Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:02, реферат
Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического положения Сибирского федерального округа, в частности Алтая.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. описание основной характеристики Сибирского федерального округа;
2. рассмотрение характеристики Алтая.
Введение 3
1. Сибирский федеральный округ на рубеже XX-XXI веков 4
2. Алтай на рубеже XX-XXI веков 10
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Долговременный подъем российской экономики на современном технологическом уровне возможен лишь в одном случае - при реанимации инвестиционного процесса, ибо прописная истина гласит: без инвестиций нет экономического роста. Переход к регулируемым рыночным отношениям должен коренным образом изменить инвестиционную политику государства с целью усиления его воздействия на инвестиционный процесс посредством финансово-кредитных рычагов, т.е. с помощью налогов, налоговых льгот, норм ускоренной амортизации и ее индексации, учетной ставки банковского процента, субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства. Эффективная инвестиционная политика должна охватывать как государственные инвестиции, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно реализовать задачи по структурной перестройке экономики, повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции, как на отечественном, так и на мировом рынках.
Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься не только федеральные власти, но и региональная законодательная и исполнительная власть, и даже органы МСУ. Именно на региональных органах управления в Федеральных округах лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение социально-экономического положения Сибирского федерального округа, в частности Алтая.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. описание
основной характеристики
2. рассмотрение характеристики Алтая.
«… Громадная по территории окраина… играет роль колонии, доставляющей сырье своей метрополии - Европейской России» [2, с. 55]. Именно такими словами характеризует экономическое положение Сибири в конце 19 века относительно всей России историк М. Соболев.
С началом нового столетия происходят качественные изменения в экономической сфере региона.
Интенсивное экономическое развитие Сибири началось со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. «Несовершенными и дорогими путями сообщения определялся весь строй хозяйственной жизни Сибири 19 века: господство натурального хозяйства, отсутствие широкого и оживленного обмена, замкнутый строй быта. Для того чтобы пробудить к жизни Сибирь, нужно было связать ее живыми нитями с центрами европейской культуры. Это сделала Сибирская железная дорога. Проведение последней произвело настоящую экономическую революцию края…» [2, с. 27].
Экономическое значение строительства Транссибирской железнодорожной магистрали не только в том, что она открыла сибирским товарам наиболее эффективный и удобный путь на другие региональные рынки (также как и путь товарам с данных рынков в Сибирь), но и в том, что железная дорога послужила материальной основой для последующего формирования институциональной структуры, присущей рыночной экономике. Прежде всего это выражалось в сокращении потребности в крупных оптовых посредниках, которые раньше держали всю Сибирь в своих руках, диктуя свои монопольные цены. «Прежде при отсутствии усовершенствованных путей сообщений, было необходимо делать годовой запас товаров в крупных центрах, перераспределявших свои запасы между более мелкими рынками. Оборот был медленный, кредит долгосрочный. Теперь для каждого среднего и даже мелкого торговца явилась возможность непосредственных сношений в течение всего года с продавцами из первых рук в Европейской России и даже за границей. Товар доставлялся непрерывно в течение всего года по железной дороге мелкими партиями, вместе с тем, торговля стала более мелкой, стала требовать меньше оборотного капитала и менее продолжительных сроков кредита» [2, с. 36].
Товарообмен железной дороги вызвал в Сибири развитие ряда городов, представляющих узловые центры транспорта.
Формирование транспортной сети в Сибири способствовало не только демонополизации торговой сферы, но и созданию материальных и экономических условий и предпосылок индустриализации экономики обширного региона. В этом плане преобладала добывающая промышленность. Сюда относится [4, с. 54]:
Что же касается обрабатывающей промышленности, то она находится в начальных стадиях своего развития и вырабатывает товары несложной техники и местного потребления; здесь преобладает первичная обработка сырья и производство продуктов питания, как-то спирта, пива, муки, масла и т.п. (винокуренное, воскосвечное, салотопенное, мыловаренное, мукомольное производство)» [3, с. 37].
Удаленность Сибири от основных рынков сбыта продукции ее добывающей и перерабатывающей промышленности определила и выбор характеристик товаров, предлагаемых для межрегионального обмена. Основной характеристикой товара стала повышенная удельная ценность единицы веса. Поэтому не случайно, что Сибирь в первую очередь стала предлагать для межрегионального обмена такие товары как пушнина, золото и сливочное масло. В значительной степени повышенные стоимостные характеристики сибирских товаров были обусловлены проявлением естественных условий - таких как плодородие залежных земель, наличие залежей редких металлов и руд, состояние лесов и охотничьих угодий.
Стремительное экономическое развитие Сибири не только подталкивало пересмотр инженерных решений, связанных с развитием железнодорожной сети региона, но и остро ставило проблемы изменения институциональных рамок - норм, правил и условий, способствующих развитию предпринимательской деятельности. На смену монополии посредников приходят артельные кооперативные организации производителей. Наглядно это описано у М. Соболева, рассказывающего об особенностях широко распространенного в конце 19 - начале 20 века вида хозяйственной деятельности - маслоделия.
