Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 13:56, шпаргалка

Описание работы

1. Смысл исторического познания и его функции. Методология
исторической науки.
а) Познавательная – изучая историю, личность расширяет границы знаний об
истории различных стран и народов; б) политическая – история, как наука
выявляет закономерности развития общества, помогает вырабатывать политический
курс; в) Мировоззренческая – история повествует о выдающихся событиях
прошлого, способствует формированию взглядов на мир, на общество, на законы
развития; г) Воспитательная – знание истории своего народа и своей страны
воспитывает чувство патриотизма.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 189.76 Кб (Скачать файл)

41. Народное восстание 1873–1876 в Юж. Кырг-не

Это нар-ое восстание окончательно решила судьбу кокандского ханства. Предводителем повстанцев был мулла Исхак Хасан уулу (1844–76). В начале все попытки кыргызов против Кокан-го ханства потерпели крах, но они собирали новые силы и 1875 г. восстание достигло апогея. Оно стало всеобщим народным движением. В рез-те Худояр-хан сбежал в Ташкент. 9 октября 1875 г. повстанческая армия овладела Кокандом. Царское правит-во, исходя из обязательств оказ-ть помощь ханской власти, вводит на тер-ю свои войска. Повстанцы, не желавшие покорятся уже русским войскам и боясь репрессий, спасаются бегством в горы. По усмирению повстанцев образуют экспедицию, к-ую возглавляет Скобелев. Раненный Пулат-хан был казнен царскими войсками. С гибелью предводителя повстанцев и занятием царскими войсками стратег-их пунктов в горах восстание постеп-но идет на убыль. Последний этап восстания показал, что силы не равны и исчезла основная причина восстаний – гнет кокандских ханов

учреждений посылали в эти районы своих ученых истории и др. специалистов в составе регулярных военных экспедиций. Последние экспедиции, в первую очередь, преследовали военно-разведовательные цели, но ученые исследователи, каждый по своей линии собирали сведения и материалы для научных обобщений и выводов. Одним из видных исследователей центральной Азии был Ч. Валиханов, внесший неоценимый вклад в приобщение этого ранее почти не изученного региона в круг интересов мировой науки. Собранные им сведения имеют большое значение в изучении географии, фольклера, истории, устного народного творчества К. Большой вклад в изучение Тенир-Тоо, в том числе Иссык-кульской котловины внес Тянь-Шанский. В 1857 г. он составил орографическую схему этого региона. В ходе своих исследований он собрал обширный научно-достоверный материал, доказав ошибочности европейских ученых о вулканическом происхождении этих гор. В последующем комплексном исследовании Ценр-й Азии неоценима роль М. Пржевальского. В ходе своей пятой экспедиции умер от брюшного тифа. Близ г. Каракола, ему поставлен памятник. Особое внимание русских ученых привлекло монументальное творение кыргызского устного творчества – эпос «Манас». Радлов и Валиханов основали отрасль науки о кыргызском эпосе. Записанный Валихановым в 1856 г. фрагмент эпоса – «Поминки по Каныкею» был впервые опубликован в 1901 г. в его посмертном труде «Джунгарские очерки».

 

