Сибирь и Алтай на рубеже 20-21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического положения Сибирского федерального округа, в частности Алтая.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. описание основной характеристики Сибирского федерального округа;
2. рассмотрение характеристики Алтая.

Содержание работы

Введение 3
1. Сибирский федеральный округ на рубеже XX-XXI веков 4
2. Алтай на рубеже XX-XXI веков 10
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Сибирь и Алтай на рубеже XX-XXI веков.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Долговременный подъем российской экономики на современном технологическом  уровне возможен лишь в одном случае - при реанимации инвестиционного  процесса, ибо прописная истина гласит: без инвестиций нет экономического роста. Переход к регулируемым рыночным отношениям должен коренным образом изменить инвестиционную политику государства с целью усиления его воздействия на инвестиционный процесс посредством финансово-кредитных рычагов, т.е. с помощью налогов, налоговых льгот, норм ускоренной амортизации и ее индексации, учетной ставки банковского процента, субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства. Эффективная инвестиционная политика должна охватывать как государственные инвестиции, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно реализовать задачи по структурной перестройке экономики, повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции, как на отечественном, так и на мировом рынках.

Естественно, что инвестиционной политикой  должны заниматься не только федеральные  власти, но и региональная законодательная  и исполнительная власть, и даже органы МСУ. Именно на региональных органах  управления в Федеральных округах лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение социально-экономического положения Сибирского федерального округа, в частности Алтая.

В связи  с этим выделим следующие задачи:

1. описание  основной характеристики Сибирского  федерального округа;

2. рассмотрение  характеристики Алтая.

 

  1. Сибирский федеральный округ на рубеже XX-XXI веков

«… Громадная по территории окраина… играет роль колонии, доставляющей сырье своей метрополии - Европейской России» [2, с. 55]. Именно такими словами характеризует экономическое положение Сибири в конце 19 века относительно всей России историк М. Соболев.

С началом  нового столетия происходят качественные изменения в экономической сфере региона.

Интенсивное экономическое развитие Сибири началось со строительством Транссибирской железнодорожной  магистрали. «Несовершенными и дорогими путями сообщения определялся весь строй хозяйственной жизни Сибири 19 века: господство натурального хозяйства, отсутствие широкого и оживленного обмена, замкнутый строй быта. Для того чтобы пробудить к жизни Сибирь, нужно было связать ее живыми нитями с центрами европейской культуры. Это сделала Сибирская железная дорога. Проведение последней произвело настоящую экономическую революцию края…» [2, с. 27].

Экономическое значение строительства  Транссибирской железнодорожной магистрали не только в том, что она открыла  сибирским товарам наиболее эффективный  и удобный путь на другие региональные рынки (также как и путь товарам с данных рынков в Сибирь), но и в том, что железная дорога послужила материальной основой для последующего формирования институциональной структуры, присущей рыночной экономике. Прежде всего это выражалось в сокращении потребности в крупных оптовых посредниках, которые раньше держали всю Сибирь в своих руках, диктуя свои монопольные цены. «Прежде при отсутствии усовершенствованных путей сообщений, было необходимо делать годовой запас товаров в крупных центрах, перераспределявших свои запасы между более мелкими рынками. Оборот был медленный, кредит долгосрочный. Теперь для каждого среднего и даже мелкого торговца явилась возможность непосредственных сношений в течение всего года с продавцами из первых рук в Европейской России и даже за границей. Товар доставлялся непрерывно в течение всего года по железной дороге мелкими партиями, вместе с тем, торговля стала более мелкой, стала требовать меньше оборотного капитала и менее продолжительных сроков кредита» [2, с. 36].

Товарообмен железной дороги вызвал в Сибири развитие ряда городов, представляющих узловые центры транспорта.

Формирование транспортной сети в  Сибири способствовало не только демонополизации  торговой сферы, но и созданию материальных и экономических условий и предпосылок индустриализации экономики обширного региона. В этом плане преобладала добывающая промышленность. Сюда относится [4, с. 54]:

    • горное дело: золотопромышленность и добыча угля;
    • рыболовство;
    • звероловство;
    • лесное дело.

