Система коммуникации в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить систему коммуникации Древнего Рима.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить систему управления Древним Римом:
- провинциальную систему и кризис Республики;
- провинциальную систему и Принципат;
- имперскую система управления в эпоху Домината.
2. Изучить систему коммуникации в Древнем Риме:
- рассмотреть особенности политической коммуникации в Древнем Риме;
- изучить речевые коммуникации, философию языка и языкознание в Древнем Риме.

Содержание работы

Введение…………….…...………………………………………………...…………...3
Глава 1. Древний Рим - система управления...………………………………...…5
1.1. Провинциальная система и кризис Республики…..………………………….….5
1.2. Провинциальная система и Принципат………………………………………….6
1.3. Имперская система управления в эпоху Домината…………………………….10
Глава 2. Система коммуникации в Древнем Риме………………………..…….14
2.1. Особенности политической коммуникации в Древнем Риме…………………14
2.2. Речевые коммуникации, философия языка и языкознание в древнем Риме…19
Заключение…………………………………..……………………………………….25
Список литературы……………………………………………………...……….....28

Файлы: 1 файл

Коммуникации в Др Риме.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Имперская  система управления в эпоху  Домината

Постепенное оздоровление империи началось в конце 60-х гг. III в., когда были предприняты первые удачные попытки восстановления единства государства и отражения внешних врагов. В 284 г. императорский трон занял Диоклетиан, который начал осуществлять реформы, способствовавшие не только преодолению кризиса, но и переходу Империи в новую стадию развития, несмотря на то, что создаваемый порядок носил печать консерватизма.

Политическое зло узурпаций  власти заставило Диоклетиана прежде всего обратиться к системе четверовластия (тетрархии). Управлять столь огромным государством, переживавшим такой острый и затянувшийся кризис, казалось непосильным бременем для одного человека, тем более, что еще одним наследием принципата было почти полное отсутствие бюрократии в государственных структурах. Как уже было показано, частично это было обусловлено сохранением самоуправляющихся и более или менее автономных полисных и общинных структур в Римской империи. В условиях общего благополучия и процветания система самоуправления городов и территорий, поощрявшаяся императорской властью, работала весьма исправно, но эта система оказалась неспособной выстоять в условиях кризиса и в условиях усиливающегося давления на нее из центра, особенно налогового. На смену разлагавшимся структурам самоуправления, остаткам демократии и республиканизма былых времен в III в. пришла бюрократия, и Диоклетиан попытался придать ей стройный и законченный характер. Бюрократические структуры должны были стать связующим элементом в тетрархии, ее прочным каркасом. Вместе с тем бюрократия должна была привести к обеспечению управляемости государства в условиях единовластия.

Политическая система  домината являла собой в упрощенном виде формулу, согласно которой император  был доминусом-господином, а все  остальные граждане империи являлись его подданными. Доминат предполагал введение соответствующего дворцового церемониала, подобного тому, что существовал в государствах восточной деспотии. Титулатура императора теперь обязательно включала термины «священный» и «божественный». Кроме того, система домината вводила строгую иерархию чиновничьих должностей и оформляла бюрократические структуры империи.

Ниже божественного  императора находилась многочисленная бюрократия, разделенная на гражданскую  и военную секции, хотя даже гражданские  чиновники обычно носили военную одежду, как наследие милитаризации бюрократии в III в. Во главе бюрократической иерархии стоял преторианский префект, который руководил работой императорского правительства. Низшим звеном бюрократии были кураторы, которых избирали на местах и которые осуществляли надзор за работой городских курий. Старые республиканские институты лишались всякого политического значения. Императорские же чиновники назначались теперь самим доминусом или, по иерархии, вышестоящими должностными лицами.

И дворцовый штат, и бюрократия, и армия требовали очень значительных средств на свое содержание, поэтому еще одним важным направлением реформ Диоклетиана было оздоровление финансов и создание четкой системы налогообложения, причем целью налоговой реформы была унификация налогообложения.4

Логичным дополнением  к перечисленным реформам стала  административная реформа, без которой  система домината лишалась необходимой  стройности и четкости и которая  завершала эволюцию системы местного управления Древнего Рима. Вся Римская империя была разделена на 4 префектуры (причем префекты играли больше гражданскую, чем военную роль и были главными помощниками тетрархов в управлении империей) и 12 диоцезов, объединявших по несколько провинций, общее число которых было доведено до 100. Целью увеличения количества провинций было обеспечить более эффективный контроль над меньшими территориями, а также уменьшить власть и значение наместников и предотвратить возможность сепаратистских выступлений. Италия лишилась своего прежнего привилегированного статуса и приравнивалась к обычным провинциям.

