Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:51, реферат
Тема данной работы является актуальной, так как поиск путей рационализации и модернизации деятельности государственного аппарата, институтов власти, общественно-политического устройства имеет на сегодняшний день ключевое значение с точки зрения достижения политической и экономической стабильности российского государства, необходимости либерализационных процессов государственного сектора, правового закрепления механизмов разграничения полномочий и зон ответственности в иерархии институтов государственного управления и контроля, в корне которого стоят задачи построения правового государства, создания эффективной системы органов государственного управления и местного самоуправления.
Введение
1.История возникновения Великого Княжества Литовского
2. Государственное устройство Великого Княжества Литовского
3. Состав и компетенция Рады
4. Высшие должностные лица Великого Княжества Литовского
5. Органы местного управления Великого княжества Литовского
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Институт государственного управления и предпринимательства
Тема данной работы является актуальной, так как поиск путей рационализации и модернизации деятельности государственного аппарата, институтов власти, общественно-политического устройства имеет на сегодняшний день ключевое значение с точки зрения достижения политической и экономической стабильности российского государства, необходимости либерализационных процессов государственного сектора, правового закрепления механизмов разграничения полномочий и зон ответственности в иерархии институтов государственного управления и контроля, в корне которого стоят задачи построения правового государства, создания эффективной системы органов государственного управления и местного самоуправления. Эти задачи должны решаться с учетом особенностей традиций и исторических достижений. Изучение исторического опыта в данной сфере даст возможность избежать многочисленных ошибок при реформировании системы высших и местных органов управления, при создании законодательной базы для деятельности этих органов. В последнее время увеличивается интерес российских ученых к нашим « соседям » истории народа и права Великого Княжества Литовского, ведь прошлое является неотъемлемой частью богатства страны, обязательным фактором национального самоопределения. Говоря о будущем нашей страны, не стоит забывать и о ее прошлом, а также о прошлом других стран, тех аспектах истории, которые существенным образом повлияли на ее формирование и становление как самостоятельного государства.
Целью написания работы является выявление особенностей становления, развития и функционирования государственного строя Великого Княжества Литовского.
Исходя из целей данной работы необходимо обозначить следующие задачи:
В ходе написания данной исследовательской работы были применены методы сравнения, анализа, дедукции и группировки.
Существует множество научных работ, посвященных данной теме, что говорит о хорошей изученности проблемы. В своем исследовании я опиралась на труды отечественных ученых, внесших огромный вклад в изучение данной темы:
Существенной чертой государственного строя великого княжества Литовского был его федеративный характер (в противоположность московской централизации). Литовско-Русское государство в XIV в. представляло в сущности конгломерат земель и владений, объединенных только подчинением власти великого князя, но стоявших особняком друг от друга и не сплотившихся в единое политическое целое. Великое княжество Литовское по форме правления представляло собой феодальную монархию. В период формирования своей территории система управления Великим княжеством Литовским была построена по принципу вассалитета. Система государственного управления княжества представляла собой синтез языческой литовской, южной и юго-западной русско-православной государственных традиций и транслируемым через Польшу элементов западноевропейского государственною права, в частности городского самоуправления. Поликонфессиональный, полиэтничный характер населения и различные традиции государственного управления создавали предпосылки для заключения договорных отношений между центральной властью и отдельными владетелями. Во главе Литвы стоял великий князь — господарь, который назывался великим князем, реже – королем. Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новогородке в 1253 г. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Главной обязанностью великого князя была защита целостности государства. Он стоял во главе вооруженных сил, от его имени издавались законодательные акты, вершился суд. В его ведении находились дипломатические отношения (имел право вести международные переговоры, посылать и принимать послов, вступать в союзы) с другими странами, объявление войны и мира. Он назначал на государственные должности и распоряжался государственным имуществом. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов. Его влиятельность ограничивалась паны-радой (советом панов), состоявшей их крупнейших земельных магнатов и верхушки каталитического духовенства. Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками - составляли его раду. Государственное право Великого княжества Литовского регламентировало структуру и компетенцию верховных органов государственной власти княжества и игнорировала органы Речи Посполитой. Вся система органов государственного управления и власти строилась на общих принципах феодального права:
Феодальное право ВКЛ как регулятор общественных отношений под воздействием экономических и политических причин интенсивно развивается. Для него характерны два основных этапа развития - Первый, «привилейный» этап (XIII-XV вв.), на протяжении которого по мере образования ВКЛ как суверенного феодального государства складывается общеземское право, его отдельные отрасли и их институты путем издания великими князьями грамот (привилеев). Нормы их обязательны для всего населения ВКЛ, в том числе и самих великих князей, не только издавших грамоту, но и всех последующих князей. Второй, «статутовый», этап характеризуется господством общеземского права, которое развивается так динамично, что неоднократно требуется его систематизация. Это приводит к появлению таких крупных памятников права как статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов. По своей структуре и содержанию они могут быть отнесены к своду действующего права государства.Для «привилейного» этапа развития феодального права характерно то, что правовой обычай как основной источник феодального права в IX-первой половине XII в. вытесняется нормативным актом (договор, грамота, постановление сейма). К значимым нормативным актам указанного этапа относятся договор. Вершиной систематизаторской и кодификационной деятельности в ВКЛ была разработка и издание Статутов 1529, 1566 и 1588г.г. По совершенству кодификации и широте регулируемых отношений они не имели равных в Европе. Наличие в государстве подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высоком развитии правовой мысли, культуры, образования. После заключения Люблинской унии 1569 года все великие князья литовские одновременно были польскими королями и королями общего союзного государства — Речи Посполитой. Правовое положение великого князя литовского, о чем свидетельствует Статут 1568 г., было типичным для положения ограниченного феодального монарха, однако имелись существенные различия в выборности и большим ограничении прав в сфере законодательства и суда. Вместе с тем, оно содержало в себе некоторые элементы правового положения президента в республике: его права основывались на выборном начале и на правовых нормах Статута, общеземских привилегиях и были делегированы от класса феодалов. Великий князь являлся руководителем исполнительно-распорядительной деятельности высших государственных органов, главой государственной администрации, главнокомандующим вооруженными силами княжества. За его подписью и государственной печатью издавались законодательные акты княжества. Согласно сложившейся традиции, он избирался феодалами княжества. Сначала выборы проходили в рамках Рады (паны-рада), позднее, с XVI в. - на общегосударственном сейме. Главными обязанностями хозяина были:
• защита государства;
• поддержка порядка внутри государства;
• осуществление высшего суда;
• руководство административным аппаратом государства;
• осуществление международных отношений;
• разработка и издание законов .
Для обеспечения нужд хозяина существовали личные княжеские дворы и имения, которыми распоряжался сам хозяин и государственные экономии, доходы с которых хозяин направлял по согласию с Радой. Такое положение возникло после 1492 г., когда великий князь вынужден был поделиться частью полномочий с панами-радой, без согласия которых он не имел права принимать решения и издавать законы. В то же время Рада в отсутствие хозяина могла решать любой вопрос. Если учитывать, что великие князья совмещали еще и должность короля польского, то они часто отсутствовали в княжестве. Поэтому роль Рады в управлении была весьма значительной.
Информация о работе Система государственной власти и управления Великого Княжества Литовского