Система государственной власти и управления Великого Княжества Литовского
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:51, реферат
Описание работы
Тема данной работы является актуальной, так как поиск путей рационализации и модернизации деятельности государственного аппарата, институтов власти, общественно-политического устройства имеет на сегодняшний день ключевое значение с точки зрения достижения политической и экономической стабильности российского государства, необходимости либерализационных процессов государственного сектора, правового закрепления механизмов разграничения полномочий и зон ответственности в иерархии институтов государственного управления и контроля, в корне которого стоят задачи построения правового государства, создания эффективной системы органов государственного управления и местного самоуправления.
Содержание работы
Введение 1.История возникновения Великого Княжества Литовского 2. Государственное устройство Великого Княжества Литовского 3. Состав и компетенция Рады 4. Высшие должностные лица Великого Княжества Литовского 5. Органы местного управления Великого княжества Литовского Заключение Список использованных источников
Помимо высших
волостных правителей, воевод, органами
местной администрации были, назначаемые
господарем, наместники-державцы, которые
были, с одной стороны, органами хозяйственного
и финансового управления в обширных государственных
и великокняжеских имениях, а с другой
- судебными и административными органами
для бояр-шляхты, для населения господарских
имений и для мещан непривилегированных
«мест» (городов). Как и воеводы, они несли
ответственность перед правительством
и великим князем за состояние дел на вверенной
им территории, осуществляли суд над местным
населением Воеводы были главными военными
начальниками в своих округах и главными
судьями по важным уголовным делам. Кроме
них военными начальниками были каштеляны,
а также маршалки и хоружие поветовые.
Судебную власть осуществляли особые
«судовы старосты». В качестве гражданского
трибунала для шляхты был в каждом повете
учрежден земский суд из судьи, подсудка
и писаря, назначаемых господарем из числа
выбранных местной шляхтой кандидатов.
В повете главой администрации был поветовый
староста, компетенция которого была аналогичной
компетенции воеводы. Помощниками поветового
старосты были подстароста, хоружий, ключники,
лесничие, мостничие, тиуны и др. Несколько
проще по структуре выглядела администрация
в волости, возглавлял которую в XVI в. державца.
Ему подчинялись сельские войты, сотники,
сорочники, десятники, старцы, дьяки, детские
и другие лица администрации власти. Для
осуществления надзора за крестьянами
старосты и державцы назначали сельских
войтов, сотников, сорочников, десятников.
Они следили за поддержанием порядка в
селах и выполнением феодальных повинностей.
Сотники осуществляли надзор за выполнением
повинностей на территории повета, сорочники
– на территории волости, десятники –
в отдельных деревнях. После волочной
померы 1557г. эти должности были заменены
сельскими войтами. В деревнях действовали
органы крестьянского самоуправления
– сельские собрания (сходы) и страрцы.
Старцы избирались на сельских сходах.
Старцы наблюдали за выполнением общественных
работ (строительство мостов, замков, дорог),
собирали и отвозили в установленные места
налоги, участвовали в осуществлении правосудия
в копе. В заключение следует сказать,
что вся деятельность местной администрации
была под постоянным контролем высших
и дворных урадников отраслевого управления,
посылавших на места с целью контроля
специальных должностных лиц (ревизоров,
сборщиков налогов, референдария, инстигатора
и др.).
В XIV-XVIII вв.
на Беларуси стало расширяться так называемое
Магдебургское право - право на самоуправление
городов. Это было результатом развития
городского хозяйства и желанием великих
князей иметь города в союзниках в противостоянии
с феодалами княжества. Каждый город получал
свою грамоту. Степень свобод, предоставлявшаяся
городам, была разная. Общим было то, что
мещане освобождались из-под административной
и судебной власти воевод и старост, вместо
феодальных повинностей вводился единый
государственный денежный налог на город.
В городе создавались органы самоуправления
и суды. Магдебургское право возникло
в конце XIII века в Германии. Расположение
белорусских земель в центре Европы содействовало
их развитию в русле мирового экономического,
политического и культурного процессов.
В то время Беларусь освоила многие приобретения
Запада, в том числе и организацию жизни
города на основе самоуправления, совмещая
нормы Магдебургского права с традициями
самоуправления, которые существовали
ранее. Поэтому вполне логично объясняется
факт того, что в конце XIV века города ВКЛ
уже стали получать привилеи на Магдебургское
право (Вильно, Брест, Гродно) Исследование
Магдебургского права вызывает огромный
интерес, так как в нем заложены основы
существования института самоуправления.