Что же касается обрабатывающей промышленности, то она находится в начальных стадиях своего развития и вырабатывает товары несложной техники и местного потребления; здесь преобладает первичная обработка сырья и производство продуктов питания, как-то спирта, пива, муки, масла и т.п. (винокуренное, воскосвечное, салотопенное, мыловаренное, мукомольное производство)» [3, с. 37].

Удаленность Сибири от основных рынков сбыта продукции ее добывающей и  перерабатывающей промышленности определила и выбор характеристик товаров, предлагаемых для межрегионального обмена. Основной характеристикой товара стала повышенная удельная ценность единицы веса. Поэтому не случайно, что Сибирь в первую очередь стала предлагать для межрегионального обмена такие товары как пушнина, золото и сливочное масло. В значительной степени повышенные стоимостные характеристики сибирских товаров были обусловлены проявлением естественных условий - таких как плодородие залежных земель, наличие залежей редких металлов и руд, состояние лесов и охотничьих угодий.

Стремительное экономическое развитие Сибири не только подталкивало пересмотр инженерных решений, связанных с развитием железнодорожной сети региона, но и остро ставило проблемы изменения институциональных рамок - норм, правил и условий, способствующих развитию предпринимательской деятельности. На смену монополии посредников приходят артельные кооперативные организации производителей. Наглядно это описано у М. Соболева, рассказывающего об особенностях широко распространенного в конце 19 - начале 20 века вида хозяйственной деятельности - маслоделия.

«…Существующая постановка маслоделия представляется не вполне удовлетворительной. Прежде всего, торговля и кредитные операции маслоделов отражаются на понижении доходов крестьян, сдающих молоко. Затем монополия вывоза масла в руках экспортных контор ведет к тому, что все благоприятные шансы рынка обеспечивают выгоды экспортных контор, но не касаются производителей. Для устранения этого и вводятся общественная организация маслодельных заводов и учреждаются товарищества для сбыта масла за границу. Общественные маслодельни, устраиваемые сельскими обществами, нередко давали плохие результаты. Среди причин этого явления следует указать на то, что инициатива такой организации очень часто исходила от крестьянских начальников, которые и смотрели на предприятие, как подчиненное им, вмешивались в управление заводом, в распоряжение доходами и проч., чем создавали среди общественников недружелюбное настроение к самому делу…

Лучше дело поставлено у артельных маслоделен. Обычно они устраиваются по договору, устному или письменному. Артельщики вносят небольшие паи наличными деньгами и дополнительные паи в виде вычета из сумм, следуемых за доставляемое молоко… Члены артели участвуют в деле пропорционально количеству принесенного молока; они обязываются не сдавать молока на сторону. Дела артели ведутся артельным старостой или советом уполномоченных, т.е. выборных от членов предприятия» [3, с. 41].

Помимо  маслоделия в Сибири занимались охотой, рыболовством, пчеловодством, обработкой льна и конопли, шерсти, прядением, обработкой дерева, кедровым промыслом, гончарным промыслом. Но именно маслоделие было основой рыночной торговли региона.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод  о значительном влиянии сельского  хозяйства в экономике региона. Сибирь здесь схожа в целом со всей Россией, которая в конце 19 - начале 20 века все еще была аграрной страной, хоть и пытавшейся перейти к промышленному капиталистическому производству. Этот переход выражался в зарождении фабрик, торговле с мелких мануфактур и пр. Таким образом, в экономике наряду с сельчанином был задействован и городской житель. Среди известных для жителей современного Красноярского края торговцев, промышленников того времени фамилии: Юдин, Давыдов, Гадалов, Щеголев и др.

Изменения в сфере экономического развития Сибири сопровождались целым рядом проблем. Историки разделяют их на две группы:

    • внутренние - обусловленные ростом товарного хозяйства и формированием в регионе новой многоукладной экономики;
    • внешние - обусловленные экономической политикой правительства и связанные с экономическими интересами ведущих промышленно-финансовых и аграрно-промышленных групп в метрополии.

К числу внутренних проблем относят:

    • узость внутри сибирского рынка;
    • недостаток капитала для развития новых и расширения действующих хозяйственных единиц;
    • повышенную склонность местных капиталистов к вложению в ценные бумаги и к непроизводительному потреблению;
    • преобладание торгово-ростовщического капитала по сравнению с промышленным и в целом по сравнению с реально функционирующим, т.е. ориентированным на вложение в материальные производственные активы.

