Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель написания данной работы заключается в исследовании системы государственного управления в период НЭПа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть причины возникновения и итоги НЭПа;
рассмотреть черты неповского реформирования управления;
выявить причины образования СССР;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О НЭПЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИСТОРИИ РОССИИ ………………………………………………………………...
1.1. Социально-экономический и политический кризис России в начале 1920-х годов: условия для перехода к НЭПу…...…………….
1.2. Успех НЭПа………………………………………………………..
1.3. Реформирование управления………………………………………
1.4. Свертывание НЭПа…………………………………………………
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ СССР …………………………………….
2.1. Декларация и Союзный договор …………………………………..
2.2. Конституция 1924 года ……………………………………………..
2.3. Формирование культа личности Сталина…………………………
ГЛАВА 3. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ………………………………………………………….
3.1. Советский государственный аппарат в годы НЭПа…………….
3.2 Особенности государственного управления в период НЭПа……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..
В сфере экономики государство реализует новый подход, включающий в себя три взаимосвязанных меры: 1) создание органа, который должен осуществлять координацию деятельности различных наркоматов, отделов исполкомов и иных органов на уровне РСФСР, области, губернии, уезда, волости; 2) принятие единого государственного хозяйственного плана; 3) перевод промышленных предприятий, заводов и фабрик на хозрасчет.
Координацию деятельности наркоматов осуществлял СТО (Совет труда и обороны), созданный по решению VIII Всероссийского съезда Советов; координацию работы различных отделов, предприятий, учреждений на уровне области, губернии, уезда, волости – ЭКОСО (экономическое совещание, действующее под руководством СТО).
Разрабатывается единый народнохозяйственный план. По Декрету СНК от 22 февраля 1921 г. была образована государственная общеплановая комиссия (Госплан), которой поручалось на основе плана ГОЭЛРО разработать единый государственный хозяйственный план.
В целях преодоления практики неисполнения местными советами законов и других нормативно-правовых актов высшие органы государства приняли четыре Положения: о советах губернских, уездных и заштатных городов и поселках городского типа; об уездных съездах, Советах и их исполкомах; о волостных съездах, Советах и их исполкомах; о сельских Советах.
В связи с переходом к НЭПу произошла значительная перестройка правоохранительных учреждений, суть которой – в упрощении их организационной структуры, сокращении штатов, создании условий для демократизации их деятельности.
Поскольку отпала необходимость
в чрезвычайных мерах по охране завоеваний
советской власти, которая в политическом
отношении значительно укрепила
Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК и его органы были упразднены, а при НКВД создавалось Главное Политическое Управление (ГПУ). На него были возложены задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебных действий против государственной власти. ГПУ имело право: а) розыскной деятельности; б) на проведение дознания и следствия в определенные сроки: не позднее двух недель со дня ареста предъявлять обвинение, не позднее двух месяцев заканчивать следствие и передавать дело в суд (или прекращать его); в) применять меры административного воздействия.
Внесудебные репрессии отменялись. Все дела о преступлениях против государственной власти решались только в судебном порядке. Таким образом, функции ГПУ были сужены, а сфера его деятельности ограничена в основном обеспечением политической безопасности страны. К сожалению, этот порядок просуществовал недолго.
В первые годы НЭПа были внесены существенные изменения в организационную структуру милиции. Происходит ее перестройка, так как отпали военные функции. В 1922 г. было принято Положение о НКВД РСФСР, по которому в НКВД появилось Главное управление милиции. На местах – губернские, волостные, уездные управления. В крупных городах – городская милиция. Их задачей являлось поддержание общественного порядка.
В 1922 г. для улучшения организации борьбы с уголовными преступлениями из органов был выделен уголовный розыск. В составе НКВД создано Управление уголовного розыска.
Кроме того, Советское государство воссоздало прокуратуру, наделив ее правом осуществлять надзор за законностью в деятельности наркоматов и исполкомов местных советов, должностных лиц и принимать незамедлительные меры по устранению выявленных правонарушений. К весне 1922 г. после широкого обсуждения этого вопроса в печати на совещаниях работников юстиции НКЮ разработал проект Положения о прокуратуре. При подготовке проекта разгорелась дискуссия, в ходе которой высказывались предложения об ограничении функций прокуратуры лишь судебными делами и об исключении общего надзора; некоторые вообще были против создания прокуратуры, рассматривая законность как придаток капиталистических отношений (левацкий правовой нигилизм). На самой сессии ВЦИК с резкой критикой законопроекта выступала группа членов ВЦИК, требовавшая «двойного» подчинения прокуратуры или лишения ее права общего надзора. Они утверждали, что введение централизованной и независимой от местных властей прокуратуры якобы нарушает Конституцию, выражает недоверие местным органам власти.
