Шпаргалка по "История России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 13:11, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет исторической науки. Место истории в системе наук о человеческом обществе.
История – это факты, которые совершались в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории.

Файлы: 1 файл

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ  ВОПРОСЫ ПО КУРСУ  «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

  1. Предмет исторической науки. Место истории в системе наук о человеческом обществе.

     История – это факты, которые совершались  в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории. 

 Реальная  история не всегда всем известна.  

  Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.  

 Задача  историка, как и любого другого  ученого, — поиск истины. Процесс  постижения истины необычайно  сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки  

 Чтобы  познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое  прошлое воссоздается учёными  по предметам материальной культуры, по  письменным источникам или каким-то ещё основаниям. 

 История  – наука многогранная. Археология  некогда была вспомогательной  дисциплиной, а теперь стала  наукой, которая изучает предметы  материальной культуры, что важно  для реконструкции реальных событий.  Кроме археологии есть и другие  вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков)  и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.

История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.  
К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам - поселениям, могильникам, кладам.

Место истории в системе  …

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Существуют  вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчёта времени; палеография - рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика - исторические акты; нумизматика - монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология - систему мер; флаговедение - флаги; геральдика - гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика - печати; эпиграфия - надписи на камне, глине, металле; генеалогия - происхождение городов и фамилий; топонимика - происхождение географических названий; краеведение - историю местности, региона, края.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История  тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др.  
В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все её стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленность. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история физики, история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки - такие, как историческая география, историческая геология и др.
 

  1. Сущность, формы и функции  исторического знания
 

  В ходе изучения истории формируется историческое знание, которое является одной из важных сторон общественного сознания. Под историческим знанием в науке  понимается совокупность представлений  общества в целом и его социальных групп в отдельности о своем прошлом и всего человечества. Под сущностью исторического знания понимается выявление на основе теоретического осмысления исторических фактов, закономерностей развития общества.  
    Важнейшие формы исторического знания:  
    
Знания, основанные на непосредственном жизненном опыте, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события или даже является их участником. Как правило, эти знания бессистемны, не связанные с ходом исторического процесса. Чаще всего они выступают в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных.  
    Следующая форма (ступень) исторического знания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, знакомства с историческими памятниками. Но отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатлительностью.  
    Третий уровень исторического знания формируется на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. К сожалению, для большинства людей изучение истории завершается на школьном уровне. Возможно пополнение знаний на любительском уровне, однако такого рода интерес проявляется не так часто, да и популярных книг по отечественной истории немного.  
    Четвертая форма - научное знание, которое формируется на основе всестороннего теоретического осмысления прошлого, выявления тенденций исторического развития, обобщения исторического опыта, выявления исторических закономерностей.    

Таким образом, историческое знание как элемент  общественного сознания нужно воспринимать системно, во всех его формах и уровнях.  
    Исторические знания становятся научными (т.е. отражающими действительность) при строгом соблюдении следующих основных принципов:  
К функциям исторического познания относятся:  
    
1. Познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути и в объективно-истинном отражении исторических явлений и процессов.  
    2. Практически-политическая: на основе теоретического осмысления исторических фактов, выявления закономерностей развития общества помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.  
    3. Мировоззренческая: история способствует выработке научного мировоззрения, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе.  
    4. Воспитательная: формирует гражданские качества: патриотизм и интернационализм, позволяет познать моральные и нравственные ценности,! выработанные человечеством, понять такие категории как честь, долг перед J обществом, видеть пороки общества и людей.  
    5. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями. видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому.
 

  1. Теория  и методология  исторической науки. Сущность формационного  и цивилизационного подхода к изучению исторических фактов, явлений, событий.

Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний). Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований. 

  1. Основные  методы и принципы изучения истории

Основными научными принципами являются следующие: 
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своём развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций.  
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности - личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.  
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. 
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее. 
Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Методы изучения истории

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения  из фактов новых знаний. 
К конкретным методам относятся: 
1) общенаучные; 
2) собственно исторические; 
3) специальные - заимствованные из других наук. 
Общими методами для всех гуманитарных наук служат: 
- логический; 
- исторический. 
Для изучения и исследования ист. России обычно используют такие методы: 
1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - состоит в изложении явлений в строго хронолич. порядке; 
2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ - заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов - по проблемам; 
3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности гос-ва в её постепенном развитии; 
4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ - применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.

