Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 13:11, шпаргалка
1. Предмет исторической науки. Место истории в системе наук о человеческом обществе.
История – это факты, которые совершались в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории.
Это стало особенно ясно после вторжения на Русь татаро-монголов, когда русский народ сумел сохранить свою идентичность именно как христианский народ. Не случайно самый обширный общественный слой древнерусского общества стал именоваться крестьянами от слова "христианин". В период татарского ига, продолжавшегося почти два с половиной столетия роль русского церковного руководства в государственных делах еще более возросла.
На Руси, как и во всех попавших под власть татаро-монголов странах, духовенство осталось привилегированной категорией населения (речь идет о системе податных и административных льготах, которые получала православная церковь и ее служители). Церковь освобождалась от уплаты даней, пошлин и повинностей и, таким образом, обладала привилегиями и льготами, которые даже превосходили по своему объему доордынские времена.
Было
бы ошибочно связывать веротерпимость
ордынских ханов с каким-то особым
отношением к православной религии.
В огромной монгольской державе,
где уживались различные
Вместе с тем, участвуя в процессе формирования национального самосознания, церковь с ее единым учением, богослужебной практикой и организацией постепенно становилась фактором единения земель и духовного сопротивления.
Уровень процветания, достигнутый русской православной церковью к концу первого века монгольского владычества, чрезвычайно помог ее в духовной деятельности. Среди задач, стоявших перед церковью в монгольский период, первой была задача оказания моральной поддержки ожесточенным людям - от князей до простолюдинов. Связанной с первой была и более общая миссия - завершить христианизацию русского народа. В киевский период христианство утвердилось среди высших классов и горожан. Большая часть монастырей, основанных в то время, находилось в городах. В сельских районах христианский слой был довольно тонким, и пережитки язычества еще не были побеждены. Только в монгольский период сельское население Восточной Руси было еще более основательно христианизировано. Это было достигнуто как энергичными усилиями духовенства, так и ростом религиозного чувства среди духовной элиты самого народа.
ТЕОРИЯ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РОЛИ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА («МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»)
Теория: "Москва третий Рим" - "… два Рима нам, а третий стоит, а четвертому не быть" была подкреплена византийским происхождением царей (Владимир Мономах) и царских регалий; женитьбой Ивана III на Софье Палеолог (византийской принцессе). При Иване III были сделаны первые шаги в вопросе подчинения церкви.
1448
г. - произошло образованием
В это же время внутри Русского духовенства возник конфликт по вопросу о путях спасения души между посифлянами-последователями Иосифа Волоцкого (монастырская земля как условие величия церкви и государя) и нестяжателями-последователями Нила Сорского (умысел владения землею - страшный грех. "Не желати то стяжение"). Учение иосифлян обожествляло Власть, вопрос об изъятии земель церкви был снят.
В XV в. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне - в раскол, столкновение старых и новых политических позиций церкви.
Высший церковный орган (Освященный собор) в полном составе входил в верхнюю палату Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.
Церковь
в лице своих организаций являлась
субъектом земельной
До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.
Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.
Церковь
в своей деятельности опиралась на систему
норм церковного права, содержащихся в
«Кормчей книге», «Правосудье митрополичьем»
и «Стоглаве» (сборнике постановлений
церковного Собора 1551 г.).
Образование единого Российского государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития экономики и для отпора внешним врагам. Все это создавало возможности для подъема культуры.
Значение образования единого Российского государства:
- обеспечение внешней безопасности государства;
- развитие хозяйства и культуры, усиление экономических связей внутри страны;
- укрепление власти феодалов над крестьянами;
- самостоятельность русской церкви от Константинополя;
- расширение политических,
торговых связей со странами Европы и
Востока.
19.
Иван Грозный и
поиск путей социально-
В конце
ХV - начале ХVI в. на Русской равнине
образовалось государство. Оно получило
название "Московия", "Московское
государство". С ХVI в. за ним закрепилось
название "Россия".
Московские князья объединили русские
земли за очень короткий срок. Политического
единства в государстве они добились,
но крепких экономических связей между
русскими землями не было. Внутренняя
структура государства была "сырой".
