Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 13:56, шпаргалка
1. Смысл исторического познания и его функции. Методология
исторической науки.
а) Познавательная – изучая историю, личность расширяет границы знаний об
истории различных стран и народов; б) политическая – история, как наука
выявляет закономерности развития общества, помогает вырабатывать политический
курс; в) Мировоззренческая – история повествует о выдающихся событиях
прошлого, способствует формированию взглядов на мир, на общество, на законы
развития; г) Воспитательная – знание истории своего народа и своей страны
воспитывает чувство патриотизма.
Гос-во Хайду включало в себя земли бывших улусов Угэдэя и Чагатая, занимая таким образом территории от Алтая до Амударьи включая и Восточный Туркестан. Поскольку Хайду пришел к власти благодаря поддержки многих феодалов – чингисидов, он щедро одаривал их ярлыками на правление отдельными районами гос-ва. Чуйская долина стала личной вотчиной Хайду, здесь располагалась его ставка. По преданию здесь он и был захоронен. Хайду отличался качествами выдающегося гос деятеля и полководца, и понимал что мощь гос-ва прямо зависит от эконом благосостояния. Он предпринял ряд мер по улучшению торгово – эконом связи между соседними гос-ми, и призывал своих вассалов разумно относиться к нуждам простого народа. Было принято решение об установлении твердого налогообложения – превышение нормы сбора податей каралась по закону, кочевникам было запрещено выпасать свой скот на засеянных полях, нарушение влекло солидный штраф в пользу землевладельца. Росту экономических благосостоянию способствовало проведение денежной реформы (регулярная чеканка серебряных монет одинаковой пробы). Быстро возрождались ранее разрушенные монгольскими завоевателями села и города. стремясь сохранить достигнутые в экономической жизни страны позиции Хайду избегал дорогостоящих завоевательных войн, ограничиваясь лишь обороной. В 1293 г. Хайду послал свои войска для помощи кыргызам, которые восстали против империи монголов, но не смог предотвратить гибель гос-ва Кырг, зато ему удалось защитить от репрессий кыргызов на Алтае и в Восточном Тянь-Шане. Со смертью Хайду началась длительная междоусобная война что привело к полному разорению Кырг
22. Гос-во Амир-Темира. Походы на моголистан
В обстановке частых нашествий моголов и народных волнений феодалы и купечество Мавераннарха стали искать сильную личность которая могла бы отразить нашествия захватчиков и держать в узде народные массы и они нашли ее – это был Тимур (1336–1405) выдающийся полководец и гос-й деятель. Вся жизнь Тимура была посвящена захватническим войнам. К концу жизни он создал империю. Самарканд стал политико-административным центром нового государства, известного в истории как «государство Тамерлана». В одном из походов Тимур получил ранение в ногу и заметно хромал, поэтому его звали «Тимур-ленг», т.е. «Тимур – хромец», в европейском произношении «Тамерлан». В 1371 г. Он выступил в поход на улус Камар ад-дина. Войска достигли Иссык-Куля, но край был почти пустынен. В 1375 г. Тимур вновь вторгся в моголистан через г. Сайрам. Правители двух основных могольских улусов враждавали между собой (Камар ад-дин и Хаджи-бек) решили объедениться и дать отпор регрессору, но хитроумный Тимур сумел опередить их и разбить поодиночке, однако полностью разгромить войска Камар ад-дина в которых было много кыргызов не удалось. Достигнув Иссык-Куля, Камар ад-дин дал сражения войскам Тимура и последние неся большие потери отступили и вернулись в Самарканд. Взбешенный Тимур позже сам привел свою армию в прииссыкулье, но кочевые племена уже шли к тому времени на р. Или. В 1377–1379 Тимур повторил завоевательные походы на моголистан, на этот раз ему удалось в районе Боомского ущелья разбить войска Камар ад-дина. В результате похода 1383 г. возникла анти тимуровская коалиция в которую входили золотоордынский хан Тохтамыш, Камар ад-дин, кырг. правитель Баймурат-черик и ряд др. владетелей притяньшаньский улусов. Воспользовавшись участием Тимура походом на Иран в 1388 г. Союзники напали на Мавераннахри и осадили ряд важнейших его городов, Андижан, Сайрам, Ташкент. В 1389 г. Тимур предпринимает поход на моголистан с целью захвата новых рабов. Антитимуровская коалиция практически распалась и войска Тимура практически не встечая сопротивления быстро продвигались к Алтаю. Поход был кровавым, война велась на уничтожение моголов. Для того, чтобы окончательно сокрушить сопротивление Тимур разбил армию на 5 отрядов, они грабили и разоряли аилы и селения, угоняли в плен тысячи мирных жителей, но это давлось им нелегко, т. к. везде они встречали яростное сопротивление, особенно кровавым было сражение в местности Бикут.
