Система государственной власти и управления Великого Княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:51, реферат

Описание работы

Тема данной работы является актуальной, так как поиск путей рационализации и модернизации деятельности государственного аппарата, институтов власти, общественно-политического устройства имеет на сегодняшний день ключевое значение с точки зрения достижения политической и экономической стабильности российского государства, необходимости либерализационных процессов государственного сектора, правового закрепления механизмов разграничения полномочий и зон ответственности в иерархии институтов государственного управления и контроля, в корне которого стоят задачи построения правового государства, создания эффективной системы органов государственного управления и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение
1.История возникновения Великого Княжества Литовского
2. Государственное устройство Великого Княжества Литовского
3. Состав и компетенция Рады
4. Высшие должностные лица Великого Княжества Литовского
5. Органы местного управления Великого княжества Литовского
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

история гос управления чистовой.docx

— 58.21 Кб (Скачать файл)

Последние функции Рада осуществляла вместе с Великим князем, а так же по всем вопросам она могла созывать сейм. Судебные дела рассматривались в Раде на специальной сессии, которая собиралась каждый год через 2 недели после начала Великого поста (Статут 1529 г., разд. 6, арт. 5, 6). Контрольные функции Рада осуществляла либо в полном составе, заслушивая отчеты некоторых служебных лиц, либо доверяя радным панам проводить проверки ревизии. Кроме того, Рада могла назначать специальных комиссаров и ревизоров излиц, которые не входили в состав Рады. Надзор за деятельностью Великого князя заключался в том, чтобы ни один документ не мог вступить в силу без государственной печати, которая хранилась у канцлера, и без его подписи. Правовое положение Рады было закреплено в общеземских привилеях 1492 и 1506 годов [3, c. 16]. В Статуте 1588 года про радных панов вспоминается только в некоторых артикулах (р.1, а. 28; р. 2, а. 11; р. 4, а. 30, 52, 56).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Состав и компетенция  Сейма.

Сейм (польск. Sejm) -историческое название шляхетского представительного собрания в Королевстве Польском, позднее также в Великом княжестве Литовском и с 1569 года в объединённой Речи Посполитой. Сойм (сейм), как законодательный орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, соймом (сеймом) назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. На заседания сойма приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодательные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами - государем и радой. Сойм (сейм) - съезд привилегированного сословия, а именно шляхты Великого Княжества Литовского, мог собираться по распоряжению великого князя или Рады. На сеймовых заседаниях могли принимать участие Великий князь, Рада всем составом, все должностные лица государственного и местного управления, католические и православные (с 1596 г. - униатские) епископы и настоятели монастырей, а также каждый шляхтич. Последние не очень ценили заседания Сейма, поэтому в 1512 г. Сигизмунд I Старый издал приказ, по которому каждый район обязан был выбирать 2 делегатов-"послов" от местной знати. Собирались сеймы по мере надобности, а с середины XVI в. - раз в два года. Были определены города, где собирались сеймы - Вильнюс, Гродно, Слоним, Брест. Вопросы, касающиеся компетенции сейма, строго определены не были. Это зависело от того, какую программу готовил хозяин или Рада. Последние готовили и проекты решений сейма - одобрения, уставы, а с XVII в. - Конституции. Чаще всего сеймы решали следующие вопросы:

  • выборы князя (электоральный и коронационный сеймы);
  • вопросы о войне или мире;
  • сбор и размер налогов на военные нужды;
  • решали международные дела;
  • принимали законы;
  • осуществляли суд по уголовному делу, государственной измене;
  • принимали ходатайства уездного дворянства.