Его становление было связано с процессом
перехода от феодализма к существующему
индустриальному обществу. Так же Магдебургское
право представляет собой существенный
этап как в развитии городского самоуправления,
так и в формировании института самоуправления
на территории Европы. Самоуправление
городов Беларуси взяло свое начало еще
с времен Киевской Руси. В Полоцке и в Витебске,
как в Киеве и в Новгороде всеми полномочиями
обладало вече. Оно утверждало управителей
города - «мужей», старшин, тысячников,
сотников и других представителей городской
администрации. Эти традиции сохранялись
и в 14-15 веках, особенно в восточно-белорусских
городах. Находясь в составе Великого
Княжества Литовского, Беларусь осваивала
многие приобретения Запада. На ее территории
увеличился ряд типично европейских норм
правовой и политичной культуры, в частности
право организации жизни города на основе
самоуправления. И происходило это не
случайно. В средневековье население крупных
городов Беларуси, особенно западных было
уже полиэтничным, что само по себе благоприятствовало
развитию культурных отношений между
народами. В 13-14 вв. тут поселилось много
иноземцев, особенно немцев. В Полоцке,
например, была частная ганзейская фактория.
Много немецких купцов и ремесленников
поселяются в Гродно и Бресте. Формируя
вольную общину, они управлялись своим,
принесенным с немецких земель, правом,
знакомым нам как Магдебургское. «Немецкое»
право давало им значительные преимущества
по сравнению с другими горожанами. Вече,
особенно в первое время, еще собираются,
но дела, обсуждаемые на них, все меньше
и меньше касаются волости. Их интересуют
почти что исключительно жизнь города.
Только на востоке державы долго сохраняется
древний вече вый обычай. Тут вече собирает
на свои сходы не жителей городов, но и
жителей округи, деревенских крестьян.
Тут еще долго сохраняется мещанско-крестьянское
самоуправление; старосты, выбранные вечем,
собирают дань, распределяют между всеми
жителями волости обязательные работы,
ведут все судебные дела. Но и на востоке
с течением времени в городах начинают
вводиться новые порядки и обычаи, базированные
на нормах магдебургское право.
«Магдебургское
право – это феодальное городское право,
на основании которого экономическая
деятельность, имущественные права, общественно-политическая
жизнь, сословное положение горожан регулировались
собственной системой юридических норм,
что соответствовало роли городов как
центров производства и товарно-денежного
обмена». Белорусские города получали
самоуправление на основе привилеев на
Магдебургское право. Привилеи на Магдебургское
право представляли собой своеобразные
статуты, которые определяли основные
моменты в организации и деятельности
органов самоуправления в городах, а также
закрепляли положения, реализация которых
должна была способствовать улучшению
жизни горожан. Причем следует отметить,
что привилеи на самоуправление имели
как великокняжеские, так и частнособственнические
города. Не существовало единого образца
привилеев. На белорусских землях была
известна общая идея – идея самоуправления,
а каждый город реализовывал ее по-своему.
Но можно выделить наиболее общие положения,
которые в той или иной степени были похожи.
Например, по Магдебургскому праву вместо
многочисленных натуральных повинностей
горожане платили единый большой денежный
налог. Они освобождались от суда и власти
великокняжеских чиновников или феодалов.
Это в значительной степени ограждало
от своеволия экономическую деятельность
и имущество горожан. Установление самоуправления
улучшало условия ремесленной и торговой
деятельности, ослабляло феодальную зависимость
горожан, которые были лично свободными.
Города стали центрами ремесла и торговли,
культуры, свободомыслия и демократических
традиций. Именно Магдебургское право
стало тем переходным моментом, который
подготовил фундамент для формирования
новых экономических отношений. Привилеи
на Магдебургское право явились удачным
применением норм «иностранного» права
на территории ВКЛ. Они регулировали только
те отношения, которые не были определены
нормами обычного или общегосударственного
права. Это значит, что Магдебургское право
свое образно ликвидировало те пробелы
в праве ВКЛ, которые мешали городам развиваться
в соответствии с требованиями времени.
Утверждая свободу «communitas civium» и культивируя
ее правомочность, Магдербургское право
включало белорусские города в лоно западноевропейской
цивилизации, одним из феноменов которой
были принципы городского самоуправления.
