Шпаргалка по "Отечественной истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 12:59, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос - Возникновение государственности у восточных славян. Военная демократия. Норманнская и антинорманская теория.
2 вопрос – Судоустройство и судопроизводство по судебникам 1497 и 1550 гг.(в сравнении с РП)

Файлы: 1 файл

BiletikiMicrosoft_Word.docx

— 2.61 Мб (Скачать файл)

2. Для горожан низшей  судебной инстанцией стали городские  магистраты, члены которых избирались  на три года.

3. Государственные крестьяне  судились в уездной нижней  расправе, в которой уголовные  и гражданские дела рассматривали  назначаемые властями чиновники.

4. В губерниях учреждались  совестные суды, состоявшие из  сословных представителей (председателя  и двух заседателей)

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).

6. Сенат оставался высшим  судебным органом для судов  всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством.

С 1779 г. начинается работа над проектом "Устава о благочинии", которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на 14 глав, 274 статьи.

Устав регламентировал структуру полицейских органов. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".

Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.

Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. "Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

 

ИЛИ

Губернская реформа 1775 года

7 (18) ноября 1775 г. императрицей  Екатериной II было издано «Учреждение  для управления губерний Российской  империи», в соответствии с которым  в 1775-1785 гг. была проведенакардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.

 

19 билет 1 вопрос- Сословный строй России 18- первой половины 19 В.

                 2 вопрос- Особенности российского абсолютизма.

 

1. Сословный строй 18 в. - первой половины 19 в.

 Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию  дворянства, стала "Жалованная грамота  дворянству" (полное название "Грамота  на права и преимущества благородного  российского дворянства") 1785 Бал  в Дворянском Собранииг.

 Основаниями для лишения  дворянского звания могли стать  лишь уголовные преступления, в  которых проявилось моральное  падение преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был  исчерпывающим.

 Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

 Имущественные права  дворянства: полное и неограниченное  право собственности, на приобретение, использование и наследование  любого вида имущества. Устанавливалось  исключительное право дворян  покупать деревни и владеть  землей и крестьянами, дворяне  имели право открывать промышленные  предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий  оптом, приобретать дома в городах  и вести морскую торговлю.

 Дворяне создавали  общество или Собрание, наделенное  правами юридического лица, из  числа уездных предводителей  дворянства. Собрание раз в три  года избирало кандидатов в  губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась  губернатором или представителем  монарха в губернии. Устранялись  от выборов дворяне, не имевшие  земель и не достигшие 25-летнего  возраста. Ограничивались при выборах  права дворян, не служивших и  не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали  из состава Собрания. Собрание  избирало также заседателей в  сословные суды губернии и  полицейских должностных лиц  земской полиции.

 Существовало около 20 правовых оснований для причисления  к дворянству. "Жалованная грамота" сохраняла отличие прав личного  дворянства от прав потомственного  дворянства. Все потомственное дворянство  обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо  от разницы в титулах и древности  рода.

 Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения укрепили этот процесс.

 В 1769 г. был разработан  проект положения "О среднем  роде людей" или правовом статусе мещанства. К этому сословию относились лица, занимающиеся наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники); лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди).

"Средний род" людей  располагал полнотой государственных  прав, правом на жизнь, безопасность  и имущество. Предусматривались  судебные права, права на неприкосновенность  личности вплоть до окончания  судебного разбирательства, на защиту  в суде. Мещане освобождались  от общественных работ, их запрещалось  переводить в крепостное состояние.

 Все городское население делилось на шесть категорий:

1) "настоящие городские  обыватели", имеющие в городе  дом и иную недвижимость;

2) записанные в гильдии  купцы (I гильдия - с капиталом от 10 до 50 тысяч рублей, II - от 5 до 10 тысяч  рублей, III -от 1 до 5 тысяч рублей);

3) состоявшие в цехах  ремесленники;

4) иногородние и иностранные  купцы;

5) именитые граждане (капиталисты  и банкиры, имевшие капитал не  менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие  в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

6) прочее посадское население.

Купцы 1 и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

 Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

 В 1785 г. был разработан  проект еще одной сословной  грамоты "Сельского положения". Документ касался положения только государственных крестьян, утверждал за ними неотъемлемые сословные права: право на свободное звание, право собственности на движимое имущество, право приобретать в собственность недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и крестьян), право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право заниматься земледелием, промыслами и торговлей.

 Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами.

 Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам - государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика (в области распоряжения и наследования движимого имущества). Помещику, в свою очередь, запрещалось продавать крестьян в "розницу".

 Свободными людьми объявлялись казаки. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели права на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не могли владеть крепостными), торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома - от постоя.

 

2. Предпосылки и особенности российского абсолютизма

Абсолютная монархия – это форма феодального государства, характерная для последнего периода существования феодализма. С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства рассматривается как единственный источник законодательной и исполнительной власти, причем последняя осуществляется зависимыми только от него чиновникам. Абсолютная монархия создает мощный и разветвленный бюрократический аппарат и наиболее действенные по сравнению с прежними средствами принуждения в виде постоянной армии, полиции, суда, фискальной системы. Она покончила с сепаратизмом феодальной знати, уничтожив остатки политической раздробленности, содействовала сплочению значительных по размеру территорий, установив в них единообразное управление, способствовала экономическому единству страны, и успешному развитию новых рыночных отношений. Абсолютная монархия субсидировала развитие мануфактур, ввела систему покровительственных пошлин, вела торговые войны. Поэтому в этот период она поддерживалась как купечеством, так и дворянством. К концу XVII в. абсолютная монархия начинает складываться в России как тип государственной власти. Период абсолютизма прошли в своем развитии все европейские государства.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

1.   Сосредоточение всей  власти в руках одного монарха;

2.   Наличие сильного  бюрократического аппарата;

3.   Наличие постоянной  армии;

4.   Ликвидация сословно-представительных  учреждений.

Характерными чертами политики периода абсолютной монархии были:

1.   Расширение территории;

2.   Закрепощение крестьян;

3.   Усиление роли  государства;

4.   Регламентация прав  и обязанностей всех сословий.

Совпадая по своей форме с абсолютными монархиями в Европе, российская монархия была иной по социально-экономическому содержанию. Особенностью абсолютизма в России было то, что он возник не на основе развития капиталистических отношений, как в Европе, а на основе крепостнических отношений. Социальной базой абсолютизма в России были не дворяне и буржуазия, как в Европе, а крепостническое дворянство, служилое сословие и купечество.

Экономической основой российского абсолютизма было мануфактурное производство, барщинное хозяйство и складывающийся всероссийский рынок.

С середины XVII в. при царе Алексее Михайловиче стали формироваться некоторые элементы абсолютизма. Так, реже стали созываться Земские Соборы, упала роль Боярской Думы и выросла роль приказной бюрократии, началось изживание основных принципов феодальной службы (местничества), увеличилось число солдатских и рейтерских полков иноземного строя, что приближало войска к регулярной армии. Кроме того, выросла роль светской культуры, Россия постепенно вливалась в систему европейских государств.

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественной истории России"