно. Войска подошли к границам кыргызов, но были ими остановлены. Капаган признал Барс-бега каганом и отдал ему в жены свою племянницу. В начале VIII в. Барс-бег проводит активную антитюркскую внешнюю политику. К 710 г. ему удалось создать мощную антитюркскую коалицию, в которую кроме кыргызов вошли империя Тан и Тюргешский каганат. Тюрки преодолели Саянский хребет зимой 710–711 ггобрушились на лагерь к-в.В битве при черни Сунга Барс-бег пал. По величине Барсбек – это историческая личность, которая по суждениям известных историков олицетворяет образ Манаса Великодушного. Народ помнит его имя. а значит он бессмертен.
20. Чингиз-хан и кыргызы. Завоевание монголами Средней Азии
Громким именем-титулом «Чингисхан» кочевой «потрясатель мира» завладел уже в преклонных годах. Настоящее его имя – Темучин (г.р. 1162 г.) происходил из очень знатного монгольского племени кият в мест-ти Делигюн-Болдок, а мать Темучина – из знатного племени конграт. Он рано остался сиротой. В конце XII в. он стал самым авторитетным предводителем в монгольских кочевьях, сумев объединить все монгольские племена. В 1206 г. на курултае у истоков р. Онон Темучин был провозглашен повелителем всех монголов; ему было присвоено имя – титул «Чингисхан». В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи выступил против народов Южной Сибири. Кыргызы, которые к тому времени были раздроблены, решили подчиниться Чингисхану без напрасного кровопролития: все три кыргызских владения – Еди-Орун (ср. Енисей), Тува и Алтай – были включены в состав империи Чингисхана. В 1217 г. тюркоязычные туматы – одно из племен, входивших в кыргызское владение Тува, восстали против монгольского гнета. Монголы потопили восстание в крови. Последняя схватка кыргызов с монголами произошла в 1273 г. кыргызы осадили резиденцию монгольского наместника на левом берегу р. Элегест до 1280 г. Он был разбит кыргызами. В 1293 году кыргызская государственность на Енисее была уничтожена окончательно полководцем хубилая кыпчаком Тутуха.
Завоев-ие вост-ых обл-ей Тенир-Тоо проходили в выгодных для Чингиз-хана условиях. Его полководец Джебэ-Нойон во главе 20-тыс. армии в 1218 г. с пом-ю уйгуров и карлуков разгромили силы найманов в Семиречье. В 1218 г. Семиречье и Центр-ый Тенир-Тоо были полностью под властью монголов. Тумены Чингиз-хана покорили народы Туркестана силой меча. Разбили монголы в 1219 г. разрозненные силы Хорезм-шаха Мухамеда. Сотни городов и сел Туркестана были сожжены и разрушены. Умер Чингиз-хан в 1227 г. В 1219 г. армия Чингисхана захватила всю Среднюю Азию, Афганистан, и часть Ирана. Они были разделены между 4 его старшими сыновьями. Обострение отношений между потомками Чингисхана в 60-х г. XIII в. Привело к развалу империи монголов. Основателем нового гос-ва был Хайду-хан. На проведенном курултае Хайду выбрали ханом и объявили о создании нового гос-ва. Хайду пытался заново отстроить города и возродить караванную торговлю, укреплял границы гос-ва, завоевательные войны не вел, провел денежную реформу, упорядочил налоговую политику.
21. Государство Хайду. Возрождения экономики и торговли
На покоренных землях Средней Азии в 60-е годы XIII в. с центром в Тянь-Шане возникло самостоятельное государство, правителем которого стал Хайду – правнук Чингисхана. В 1269 г. курултай монгольских князей, собравшихся на р. Талас, объявил о полной независимости нового государства от Монголии. Государство Хайду включало в себя земли бывших улусов Угэдэя и Чагатая, занимая территорию от Алтая до Амударьи, включая Восточный Туркестан. Ставка нах. В Чуйской долине, а его сына Шаха в Тал.долине. Хайду пытался заново отстроить города и возродить караванную торговлю, укреплял границы гос-ва, завоевательные войны не вел. Росту экономического благосостояния государства способствовало успешное проведение денежной реформы. Хайду организовал регулярную чеканку серебряной монеты одинаковой пробы и веса по всей территории государства. Быстро возрождались разрушенные монгольскими завоевателями города и села в оседло-земледельческих областях: Согде, Хорезме, Фергане. Северного Кыргызстана этот процесс почти не коснулся. Хайду давал решительный отпор нападениям, вел искусную дипломатическую игру, поддерживал сепаратистские движения во враждебном стане. Умер в 1301 г.
Согласно свидетельствам современников, хан Хайду отличался кач-вами выдающ-ся гос. деятеля и полководца. Хайду прекрасно понимал, что сила и стабильность гос-ва напрямую связаны с его экономическим развитием. Поэтому он предпринял ряд существенных мер для улучшения хоз-ва, развития торговли как внутри, так и с соседними гос-вами. Проводились работы по восстановл. Разрушенных монгольскими завоевателями городов и сел. Была проведена денежная реформа повсеместно введены в обращение равновесные и одинаков. кач-ва монеты из серебра. Решение экономических проблем тесно связывалось с налоговой политикой. Нарушителей законов подвергали суровому наказанию. Чтобы сохранить достигнутые успехи в экономической жизни, Хайду стремился избегать захватнических войн. Х. Хан неоднократно оказывал поддержку алтайским и енисейским кыргызам, восставшим против гнета монгольской империи, посылая туда свои войска, однако всякий раз безуспешно. В 1293 г., стремясь выручить кыргызов, он опять потерпел поражение от войск Хубилая и после этого уже ничего ни мог предпринять для предотвращения резвала госуд-венности кырг-ов. После смерти Хайду, м-у Чингизидами началась длительная война за власть. Это довершило начавшийся процесс раздробления Кырг-на. К 14в. из множества поселений Чуйской и Таласской долин остались лишь единицы, цветущие когла-то земледельч. территории монгольск феодалы превратили в пастбище для скота. Сепаратизм монгольских феодалов принес свои плоды и на покоренных землях Ср. Азии. Здесь в 50г 13в с центром в Тянь-Шане возникло самостоятельное государство, правителем которого стал правнук Чингизхана Хайду. В 1269 г. курултай монгольских князей, собравшихся на р. Талас, объявил о полной независимости нового государства от Монголии, вследствие чего монгольский хан – Хубилай предпринимает ряд попыток с целью подчинения сепаратистов, но эти попытки не имели успеха.