На определенном этапе Магдербургское
право способствовало экономическому
расцвету городов. Во главе городской
администрации суда в городах с Магдебургским
правом стоял войт. Его назначал хозяин
с Радой из числа феодалов или знатных
горожан. В функции войта входило:
поддержание
порядка в городе;
определение
правил торговли;
отстаивание
интересов горожан перед правительством
и феодалами;
сбор налогов;
осуществление правосудия вместе с другими
членами самоуправления.
Помогал войту
его заместитель - лен-войт. Памошники
войта - бургомистры - могли избираться
горожанами, назначаться войтом. Бурмистров
решали текущие вопросы городской жизни
- наблюдали за торговлей, ремесленниками,
занимались благоустройством города,
городскими укреплениями, караульную
службу, осуществляли правосудие по мелким
делам. Городская Рада (магистрат) выбиралась
мещанами или предназначалось войтом.
Она определяла общее направление развития
городского хозяйства, занималась благоустройством,
оборонительными сооружениями, сбором
налогов с населения, контролировала городские
расходы, осуществляла суд с войтом и бурмистром.
Войтовско-лавничий суд (лава) занимался
рассмотрением уголовных и гражданских
дел горожан. Состоял из войта, лен-войта,
лавника - лиц, избранных из мещан. На первом
этапе распространения самоуправления
значительную роль имело общее собрание
мещан (сейм, вече, капо). На нем слушали
отчеты Бурмистров, составляли жалобы
в правительство, определяли размеры сбора
средств на городские нужды, могли вместить
некоторых лиц самоуправления. Постепенно
роль собрания снижалась, даже среднее
мещанства отклонялась от участия в управлении
городом. Вся полнота власти в городах
принадлежала наиболее богатым и влиятельным
купцам-гостям и цэхмайстрам - руководителям
ремесленных цехов. На Беларуси приказом
Екатерины 2 магдебургское право было
отменено в Могилевской губернии в ноябре
1775, в Минской – в мае 1795, в Западной губернии
Беларуси – в декабре 1795 года. Магдебургское
право органично вошло в жизнь городов
Беларуси, так как произошло развитие
и слияние давних традиций самоуправления,
существовавших в некоторых древних городах,
с нормами магдебургского права. Существует
много положительных моментов, которые
отметили этот период в жизни белорусских
городов. Например, по магдебурскому праву
вместо многочисленных натуральных повинностей
горожане платили единый большой денежный
налог. Они освобождались от суда и власти
великокняжеских чиновников или феодалов.
Это в значительной степени ограждало
от своеволия экономическую деятельность
и имущество горожан. Городские власти
формировались на основе самоуправления,
правда ограниченного назначением войта.
Но, несмотря на это ограничение, установление
самоуправления улучшало условия ремесленной
и торговой деятельности, ослабляло феодальную
зависимость горожан, которые были лично
свободными. Таким образом, города стали
центрами ремесла и торговли, культуры,
свободомыслия и демократических традиций
. Можно, конечно, сказать, что на самом
деле организация жизни городов не выходила
за границы феодальной подчиненности,
но она была революционной в плане развития
производства, торговли и обмена. И именно
магдебургское право стало тем переходным
моментом, который подготовил фундамент
для формирования новых экономических
отношений. Более того, Магдебургское
право стало одной из составных частей
правовой системы Великого княжества
Литовского, которое сформировалось путем
укоренения иностранных норм в национальную
правовую систему. Магдебургское право
органично вошло в жизнь городов Беларуси,
так как произошло развитие и слияние
давних традиций самоуправления, существовавших
в некоторых древних городах, с нормами
Магдебургского права. Белорусские города
не просто перенимали новые принципы жизни,
но приспосабливали их к собственным условиям
и особенностям. В заключение хотелось
бы отметить, что именно Магдебургское
право стало законодательной основой
местного самоуправления и управления
в белорусских городах, стало тем фундаментом,
на котором и стал строиться еще в те далекие
времена «дом» под названием «местное
управление и самоуправление». Формирование
современного белорусского государства,
соответствующего европейским стандартам,
невозможно без подробного исследования
истории государства и права Беларуси,
в общем, и периода Магдебургского права,
в частности.
Заключение
Являясь студенткой кафедры
государственного и муниципального управления
тема «Система государственной
власти и управления Великого Княжества
Литовского» была для меня особенно интересна.