  1. Источники по отечественной истории и их основные группы
 
  1. Основные  этапы развития отечественной  историографии по истории России
 
  1. Народы  и древнейшие государства  на территории России

Первобытные люди занимались охотой, собирательством, рыболовством. По мере потепления климата и таяния ледников первобытные люди стали расселяться из юго - западных и южных областей на север и восток. К Y тысячелетию до н.э. люди проникли до верховьев Волги и на территорию современных Прибалтики и Карелии, а в III - II тысячелетии до н.э. - до Баренцева моря и в Южные области Сибири (до Байкала), после чего стали постепенно продвигаться и к северу азиатской части страны. Южные области, в силу благоприятных природных условий, значительно опережали в своём развитии другие частей европейской и азиатской территории. Развитие материального производства, увеличение населения и рост имущественного неравенства привели к разложению первобытно-общинного строя, который в разных регионах Евразии проходил не одновременно. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. возникли рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье. Важно отметить, что все они появились на юге, долгое время развивались независимо друг от друга. Общие события их истории были обусловлены чаще всего вторжением одних и тех же иноземных завоевателей. У этих государств не было контактов западными и центральными областями европейской части России, где тысячелетием позже стали формироваться основы древнерусской государственности. Контактам с этой территорией препятствовали лежавшие на пути горы или полупустыни, а также широкая полоса степей, где кочевали воинственные скотоводческие племена. С первых веков нашей эры степи стали основным путём проникновения из Азии в Европу больших кочевых орд, часто уничтожавших на своём пути всё. Государство Урарту. В IХ в. до н.э. в Закавказье, вокруг озера Ван (теперь в Турции), из нескольких десятков армянских племён сложилось государство Урарту. К середине VII в. государство занимало территорию от озера Севан в Армении до верховьев Тигра и Евфрата и стало одним из значительных государств Древнего Востока. Урарту занимались земледелием, садоводством с применением искусственного орошения. Широко было развито скотоводство. Города Урарту были укреплены стенами и башнями из громадных камней. Искусные ремесленники изготовляли из глины, меди и железа орудия труда, хозяйственную утварь, оружие, дорогие украшения из золота. Государству Урарту приходилось постоянно вести оборонительные войны с соседней Ассирией, стремившейся поработить Урарту. Своего расцвета государство достигло к середине VIII в. до н.э., но в VI в. после нашествия скифов государство погибло. Армянские племена стали основой для сформировавшегося здесь позднее Армянского царства. К западу от него из грузинских и абхазских племён образовалось Колхидское царство, а к северу - грузинское царство Картли (Иберия). Несколько позже - в IV в до н.э. - на территории северного Азербайджана возникло государство Албания. Народы Средней Азии. История народов Средней Азии уходит в глубину веков. В середине I тысячелетия до н.э. здесь возникло три государства: Согдиана (бассейн Зеравшана), Бактрия (южные части современных Таджикистана и Узбекистана) и Хорезм (в нижнем течении Амударьи). В V в. до н.э. Закавказье и Средняя Азия ненадолго попали под власть Персидской империи. В IV в. эти области были завоёваны Александром Македонским.

Этот  период всемирной истории называют также великим переселением народов. Варвары из степей и лесов завоёвывали  богатые южные города и оседали  на новых местах. Этот процесс способствовал крушению Римской империи и Византии. В тоже время он оказал большое влияние на складывание романских, германских и славянских народностей. Переселение народов шло в двух направлениях. С северо-запада Европы на юг и юго - запад двигались племена кельтов, германцев, позднее - славян. С востока из Азии на запад перемещались орды кочевников. В IV в. н.э. кочевники - гунны прошли путь от Великой Китайской стены до Франции, аланы - предки современных осетин - от Северного Кавказа до Испании. В то же время германские племена побывали на Чёрном море, в Италии, северной Африке. Начало VI в. характеризуется сильнейшим давлением славян на Византию. Византийские историки описывают вторжение в пределы империи славянских войск, заселение ее славянскими колонистами.  

  1. Формирование  древнерусской цивилизации  и ее особенности. Российская цивилизация  между Западом  и Востоком

     Историки  убеждены, что предшественниками  русских были восточные славяне. Часть ученых полагают, что славяне являются коренным населением Восточной Европы, веточками индоевропейской общности. Также есть мнение, что славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, следовательно, основа славянской общности полиэтнична.

     Древнерусская народность складывалась в смешении по меньшей мере трех субэтнических компонентов — земледельческих славянского и балтского и охотничье-промыслового финно-угорского, с заметным участием также германского, кочевого тюркского и отчасти северокавказского субстратов.

     Древнерусские летописи, разумеется, подчеркивают славянское и отчасти скандинавское происхождение  населения Руси. Внешние источники описывают, как правило, не основную массу населения Руси, а лишь его вооруженную часть, участвовавшую в тех или иных столкновениях с соседями. Причем в описаниях древнерусских воинов VI-XI веков, оставленных византийскими, арабскими и западноевропейскими хрониками, преобладают этнокультурные черты, скорее, германского, чем славянского типа (военная тактика, оружие, внешний вид, ритуалы, погребальные обряды и т. п.). Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает каких-либо сомнений, – это язык. Но язык, как известно, одна из наиболее подвижных частей культуры, и языковая принадлежность того или иного народа еще не свидетельствует о его происхождении. Таким образом, российская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого и промыслового; трех типов образа жизни – оседлого, кочевого и бродячего; в смешение нескольких этнических субстратов, на пересечении влияния нескольким религиозных потоков.

Информация о работе Шпаргалка по "История России"