41. Завоевание Южного  Кыргызстана, царской Россией

В 1865 г. крупными военными силами русских под предводительством генерала М.Г. Черняева был осажден и взял Ташкент. Отныне власть Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими кочевьями Памиро-Алая. Весной 1874 г. часть восставших во главе с кыргызом Мамыром обратилась к генерал-губернатору Туркестана с просьбой принять их в русское поддан-во. В апреле восставшие кыргызы (200 тыс.) в письме российскому подданному Джурабеку просили его ходатайст-ть о принятии их в подданство России. С осени 1875 г. царская администрация Туркестана открыто и полностью поддержала власть кокандских ханов и даже оказывала им вооруженную помощь в подавлении восстаний, 18 февраля 1876 г. территория Кокандского ханства (а следовательно, и подвластных ему южных кыргызов) царским манифестом объявляется присоединенной России и преобразовывается в Ферганскую область в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Первым военным губернатором новой области стал завоеватель М.Д. Скобелев Однако горные районы Южного Кыргызстана, в частности Алай, еще оставались непокоренными. При продвижении отрядов Скобелева (ставшего уже генералом) в кыргызские кочевья им оказывалось вооруженное сопротивление, сыновья Алымбека-датхи и «алайской царицы Курманджан-дат-хи – начали борьбу против вступивших в их пределы русских войск. Используя горную местность, повстанцы попытались сдержать продвижение русских войск на Алай. 1500 джигитов заняли труднодоступные позиции в высокогорной местности Жанырык в 25 верстах от Гульчи. 25 апреля 1876 г. они оказали упорное сопротивление российским войскам. Бой продолжался целый день. Отряду Скобелева удалось вытеснить кыргызов с занимаемых позиций, они понесли большие потери. Русским оказал значительную помощь сарыбагышский манап Шабдан Джантаев. Его джигиты во главе с Баяке-батыром Кунгугановым активно действовали против алайских повстанцев, оказавших сопротивление российским военным отрядам. В алайском походе Скобелева в 1876 г. Шабдан с 40 своими джигитами отличился в борьбе с Абдуллой, в пленении Кур-манджан-датхи Шабдан со своими джигитами был летучим отрядом в войске генерала М.Д. Скобелева. Скобелев в 1876 г. шел на Алай по следам последних повстанческих отрядов, возглавляемых старшим сыном Курманджан-датхи Абдуллой. Преследуя Абдуллу-бека, русские войска поднялись на Алай. Скобелев еще надеялся как-то поладить с упрямым вождем восставших. Курманджан-датха, страшась нашествия «капыров» откочевала со своими аилами в долину коксу, в пределы Кашгара. Однако здесь беззащитные аилы Курманджан были разгромлены. Потеряв большую часть стад датха возвратилась на Алай и оттуда предприняла еще одну попытку – уйти в Афганистан. Джигиты Шабдана 29 июля вышли на Курманджан-датху на границе и пленили ее. Роль личности Курманджан в истории Кыргызстана велика вместе с тем неоднозначна. Будучи крупным феодалом, она в то же время на определенном этапе являлась выразителем политических интересов масс. Вынужденная смириться с поражением повстанцев, Курманджан перешла на службу к царю, призвала к этому своих сыновей и все население Алая. К 1876 Алай с 17380 семействами был присоединен к России. На этой территории было образовано 5 волостей: Кичи-Алайская, Наукатская, Гульчинская, Узгенская Ак-Буринская, которые вошли в состав Ошского уезда. Ими стали управлять сыновья Курманджан-датхи: Оморбек, Камчибек, Асанбек Батырбек. Политическим завещанием звучит одно из ее писем ферганскому военному губернатору Ионову: «Когда Ферганское мусульманское государство (т.е. Кокандское ханство – Авт.), не признавало еще России, я воевала и спорила с Вами… В это мирное время я заявляю: весь мой народ, я сама и мои родные никогда не выступим против Вас. От нас никакой неприятности не будет. Если мой народ сделает плохо и станет изменником, тогда накажу виновного самой тяжкой мерой, буду вечно мучиться до конца дней своих».

42. Исторический портрет  Шабдан баатыра

Шабдан Джантаев (1839–1912) – крупнейший сарыбагышский манап, один из потомков знаменитого Атаке – батыра, родился в местности Туюк-Булун на сев. берегу И-Куля. прославился удачными набегами в Барымте В юности был представителем кырг-ов на приеме у Малля хана в Каканде. Служил 2 г.в Ташкентк при ханском наместнике Канаате. Шабдап ринял Росс-ое подданство и стал верно служить новым властям. В 1868 г. с 200 джигитами он помагал бишкекскому уездному начальнтку Загряжскому утверждать новое административное управление в Цент. Тянь-Шане. С 1876 г. со своим отрядом был в составе войск Скобелева, принимал участие в завоевании Какандского ханства, в операциях против повстанцев Пулат-хана, за что получил георгиевский крест. В Алайском походу Скобелева в 1876 г. Шабдан с 40 джигитами отличился в ряде операций, участвовал в разгроме последних отрядов повстанцев, возглавляемых Джетим-ханом. Шабдан до самой смерти верно служил росс-му правит-ву. Получил чин войскового старшины, соответствовавший званию подполковника. В 1883 г. находился в составе туркестанской делегации на коронации Александра III.