Поиск путей рационализации и модернизации
деятельности государственного аппарата,
институтов власти, общественно-политического
устройства имеет на сегодняшний день
ключевое значение с точки зрения достижения
политической и экономической стабильности
российского государства. В заключение
необходимо определить ряд основополагающих
признаков государственного строя ВКЛ.
Так, необходимо отметить, что правовой
статус Великого князя характеризовался
концентрацией в его руках широких властных
полномочий. Все наиболее важные вопросы
он должен был решать вместе с Радой ВКЛ,
которая в последствии ограничила сферу
его политической власти. В Раду входили
ближайшие родственники великого князя,
некоторые князья вассалы, должностные
лица центрального и даже местного государственного
аппарата. В состав Рады входила и верхушка
духовенства. Рада являлась постоянно
действующим государственным органом.
Она не имела строго определенных полномочий
и могла рассматривать любой вопрос внутренней
и внешней политики государства. Так, в
компетенцию Рады входили избрание великого
князя, оборона государства, решение международных
дел, обсуждение и принятие законодательных
актов, заслушивание отчетов должностных
лиц, рассмотрение наиболее важных судебных
дел и др. Таким образом, Рада была исполнительно-распорядительным,
законодательным, судебным и контролирующим
органом. Ее главное предназначение заключалось
в том, чтобы охранять права магнатов от
великого князя, а также территориальную
целостность государства. В конце XV в.
окончательно оформился другой высший
орган государственной власти – Сойм
(Сейм). Сейм, как законодательный орган,
берет начало с древнейших вечевых собраний.
С XV в. Сейм регулярно созывается. Порядок
работы Сейма, его компетенция до XVI в.
определялись обычным правом. Сначала
в работе Сейма могли принимать участие
паны-радные, многочисленные должностные
лица центрального и местного государственного
аппарата, вся шляхта. В XVI в. на заседаниях
могла присутствовать уже не вся шляхта,
а ее представители – по два депутата
от каждого повета, которые избирались
на поветовых соймиках. Кроме великого
князя, панов-радных, должностных лиц центрального
и местного управления в работе вальных
Сеймов принимали участие представители
католического и православного духовенства.
С 1568 г. мещане г. Вильно получили право
посылать на вальный Сейм двух-трех бурмистров,
которые могли высказываться только тогда,
когда рассматривались вопросы касающиеся
г. Вильно. Все вопросы на Сейме фактически
решали великий князь и Рада, а представители
поветовой шляхты только присутствовали
при этом. Участники Сейма затем сообщали
в поветах о его решениях и исполняли их.
Таким образом, историческая судьба белорусского
народа сложилась так, что он в огромной
мере утратил память о своем прошлом, своей
истории. Но в процессе становления белорусской
государственности и дальнейшего развития
белорусского нации обращение к прошлому,
и прежде всего - к периоду Великого Княжества
Литовского, неизбежно. И здесь белорусы
имеют преимущество перед многими народами
«постсоветского пространства». Обращение
белорусов к ВКЛ - это обращение к такому
прошлому, которое значительно больше
отвечает современным демократическим
нормам и на которое можно значительно
больше опираться при построении демократического
государства, чем на исторические образцы
и примеры прошлого многих других народов.
Список использованных источников
Бережков Н. Г. «Литовская метрика
как исторический источник», ч. –1, 1946.
Головатенко А. История России:
спорные проблемы, М., 1994
Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская
история: популярный очерк. IX - середина
XVIII в., М., 1992
Любавский М. К. «Областное
деление и местное управление
Литовско-русского государства ко времени
издания первого Литовского статуса», М., 1892.
Любавский М. К. «Очерк
истории Литовско-русского государства
до Люблинской унии включительно»,
М., 1910.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2
изд., т.21.
Пашуто В. Т. «Внешняя политика
древней Руси».
Пашуто В. Т. «Образование Литовского
государства», М., 1959
Похилевич Д. Л. «Движение
феодальной земельной ренты
в Великом княжестве Литовском
в XV – XVI вв.», в сборнике
«Исторические записки», т. 31, М., 1950.
Пресняков А. Е. «Лекции по русской
истории», т. 2, в. 1, М., 1939.
Статут Великого князьства
Литовского 1566 года и поправы статутовые
1578 года // Временник Московского го-ва
истории и древностей российских. - 1855.
Кн. 25
1 См.: Чигринов
П.Г. Очерки истории Беларуси: уч. пособие.
– Мн.: Академия МВД, 1997. С.136.