«…Существующая постановка маслоделия представляется не вполне удовлетворительной. Прежде всего, торговля и кредитные операции маслоделов отражаются на понижении доходов крестьян, сдающих молоко. Затем монополия вывоза масла в руках экспортных контор ведет к тому, что все благоприятные шансы рынка обеспечивают выгоды экспортных контор, но не касаются производителей. Для устранения этого и вводятся общественная организация маслодельных заводов и учреждаются товарищества для сбыта масла за границу. Общественные маслодельни, устраиваемые сельскими обществами, нередко давали плохие результаты. Среди причин этого явления следует указать на то, что инициатива такой организации очень часто исходила от крестьянских начальников, которые и смотрели на предприятие, как подчиненное им, вмешивались в управление заводом, в распоряжение доходами и проч., чем создавали среди общественников недружелюбное настроение к самому делу…
Лучше дело поставлено у артельных маслоделен. Обычно они устраиваются по договору, устному или письменному. Артельщики вносят небольшие паи наличными деньгами и дополнительные паи в виде вычета из сумм, следуемых за доставляемое молоко… Члены артели участвуют в деле пропорционально количеству принесенного молока; они обязываются не сдавать молока на сторону. Дела артели ведутся артельным старостой или советом уполномоченных, т.е. выборных от членов предприятия» [3, с. 41].
Помимо маслоделия в Сибири занимались охотой, рыболовством, пчеловодством, обработкой льна и конопли, шерсти, прядением, обработкой дерева, кедровым промыслом, гончарным промыслом. Но именно маслоделие было основой рыночной торговли региона.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о значительном влиянии сельского хозяйства в экономике региона. Сибирь здесь схожа в целом со всей Россией, которая в конце 19 - начале 20 века все еще была аграрной страной, хоть и пытавшейся перейти к промышленному капиталистическому производству. Этот переход выражался в зарождении фабрик, торговле с мелких мануфактур и пр. Таким образом, в экономике наряду с сельчанином был задействован и городской житель. Среди известных для жителей современного Красноярского края торговцев, промышленников того времени фамилии: Юдин, Давыдов, Гадалов, Щеголев и др.
Изменения в сфере экономического развития Сибири сопровождались целым рядом проблем. Историки разделяют их на две группы:
К числу внутренних проблем относят:
К внутренним данные проблемы позволяет отнести то обстоятельство, что все они в значительной степени связаны с начальным этапом развития рыночного хозяйства на территории Сибири - после нескольких столетий доминирования натурального хозяйства.
Внешние проблемы были связаны с
отношением к Сибири в целом со
стороны метрополии - прежде всего
органов государственного управления,
а также влиятельных
Со временем по мере развития хозяйственной
деятельности в Сибири правительство
обращает внимание на регион. Но принимаемые
им решения не способствовали развитию
экономики. Так вместо того, чтобы
стимулировать
Постановка отмеченных выше экономических проблем уже содержала в себе и соображения по их решению. «… Счастливое предсказание для будущих сибирских реформ можно усмотреть в том, что они не потребуют какой-либо органической ломки уже сложившегося строя жизни, а лишь простого уничтожения тех пут, которые связывали и задерживали ее, лишь простой отмены несоответствующих распоряжений центральной власти» [3, с. 45].
В числе основных направлений формирования экономической политики, способствующей экономическому развитию Сибири, были:
Весьма точно выразил самую суть проблем экономического развития Сибири известный исследователь Г.Н. Потанин: «… Самая главная нужда Сибири заключается в установлении правильных взаимных отношений между метрополией и колонией…» [3, с. 52].
Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири и граничит с Hовосибирской, Кемеровской областями, Казахстаном и Республикой Алтай. Его территория составляет 168.0 тыс..кв.км.
В крае преобладает два
типа геоморфологических
Климат резко-континентальный. Зима морозная, продолжительная, лето жаркое, короткое, нередко сухое.
Климатические условия в
целом благоприятны для
В состав края входят 12 городов,
14 поселков городского типа, 7 городских
и 60 сельских районов, в том
числе Hемецкий национальный
Крупнейшие предприятия — «Алтайский тракторный завод», «Алтайский моторный завод», Барнаултрансмаш, «Сибэнергомаш», «Алтайпрессмаш», Алтайский вагоностроительный завод, «Алтайкокс», ФНПЦ «Алтай».
Менее развиты отрасли химии и нефтехимии. Основную долю в производстве занимает Кучукский сульфатный комбинат в п. Благовещенке, который добывает сульфат натрия с частичной переработкой его в сернистый натрий, используемый в цветной и легкой промышленности.
Важное место в экономике
края занимает