По сути, главную роль на заседаниях сеймов имела Рада и магнаты, они решали, какое постановление примет сейм Компетенция сейма досконально не выяснена. Здесь могли обсуждаться любые вопросы, которые выносились великим князем или Радой. Однако вышеназванные вопросы относились исключительно к компетенции сейма. Порядок избрания депутатов на сейм, их специальная компетенция получил оформление в Статуте 1588 года. Что касается порядка работы сейма, то он осуществлялся на основе практики, которая сложилась еще раньше. Сеймы могли проводиться как в закрытых помещениях, так и на свежем воздухе — на площадках городов, например, руководил заседаниями маршалак земский, он же объявлял принятые решения. Я.А. Юхо отмечает: "После Люблинской унии 1569 года перед каждым сеймом Речи Посполитой созывался сейм Великого княжества Литовского в городе Слониме. На этом сейме вырабатывались обязательные инструкции, которые определяли цели и задачи всех представителей Великого княжества Литовского на общем сейме Речи Посполитой и обсуждались дела княжества. Перед каждым общим сеймом и после него собирались поветовые сеймики. Каждый из них, избрав послов на главный сейм, определял им денежные суммы на дорогу, при повышении цен на продукты питания эта сумма могла быть увеличена (р.3 ст.7). Законодательная деятельность сейма и Рады в 16 в. была наиболее значительной и полезной за все время существования Великого княжества Литовского. "На сеймах Великого княжества Литовского вырабатывалось общее направление внешней и внутренней политики государства. Благодаря им, повышалась политическая активность всего сословия шляхты, укреплялась идея единства всего государства; потребности населения отдельных областей быстрее разрешались в центральных органах государственной власти. На все высшие посты в государстве назначались крупные феодалы наиболее знатных фамилий, только уроженцы Великого княжества Литовского, которые имели определенное образование или практический опыт государственной службы. Все должности давались пожизненно, и ни великий князь, ни Рада не имели права, без веских причин лишить кого-либо своего поста. Вальному сейму принадлежала законодательная власть в стране. Сеймы делились на обычные, которые созывались великим князем, и чрезвычайные. Чрезвычайные сеймы мог созвать глава церкви– архиепископ, (в случае смерти князя или его отказа от трона). Для избрания нового короля созывались три сейма: конвокационном, электоральный и коронационный. На конвокационном сейме определяли время и место выборов князя (короля), вырабатывали условия договора с кандидатами на престол; на элекционном - проводили выборы и заключали соглашение. Вальный сейм позже был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы. Сенат являлся высшей палатой сейма. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, воеводы и комендант. Количество сенаторов доходило до 150 человек. Эта цифра могла варьировать, что зависело от уменьшения или увеличения территории государства и его административно-территориального деления. Первое место в Сенате занимал архиепископ. За ним сидели обычные епископы и только потом - светские должностные лица (комендант, воеводы и т.д.). Такой расклад сенаторов свидетельствует о клерикальном направлении власти. Старшие сенаторы сидели в креслах, младшие - на скамьях. Компетенция вального сейма ВКЛ была широкой. Сейм имел право решать практически любые вопросы государственного управления и законодательства, например избрание князя (короля), созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты на случай ведения войны. Однако надо отметить, что для принятия постановления, требовалось единогласное его одобрение. Достаточно было одному депутату не согласиться с ним и наложить свое 'veto' («не позволяю»), как это постановление отклонялась. Всеми делами на сейме управляли верхушка духовенства и несколько семей крупных землевладельцев-магнатов, которые через своих ставленников контролировали выборы депутатов в уездных сеймиков и направляли их поведение на вальных сеймах. Сеймы собирались, как правило, один раз в два года не более чем на шесть недель. Для принятия решений требовалось единогласное их одобрение. Каждый депутат обладал правом налагать на любое решение и всю работу сейма запрет - свободное вето, что вело к бессилию сейма. Кроме того, все депутаты из уездов обязаны были четко следовать инструкциям, полученным на уездных сеймиках, что в свою очередь создавало трудности в работе. Приблизительно, из 50-ти сеймов без всяких помех могло состояться лишь только семь. Однако надо отметить, что в некоторых случаях, чтобы избежать срыва сейма наложением вето, депутаты объявляли свой сейм конфедерацией и тогда решения принимались простым большинством голосов. Решения сеймов разделялись на три группы: те, что касались всей конфедерации (о высших органах власти, налогах и других общих делах); те, что имели отношение к Польше; те, которые имели силу в ВКЛ.

Как правило, последние составляли отдельные сеймовые конституции. Например, для контроля над поступлением и расходованием денежных средств Великого княжества Литовского по решению сейма создавался обособленный от Польши финансовый трибунал, который комплектовался из представителей Великого княжества Литовского. Финансовая обособленность Великого княжества сохранилась до последних дней его существования.