43. Курманжан-Датка (1811–1907)

Родилась она в семье простого кыргыза кочевника из рода Монгуш на Алае. На 18-м году жизни ее выдали замуж, за человека которого она впервые увидела в день свадьбы. Он ей не понравился и она вопреки обычаям, не пошла к мужу, а осталась в Юрте отца. В 1832 г. энергичный феодал Алымбек-датка освободил ее от брачного соглашения и сам женился на ней. Роль личности Курманжан в истории Кырг-на велика и вместе с тем неоднозначна. Будучи круп-м родоправителем она в то же время на определенном этапе являлась выразителем политич-х интересов масс. Она была умной и дальновидной представительницей своего народа. После смерти Алымбека, она отомстив убийцам мужа собрала вокруг себя свиту преданных ей батыров и стала правительницей алая. Ее признали бухарский эмир Муззафар и кокандский Худояр-хан., присвоившие ей звание «датка» (соответсвует чину генерала царской армии) К 1876 г. Алай с 17380 семействами был присоеденен к России. На этой территории было образовано 5 волостей: Кичи-алайская, Науканская, Гульчинская, Узгенская и Ак-Буринская, которые вошли в состав Ошского уезда. Ими стали управлять сыновья Курманжан – Юморбек, Качибек, Асанбек и Батырбек. Правда она оставалась богатой, владела многочисленным поголовьем и пользовалась авторитетом у кыргызов., но когда двое из ее сыновей и два внука были обвинены в контрабанде, даже Курманжан со своим влиянием не смогла их выручить. Любимый сын Камчибек был казнен, а остальные закованы в цепи и сосланы на каторгу в Сибирь. Датка была раздавлена духовно, ее здоровью был нанесен непоправимый удар, она раздала свое имущество и уединилась в родном аиле. Умерла она в 1907 г. в возрасте 96 г.

44. Колониальная аграрная  политика царизма в КР

Новое адм. деление в крае, не учит-сь характер родоплеменной орг-и жизни кыргызов. КР вошел в состав Туркестан. генерл-губернатор-ства. Территория кыргызов делилась между 4 областями: Семиреченской, Сырдарьеинской, Ферганской, Самаркандской. Численность кыргызов – 500000. области – на уезды, уезды – на волости, кот-м подчинялись айылы. Население КР – 73 волости, управлялось избираемыми на 3 года волостными и старшинами. Управл. аппарат – полувоенный: во главе областей и уездов – царские оф. и участковые приставы. Нов. власть запретила межплеменные и род. войны, ликв-ла рабство, упор-ло налог. систему. это положит. сказалось на развитии общества. Вся полнота власти – местн. феодалам.

Адм-терр. деление принесло кырг. народу ряд новшеств: стали утрачиваться век. традиции род. взаим-й, завис-ть от род. верхушки. Выборность – разрушился институт наслед. власти, упр-е по рос. законам – конец произволу верх. и местн. эшелонов власти.

Хоз-во и быт – остался трад-м, но орг-сь земледельч. хоз-ва, плем. животновоство, пчеловодство, садоводство. Нов. города, поселения, рем. произ-во, горн. промысел. кустарные пред-я, зарождалась угольн., нефтепераб. пром-ть. Появился раб. класс.

Но тяж. налог. пресс, экономика КР – сырьевой придаток Р. Кочевники облагались кибиточной податью, сумма налога определялась и аила в целом, но осн. тяжесть несли ряд. кочевники. земледельцы обл-сь 2 видами налога: херадж – с посвен. земель и танап – с огород-бах. культур. кроме этого – разл. повинности.

