Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить систему коммуникации Древнего Рима.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить систему управления Древним Римом:
- провинциальную систему и кризис Республики;
- провинциальную систему и Принципат;
- имперскую система управления в эпоху Домината.
2. Изучить систему коммуникации в Древнем Риме:
- рассмотреть особенности политической коммуникации в Древнем Риме;
- изучить речевые коммуникации, философию языка и языкознание в Древнем Риме.
Введение…………….…...………………………………………………...…………...3
Глава 1. Древний Рим - система управления...………………………………...…5
1.1. Провинциальная система и кризис Республики…..………………………….….5
1.2. Провинциальная система и Принципат………………………………………….6
1.3. Имперская система управления в эпоху Домината…………………………….10
Глава 2. Система коммуникации в Древнем Риме………………………..…….14
2.1. Особенности политической коммуникации в Древнем Риме…………………14
2.2. Речевые коммуникации, философия языка и языкознание в древнем Риме…19
Заключение…………………………………..……………………………………….25
Список литературы……………………………………………………...……….....28
Не менее, чем собственный имидж, заботило римских политиков и создание плохой репутации политическим противникам, которая нередко означала конец политической карьеры. Весьма показателен пример с так называемым заговором Катилины в 63 г. до н. э. Цицерон, бывший тогда консулом, обвинил патриция Луция Сергия Катилину (Lucius Sergius Catilina) в попытке захвата власти и вынудил его покинуть город; никаких доказательств у Цицерона не было, и все свои обвинения консул построил на репутации Катилины как человека неуравновешенного, распущенного и склонного к применению силы.
Напротив, высокая
репутация деятеля могла
На репутации сыграл в свое время и император Нерон, в правление которого, сгорел Рим: он обвинил в поджоге первых римских христиан, использовав общественное недоверие к ним, возникшее из-за их тайных сборищ, использования непонятных символов и пр.; в результате сотни христиан погибли в тюрьмах и на цирковых аренах.
2.2. Речевые коммуникации, философия языка и языкознание в древнем Риме
Латинское письмо появляется в 7 в. до н.э. скорее всего под влиянием греков, издавна имевших в Италии свои колонии. Собственно латинский алфавит сложился в 4-3 вв. до н.э. Постепенно он усовершенствуется (государственный деятель Аппий Клавдий, учитель Спурий Карвилий, поэт Квинт Энний).
Получило развитие рукописное письмо (использовались письмо эпиграфическое, разновидности маюскульного капитального письма: рустичная, квадратная, унциал; маюскул был постепенно вытеснен минускулом - полуинциалом, новым римским курсивом). Грамотность была широко распространена в римском обществе. Латинское письмо послужило источником письменностей на многих новых европейских языках (преимущественно в странах, где проводником христианской религии была римская церковь).6
Рано начались опыты этимологического толкования слов (поэт Гней Невий, историк Фабий Пиктор, юрист Секст Элий).
Грамматика как
В Рим были перенесены из эллинистической Греции дискуссии об аномалии и аналогии (в духе споров, которые велись между Пергамом и Александрией), о происхождении языка, о “природной” или “условной” связи слов и обозначаемых ими предметов.
Особое место в римском языкознании занимает крупнейший учёный Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.). Ему принадлежат трактаты “О латинском языке”, “О латинской речи”, “О сходстве слов”, “О пользе речи”, “О происхождении латинского языка”, “О древности букв”, грамматический том девятитомного энциклопедического труда “Наука”, лингвистические вкрапления в труды по литературе, истории, философии и даже по сельскому хозяйству. В своём главном лингвистическом труде - трактате “О латинском языке” он выражает убеждение в “трёхчастном” строении речи и необходимости её последовательного описания в трёх науках - этимологии, морфологии и синтаксисе. Изложению основ этих наук и посвящён трактат.
Варрон опирается в своих этимологических исканиях на взгляды стоиков (“природная” связь слова с предметом). Он различает четыре класса вещей и четыре класса слов, подлежащих анализу. Отмечаются изменения в составе лексики, в их звуковой оболочке и в их значениях, наличие заимствований и частые ошибки создателей слов как факторы, затрудняющие этимологический анализ. Этим мотивируются предостережения Варрона в адрес любителей этимологических фантазий. Варрон открывает явление ротацизма. В этимологических целях он привлекает и диалектный материал.
Морфологические явления
описываются с позиций
Впервые выделяются исходная
форма имени (именительный падеж) и
исходная форма глагола (первое лицо
единственного числа настоящего
времени в изъявительном
В последний век Республики к проблемам языка обращаются
многие писатели, общественные и государственные
деятели (Луций Акций, Гай Луцилий, Марк
Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь, Тит Лукреций
Кар). В последние десятилетия Республики
и первые десятилетия Империи формируется
литературный латинский язык (классическая
латынь).
Грамматики этого периода (Веррий Флакк,
Секст Помпей Фест, Квинт Реммий Палемон)
ведут активную деятельность по изучению
языка писателей доклассического периода
(при игнориро-вании народно-разговорной
речи), составлению первых больших словарей
и больших грамматик латинского языка.
Составляются и обсуждаются программы
нормализации латинского языка, предложенные
Плинием Старшим и Марком Фабием Квинтиллианом.
Во второй половине 1 в. н.э. в языкознании
формируется архаистическое направление
(Марк Валерий Проб, Теренций Скавр, Флавий
Капр, Цеселлий Виндекс, Велий Лонг). Во
2 в. развёртываются работы по комментированию
языка произведений художественной литературы.