Государство в любой момент могло распасться
на отдельные княжества. Удержать государство
от распада, скрепить его внутреннюю структуру
могла только дальнейшая централизация
в государстве, т.е. установление единого
руководства, чёткое территориальное
деление, действие единых законов на территории
всего государства, чёткая вертикаль власти.
Внутренние конфликты в государстве были
неизбежны.
У Василия III в браке с первой женой детей
не было, что было неслыханной ситуацией
в великокняжеском доме. Интересы династии
требовали наследника. Через 20 лет совместной
жизни великий князь отправил жену в монастырь
и, уже пожилым, женился на молоденькой
княжне Елене Глинской. Глинские принадлежали
к обрусевшему татарскому роду. В начале
ХVI в. семья Глинских выехала из Литвы
ко двору великого московского князя Василия
III. В 1530 г. в великокняжеской семье родился
долгожданный наследник. В честь деда
Ивана III его нарекли Иваном.
Он войдёт в российскую историю как Иван
IV Васильевич, Иван Грозный.
Через 3 года Василий III умер. 3-х летний
Иван Васильевич вступил на престол. Фактически
государством управляла его мать Елена
Глинская. Через 5 лет, как считают, от отравления
умерла и она.
Для управления страной до совершеннолетия
великого князя был создан регентский
совет. С 1538 по 1547 гг. государством фактически
управляла боярская аристократия: Бельские,
Шуйские, Глинские. За этот период боярство
проявило себя как антигосударственная,
анархическая сила. За 9 лет у власти побывало
5 боярских группировок. Боярское правление
сопровождалось смещением 2 митрополитов,
разворовыванием казны, казнями, пытками,
ссылками.
В результате центральная власть ослабла,
произвол вотчинников не знал предела,
в ряде городов произошли восстания горожан
против знати. Международное положение
государства также осложнилось. Внешние
границы государства стали линией фронта.
С 1538 по 1547 гг. в татарский плен было угнано
более 100 тыс. русских.
Летом 1547 г. в Москве начался сильнейший
пожар. В огне сгорело 3 тыс. человек из
100 тыс. населения, 25 тыс. домов. Народ обвинил
в поджогах бояр. В Москве вспыхнул "великий
мятеж" посадских людей. Иван IV с дворовыми
укрылся в подмосковном селе Воробьеве.
Восстание удалось подавить с большим
трудом. Позднее Иван IV вспоминал: "От
этого вошел страх в душу мою и трепет
в кости мои, и смирился дух мой". Окружение
княжича Ивана спасение видело в усилении
власти молодого правителя и проведении
реформ.
Венчание на царство. В 1547 г. великому московскому
князю исполнилось 17 лет. Это значит, что
отныне власть должна была перейти в руки
совершеннолетнего государя.
В январе 1547 г. Иван Васильевич в Успенском
соборе Московского Кремля торжественно
венчался на царство. Ритуал венчания
был разработан главой Русской церкви
митрополитом Макарием. Из его рук Иван
IV принял шапку Мономаха и другие регалии
царской власти. Отныне великий князь
московский стал именоваться "царём"
(цезарем) - титулом римских императоров.
Титул царя возвышал Ивана IV над остальными...
ОПРИЧНИНА
Опри́чнина —
период в истории России (приблизительно
от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным
террором и системой чрезвычайных мер.
Также «опричниной» называлась часть
государства, с особым управлением, выделенная
для содержания царского двора и опричников
(«Государева опричнина»). Опричниками
назывались люди, составлявшие тайную
полицию Ивана Грозного и непосредственно
осуществлявшие репрессии.
Уже в ходе первого этапа Ливонской войны
царь неоднократно упрекал своих воевод
в недостаточно решительных действиях.
Он обнаружил, что «бояре не признают его
авторитет в военных вопросах»[3].
В 1564 году царю изменяет один из воевод,
командовавших русским войсками в Ливонии
князь Курбский, который выдаёт агентов
царя в Ливонии и участвует в наступательных
действиях поляков и литовцев, в том числе
в польско-литовском походе на Великие
Луки.
Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича
в мысли, что против него, русского самодержца,
существует страшный боярский заговор,
бояре не только желают прекращения войны,
но и замышляют убить его и посадить на
трон послушного им князя Владимира Андреевича
Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного.