 

 

4. Высшие  должностные лица Великого Княжества  Литовского

Высшими должностными лицами Литовского государства в 14-16 вв. являлись маршалки (наивысший, земский, дворный и др.), канцлер (государственное делопроизводство, канцелярия и казна), подскарбий земский (государственная казна), "подскарбий дворный" (государева казна), гетман земский (военное командование). Маршалок великий (в 15 в. «Земский», в 16 в. «Наивысший») являлся высшим чиновником ВКЛ в начале 15 - 18 в. Он руководил двором Великого Князя и принимал иностранных послов, высших советников государства, наблюдал за этикетом, заведовал придворной строже и королевской гвардии, следил за безопасностью монарха, назначал дворян. Также, он рассматривал происшествия и преступления, совершенные при дворе и в месте нахождения Великого Князя. С 1678 Маршалок руководил маршалковским судом. После Люблинской унии 1569 маршалок стал занимать должность сенатора. В случае, когда сейм проходил в ВКЛ, он созывал и вел заседания Сената Речи Посполитой, а когда сейм был вальным, то он руководил им. Компетенция его должности приближена на сегодняшний день к функциям современного министра внутренних дел. Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведовал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных лиц (урядников): подканцлер, писари, дьяки и др. Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршал, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя, мог председательствовать на заседаниях вального Сейма и Рады при отсутствии господаря, Виленского и Жмудского католических епископов; осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы Сейма, и решал ряд других вопросов. Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т.д. Его ближайшим помощником был дворный и подскарбий и множество скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т.д., ведающими по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности. Вооруженные силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением. В его подчинении были гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старосты и другие должностные лица. Численность дворных урядов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация - более узкой. Например, дворный подчаший, дворный подстолий, конюший, постельничий, крайний, кухмистр, мечник, ловчий, ключники, подключий, стольники, чашники и т.д. Гетман - самая главная, самая важная должность в армии Великого княжества литовского. Она еще называлась Наивысший гетман, а позже Великий гетман. Гетманов назначал Великий князь только из жителей ВКЛ и посмертно. Они руководили войском до конца своих дней. В ВКЛ титул гетмана известен с конца 15 в., однако полное определение его функций и юридическое оформление гетманства как государственной должности связано с Менским одобрением Сигизмунда I Старого за 1507. Великий князь как непосредственный руководитель государства и армии назначал вместо себя гетмана, наделенного диктаторскими полномочиями: он мог наказывать подчиненных за нарушение дисциплины, насилие над населением и т.д. Права гетмана окончательно сформировал «Военный Устав» 1511   и одобрение сейма 1516. Существовали должности гетмана наивысшего и полевого. Согласно Статутам ВКЛ их могли занимать только подданные ВКЛ. Во время Ливонской войны 1558 - 1583 должность гетмана наивысшего стала пожизненной. Получив дополнительные обязанности, гетман занимал функции военного министра: он должен был комплектовать вооруженные силы, распоряжаться «сребрьщиной», наблюдать за состоянием приграничных замков и др. Создавать армию, вести переговоры гетман мог только на основании писем великого князя. Полная гетманская власть, включая право суда и смертной казни, распространялась только на армию, непосредственно подчиненное гетману. История сохранила до наших дней имена самых известных, знаменитых гетманов нашей земли, которые своим мастерством и талантом, своей преданностью Родине защищали в лихие времена ВКЛ от вражеского нашествия.

Один из них Константин Острожский. Он в 37 лет получил чин Наивысшего гетмана нашего государства. На его надгробии было написано, что он 63 раза одерживал победу над своими врагами, в основном это были крымские татары и Московское княжество. Особенно славной была победа 8 сентября 1514 года под городом Орша, где он разбил по численности почти в три раза большее московское войско. Про эту победу знала вся Европа, она вошла во все хрестоматии по воинскому делу. Еще один из самых известных гетманов ВКЛ Ян Кароль Ходкевич. Наибольшую славу ему принесла битва со шведами в 1605 году, где он с 4-х тысячным корпусом основания разгромил 14-ти тысячную армию противника, потеряв около ста солдат. Надо принять во внимание, что шведское войско не московское, оно было одним из лучших в Европе и тем не менее, Ян Кароль Ходкевич блестяще победил его, положив около 9000 шведов и захватив 12 орудий. С этой победой его лично поздравлял Папа Римский Павел пятый и некоторые европейские монархи, тогдашние поэты и историки посвящали ему свои произведения, составляли в его честь песни и похвалы.