В 1390 г. Тимур направил последние 2 войска в Тянь-Шань. Один следовал северным путем, другой Южным, отряды соеденились на Иссык-Куле и пытаясь настичь отступающего Камар ад-дина, дошли до Иртыша.
К середине XIV в. на востоке Средней Азии образовалось новое государство – Моголистан. Самые крупные племена моголов носили и тюркские, и монгольские названия. Среди них выделялись дуглаты, канглы, киреиты, аргинуты, баарины и др. многие из этих племен впоследствии вошли в состав кыргызской народности. Государство Моголистан занимало территорию от оз. Баркуль на востоке до Сырдарьи на западе. Сев.границей было оз. Балхаш, на юге Вост. Турк. Первый хан 1348 г. Моголистана Тоглук-Тимур, стремясь укрепить свою власть, в 1354 г. сам принял ислам, объявив его официальной религией государства, силой принуждал рядовых кочевников принимать новую религию. Племена кыргызов тогда не приняли ислам. Став мусульманином, Тоглук-Тимур получил право претендовать на власть во всей Средней Азии. В 1360,1361 гг.он совершил два похода на Мавераннахр. Войска Мав-хра возглавили эмиры Хусейн и Тимур. В 1364 г. Тоглук-Тимур умер, ханом стал его сын Ильяс-Ходжа, кот. В 1365 г. разбил войска Мав-хра на р. Сырд. Хан вскоре был убит эмиролм Камар ад дином.
24. Гипотезы и научные объяснения этнонима «кыргыз»
Ученые расчленяя этноним «кыргыз» на основные части и используя лингвистические и ономастические методики исследования выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки этого слова. Например: 1. кырк-уйс (кырк-жуз) сорок сотен – В. Радлов. 2. кырк-эр (кырк-киши) сорок человек Ахмед Тоган. 3. Кара-гыз черноволосый народ, Д. Айтмуратов. 4. кырк плюс суффикс множественного числа «ыз» К. Петров. При нализе этнонима ученые учитывали схожесть компонентов «гыз», «гуз», «гар» «ар» «аш» «ас» (Огуз, болгар, чуваш, уйгур) в названиях соседних тюркоязычных народов. Широкая распространенность этнонима «кыргыз» у средневековых кочевников, позволяет думать что оно как и название «тюрки» в древние времена означало понятие «храбрые и отважные люди». В связи с этим вполне реальным могло быть предложение, что большинство кочевых племен старались называть себя «кыргызами». Когда-то кыргызами называли всех кочевников, живущих на территории Азии., а намного позже великий русский поэт А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» называл кыргызами все народы к востоку от реки Урал. Эту традицию широко использовали и западноевропейские авторы. Таким образом этноним кыргыз, возникший как самостоятельное название рода или объединения родов, в последующем превратился в общее название многих народов Центральной.
Начиная с XVIII в. ученые высказали множество предположений о происхождении кыргызов и о их значении Тянь-Шаня. Одни уверены, что енисейские кыргызы переселились на Тянь-Шань. Други отрицают переселение и утверждают, что современные кыргызы всегда жили на Тянь-Шане, что древние усуни это и есть кыргызы. Третьи происхождение современных кыргызов считают результатом смешения переселенцев из Центральной Азии с древними местными племенами. Персидский историк XI в. Гардизи сказал, что кыргызы произошли от славян, белая кожа и красные волосы, но они монголоидны.
