Система государственной власти и управления Великого Княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:51, реферат

Описание работы

Тема данной работы является актуальной, так как поиск путей рационализации и модернизации деятельности государственного аппарата, институтов власти, общественно-политического устройства имеет на сегодняшний день ключевое значение с точки зрения достижения политической и экономической стабильности российского государства, необходимости либерализационных процессов государственного сектора, правового закрепления механизмов разграничения полномочий и зон ответственности в иерархии институтов государственного управления и контроля, в корне которого стоят задачи построения правового государства, создания эффективной системы органов государственного управления и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение
1.История возникновения Великого Княжества Литовского
2. Государственное устройство Великого Княжества Литовского
3. Состав и компетенция Рады
4. Высшие должностные лица Великого Княжества Литовского
5. Органы местного управления Великого княжества Литовского
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

история гос управления чистовой.docx

— 58.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Институт государственного управления и предпринимательства

(Кафедра государственного  и муниципального управления)

 

Реферат

На тему:

 Система государственной власти и управления Великого Княжества Литовского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Группы № УП-130101

Кононова Д.С.

Проверил:

Запарий В.В.

 

г.Екатеринбург, 2013 г.

Содержание

Введение

1.История возникновения  Великого Княжества Литовского

2. Государственное устройство Великого Княжества Литовского

3. Состав и компетенция  Рады

4. Высшие должностные лица Великого Княжества Литовского

5. Органы местного управления  Великого княжества Литовского

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной работы является актуальной, так как поиск путей рационализации и модернизации деятельности государственного аппарата, институтов власти, общественно-политического устройства имеет на сегодняшний день ключевое значение с точки зрения достижения политической и экономической стабильности российского государства, необходимости либерализационных процессов государственного сектора, правового закрепления механизмов разграничения полномочий и зон ответственности в иерархии институтов государственного управления и контроля, в корне которого стоят задачи построения правового государства, создания эффективной системы органов государственного управления и местного самоуправления. Эти задачи должны решаться с учетом особенностей традиций и исторических достижений. Изучение исторического опыта в данной сфере даст возможность избежать многочисленных ошибок при реформировании системы высших и местных органов управления, при создании законодательной базы для деятельности этих органов. В последнее время увеличивается интерес российских ученых к нашим « соседям » истории народа и права Великого Княжества Литовского, ведь прошлое является неотъемлемой частью богатства страны, обязательным фактором национального самоопределения. Говоря о будущем нашей страны, не стоит забывать и о ее прошлом, а также о прошлом других стран, тех аспектах истории, которые существенным образом повлияли на ее формирование и становление как самостоятельного государства.

Целью написания работы является выявление особенностей становления, развития и функционирования государственного строя Великого Княжества Литовского.

Исходя из целей данной работы необходимо обозначить следующие задачи:

  1. Определить сущностные характеристики государственного устройства ВКЛ;
  2. Выявить источники власти Великого князя и факторы, ее ограничивающие;
  3. Определить состав и полномочия Рады;
  4. Определить состав, компетенцию и полномочия Сейма;
  5. Выявить целесообразность применения Магдебургского права в системе городского самоуправления;

В ходе написания данной исследовательской работы были применены методы сравнения, анализа, дедукции и группировки.

Существует множество научных работ, посвященных данной теме,  что говорит о хорошей изученности проблемы. В своем исследовании я опиралась на труды отечественных ученых, внесших огромный вклад в изучение данной темы:

    1. Бережков Н. Г. «Литовская метрика как исторический источник» ч-1,  1946.
    2. Любавский М. К. «Областное  деление  и  местное  управление  Литовско-русского государства ко времени издания первого  Литовского  статуса»
    3. Пашуто В. Т. «Внешняя политика древней Руси».
    4. Пашуто В. Т. «Героическая борьба русского народа  за  независимость  в XIII веке».
    5. Похилевич  Д.  Л.  «Движение  феодальной  земельной  ренты  в  Великом княжестве  Литовском  в  XV  –  XVI  вв.»,  в  сборнике  «Исторические записки», т. 31, М., 1950.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История возникновения  Великого Княжества Литовского