 

5.Органы местного управления Великого княжества Литовского

Великое княжество Литовское носило характер федерации волостей и земель, сохранявших свое особое волостное устройство и объединенных лишь верховной властью господаря великого князя и его панов-рады. Собственно Литва (с примыкавшей к ней территорией Западной Белоруссии) разделялась (после Городельского привилея 1413 г.) на два воеводства - Виленское и Троцкое. С юга и с востока к этой основной области примыкали несколько удельных княжеств Полесья, Чернигово-Северской земли и области верхней Оки, которые были «обособленными политическими мирками» (Любавский). Особо в административном отношении стояли крупные земли - «аннексы», присоединившиеся (добровольно или вынужденно) к великому княжеству Литовскому: Жмудская, Полоцкая, Витебская, Смоленская (до 1514 г.), Киевская, Волынская, Подляшье и Подолье. После того, как при Витовте были упразднены крупные волостные княжения, землями этими управляли назначаемые господарем наместники, однако эти земли отнюдь не сливались в административном отношении с территорией собственно Литвы. Земли управлялись на основе уставных грамот, своеобразных законов, которые регулировали все стороны общественной жизни. Уставные грамоты предусматривали наличие у земель своей казны, присутствие городских выборных на суде великокняжеского наместника, устанавливали другие нормы уголовного и гражданского права. Великий князь гарантировал жителям земель личную неприкосновенность и безопасность. Никто не мог быть лишен свободы без следствия и суда. Предусматривалась свобода женщин, оставшихся без опекунов, от принудительного брака. Оговаривалось право свободного перемещения населения в соседние земли и за границы княжества, свободу семьи от ответственности за преступления, совершенные кем-либо из ее членов. В области имущественных прав граждан грамотами определялись права владения имуществом, получения наследства. Грамоты обеспечивали также процессуальное право, защищали личность от ущемления со стороны местной администрации.1

Такой уклад государственной жизни был характерен главным образом для Полоцкой, Витебской и Смоленской земель. Жемайтия и Подляшье не имели такой традиции государственной самостоятельности. Только в 1446 году Жемайтия получила дарственную грамоту от великого князя Казимира, представлявшую ей широкую автономию. Привилей для Подляшья 1444 года не давал ему статуса земли-княжества. Им предоставлялась автономия только одному сословию – щляхте – в области судебных отношений.Система местных органов власти и управления сложилась не сразу, а постепенно.

В эпоху Ливонской войны и перед заключением Люблинской унии с Польшей местное управление в великом княжестве Литовском было перестроено по польскому образцу. Реформы 1564-1566 гг. ввели новое административное деление государства - на 13 воеводств, подразделявшихся на 31 повет. Для управления новыми округами были созданы вновь должности 5 воевод и каштелянов. Территория делилась на воеводства и поветы. Во главе воеводства стоял воевода, назначаемый пожизненно господаром и Радой. Компетенция его была широкой. Однако местные феодалы имели право в случае необходимости требовать отставки воеводы. Обязанности и полномочия воевод были очень широкими. Им практически принадлежала вся полнота власти в воеводстве. Он осуществлял военные, полицейские, административные и хозяйственные функции, опираясь на многочисленный штат местных должностных лиц, находящихся в его подчинении (подвоевода, хаштелян, тиуны, ключники, лесничие, мостничие и др.)  Подвоеводы являлись заместителями воевод по административно-судебных делам, руководили работой воеводской канцелярии, председательствовали в низшем городском (замковом) суде. Каштеляны командовали военными силами главного замка в воеводстве и ополчением военнообязанного населения, приписанного к данному замку, являлись заместителями воевод по представлению интересов воеводства в Раде. Ключники заведовали сбором налогов, конюшие осуществляли надзор за разведением лошадей для армии, лесничие и гаевники управляли лесными промыслами, занимались организацией охоты. Особенностью местного управления в воеводствах и поветах ВКЛ было наличие сословно-коллегиальных органов – сеймиков (соймиков), в работе которых могли принимать участие неограниченные ничем шляхтичи, проживающие в данном воеводстве или повете. На этих сеймах принимали участие местные землевладельцы и горожане («мещане»), последние в лице своих представителей; однако чем дальше, тем больше землевладельческая шляхта играет на волостных сеймах преобладающую роль и превращает их в свои сословные органы, отделяясь от мещанства. Как правило, поветовые сеймики собирались ежегодно, рассматривая вопросы общегосударственного и местного значения (размер местных податей, выбор местных судей и других лиц поветовой администрации, составляли инструкции-наказы для своих представителей, посылаемых на вольный Сейм, заслушивали отчеты о работе поветовых врадников и т.д.). Законодательное оформление порядок созыва поветовых сеймиков и их компетенция получили в Статуте 1566 г. (арт.5 раздела III).

Информация о работе Система государственной власти и управления Великого Княжества Литовского