Существует более 10 гипотез, кот-е делят на 3 группы:
– кыргызы переселились с Енисея на Тенир-Тоо. Во второй половине 1 в. до н.э. появился этноним «кыргыз», в 9–10 в. распространился по всей Ц. Азии. позже на Тенир-Тоо окончательно сформировались как народ (16 в.)
– кыргызы сформировались от племен, издревле живущих на Тенир-Тоо и не переселялись ниоткуда.
– более распространена гипотеза: кыргыз. народ сложился в рез-те взаимодействия 2 этнич. компонентов – центр-азиатского и местно-среднеазиат-го. Существенно – признание цент.-азиат. населения основным компонентом в этногенезе кыргызов. Основу образовашегося в XIV–XVII вв кырг-го народа составляют: местные тюркоязычные племена, переселившаяся гр., состоящая из тюркоязычных, южносибирских и центральноазиатских племен, выходцы из монгольских и казахо-ногойских племен, а также енисейский компонент.
В 1994 г. на конференции в г. Бишкеке участники признали, что поледний этап форм-я кыргызов проходил на центр. Тенир-Тоо в 15–16 в. и стал завершением процесса влияния 2 осн. компонентов – древних и средневековых обьединений вост. части Тенир-Тоо и кырг. племен, переселившихся из Юж. Сибири. в конце 15 в. произошло возрождение этнополитической структуры кыргызов. В 9–14 в. произошло фомирование кырг. языка, что явилось важн. условием становлением кырг. народности.
25. Завершение формирования кыргызского народа
Важным этапом формирования кыргызской народности стало объединение всех племен в 2 «крыла» – традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов. В правое крыло (онг канат) вошли такие крупные племена, как сарыбагыш, Бугу, саяк, солто, жедигер, тынымсеит, монголдор, багыш, баарын, черик, жору и др., проживающие главным образом в Западном и в Центральном Тянь-Шане. В левое крыло (сол канат) вошли племена кушчу, Сару, мундуз, жетиген, кытай и др. в треть группу, южнокыргызских племен, названную «ичкилик», вошли племена адыгене, кыпчак, найман, тейит, кесек и др. Все три объединения включали как кыргызские, так и монгольские племена на равноправной основе. Все племена, вошедшие в новую административно-военную систему, стали именоваться общим этнонимом «кыргыз». Этот важный в истории Тянь-Шаня акт произошел в конце XV – начале XVI в. Пожалуй, с этого времени можно говорить о завершении основного процесса формирования кыргызской народности на Тянь-Шане.
26. Мухаммед-Кыргыз
Во времена мучительной агонии Моголистана во главе кыргызских родоплеменных объединений встал Мухаммед-кыргыз, активно способствоваший усилению процесса консолидации кыргызских родов и племен, росту этнического самосознания кыргызов. В 1508 г. на белой кошме был поднят и кыргызским правителем объявлен Мухаммед-Кыргыз. Регион, находившейся под его управлением назывался «кыргызским улусом». Мухаммед-кыргыз вошел и сохранился в истории кыргызов под легендарным именем Тагай-Бия и считается родоначальником кыргызов, и их первым верховным правителем. От тех времен практически не сохранилось прямых воспоминаний о личности Мухаммеда. однако прослеживая его действия нетрудно представить, что это был человек сильной политической воли, неукротимой энергии и целеустремленности Целью его было соединение кыргызов и создание в тех условиях самостоятельной кыргызской гос-ти. Для этого он укрепил связь «правого» и «левого» крыльев кыргызских племен и нацелил их на совместные действия. Важнейшим шагом стало создание союза с Казахским ханством как наиболее важным союзником в борьбе с общими противниками. Руководство Моголистана хорошо осозновало опасность той линии, которую активно проводил Мухаммед _Кыргыз. Могольские войска под руководством Саид-Хана осенью 1517 г. напали на ставку Мухаммеда-Кыргыза., находившуюся на южном берегу Иссык-Куля, кыргызский лидер был взят в плен. Из за боязни Сайд – Хана столкнуться с кыргызами в случае гибели их лидера, был вынужден после пятилетнего пребывания ею в плену в Кашгаре отпустить Мухаммеда на родину. Стойкость и неукротимая политическая воля Мухаммеда после этого испытания проявилась еще с большей силой. Он не упал духом. Упрочился также казахско-кыргызский (с тахир ханом) союз. Мухаммед_кыргыз принадлежал к числу наших великих предков, которые боролись за независимость своего народа и создание собственного кыргызского гос-ва, жертвуя для этого своей жизнью. Кыргызы до сих пор помнят его и почитают как выдающегося национального героя. В конце 16–17 вв. дело Мухаммеда – Кыргыза продолжили Манап – Бий, Кокум-Бий.В результате их совместной деятельности кыргызские племена севера и юга Кыргызстана пришли к согласию, оказав достойное сопротивление ойрастко-калмаксим завоевателям.