Колон. политика царизма – при решении зем. вопроса. сразу после присоединения – переселение рус. крестьян на удобные для земледелия угодья. Интересы кыргызов не учитывались. Цар. прав-во стремилось создать прослойку из зажит. крестьян – опора власти. Кажд.крестьянину – 39 десятин земли, осв-е от налогов на 15 лет, от воин. повинности, безвозвратная денеж. ссуда.

В 1891 г. – «Степное уложение» – земли кыргызов – государственные. Это дало право на изьятие пахот. земель, пастбищ в люб. время. кыргызов лишали земель. Выгоняли на безводные терр-и. в конце 19 в. КР – плацдарм для переселения избытка крест. населения, источник деш. сыпрья для рус. пром-ти и рынок сбыта промыш. товаров. но были прогресс. явления – кыргызы стали приспос-ся к товарно-денеж. системе капитализма.

45. Андижанское восстание 1898 г.

Глубокие социально-экономические и политические корни имело Андиж-ое восстание 1898 г., причиной его стал всеусиливающийся царский гнет. Восстание, активное участие в котором принимали узбекские, кыргызские и таджикские трудовые массы, было направлено против царского самодержавия. Узбекских и кырг-их дыйкан, ремесленников Андижанского, Маргеланского и Ошского уездов возглавил Муххамед-Али-Халиф и Мулла-Сабир-Суфиев.17 мая более 200 чел.-к двинулись в г. Андижан, которые разделились на 2 группы, по пути к ним присоединялись др., общее количество 12 тыс. 18 мая напали на военный гарнизон, но понесли потери. Одновременно в разных уездах стали восставать жители. Царские власти наводили охваченные восстанием р-ны карательными отрядами. Андиж-ое восстание 1898 г. было вызвано нац-но-колланиальным гнетом и направлено против царского самодержавия. Несмотря на то, что восстание кончилось поражением, оно нанесло ощутимый удар по царской власти.

46. Обще народное восстание 1916 года

Главной причиной восстания была все расширяющаяся колонизация, безудержная и жестокая эксплуатация местного населения, изъятие лучших земель у кыргызов в пользу переселенцев. В 1916 г. русские и украинцы, составлявшие в Пржевальском уезде немногим более 24 процентов, имели свыше 67 процентов всей пахотной земли. Примерно такое же положение было и в Пишпекском уезде. Среди других народностей Туркестанского края, как признавался туркестанский генерал-губернатор Куропаткин, кыргызы были наиболее бесправными в пользовании землей. Столь же остро стоял земельный вопрос и в среде трудового коренного оседлого населения в районах на юге Кыргызстана. В документах того времени отмечалось, что за долги у кыргызов отнимали и продавали во всех случаях прежде всего земельное имущество. Началом восстания на всей территории Средней Азии и Казахстана послужили волнения жителей Ходжента в Самаркандской области 4 июля 1916 г., решительно отказавшихся выполнять царский указ о мобилизации. Поводом к восстанию послужил изданный 25 июня 1916 г. царский указ о мобилизации на военно-тыловые работы мужского населения в возр. от 19–43 лет. Глухое недовольство, зревшее в народных массах в соседних районах, прорвалось открытыми выступлениями горожан – коренных жителей края в уездных и областных городах Ферганской области. Восстание 1916 г., охватившее весь Туркестан, не имело единого центра и общего руководства, но в ходе его из народных масс выдвинулся целый ряд способных организаторов. Восстание выделило также «главарей» из числа феодально-байской верхушки аила. Некоторые из них остались верными восстанию до конца, разделив участь повстанцев, погибших в борьбе с карателями или репрессированных. Другие предали восставших, перейдя на сторону карателей, активно содействуя подавлению восстания. А большинство, боясь потерять власть и влияние на своих сородичей, бежало вместе с основной массой повстанцев в Китай. Народно-освободительное в целом восстание 1916 г. сопровождалось, однако, и рядом кровавых межнациональных столкновений, от которых пострадала часть переселенческого и коренного населения края. Трагичными были по своим последствиям внезапные нападения восставших на переселенческие поселки в южной части Семиречья. Здесь, главным образом в Пишпекском и Пржевальском уездах, были разгромлены 94 переселенческих поселка. Нападения сопровождались убийствами и избиениями, нередко зверскими, без различия возраста, пола и занятия, насилиями и надругательствами над женщинами. В ходе подавления и после разгрома восстания роли поменялись. Теперь страдающей стороной стало кыргызское и другое мусульманское население. Переселенцы, провоцируемые царскими властями, при их попустительстве и даже содействии жестоко расправлялись с коренными жителями, не разбираясь особо: участвовали они в восстании или нет. Расправы над повстанцами выдавались за акты справедливого возмездия. По подсчетам туркестанских чиновников, коренное население Северного Кыргызстана после восстания 1916 г. уменьшилось на 42 процента. Почти 150 тыс. человек бежало в Китай, было убито или пропало без вести. Наряду с тяжелейшими последствиями кровавых событий 1916 г. во многих районах Туркестана в документах и памяти свидетелей восстания 1916 г. зафиксированы факты сочувствия и проявления добрососедства трудового люда. Так, отдельные рядовые общинники-кыргызы нередко тайно предупреждали своих соседей, знакомых и друзей из переселенцев о грозивших бедах, укрывали русских женщин и детей от расправы. А русские крестьяне, рискуя своей головой, спасали жизнь кыргызским семьям. Историки восстания (например, К. Усенбаев) приводят примеры выступления на стороне повстанцев и отдельных русских крестьян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Творчество акынов-заманистов  Калыгула Бай уулу и Арстанбека  Бойлоша уулу