Административная реформа проводилась  Диоклетианом и завершалась Константином вместе с реформой управления, сутью  которой было более четкое разделение функций между различными звеньями центрального правительства. Так, все юридические вопросы - подготовка законов и рескриптов, юридические консультации, прохождение петиций к императору и его решений по ним - были сосредоточены в руках верховного "министра юстиции" - квестора Священной Палаты. Как и прежде два "министра финансов" отвечали соответственно за общественные финансы и за частные владения императора. Вся гражданская администрация до губернаторов и городских советов возглавлялась несколькими региональными преторианскими префектами, которые были лишены военных функций, но стали верховными гражданскими магистратами. Каждый префект действовал как верховный судья и издавал мелкие эдикты. Он имел свои финансы и свою бюрократию. Назначения на дворцовые должности и дворцовые штаты, а также более низкие уровни императорской бюрократии вместе с системой почтовых коммуникаций и сетью государственных агентов (agentes in rebus) контролировались начальником канцелярий, который вместе с этим ведал аудиенциями у императора и дворцовым церемониалом.

Доминат как политическая система просуществовал с незначительными изменениями до конца IV в., когда, в 395 г., Римская империя окончательно разделилась на Восточную и Западную, каждая из которых пошла своим особым путем, хотя и сохраняла значительную преемственность с предшествующей системой власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система  коммуникации в Древнем Риме

2.1. Особенности  политической коммуникации в Древнем Риме

О политической коммуникации в Риме периода  Царства  и  Ранней республики (753–146 до н. э.) известно крайне мало, и сведения эти во многом легендарные. Все же можно сказать  несколько слов о ее особенностях.

Прежде всего,  в Риме, в отличие от Греции, никогда  не существовало демократии: римское  общество изначально отличалось неравноправием разных слоев населения. Поэтому  вся политическая история Рима представляла собой непрекращающуюся борьбу за права  тех, кто был ими обделен по сравнению с другими. Сначала  это была борьба патрициев, потомков первых римских поселенцев, основавших город  вместе с легендарным Ромулом, и плебеев, появившихся в Риме позднее. Затем — собственно римлян и их «союзников» — латинов или италиков, населявших другие города Апеннинского полуострова. Наконец, жителей Рима и Италии, с одной стороны, и населения прочих провинций Римской империи — с другой.

Единственное, что могло сплотить противоборствующие слои римского общества, — это совместное противостояние внешним врагам, приоритет  интересов государства над интересами отдельной личности.

Классическая формула S. P. Q. R. (Senatus populusque Romanus), т. е. «сенат и римский народ» выражала общеримскую идеологию, согласно которой государственные интересы ставились гораздо выше интересов индивидуума. Столь высокая степень этатизма предрасполагала население Рима к постоянному политическому участию, поэтому политическая составляющая жизни римлян была доминирующей, и от нее зависели экономика страны, ее культурная жизнь, а также и коммуникация.

Главными  органами власти Древнего Рима были народное собрание и сенат, который изначально и вплоть до падения  Римской империи  формировался из патрициев (в отличие  от выборных органов власти Древней  Греции). Именно из их состава выбирались сначала цари, а затем и консулы. Плебеи поначалу вообще не считались  полноправными гражданами, однако их упорная борьба привела к тому, что уже в начале V в. до н. э. была введена должность народных трибунов, которые имели право созывать народное собрание и налагать вето на законопроекты. В IV в. плебеи сумели даже добиться того, чтобы один из двух консулов избирался от плебеев. В  результате плебс перестал считаться  «второсортным» сословием  и  приобрел не меньшее влияние, чем патриции. А власть народных трибунов была так  велика, что даже представители патрицианских  родов не брезговали баллотироваться  в народные трибуны.

Наиболее известны имена братьев Гракхов — выходцев из патрицианского рода, ставших народными трибунами во II в. до н. э. А в I в. до н. э. Публий Клавдий Пульхр (Publius Claudius Pulcher), потомок знатнейшего патрицианского рода, даже перешел из патрициев в плебеи (сменив свою фамилию на Клодий) и, став народным трибуном, соперничал по популярности с самим Юлием Цезарем (Gaius Julius Caesar). Аристократия активно сопротивлялась введению народными трибунами всяких новых государственных должностей, на которые сами же трибуны имели право назначать угодных им лиц. Для римской знати более предпочтительным было избрание должностных лиц народным собранием, управлять которым патриции со временем научились весьма виртуозно.

Народное  собрание представляло значительную политическую силу в Риме в период и республики, и ранней империи (период Принципата, 30 до н. э. — 284 н. э.). Те, кому удавалось  обратить общественное настроение в  свою пользу, могли диктовать  Риму свою волю. Поэтому в Древнем Риме нередко прибегали к таким  методам, как подкуп, угрозы, шантаж и т. д. Даже самые  выдающиеся политики, обладавшие и  высоким авторитетом, и красноречием (например, Юлий Цезарь), не надеясь только на них, обеспечивали себе победу подкупом и сговором с  противниками. Эта практика, безусловно, уже и тогда вызывала порицание: так, Цицерон (Cicero) заявляет, что покупка мнения или результатов голосования за деньги заслуживает кары, а достижение успеха с помощью красноречия — похвалы.