Великое княжество Литовское - государство, существовавшее в северной части Восточной Европы в 1230-1569 гг. В начале XIII в. литовские племена находились в состоянии полной политической раздробленности: они управлялись множеством племенных князей, окруженных своими дружинами, с которыми они делали постоянные набеги и нападения на соседние русские и польские земли. Грозная опасность со стороны агрессивных западных соседей - Ливонского и Тевтонского немецких орденов заставила литовцев объединиться вокруг одного военного вождя, которым в 30-х гг. XIII в. становится первый великий князь Литовский Миндовг. Используя тяжелую обстановку, сложившуюся на Руси из-за нашествия Батыя, он начал захватывать западнорусские земли (Гродно, Берестье, Пинск и др.)  Политику Миндовга продолжили князья Витень (1293-1315 гг.) и Гедимин (1316-1341 гг.). Сын Гедимина Ольгерд с полным успехом продолжал территориальные приобретения. Уже при Гедимине киевские князья признали верховную власть великою князя Литовского. Ольгерд в 1362 г. привел Киев под свою непосредственную власть и посадил в нем наместником своего сына Владимира. Вскоре затем Ольгерд подчинил Литве почти всю Волынскую землю, в которой князем стал Любарт Гедиминович. В 1362-1363 гг. Ольгерд вел войну против татар, которые в то время непосредственно владели Подолией; он разбил татар в битве на Синей Воде, овладел Подолией и продвинул южные границы своего государства до берегов Черного моря; князьями на Подолье стали его племянники, сыновья Кориата Гедиминовича (впоследствии Подолье долгое время было спорной областью между Литвой и Польшей). Кроме южнорусских областей, Ольгерд подчинил своей верховной власти Чернигово - Северскую землю и часть Смоленской земли. В то время как Ольгерд с таким успехом вел завоевательную политику на юге и востоке, его брат Кейстут действовал против немцев на западе, остановив их наступательное движение. В результате военных и дипломатических успехов Гедимина и Ольгерда великое княжество Литовское превратилось в конце XVI в. в обширное государство, которое простиралось от Балтийского до Черного моря; в этом государстве западнорусские земли составляли 0,9 всей территории , огромное большинство населения было русским. Эти поразительно быстрые и легкие успехи великих князей литовских объясняются как тем, что западнорусские земли охотно признавали власть Литвы, чтобы избавиться от власти татар, так и тем, что, присоединяясь к Литве, русские области ни в какой мере не испытывали национального или религиозного гнета или какой-либо ломки в строе и характере местной жизни. В большинстве западнорусских земель сначала оставались на своих местах прежние князья - Рюриковичи, признавшие над собой верховную власть великого князя Литовского; в некоторых областях их заменили литовские князья - Гедиминовичи, но за исключением этого, никаких существенных перемен не происходило. Таким образом, существенной чертой государственного строя великого княжества Литовского был его федеративный характер (в противоположность московской централизации). «Литовско-Русское государство в XIV в. представляло в сущности конгломерат земель и владений, объединенных только подчинением власти великого князя, но стоявших особняком друг от друга и не сплотившихся в единое политическое целое»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное  устройство Великого княжества Литовского.

Существенной чертой государственного строя великого княжества Литовского был его федеративный характер (в противоположность московской централизации). Литовско-Русское государство в XIV в. представляло в сущности конгломерат земель и владений, объединенных только подчинением власти великого князя, но стоявших особняком друг от друга и не сплотившихся в единое политическое целое. Великое княжество Литовское по форме правления представляло собой феодальную монархию. В период формирования своей территории система управления Великим княжеством Литовским была построена по принципу вассалитета.  Система государственного управления княжества представляла собой синтез языческой литовской, южной и юго-западной русско-православной государственных традиций и транслируемым через Польшу элементов западноевропейского государственною права, в частности городского самоуправления.  Поликонфессиональный, полиэтничный характер населения и различные традиции государственного управления создавали предпосылки для заключения договорных отношений между центральной властью и отдельными владетелями. Во главе Литвы стоял великий князь — господарь, который назывался великим князем, реже – королем.  Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новогородке в 1253 г. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль  за управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Главной обязанностью великого князя была защита целостности государства. Он стоял во главе вооруженных сил, от его имени издавались законодательные акты, вершился суд. В его ведении находились дипломатические отношения (имел право вести международные переговоры, посылать и принимать послов, вступать в союзы) с другими странами, объявление войны и мира. Он назначал на государственные должности и распоряжался государственным имуществом. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов. Его влиятельность ограничивалась паны-радой (советом панов), состоявшей их крупнейших земельных магнатов и верхушки каталитического духовенства. Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками - составляли его раду. Государственное право Великого княжества Литовского регламентировало структуру и компетенцию верховных органов государственной власти княжества и игнорировала органы Речи Посполитой.  Вся система органов государственного управления и власти строилась на общих принципах феодального права:

    • создание льгот и преимуществ для феодалов и шляхты;
    • недопущение простых людей в органы управления;
    • юридическое закрепление неравенства среди различных социальных групп.