Калыгул Бай уулу (1785–1855 годы). Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. В своем основном произведении «Акыр заман» («Конец мира») он воспевал ушедшие времена, осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. Некоторые его стихи глубоко лиричны. представитель течения «заманизма» – историко-филосовского учения о бренности мира и его неизбежном трагическом конце. Родился в Карой-Сарай И-Кульской котловины в зажиточной семье. Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. В своем основном произведении «Акыр заман» (конец мира) он начертал новый тип соц-х отношений, которые позволили бы вернуться к традиц-му образу жизни. Он воспевал ушедшие времена, прославлял «хороших» и «добрых» родоправителей, заботящихся о благе бедных сородичей. Он осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. В его стихах обличается кокандский произвол, безмерные ханские налоги. Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. В своем основном произведении «Акыр заман» (конец мира) он начертал новый тип соц-х отношений, которые позволили бы вернуться к традиц-му образу жизни. Он воспевал ушедшие времена, прославлял «хороших» и «добрых» родоправителей, заботящихся о благе бедных сородичей. Он осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. В его стихах обличается кокандский произвол, безмерные ханские налоги. Его поэзии присущи гражданственность, патриотизм.

Арстанбек Бойлош уулу (1824–1878), в сочинении «Тар заман» (эпоха безысходности) тоскует о безвозвратно ушедшей «эпохе дедов», характерезующейся соц-й справедливостью, и призывает сохранять лучшие проявления духа предков. Родился в Тескей-Сырт И-Кул-й дол. в семье бедняка. Воспевал патриархальный уклад жизни предков, когда не было различий между бедными и богатыми. Его произведения правдиво отражают истор-е события и перемены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Первые кырг-ие историки  Осмоналы Сыдык уулу, Белек Солтоноев

Осмоналы Сыдык уулу (1875–1940) – перв. кырг. историк, просветитель. Родился в семье круп. манапа Абайылды из рода сарыбагыш. Учился у мест. муллы, в медресе собирал мат-л по истории кыргызов, происхождении. Продолжил обр-е Бухаре и Уфе. Владел рус. языком, в 1913 и 1915 в Уфе вышли 2 книги на кырг. языке История кыргызов, История кыргызов, посвященная Шабдану. Это перв. исследования истории кыргызов. В 1919 г. – рук-ль школы в Бишкекес 1925 г. – учитель род. языка. призывал к знаниям. 20-е г. преследовали за происхождение. Скрывался в вост. Туркестане. умер 1940 г. в 1958 г. реабилитирован.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"