27. Борьба кыргызов против калмакских завоевателей ( XVII – первая пол. XVIII в.)
Важнейшим фактором политической истории Кыргызстана в XVII – первой половине XVIII вв. являлась борьба кыргызов с Джунгарским ханством, которое было создано могольским племенем ойратов (кыргызы именовали их калмаками) на осколках могольской империи в Западной Монголии. Экон.причины: захват новых пастбищ и устан. выгодных для себя торгово-экон. контактов с оседлым и кочевым населением Ср. Азии и Вост.турк. Началась эпоха длительных изнурительных войн кыргызов (калмаки называли их бурутами) и казахов против калмакских завоевателей за свою независимость. 1620 году кыргызы и казахи потеснили калмаков от границ своих кочевий. Образование Джунгарского ханства (1635 год) усилило позиции калмакских феодалов. Первый поход в Ср. Азию весной 1643 г.возглавил Батур-хунтайджи. На их пути стали каз. султанДжахангир, узб. предводитель Ялангтуш-аталык и кыргызы. В 1652 году калмаки пошли против кочевников Кыргызстана и Казахстана. Кыргызы и казахи оказали решительное сопротивление. В 1678 г. Галдан-Бошохту овладел Яркендом, а 1681–1684 г. Ош и Сайрам.В нач. 18 в.джунг. хан Цэван-Рабтан завоевал Вост. Турк. Часть северокырг. племен откочевала в Ферг., всторону Гиссара и Куляба. В 1727 г.стал ханом Галдан-Церен, кот. направил в 1732 против кырг. в Кетм.-Т войска. В 17421748 г.калмаки вторглись в Ферг.долину и были изгнаны.
28. Взаимоотношения кыргызских
племен с цинским Китаем в XVII
Стремясь установить нормальные политические и экономические отношения с Цинами, кырг-ие племена направляют свои посольства в Пекин с просьбой закрепить за ними их прежние кочевья, отобранные калмакскими феодалами, с предложениями наладить торговлю (мясо, шкуры и шерсть, производимые кыргызами имели хороший спрос в Китае). Первыми посланниками кырг-х племен в Китай были три бия – Черикчи, Турчи, Ниша. Они поставили вопрос о признании и закреплении за ними бывших кочевий, захваченных джунгарами. Император Цяньлун обещал разобраться. После же были награждены шелковыми халатами, деньгами. Через несколько лет в отношении кырг-в, откочевавших из Синьцзяна на территорию Кыргызстана, власти требуют уже «разобраться и изгнать…». Еще более жестоким было решение императора по поводу укрытия кыргызами в 1760 г. несколько тысяч повстанцев-уйгуров из Восточного Туркестана. Китайский император угрожал кыргызам военной расправой и раньше, когда те уклонились от участия в походе на Яркенд. несмотря на неоднократные попытки, Циннам не удалось покорить кыргызов в XVIII в. Получив достойный отпор, китайцы ослабили свой натиск на кыргызов, но исподволь старались разрушить единство кыргызов, разжечь между ними усобицы. Маньчжурские власти не оставляли надежд на завоевание и Центрального Тянь-Шаня. В свою очередь кыргызы не упускали случая нанести удар по политическим амбициям цинского двора. В 20-е годы XIX в. кыргызское население Центрального Тянь-Шаня и Алая активно поддерживало антицинское восстание в Синьцзане. Воспользовавшись отсутствием основных сил кыргызов отряды цинских карателей вторглись в Центральный Тянь-Шань, где творили чудовищные злодеяния.