Феодальное право ВКЛ как регулятор общественных отношений под воздействием экономических и политических причин интенсивно развивается. Для него характерны два основных этапа развития - Первый, «привилейный» этап (XIII-XV вв.), на протяжении которого по мере образования ВКЛ как суверенного феодального государства складывается общеземское право, его отдельные отрасли и их институты путем издания великими князьями грамот (привилеев). Нормы их обязательны для всего населения ВКЛ, в том числе и самих великих князей, не только издавших грамоту, но и всех последующих князей. Второй, «статутовый», этап характеризуется господством общеземского права, которое развивается так динамично, что неоднократно требуется его систематизация. Это приводит к появлению таких крупных памятников права как статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов. По своей структуре и содержанию они могут быть отнесены к своду действующего права государства.Для «привилейного» этапа развития феодального права характерно то, что правовой обычай как основной источник феодального права в IX-первой половине XII в. вытесняется нормативным актом (договор, грамота, постановление сейма). К значимым нормативным актам указанного этапа относятся договор. Вершиной систематизаторской и кодификационной деятельности в ВКЛ была разработка и издание Статутов 1529, 1566 и 1588г.г. По совершенству кодификации и широте регулируемых отношений они не имели равных в Европе. Наличие в государстве подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высоком развитии правовой мысли, культуры, образования. После заключения Люблинской унии 1569 года все великие князья литовские одновременно были польскими королями и королями общего союзного государства — Речи Посполитой.  Правовое положение великого князя литовского, о чем свидетельствует Статут 1568 г., было типичным для положения ограниченного феодального монарха, однако имелись существенные различия в выборности и большим ограничении прав в сфере законодательства и суда. Вместе с тем, оно содержало в себе некоторые элементы правового положения президента в республике: его права основывались на выборном начале и на правовых нормах Статута, общеземских привилегиях и были делегированы от класса феодалов. Великий князь являлся руководителем исполнительно-распорядительной деятельности высших государственных органов, главой государственной администрации, главнокомандующим вооруженными силами княжества. За его подписью и государственной печатью издавались законодательные акты княжества. Согласно сложившейся традиции, он избирался феодалами княжества. Сначала выборы проходили в рамках Рады (паны-рада), позднее, с XVI в. - на общегосударственном сейме. Главными обязанностями хозяина были:

• защита государства;

• поддержка порядка внутри государства;

• осуществление высшего суда;

• руководство административным аппаратом государства;

• осуществление международных отношений;

• разработка и издание законов .

Для обеспечения нужд хозяина существовали личные княжеские дворы и имения, которыми распоряжался сам хозяин и государственные экономии, доходы с которых хозяин направлял по согласию с Радой. Такое положение возникло после 1492 г., когда великий князь вынужден был поделиться частью полномочий с панами-радой, без согласия которых он не имел права принимать решения и издавать законы. В то же время Рада в отсутствие хозяина могла решать любой вопрос. Если учитывать, что великие князья совмещали еще и должность короля польского, то они часто отсутствовали в княжестве. Поэтому роль Рады в управлении была весьма значительной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Состав и компетенция  Рады

Ра́да, паны-рада  — высший орган государственной власти в Великом княжестве Литовском в XV — первой половине XVI века. Рада Великого Княжества Литовского (паны-рада) зарождалась институтом власти сначала как вспомогательный орган при Великом князе (князь мог не посоветоваться и принять решение), а с 1492 г. становится высшим органом государственной власти в ВКЛ.Состав Рады не был определен строго, в нее входило 30-40 важнейших лиц княжества. Среди них преимущественно были католические епископы, высшие государственные чины, все воеводы и каштеляны, некоторые старосты и отдельные феодалы из рода Ольгердовича или Рюриковичей. Рада была исполнительно-распорядительным, законодательным, судебным и контролирующим органом. На заседании Рады могли приглашаться другие лица - уроженцы ВКЛ христианского вероисповедания. В полном составе Рада собиралось редко, чаще всего вопросы решались старшими рядным панами - высшими государственными чинами, воеводой Виленским и Трокском, епископом Виленским. Вопросы, принадлежавшие к компетенции Рады, были следующими:

  • выбор хозяина ВКЛ;
  • контроль деятельности хозяина;
  • осуществление международных отношений;
  • руководство высшими местными и государственными органами управления;
  • назначение на государственные должности;
  • обсуждение и принятие законов;
  • осуществления высшего суда.

Информация о работе Система государственной власти и управления Великого Княжества Литовского