Шпаргалки по истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:28, шпаргалка

Описание работы

История государства и права зарубежных стран опирается на учение о государстве и праве науки теории государства и права.
Теория государства и права —это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений. Государство и право изучаются в единстве и взаимодействии, поскольку это две очень тесно связанные между собой части юридической действительности. Органы государства издают нормативные акты, в которых содержатся нормы права, принимают меры к их реализации. С другой стороны, деятельность государства осуществляется прежде всего в правовых формах.

Файлы: 1 файл

Билеты левые.doc

— 973.00 Кб (Скачать файл)

 

В результате относительно короткого периода времени в процессе перестановок в правящей верхушке Англии, вызванной недовольством политикой

Карла II, дворянство и  английская буржуазия предложили в 

1688 годуправителю Нидерландов 

Вильгельму Оранскомузанять  английский престол. Так,

1688 годв 

Англиипрошел под знаком названных событий, обозначенных как  «Славная революция». Следует отметить, что она стала возможна в результате достигнутого компромисса между  буржуазией и дворянством.

 

 

 

Вопрос 28. Билль о правах 1689 г. Акт о престолонаследии

 

 

Происшедший переворот  положил начало процессу установления в Англии конституционной монархии. Формальной стороной названных событий  стало принятие:

 

1) 

Билля о правах 1689 г.Так, Билль о правах

1689 г.устанавливал, что монарх не имеет права без согласия парламента приостанавливать законы и производить изъятие из них. Взимание налогов также должно было происходить лишь с одобрения парламента. Оно требовалось и на содержание постоянного войска в мирное время в пределах королевства. Билль закреплял некоторые привилегии английских подданных: право на ношение оружия и подачу петиций короне. Ст. 3 декларировала свободные выборы. Провозглашались свобода слова и прений в парламенте. Английская буржуазия и аристократия, наученные опытом правления Стюартов, создавших путем подлогов и подкупа послушный им парламент, заседавший потом неопределенное время, хотели установить точные сроки полномочий данного органа. Систематическое обновление палаты общин создавало некоторые гарантии от подкупа ее властями. Принятый 22 декабря

1694 г.Трехгодичный акт установил, что парламент необходимо созывать не менее одного раза в три года и срок его полномочий должен длиться не более трех лет;

 

2) 

Акта о престолонаследии 1701 г.Так, выражением борьбы между тори и вигами явилось издание в

1701 г. Акта о престолонаследии (его еще называют Актом об устроении). Этот закон был направлен против попыток реакционных феодалов восстановить в Англии абсолютизм. В нем предписывалось, что в будущем каждый английский монарх должен исповедовать англиканскую веру. Это исключало использование католицизма в качестве идеологического обоснования самодержавной монархии. Чтобы затруднить образование в парламенте сильной придворной партии, помешать установлению королевского контроля за деятельностью этого органа, закон вводил правило, по которому лицо, занимающее какую-либо платную должность или место, подчиненное монарху и получающее пенсию от короны, не могло быть членом палаты общин. Помилование короля считалось недействительным по делам импичмента. Тем самым палата общин получила в свои руки грозное оружие для контроля за королевской администрацией. Практически судьи стали несменяемы. Все билли приобретали законную силу лишь после одобрения их парламентом. Короли были обязаны управлять страной в строгом соответствии с ее правом. Виги опасались, что

Вильгельм IIIи его преемники, не являясь уроженцами Англии, смогут, опираясь на преданных им министров-соотечественников, установить в государстве абсолютистский режим. Поэтому постановлялось, что  ни одно лицо, родившееся за пределами

Англии, Шотландиии

Ирландииили принадлежащих  им владений (за исключением, когда  родители – англичане) даже в случае натурализации не монет стать  членом Тайного совета, парламента или занимать какую-либо должность, облаченную доверием. Решения, принятые Тайным советом, обязательно должны скрепляться подписью того из его членов, кто дал согласие на данную акцию (принцип контрассигнации). Акт

1701 г.устанавливал порядок престолонаследия: после смерти бездетного

Вильгельма IIIего преемницей являлись

Анна Датская, а при  отсутствии у последней наследников  корона переходила к ганноверским курфюрстам. Виги считали, что на английском престоле должны сидеть невлиятельные немецкие князьки, не представляющие ни малейшей угрозы для парламента.

 

Билль о правах

1689 г.и Акт о престолонаследии

1701 г.закрепили принцип верховенства парламента над короной и сформулировали важнейшие институты английского буржуазного государственного права.