И что митрополит и Боярская Дума заступаются
за опальных и препятствуют ему, русскому
самодержцу, карать изменников, поэтому
требуются совершенно чрезвычайные меры.
3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй
внезапно выехал из столицы на богомолье.
С собой царь взял казну, личную библиотеку,
иконы и символы власти. Посетив село Коломенское,
он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись
несколько недель, остановился в Александровской
слободе. 3 января 1565 года он объявил о
своём отречении от престола в пользу
старшего сына юного царевича Ивана Ивановича,
по причине «гнева» на бояр, церковных,
воеводских и приказных людей[4].
После прочтения послания царя в Москве
резко накалилась обстановка - в Кремль
пришли тысячи москвичей,разъяренных
названными в послании изменами бояр и
Боярской Думе ничего не остается как
просить Ивана возвратиться на царство.Через
два дня в Александровскую слободу прибыла
депутация во главе с архиепископом Пименом,
которая уговорила царя вернуться на царство.
Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный
вернулся в Москву из Александровской
слободы, он объявил, что вновь принимает
на себя правление, с тем, чтобы ему вольно
было казнить изменников, налагать на
них опалу, лишать имущества "без докуки
и печалований" со стороны духовенства
и учредить в государстве «опричнину».
Это слово употреблялось раньше в смысле
особого имущества или владения вдов умерших
князей; теперь же оно получило иное значение
личного удела царя. В опричнину царь отделил
часть бояр, служилых и приказных людей
и вообще весь свой «обиход» сделал особым:
во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном
был назначен особый штат ключников, поваров,
писарей и т. п.; были набраны особые отряды
стрельцов. На содержание опричнины были
назначены особые города (около 20, в том
числе Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск,
Медынь, Великий Устюг) с волостями. В самой
Москве некоторые улицы были отданы в
распоряжение опричнины (Чертольская,
Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской
и пр.); прежние жители были переселены
на другие улицы. В опричнину было набрано
также тысяча избранных особо дворян,
детей боярских, как московских, так и
городских. Условием принятия человека
в опричное войско и опричный двор было
отсутствие родственных и служебных связей
с знатными боярами . Им были розданы поместья
в волостях, назначенных на содержание
опричнины; прежние помещики и вотчинники
были переведены из тех волостей в другие.
В 1571 году на Русь вторгся крымский хан
Девлет-Гирей. Согласно В. Б. Кобрину, разложившаяся
опричнина при этом продемонстрировала
полную небоеспособность: привыкшие к
грабежам мирного населения опричники
просто не явились на войну[7], так
что их набралось только на один полк (против
пяти земских полков), после чего царь
принял решение отменить опричнину.
В 1575 г. Иоанн поставил во главе земщины
крещенного татарского царевича Симеона
Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским
царевичем, венчал его царским венцом,
сам ездил к нему на поклон, величал его
«великим князем всея Руси», а себя — государем
князем московским. От имени великого
князя Симеона всея Руси писались некоторые
грамоты, впрочем, неважные по содержанию.
Симеон оставался во главе земщины одиннадцать
месяцев: затем Иоанн Васильевич дал ему
в удел Тверь и Торжок.
Разделение на опричнину и земщину не
было, однако, отменено; опричнина существовала
до смерти Грозного (1584), но это слово вышло
из употребления и стало заменяться словом
двор, а опричник — словом дворовый, вместо
«города и воеводы опричные и земские»
говорили — «города и воеводы дворовые
и земские».
20. «Смутное время» в российской империи. Борьба за выбор различных путей развития страны, ее последствия и итоги. Воцарение династии Романовых.
Предпосылки Смутного
времени XVI-XII в.:
Сочетание нескольких кризисов:
1. Династический (закончилась династия
Рюриковичей, недовольство против Б.Годунова
? неродовитость, эконмич ? голод, упадок)
-> ожесточенная борьба за власть. Отсутствие
претендента с твердыми правами на престол.
2. Экономический (последствия Ливонской
войны и опричнины, голодные годы 1601-1603,
большие люд-ские потери)
3. Социальный (мятежи, восстания (Болотников),
разбои).
4. Нравственный кризис (клятвопреступления).