К внутренним данные проблемы позволяет  отнести то обстоятельство, что все  они в значительной степени связаны  с начальным этапом развития рыночного  хозяйства на территории Сибири - после нескольких столетий доминирования натурального хозяйства.

Внешние проблемы были связаны с  отношением к Сибири в целом со стороны метрополии - прежде всего  органов государственного управления, а также влиятельных промышленных, аграрных и финансовых групп в центре. С политической точки зрения Сибирь в целом рассматривалась, прежде всего, как территория, обеспечивающая влияние России на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии. Именно выполнением этой задачи было продиктовано строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Экономической роли Сибири до конца 19 века не придавалось сколь-нибудь определенного значения. Об этом свидетельствует, например, то обстоятельство, что «В былое время Сибирь была страной фактической налоговой свободы…» [3, с. 54].

Со временем по мере развития хозяйственной  деятельности в Сибири правительство  обращает внимание на регион. Но принимаемые  им решения не способствовали развитию экономики. Так вместо того, чтобы  стимулировать предпринимательскую  деятельность, правительство вводит дополнительные барьеры на вывоз товаров из Сибири.

Постановка отмеченных выше экономических  проблем уже содержала в себе и соображения по их решению. «… Счастливое предсказание для будущих сибирских реформ можно усмотреть в том, что они не потребуют какой-либо органической ломки уже сложившегося строя жизни, а лишь простого уничтожения тех пут, которые связывали и задерживали ее, лишь простой отмены несоответствующих распоряжений центральной власти» [3, с. 45].

В числе основных направлений формирования экономической политики, способствующей экономическому развитию Сибири, были:

    • отмена посреднических надбавок к ценам на товары, вывозимые из Сибири;
    • формирование цен по принципу «товар-сырье» (вывоз из региона сырья, импорт фабрикатов);
    • расширение полномочий территорий Сибири в финансово-бюджетной сфере и в области управления природно-ресурсным потенциалом.

Весьма точно выразил самую  суть проблем экономического развития Сибири известный исследователь  Г.Н. Потанин: «… Самая главная нужда Сибири заключается в установлении правильных взаимных отношений между метрополией и колонией…» [3, с. 52].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Алтай на рубеже XX-XXI веков

Алтайский край расположен на юго-востоке  Западной Сибири и граничит с Hовосибирской, Кемеровской областями, Казахстаном и Республикой Алтай. Его территория составляет 168.0 тыс..кв.км.

 В крае преобладает два  типа геоморфологических ландшафтов: на востоке горный, на западе - степной, значительные площади  занимают таежные массивы. Hа сотни  километров протянулись уникальные ленточные боры. Богатый растительный покров в сочетании с контрастами рельефа сопровождается разнообразием животного мира. Здесь обитает около 300 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, есть пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

 Климат резко-континентальный. Зима морозная, продолжительная, лето жаркое, короткое, нередко сухое.

 Климатические условия в  целом благоприятны для развития  сельского хозяйства. Здесь достаточно  тепла и света для выращивания  практически всех сельскохозяйственных  культур, овощей, ягод и фруктов.

 В состав края входят 12 городов, 14 поселков городского типа, 7 городских  и 60 сельских районов, в том  числе Hемецкий национальный район.  Административный центр - г.Барнаул,  с населением 655.4 тыс..человек.

Крупнейшие предприятия — «Алтайский тракторный завод», «Алтайский моторный завод», Барнаултрансмаш, «Сибэнергомаш», «Алтайпрессмаш», Алтайский вагоностроительный завод, «Алтайкокс», ФНПЦ «Алтай».

 Менее развиты отрасли химии  и нефтехимии. Основную долю в  производстве занимает Кучукский сульфатный комбинат в п. Благовещенке, который добывает сульфат натрия с частичной переработкой его в сернистый натрий, используемый в цветной и легкой промышленности.

 Важное место в экономике  края занимает агропромышленный  комплекс, являющийся крупным производителем продовольствия на востоке России. Алтайский края - единственный район Сибири, где выращивается подсолнечник на масло, соя, сахарная свекла и ее семена. Алтай занимает 1-е место в России по производству сыра, 1-е место в Западной Сибири по производству зерна, сахара, 2-е по производству мяса.

Информация о работе Сибирь и Алтай на рубеже 20-21 века