 

 

 

Вопрос 29. Конституционная  монархия в Англии

 

 

Полномочия короны по управлению государством постепенно перешли к главным советникам монарха, точнее осуществлялись последними от его имени. Они образовали как бы «внутренний» Тайный совет, или кабинет королевских министров. В силу принципа парламентского верховенства палата общин могла с помощью импичмента и биллей об опале привлекать к ответственности виновных за неудачи во внешней и внутренней политике. Так, ряд государственных деятелей предстал перед судом парламента. Со временем было проведено четкое различие между Тайным советом и кабинетом министров. Если в царствование королевы

Анныпоследний еще собирался  под ее председательством, то при  первых монархах ганноверской династии он стал заседать в их отсутствие. Германские князьки считали свое пребывание на английском престоле чистой случайностью.

 

Все внимание они сосредоточивали  на своем родовом владении. Отсутствие монарха на заседаниях кабинета имело  важное значение:

 

1) исключалась возможность прямого давления на министров;

 

2) он отстранялся от обсуждения вопросов государственной важности.

 

В данном случае королю приходилось  иметь дело не с главами отдельных  ведомств, а с относительно сплоченной группой лидеров большинства  в парламенте, по отношению к которой  действовал принцип коллегиальной  ответственности. Хотя члены кабинета официально признавались слугами короны, «министрами его величества», король уже не мог уволить в отставку неугодного ему сановника, так как это означало бы неминуемый правительственный кризис, причем главе государства пришлось бы обращаться с предложением сформировать правительство к только что отстраненным от власти вождям парламентского большинства.

 

Однако и в последствии  корона пользовалась весьма значительной, а в ряде случаев – абсолютной властью. В 

кон. XVIII – нач. XIX в.влияние монарха на итоги выборов и на последующую линию поведения членов парламента были столь велики, что практически все премьер-министры занимали свои посты благодаря их избранию короной.

 

В созываемых

Георгом Iпарламентах  заседали 271 состоящих на государственной службе и полностью зависимых от короны чиновников, во времена

Георга II– 257, а после  проведенной в 

1782 г.реформы – все еще 109. В

1715–1835 гг. правительство ни разу не проиграло избирательную кампанию. Огромное влияние монарх оказывал и на персональный состав кабинетов. Столь же значительную свободу король имел и при увольнении министров в отставку. Так, в

1801и 

1807 гг.он потребовал, чтобы кабинет дал письменное обещание никогда не вносить в парламент билля об отмене политических ограничений в отношении католиков. Уже обсуждавшийся в палате общин законопроект был отозван. Поскольку требуемого заверения министры не предоставили, то их отправили в отставку. В

1834 г.правительство вновь пало по воле короля. В рассматриваемый период отсутствовало правило, согласно которому отрицательный исход парламентского вотума означал обязательное падение кабинета. В таких случаях при поддержке монарха правительство могло еще долго находиться у власти. В

1785 г.например, несмотря на то, что палата общин приняла, пять резолюций о недоверии, правительство не подало в отставку. С

1834по 

1840 г.кабинет лорда Мельбурна 58 раз терпел поражение в парламенте и все же продолжал управлять страной.

 

Таким образом, в 

XVIII в. Англиибыли заложены основы дуалистической монархии, представлявшей в политическом плане следствие компромисса дворянства с буржуазией. Действительное соотношение сил союзников проявилось в той доле добычи, которая была захвачена ими после изгнания Стюартов.

 

 

 

Вопрос 30. Избирательная  реформа в Англии 1832 г

 

 

В рассматриваемый период истории  власть в государстве захватила  земельная аристократия. На данный момент Верхняя палата (палата лордов) была наследственной. Это позволяло  аристократии длительное время оказывать  непосредственное влияние на законодательство. Лорды оказывали решающее влияние и на выборы в городах, покупая голоса избирателей. На это расходовались огромные средства. Местное управление Англии, как и ранее, сосредоточивалось в руках мировых судей. Эти должности оказались в руках титулованной аристократии. Следует отметить, что в

Англиив данный период истории  отсутствовал массовый, профессиональный чиновничий корпус, господствующим кругам с помощью органов местного самоуправления удалось создать многочисленный и достаточно эффективный механизм власти, включавший около 180 тыс. человек. Так, только лордов-лейтенантов, помощников лордов-лейтенантов, шерифов и т. д. насчитывалось 7,6 тыс. человек. Сюда же надо прибавить 10 тыс. присяжных заседателей. В стране имелись 14 тыс. местечек, в каждом из которых действовали констебли, церковные старосты, надсмотрщики за дорогами и бедными, сборщики налогов. Также отметим, что командный состав армии и флота в абсолютном большинстве случаев формировался из представителей дворянства.