5. Иностранная интервенция (шведы захватили
Новгородскую землю, в Москве хозяйничали
поляки).
Во время Смуты появиласть альтернатива:
идти по-прежнему пути, близкому к восточному,
или вернуться на европейскую стезю развития,
что означало необходимость ограничения
власти, предоставления свободы об-ществу.
В результате развернулась борьба общественных
сил за лучшую жизнь, выбор пути развития.
1 этап Смуты (1598-1605).
После династии Рюриковичей возникла
альтернатива: избрать царя и жить по-прежнему
или присягнуть Думе, т.е. возможность
изменений в общественной жизни. Избрали
Земским собором царя Б.Годунова (1598-1605).
2 кризиса: экономический (3 года голода,
с/х в упадке, стихийные бедствия), династический,
социальный, нрав-ственный. Внутр. политика:
попытка укрепить положение в гос-ве: снятие
недоимок по налогам, привилегии служилым
людям, амнистия заключенным, отмена на
5 лет смертной казни, частичный выход
кр-н к др. вла-дельцу. Открытие новых учебных
заведений, посылка за границу на учебу
дворянских детей. Внешняя поли-тика: пересмотр
итогов Ливонской войны, укрепление связей
с Крымским ханством, учреждение самостоя-тельной
московской патриархии. Расцвет городов
? показатель прозападности политики,
но ориентация на За-пад умеренная, непоследовательная.
С/х в упадке, стихийные бедстия, голод,
восстания (Хлопка-1603) -> не-довольство
2 этап Смуты (1605-1610). Гражданская война,
распад государства. Начало интервенции
зап. стран.
Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина,
Лжедмитрий II.
В 1605 г. коронован в Москве Лжедмитрий
I. Он подтвердил крепостническое законодательство,
но его прав-лением оказались недовольны
все. 1606 г. он был убит
В. Шуйский (1606-1610). Во время его правления
появился Лжедмитрий II. Политический конфликт,
порож-денный борьбой за власть, перерос
в социальный. Гражданская война достигла
пика. В 1606-1607 г. вспыхну-ло восстаное под
предводительством Болотникова. 1610 г.
Шуйский сошел с престола, был убит Лжедмитрий
II. Гражданская война приняла масштабный
характер. В 1609 г. началась открытая интервенция
Речи Поспо-литой. Польские войска осадили
Смоленск
3 этап Смуты (1610-1613). Время выбора путей
развития. Предпринимались попытки зап.
гос-в возродить ев-ропейское устройство
в русских землях.
Развернулась интервенция стран Польши
и Швеции.
Летом 1610 г. ? переворот. Власть захватила
группа бояр во главе с Мстиславским. ?
?семибоярщина?, заклю-чила договор о призвании
на русский престол сына короля Поьши.
Часть московского боярства пыталась
реа-лизовать возможность сближения с
Европой, использую поддержку Польши.
Но план европеизации встретил сопротивление.
Патриотич. силы выступили за то, чтобы
Р. без иностранного вмешательсва решала
свои про-блемы. Дважды собиралось ополчение
для освобождения Москвы от интервентов.
1 ополчение (весна-лето 1611) ? Ляпунов, распалось,
2 ополчение (весна 1611 ? осень 1612) ? Минин,
Пожарский.В октябре 1612 г. Москва была
освобождена.
1613 г. ? созыв Земского собора. 7 февраля
1613 г. выбрали Михаила Романова.
Окончание интервенции (1614-1618). Хотя территориальное
единство России было восстановлено, часть
рус-ских земель осталась за Речью Посполитой
и Швецией ? внешние последствия.
В хоте Смуты, в кот. приняли участие все
слои населения, решался вопрос о существовании
Русского гос-ва, о выборе пути развития
страны. Смута произошла также и в сознании
людей.
Смутное время ? проверка на прочность
сложившегося общенационального государства.
Смутное время ? выбор между традицией
(самодержавие) и аристокр. правл., время
общенационального выбора.
После Смутного времени был сделан выбор
в пользу сохранения крупнейшей державы
и избран путь даль-нейшего развития: самодержавие
как форма политического правления, крепостное
право как основа экономи-ки, православие
как идеология, сословный строй как социальная
структура.