В свою очередь кыргызы не упускали случая нанести удар по политическим амбициям цинского двора. Эту борьбу со стороны кыргызов возглавлял Джангир-ходжа – один из наследников некогда правившей в Кашгаре династии. Джангар собрав новое ополчение кыргызов выступил против китайцев и разбил их. Это был последний подвиг ходжи. Он был предательски захвачен подкупленными кыргызскими биями и передан китайцам. В Пекине Джангира несколько лет возили в клетке, выставляя на осмеяние публике, затем как мятежника казнили, изрезав на части. Так закончилось девятимесячное правление Джангир-ходжи. По кит. оценкам война с Джангиром и кырг. повстанцами обошлась им в 6 млн.лянов серебра (1 лян-37,3г).
29. Кыргызско-казахские столкновения. Набеги Кененсары
Первые кыргызско-казахские столкновения произошли летом 1759 г., когда 15-тысячное войско казахов, во главе которого были Абулмечит – сын хана Среднего жуза Абулмамбета и Ханбабы – сын хана Барака, предприняло поход на землепашцев-кырг-ов родоплеменной группы тейит, живших на Чаткал-Алае. Чем этот поход завершился, неизвестно. Но в кыргызских санжыра повествуется, что в 1760 г. поход на казахов совершил Садыр-батыр из родоплеменной группы саяк. В том же году казахи в свою очередь также организовали поход на кочевья кырг-ов и нанесли им большой ущерб. С ослаблением опасности вторжение иноверцев-цинов кыргыз.-казахские столкновения вновь возобновились. Осенью 1764 г. Кыргызы трижды совершали походы против соседей и захватили в плен множество казахов Старшего и Среднего жузов, кочевавших в долине реки Или. Захвачен султан Абылай с др. 17 султанами.
В кон. 60-х г. 18 в. небольшой отряд кыргызов под началом Жаманак-батыра (саяк) совершил поход на казахов, кочевавших в далине реки Или. В ответ на это казахский султан из Сред. жуза Барак организовал поход 4–5 тыс. войска казахов на кыргызов Чуйск. долины и оттеснил их до местности Кочкор. В 1774 г. небольш. отряд таласск-х кыргызов под началом Садыр-батыра (саяк) совершил поход на казахов, кочевавших в р-не Чымкента и Чолок-Коргона. В ответ хан Абылай в 1774 г.организовал поход на кыргызов, нанеся значит. урон кыргызам в местности Кара-Балта и кырг-зы во главе с Атаке Тынай бий уулу отступили в Таласск. дол. В 1775 г. м-у правым притоками р. Чу Аксуу и Кыз-Тууган, были пленены кырг. хан Жайыл, и его сыновья-Эсен, Усен, Теке и Итике. К Абылаю на перег. о перемирии прибыли 40 кырг. послов во главе с бием Тулеберды в Кокче-Тау. В 1781 Абылай скончался.
В сер. 19 в. главные события в кырг-казах-х взаимоотнош-х были обусловлены развернувшимся национально-освободит-м движением казах-го народа против колониального ига Российск-й империи. Во главе его стоял внук Абылая Кенесары Касым улуу (1802–47 гг.). Восстание началось в 1837 г. и длилось около 10 л. Это было обусловлено сложной исторической обстановкой и многолетними распрями из-за пастбищ. Кенесары намеревался покорить кыргызов и, опираясь на них, продолжить борьбу с Россией и оттеснить Кокандское ханство. Вначале он попытался убедить кыргызов сдаться мирным путем и получил отказ. Весной 1845 г. Кенесары направил своих послов к провителям Коканда, Бухары, Хивы и кырг-ов с предложением совместно противостоять завоевательной политике иноверцев Сред. Азии, которые согласились поддержать усилия Кенесары. Решающее столкновение последователей Кенесары с кырг-ми джигитами произошло в феврале 1847 г.в мест-ти Текели у горы Май-Тюбе, недалеко от г. Токмак. Отряды Кенесары были разгромлены, сам он попал в плен и был казнен.