 

Союз английской буржуазии  с земельной аристократией не означал, что дворянство всегда и  во всем проводило политику, удовлетворявшую  его партнера. Правившая элита  в первую очередь заботилась об интересах  узкой клики земельных магнатов. Промышленный переворот, завершившийся к середине

XIX в.,существенно изменил соотношение сил в пользу буржуазии. Она стала добиваться такого перераспределения власти, которое бы соответствовало ее возросшему значению. Буржуазия стремилась к установлению своего господства в палате общин. Но благодаря архаической избирательной системе нижняя палата парламента находилась в руках земельной аристократии. В городах избирательные цензы были не одинаковы: в одних требовалось членство в корпорациях или гильдиях, в других – уплата налогов и повинностей, в третьих – женитьба на дочери лица, пользовавшегося правом избирать, и т. д.

 

Утвержденный в июле

1832 г. Акт об улучшении народного представительствав

Англиии

Уэльселишил представительства  в парламенте 56 мест и все те города, в которых насчитывалось менее 2 тыс. человек. Поселения, где проживали от 2 до 4 тыс. человек, теперь стали избирать только одного депутата. В итоге в палате общин оказались вакантными 143 места. Они были распределены следующим образом: 62 места предоставили графствам, 63 – городам и 18 –

Шотландиии 

Ирландии. Одновременно с перераспределением вакансий вводился новый избирательный ценз. Право  голоса на парламентских выборах  получили те жители графств и городов, которые владели имуществом, приносившим 10 фунтов стерлингов дохода в год. В результате имевших место преобразований количество пользовавшихся правом голоса увеличилось очень незначительно: в графствах оно поднялось с 247 до 376 тыс., а в городах – с 188 до 256 тыс. человек. Положение народных масс почти не улучшилось. Однако, при рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что избирательная реформа

1832 г.имела важное значение, так как была победой всего класса капиталистов над землевладельческой аристократией. Также эта реформа, связанная с представительством интересов народа в правящих кругах

Англии, явилась значительным достижением в развитии и становлении  Английской государственности.

 

 

 

Вопрос 31. Парламентарная монархия

 

 

Рассматривая данный вопрос, отметим, что в результате избирательной реформы

1832 г.соотношение сил между палатой лордов и палатой общин начало постепенно изменяться в пользу последней. Период

с 1832 по 1867 г.называют «золотой эрой» английского парламентаризма. Палата общин сравнительно легко свергала неугодных ей премьер-министров. Такая судьба постигла за эти годы 10 кабинетов. Английский парламент стал стержнем государственной жизни, могучим орудием в руках господствующего класса. После избирательной реформы

1832 г.были проведены некоторые мероприятия, направленные на обновление государственного аппарата, приспособление его к работе в новых условиях. Меры, направленные на создание четко работающего государственного аппарата, принимались в министерствах финансов и военном, а также в адмиралтействе. В

1853 г.создается специальная Комиссия по делам государственных учреждений, а в

1855 г.вводится экзаменационная система зачисления на коронную службу с разделением чиновников по особым разрядам и классам.

 

Наиболее сознательные рабочие 

Англииприходили к выводу, что облегчения участи трудящихся следует ожидать лишь от народной власти. Как они рассчитывали, ее можно установить, используя избирательное право. Новую власть рабочий класс надеялся создать путем проведения демонстраций, митингов, подачи петиций парламенту. Эти петиции стали называться «народными хартиями» (по-английски чартер: отсюда чартисты – сторонники хартии).

 

Чартисты выдвинули  шесть требований:

 

1) равные избирательные округа;

 

2) отмена имущественного ценза для депутатов;

 

3) всеобщее избирательное право для мужчин;

 

4) ежегодные перевыборы парламента;

 

5) тайное голосование;

 

6) установление палаты депутатов.

 

В свете вышеназванных  событий в 

1867 г.была осуществлена новая избирательная реформа, в результате которой наряду с промышленной и торговой буржуазией получила возможность участвовать в парламентских выборах и рабочая аристократия. В декабре

1884 г.была проведена очередная избирательная реформа. Ее основное значение состояло в том, что право голоса в графствах было предоставлено лицам, арендующим немеблированные квартиры за плату 10 фунтов стерлингов в год. Число избирателей в Англии увеличилось на 2 млн человек.

 

После названных реформ начался активный процесс образования (понимаемых в современном смысле этого слова) политических партий. Старые методы прямого подкупа уже не могли принести непосредственного результата, как ранее. Теперь успех дела стала решать работа среди населения, умение заставить избирателей голосовать в желаемом для партии смысле, мастерство в борьбе с соперниками за голоса избирателей. Главной опорой либеральной партии были предприниматели текстильной, судостроительной и других отраслей промышленности, заинтересованные в «свободной торговле». За ними шла часть промышленного пролетариата, мелкой буржуазии, большинство английской интеллигенции, некоторые священнослужители. Либералов поддерживали также представители банковского капитала. Много голосов на парламентских выборах они получали в Ирландии, спекулируя на вопросе о гомруле (самоуправлении). В

Информация о работе Шпаргалки по истории государства и права зарубежных стран