В юридической литературе большое внимание уделялось документу, посвященному мерам по укреплению законности, – Положению о прокурорском надзоре, утвержденному Декретом ВЦИК от 28 мая 1922 г. и вступившему в силу с 1 августа 1922 г. Верно отмечалось, что в создании этого Положения решающую роль сыграло мнение Ленина. Но при этом замалчивалось, что идея Ленина о том, что прокурор не только вправе, но и обязан опротестовать перед судом все и всякие постановления местных властей (с точки зрения законности этих постановлений или решений) без права приостанавливать таковые, не была реализована. Лишение прокуратуры права опротестовывать нарушение законности перед судом оказало плохую услугу самой прокуратуре, нанесло урон ее престижу, ослабило возможность борьбы за законность. Была упущена возможность усилить роль суда в обществе, и тем самым ограничить всякого рода бюрократические извращения со стороны должностных лиц.
Согласно Положению о прокурорском надзоре в составе НКЮ учреждалась прокуратура для осуществления от имени государства надзора за законностью действий всех органов власти, организаций и отдельных граждан; для наблюдения за правильностью содержания заключенных под стражей. Местные органы юстиции были ликвидированы. Во главе прокуратуры стоял Прокурор республики (нарком юстиции), а также его помощник. Губернский прокурор назначался Прокурором республики. При трибуналах – особая прокуратура, подчиненная помощнику Прокурора республики.
Одновременно ВЦИК утвердил Положение об адвокатуре – учреждении для оказания юридической помощи трудящимся и защиты их интересов в суде. При губернском отделе юстиции создавалась коллегия защитников (ее состав утверждался губисполкомом). Они не могли совмещать свою работу с работой в государственных учреждениях.
В ходе судебной реформы 1922 г. устанавливается единая система судебных учреждений в РСФСР, на новых началах создается адвокатура.
После семи лет реорганизаций
и поисков механизмов советского
государства система
1. Общесоюзный уровень – съезд Советов СССР, двухпалатный ЦИК СССР, Президиум ЦИК СССР, СНК СССР, СТО СССР, наркоматы СССР, Верховный суд СССР, ОГПУ, Красная Армия.
2. Федеральные органы РСФСР: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК, СНК РСФСР, Экономическое совещание РСФСР, наркоматы РСФСР, Верховный суд РСФСР, прокуратура РСФСР на правах отдела наркомата юстиции РСФСР.
3. Государственные органы автономной республики: съезд Советов автономной республики, ЦИК автономной республики, СНК автономной республики, наркоматы автономной республики, Экономическое совещание, отделение Верховного суда РСФСР либо главный суд на правах губернского суда, Прокурор автономной республики.
4. Государственные органы области: областной съезд Советов, областной исполком, экономическое совещание области.
5. Государственные органы губернии: губернский съезд Советов, губернский исполком, экономическое совещание губернии, губернский суд, губернский прокурор.
6. Государственные органы уезда: уездный съезд советов, уездный исполком, экономическое совещание уезда, народный суд, помощник губернского прокурора.
7. Государственные органы волости: съезд Советов волости, исполнительный комитет, экономическое совещание волости.
8. Государственные органы города, села: совет депутатов, исполком совета, городское (сельское) экономическое совещание. В больших городах действовали народные суды.
Конституция предусматривала образование и действие 11 наркоматов: внутренней торговли, труда, финансов, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия, социального обеспечения, Высший совет народного хозяйства, Рабоче-крестьянская инспекция.9 В состав Правительства РСФСР, помимо Председателя, его заместителей и народных комиссаров, входили уполномоченные общесоюзных наркоматов, имеющие права совещательного или решающего голоса в соответствии с постановлением ВЦИК или его Президиума.
Конституция РСФСР не называет одного из важнейших органов управления народным хозяйством – СТО. Дело в том, что СТО признавался комиссией СНК, хотя в действительности подменял его, издавая от своего имени общеобязательные нормативно-правовые акты.
Координационная деятельность СТО выражалась, прежде всего, в подготовке единых народнохозяйственных планов РСФСР и внесении их на утверждение ВЦИК. СТО также направлял работу наркоматов по выполнению этого плана и при необходимости мог вносить в него отдельные коррективы, освобождать наркоматы и отдельные предприятия от выполнения тех или иных позиций плана.
В 1921–1925 гг. по всей стране проводится перестройка форм и методов работы низового советского аппарата, которая осуществлялась по двум направлениям: а) развитие и совершенствование самой системы советских органов; б) развитие демократических форм их работы, расширение участия масс в советском строительстве.
Однако начавшееся было
«оживление» Советов (на выборах 1926
г. впервые процент участия
3.2. Особенности государственного управления в период НЭПа
Командно-административная
система государственного управления
в СССР опиралась в первую очередь на организационно-
Государственное управление того времени имело следующие особенности.
Основная проблема, с
которой столкнулась плановая экономика
СССР – мотивация труда при
ограничении экономических
Информация о работе Система государственного управления в период НЭПа