Тем не менее, практика и прямого подкупа, и завуалированного, например в виде организации гладиаторских боев или раздачи народу еды перед выборами, применялась политиками регулярно.

Среди политических приемов, самым  эффектным, несомненно было провозглашение себя защитником народных интересов: под таким лозунгом чаще всего приходили к власти консулы  и  народные трибуны, обладавшие блестящим ораторским даром и  умевшие увлекать за собой массы.

Можно охарактеризовать подобный стиль  как патерналистский, т. е. создание политиком себе имиджа отца, заботящегося о своих детях (римском народе). Так, Тиберий Гракх (Tiberius Gracchus), став народным трибуном, провел через сенат закон о земельной реформе, при этом трижды нарушив римскую «конституцию», но его поддержал народ, и знати пришлось пойти на уступки; не имея возможности справиться с Гракхом «парламентскими методами», сенаторы организовали его убийство (133 до н. э.). Политические деятели доносили свои «предвыборные программы» до народа с помощью надписей на стенах или публичных выступлений как во время собраний, так и в другие дни.5

Другим  весьма эффективным  способом являлось создание репутации  удачливого полководца: ратные успехи свидетельствовали о том, что полководцу покровительствуют  боги и, следовательно, Рим  под  его  властью  будет процветать.

В  результате во главе  Рима становились эффективно действовавшие правители и полководцы, что было особенно важно в период V–III вв. до н. э., когда  Риму приходилось  вести тяжелые войны на собственной  территории.

Но впоследствии при  поддержке  армии  и  народа военачальники  становились полновластными диктаторами, например, Гай Марий (Gaius Marius), Корнелий Сулла (Lucius Cornelius Sulla Felix), Юлий Цезарь (Gaius Julius Caesar) и Гней Помпей (Gnaeus Pompeius Magnus) в I в. до н. э.

Наиболее ярко порочность этой практики проявилась в эпоху так называемых солдатских императоров: первые римские монархи («августы») хотя бы формально избирались и утверждались сенатом, но в 235 г. н. э. трон занял Максимин Фракиец, который даже не соизволил получить одобрение сената, будучи поддержанным одной только армией, которая его боготворила.

После установления императорской власти роль народного  собрания в Риме начала постепенно падать, и в эпоху Домината, т. е. когда императоры добились абсолютной власти (начало этой эпохи  традиционно  связывается с вступлением на трон Диоклетиана в 284 г. н. э.), собрание полностью утратило свои полномочия.

Тем  не менее,  народ  оставался  весьма грозной силой, с которой  вынуждены были считаться и политики и правители. Римские политики еще  лучше, чем их греческие предшественники, осознавали опасность, исходящую от неконтролируемой толпы. Цицерон пишет: «… сила народа бывает гораздо более  дика и необузданна, а ведь она, когда  у народа есть вожак, иногда бывает более мягкой, чем при отсутствии вожака. Ведь вожак  помнит, что он действует на свою ответственность, народ же, в порыве своем, опасности  не сознает». Даже в период Домината, когда императоры, казалось бы, уже  могли не считаться с общественным мнением, они нередко старались  расположить к себе народ, предоставляя ему «хлеб и зрелища». Римский  историк IV в. Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) подробно описывает политику императора Юлиана (Julianus) (355–363 н. э.): он смягчал преступникам наказания, уменьшал налоги и предпринимал другие действия, которые сегодня назвали бы популистскими. В результате в его владениях снизился авторитет правоохранительной системы, сократились поступления в казну, но народ и армия всецело поддерживали своего императора.

Важной составляющей имиджа императоров являлась преемственность  от выдающихся правителей прошлого. Так, например, император Септимий Север (Septimius Severus) назвал своего сына Бассиана (Septimius Bassianus известен под прозвищем Каракалла, правил в 211–217 н. э.) Антонином (Antoninus) — в честь династии, представителями которой были великие императоры II в. н. э. Адриан (Hadrianus) и Марк Аврелий (Marcus Aurelius). Все римские императоры начиная с Констанция Хлора (Constantius Chlorus, отца Константина I Великого (Constantinus)) а за ними — и базилевсы ранней Византии носили имя Флавиев в честь прославленной династии I в. н. э. Провозглашение себя наследником (а иногда и прямым потомком) великой династии придавало императору в глазах народа легитимность и повышало его авторитет. Несоответствие же поведения императора представлению о нем в народе нередко влекло за собой трагические последствия: так, император Коммод (Commodus) (180–192 н. э.), сын почитавшегося народом Марка Аврелия, был убит за то, что участвовал в гладиаторских боях, позоря образ императора.

Информация о работе Система коммуникации в Древнем Риме