Появляются сочинения по истории римского
языкознания 2 в. до н.э. - 2 в. н.э. (Гай Светоний
Транквилл, Авл Геллий).7
В 3 в. происходит общий спад лингвистической работы. Грамматика Мария Сацердота представляет собой одно из немногочисленных сочинений этого периода. В 4 в. наблюдается новый подъём лингвистической деятельности. Появляются многочисленные словари-справочники (Ноний Марцелл, Арусиан Мессий), грамматики Проба позднего, Элия Доната, Флавия Харисия, Диомеда.
На долю руководства “Ars grammatica” Элия Доната выпал необыкновенный успех. Оно использовалось в преподавании латинского языка на протяжении более тысячи лет. “Ars minor” был его начальной, вводной частью (только учение о частях речи, изложенное в форме вопросов и ответов) и “Ars maior” давал полное изложение курса (сведения по фонетике, письму, стихосложению, учение о частях речи и их акциденциях, включающее обзор разногласий между авторами, стилистика). Комментарии к Донату появились уже в античную пору.
На рубеже 4 и 5 вв. публикуется трактат Макробия “О различиях и сходствах греческого и латинского глагола”. Это была первая специальная работа по сопоставительной грамматике.
В связи с распадом
Римской империи в конце 4 в. центр
лингвистических занятий
Грамматика Присциана подводила итог исканиям и достижениям античного языкознания. Его курс использовался в преподавании латинского языка в Западной Европе наряду с учебником Доната вплоть до 14 в. (т.е. на протяжении восьми столетий).
Учения о языке, сложившиеся в Греции и Риме, представляют собой две взаимозависимые и вместе с тем вполне самостоятельные составляющие единой средиземноморской языковедческой традиции, образовавшие исходную, античную ступень в формировании единой европейской лингвистической традиции.
Но история европейской традиции - в связи с расколом уже в раннем средневековье христианской церкви, в связи с наличием большого ряда несходств исторического, экономического, политического, культурного, этнопсихологического, социолингвистического характера между “латинским” Западом и “греко-славянским” Востоком - есть история двух относительно самостоятельных потоков лингвистической мысли. Одна и та же античная языковедческая традиция стала основой отличных друг от друга традиций - западноевропейской и восточноевропейской.
Первая из них (западноевропейская) имела в качестве источников труды Доната и Присциана, а в качестве материала для исследований в течение многих веков латинский язык. Во многом западная лингвистическая мысль опиралась на постулаты августианства и впоследствии томизма.
Другая (восточноевропейская) традиция черпала свои идеи преимущественно в трудах Дионисия Фракийца и Аполлония Дискола в их византийской интерпретации и в деятельности по переводу прежде всего с греческого на родные языки или на близкородственный литературный (как это было у южных и восточных славян). Предпочтение отдавалось византийским богословско-философским авторитетам. На европейском Западе интерес к византийским достижениям в языкознании и философии пробудился в основном в основном лишь в гуманистическую эпоху. На Востоке же Европы интерес к достижениям западной логической и грамматической мысли появился в период восточноевропейского Предвозрождения и западного реформаторского движения, т.е. и в одном, и в другом случаях в конце Средневековья.
Заключение
Таким образом, эволюция системы местного управления в Древнем Риме на протяжении многих столетий претерпела, по сути, только одно принципиальное изменение. С начала римских завоеваний V - IV вв. до н.э. и вплоть до кризиса III в. Рим активно использовал самоуправляющиеся структуры на местном уровне, которые не требовали ни бюрократии, ни больших государственных расходов. В условиях кризиса эти структуры перестали работать и даже создавали угрозу распада Империи из-за сепаратистских движений. Реформы Диоклетиана были направлены на создание централизованной имперской государственной системы, которая предполагала разветвленную, иерархически организованную бюрократию, требовавшую огромных средств на свое содержание.
Переход к такой системе управления стал одной из причин падения Римской империи, хотя в V в. была предпринята еще одна попытка опоры на самоуправляющиеся местные структуры. Не в силах противостоять усиливавшемуся натиску варваров на границы Империи римские императоры пошли по пути создания на ее территории варварских королевств. Однако эти новые государственные образования в конечном итоге отказались признавать слабеющую власть римских императоров, которые совершенно утратили контроль за ситуацией и лишились последних остатков политической власти в 476 г.
Что касается коммуникации в Древнем Риме периода Царства и Ранней республики (753–146 до н. э.) - известно крайне мало, и сведения эти во многом легендарные. Все же можно сказать несколько слов о ее особенностях.
Прежде всего, в Риме, в отличие от Греции, никогда не существовало демократии: римское общество изначально отличалось неравноправием разных слоев населения. Поэтому вся политическая история Рима представляла собой непрекращающуюся борьбу за права тех, кто был ими обделен по сравнению с другими.
Единственное, что могло сплотить
противоборствующие слои римского общества,
— это совместное противостояние внешним врагам, приоритет интересов государства над
Главными органами власти Древнего Рима были народное собрание и сенат, который изначально и вплоть до падения Римской империи формировался из патрициев (в отличие от выборных органов власти Древней Греции). Именно из их состава выбирались сначала цари, а затем и консулы. Плебеи поначалу вообще не считались полноправными гражданами, однако их упорная борьба привела к тому, что уже в начале V в. до н. э. была введена должность народных трибунов, которые имели право созывать народное собрание и налагать вето на законопроекты.
Использовалась практика и прямого подкупа, и завуалированного, например в виде организации гладиаторских боев или раздачи народу еды перед выборами, применялась политиками регулярно.
Другим весьма эффективным способом
являлось создание репутации удачливого
полководца: ратные успехи свидетельствовали о том,
что полководцу покровительствуют боги
и, следовательно, Рим под его властью
будет процветать. В результате во главе
Рима становились эффективно действовавшие правители и
Народ оставался весьма грозной силой, с которой вынуждены были считаться и политики и правители.